↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina Онлайн
7 марта 2022
Aa Aa
Пиктографический конструктор "вотэтоповоротов" в литературе и кино
В неосознанных символах, архетипах и тропах

Хороший "вотэтоповорот", как известно, не только неожидан, но и... ожидаем. То есть да, мы не знаем, что именно сейчас будет, но некое "внутреннее чувство" шепчет нам, что герои на пороге больших перемен. И наше чувство сюрприза сталкивается с этим предчувствием, порождая почти мистическое узнавание. Это и есть "поворотный момент". Одновременно неожиданный и логичный.
Только такое сочетание "не может быть" и "иначе и быть не может" приносит человеку ощущение реальности, даже в насквозь выдуманной истории. Как мы часто говорим, "верибельности".

Но как оно создаётся? Иногда (как в детективах) роль этого "предчувствия" выполняет логика. Пусть мы не поняли, что "убийца дворецкий", но мелкие улики, рассыпанные по повествованию, уже убедили нас в этом.

Однако чаще повествование палит из двух стволов. На помощь логике развития событий приходят знаки и символы, невольно ассоциирующиеся у нас с переменами. Они (как хрестоматийные "орлы" у Толкина) могут собственно на развитие истории и не влиять. Но формировать предчувствие.

Забавно, но такие казалось бы "случайные" и "бессмысленные" символы грядущих изменений удобнее всего изучать, глядя на карты Таро. Да, вроде как их предназначение - гадание. Но если отвлечься от этого, то первая функция Таро - создавать повествование по многозначным, но интуитивно понятным картинкам. Это своего рода "пиктографический конструктор" историй.

Как это работает? Посмотрим на примере карт, традиционно маркирующих перемены. Арканы: Джокер, Башня, Колесница, Смерть, Солнце, Звезда, Король жезлов, Король мечей.

Из них "Джокер", "Король жезлов", "Король мечей" - чаще всего люди.
"Колесница", "Башня" - предметы или явления
"Звезда", "Смерть", "Солнце" - в зависимости от контекста, либо то, либо другое.

Сегодня мы поговорим о символах "Джокер" и "Башня" с отсылками к известным произведениям литературы. Потом (в следующих постах) я расскажу о других символах и о том, как они направляют наше восприятие произведения.

"Джокер"
Он же "шут" и "дурак". Не следует воспринимать здесь шута и дурака как синоним идиота. Джокер - штука гораздо более общая. Это персонаж пришлый, неродной для окружающего мира.
Самое лобовое использование Джокера - это введение в качестве главного героя наивного (и чем-то похожего на читателя) персонажа, который постепенно растёт и развивается от полного офигения происходящим до неплохой такой роли в представленном мире.
Здесь можно вспомнить и Бильбо Беггинса, и Люка Скайуокера, и Нео... их количество исчисляется тысячами. Вообще типичный главперс - это именно "Джокер", потому что он легко сливается с позицией зрителя / читателя, тоже вначале не понимающего, что происходит, а потом постепенно входящего во вкус.

Джокер также "нулевой аркан", "абсолютная возможность", то есть существо без обязательств, привязок и принятия мира как "само собой разумеющегося". Он на всё смотрит свежим взглядом и поэтому додумывается до того, до чего "местные уроженцы" могут и не дойти.
Поэтому расширительно Джокер - "иностранец", существо с иной логикой. Воланд из "Мастера и Маргариты" (да и вся его свита, особенно Фагот и Бегемот) - тоже пример Джокера. Как и Доктор из "Доктора Кто". Или Остап Бендер, к примеру.
Используя отсылку к образу шута, изображённого на аркане, таких персонажей часто стараются как-то нетипично (в т.ч. ярко) одеть или придать странность, почти "юродивость" их поведению. Что, впрочем, не отменяет ни ума, ни опасности, ни скорости реакции.

Отчасти негативным примером Джокеров являются "попаданцы".
Ну а в мире злодеев они хоть и встречаются редко, но зато наводят полный хаос, т.к. предсказать их поведение невозможно. Про одноимённого персонажа комиксов я просто тихо промолчу, ибо очевидно...
Вне зависимости от масштаба личности, Джокер - это та песчинка, которая может застопорить даже самый отлаженный механизм. Или тот импульс, который поможет совершить невозможное. Именно благодаря тому, что их логика перпендикулярна, а "само собой разумеющихся" вещей для них не существует.

Башня"
В Таро эта карта маркирует даже худшие вещи, чем аркан "Смерть" (который впрочем вовсе не про смерть, а про трансформацию). Обозначает она полный крах прежнего представления о мире. Либо самого этого мира. Под знаком башни рушатся планы, старые фокусы перестают работать, иллюзии рассеиваются, расстаются люди и разбиваются сердца.
Классическое изображение аркана "Башня" включает в себя собственно башню, в которую ударяет молния. Иногда с неё ещё летят вниз люди.
Любая комбинация части этих элементов или всех их маркирует в литературе / кино резкую, неожиданную и неприятную кульминацию сюжетной линии.

Место собственно башни может занимать другой высокий объект: например, скала или монументальное дерево. В классической литературе так и поступают. Огромный каштан, в который ударяет молния в "Джейн Эйр" является символом краха иллюзий Джейн и резких перемен в её жизни, когда она сбегает со своей несостоявшейся свадьбы.
Такие же сожжённые молнией деревья можно встретить и в различных произведениях Тургенева.

Фэнтези часто, не мудрствуя лукаво, так и оставляет башню башней. Классический пример полной реализации содержания аркана: "Гарри Поттер", сцена смерти Дамблдора.
Имеется и Астрономическая башня, и молния (Авада Кедавра), и падающая фигура (Дамблдор).
Для Гарри этот момент действительно означает крушение всех планов и всей картины мира: здесь одновременно и смерть любимого наставника, и "предательство" Снейпа (для Гарри - без кавычек), и разрушенный миф о безопасности Хогвартса, и необходимость противостоять Волдеморту и разыскивать крестражи в полном одиночестве - без помощи и защиты... и много чего ещё.
Массово использует башни Толкин, начиная с "Хоббита", где Одинокая гора по сути - башня, возвышающаяся над окружающим ландшафтом. Помните историю Озёрного города? Что они увидели перед тем, как прилетел дракон? Верхушку горы, озарённую пламенем. Смысл ясен.
"Властелин колец" набит башнями чуть больше чем совсем. Здесь и предательство Сарумана (Изенгард, заточение Гендальфа на верхушке), и Минас Моргул (где сгинул последний Гондорский король и королевство пришло в упадок), и Пасмурник (именно здесь получил ранение Фродо и его физическое и душевное здоровье пошатнулись в первый раз), не говоря уже собственно о Барад-Дуре и Ородруине - оба подходят под аркан идеально.

Мне могут задать закономерный вопрос: а что же тогда с сюжетами о томящихся в башнях принцессах (с драконами или без), которых освобождает бесстрашный рыцарь? Где здесь негатив? Всё же заканчивается хорошо... Безусловно. Для рыцаря и принцессы. Но башня-то была дракона! Поэтому как и в случае с Барад-Дуром слом парадигмы и крушение идеалов всё же имеются. Только с другой стороны. Кстати, дракон ещё и метафора суровой родительской семьи, поэтому проникновение рыцаря в башню... это потеря девственности. Если не тогда и не с тем, и вообще до свадьбы - то неприятностей будет масса.
Это толкование аркана, кстати, частично вписалось в историю Лианны Старк (ПЛиО).

Однако "Башня" изредка всё же бывает и позитивным символом... Взглянем на ту же гору Миндоллуин у Толкина в сцене, когда туда поднимается Арагорн и находит там саженец Белого дерева. Или на знаменитый дуб из "Войны и мира". И там, и там это символ возрождения после вполне классической разрухи всего и вся, имевшей место в прошлом. То есть здесь "Башня" подчёркивает серьёзность и масштаб неприятностей, оставшихся позади. Для такой трактовки подходит только прекрасная погода, "целая" башня (без всяких там трещин и сухих веток) и философское настроение участвующего персонажа.

Продолжение следует...
В следующем выпуске мы разберём роль символов "Звезды" и "Колесницы".

#Статьи #про_литературу #про_кино и #про_фанфики
7 марта 2022
9 комментариев
Черт, четыре дня
WMR Онлайн
Спасибо! Про "Башню" интересно. Подумалось даже, что проявления этого аркана можно и в реальном мире увидеть. Например, в событиях 11 сентября.
WMR
(со вздохом) Проявления любых арканов можно увидеть в реальном мире, если смотреть пристрастно.
Любопытно) Спасибо за ликбез, я в этих гаданиях абсолютно не разбираюсь, зато теперь буду знать! Забавно - в отосланном уже фанфике увидела оба символа...
flamarina Онлайн
Cute Demon
Больше чем за четыре дня можно написать только за 4 часа =)

WMR
Это вполне себе так, но я стараюсь не усугублять, ок?

Виктор Некрам
Потому что арканы созданы реальными людьми с реальными автоматизмами психики ))

мисс Элинор
Это хорошо ))) Но смотрите не деаноньтесь такими темпами ;)
flamarina, точно))
flamarina
Потому что арканы созданы реальными людьми с реальными автоматизмами психики ))
Я бы даже обобщил - арканы созданы людьми и для людей. )
WMR Онлайн
flamarina
Возвращаясь к литературным примерам. А вот "Грозовой перевал" - это ведь тоже на тему Башни?
flamarina Онлайн
WMR
Ну да.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть