↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
17 марта 2022
Aa Aa
Обзоры. Ориджиналы. Изменяющие реальность
#180_градусов #обзор

Если находить общий знаменатель для этой группы, то, пожалуй, это будет "доверие". Себе. Другому. Судьбе. Привычке. Часто это хрупкое чувство оказывается абсолютно неуместно в нашем мире, где жизнь бывает не просто not fair, а ещё not fair весьма внезапно. Хотя, казалось бы, можно было уловить, к чему всё идёт... Но часто ли мы успеваем это сделать?

Игра в детей
Одна из выигрышных сторон этой работы - название. Достаточно многогранное и с избытком описывающая происходящее.
Текст позиционируется в качестве реала, более того, беспощадного реала, практически в духе нашего "независимого кино" 90-х и нулевых. Однако некоторые его особенности - например, чрезмерная осведомлённость соседей о событиях, которые обычно не выносятся в публичную сферу - налёт реалистичности слегка снижают.
Поэтому давайте сойдёмся на том, что это "притча", "аллегория" или "театральная постановка" по мотивам того, что действительно происходит в реале.
Автор заходит с козырей, заводя разговор о детях. О больных детях.
Кто-то из классиков сказал, что на похоронах никто на самом деле не жалеет покойника: каждый жалеет себя. Так и здесь. Кого мы жалеем, жалея больного ребёнка? Кого "спасаем", когда о спасении речи нет? Чего хотим? Действительно помочь? Или получить некое искупление от судьбы, мистическое "я сделал всё что мог" и "моей вины здесь нет"? Или даже заручиться некой помощью от вселенной "в случае чего"...
То есть спасти своего "внутреннего ребёнка" от большого и хаотичного мира.
"Альтруизм это эгоизм"? Звучит довольно по-Оруэлловски, но кто знает...
По крайней мере, автор ставит вопрос радикально: собирать деньги для безнадёжных - значит, продлять мучения ради фальшивого успокоения собственной совести. Не более и не менее. Заглавный персонаж применяет эту максиму как к себе (вернее, к своей дочери), так потом и к другим. Для чего? Не раскрываю интригу, в этом и состоит "вотэтоповорот".
И всё бы сошло за реал, если бы не странная осведомлённость соседей о том, что дочь свою она приняла решение не лечить... Ну кто о таком знает? Был ребёнок. Болел ребёнок. Умер ребёнок. Как жалко. Вот и всё. Ну да ладно, воспримем происходящее как "аллегорию"...
Как к этому отношусь я сама? Я никак не отношусь к работам, где "заходят с козырей": дети, животные, смертельные болезни, война и т.п. С одной стороны это всегда заявка на сильный отклик, с другой стороны, своего рода читерство: ведь как сравнивать пусть даже очень красивый и мудрый, но "бытовой" текст - с экзистенциальным и "трогающим"? Но если вы готовы к подобным темам, если вы их и ищете, чтобы прочесть - вам сюда.

Кости
Очень колоритный текст. Не миф и не реальность, а наследие той удивительной эпохи, когда разницы между ними не было.
Горький дым монгольских степей, чёрная кровь жертвенных животных и... кости.
Да, как же хорошо подходит название.
Кости игральные, кости мертвецов... Кости, глубоко скрывающиеся в живой плоти - каркас, опора, секрет и напоминание о смерти.
Поэтичный, вибрирующий текст, похожий на саму ночную степь. Вот он круг света от костра. А вот она "тьма внешняя", затаившаяся сразу за его пределом. В кругу идёт жизнь - привычная, понятная. Она на свету. С ней всё ясно.
Но чтобы получить ответы на вопросы, чтобы знать о прошлом и будущем - человек выходит в эту бездну, более чужую и враждебную, чем открытый космос. Он пересекает границу жизни и смерти, чтобы спросить мертвецов. Но может ли живой спрашивать мёртвых - и остаться собой? Вряд ли. "Если долго смотреть в бездну, она взглянет на тебя в ответ" (с) Некоторые границы лучше не пересекать. Некоторые двери - не открывать.

То, что будет
А вот это, безусловно, реал. Как орг я не совсем понимаю, почему эта история не отправилась в "Пока глаза закрыты", но ладно - автор сам себе злобный Буратино, там бы у него были шансы собрать побольше голосов, здесь же... гхм. Конкуренция, кмк, неравна.
Снова реал. Реальный такой реал о несчастном браке. Который несчастен... почему? Потому что люди порой бывают такими созданиями, которые думают не о том, что они дают другому, а только о том, что они с этого получат. И сильно... гхм, огорчаются? - не получив.
Повествование ведётся от лица главного персонажа. Но что такое этот текст: безжалостная исповедь о себе самом - каким он кажется на первый взгляд - или... скорее угрюмое непонимание того, что же было не так. Эдакое "а меня за что?" Что-то роднит этот текст с Набоковскими "Камерой обскурой" и "Лолитой". Возможно, как раз высокое искусство написать текст от лица заглавного персонажа, вывернуть наизнанку все его мотивации и доводы - но не вызвать сочувствие и идентификацию, а наоборот - вызвать здоровое брезгливое отчуждение от этой души, пошлой, мелочной и самооправдательной.
Светлое пятно этой истории - реакция жены главного героя и её позиция. Что ж, ей можно пожелать удачи. Никогда не поздно сделать свою жизнь нормальной.
Если честно, нечто в описаниях заглавного персонажа заставило меня в какой-то момент опасаться за жизнь его жены, ведь "не доставайся же ты никому" явно близкий ему принцип... Трусость, скажете вы, не позволила бы. Карандышев тоже был трусом. Однако же. Разрушение ведь и не требует храбрости. Но я рада, что без этого обошлось (надеюсь, для вас это не станет спойлером).
17 марта 2022
2 комментария
Просто ППКС. И про отношение к текстам, где "заходят с козырей", и про... Да про все вообще.
Спасибо!
Viara species
Стараюсь!
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть