↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Белая улыбка, красный смех (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Исторический, Ангст
Размер:
Мини | 36 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
На конкурс "Чистый Лист 2", в номинацию "На разных языках".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Отчаявшаяся

В синей Машиной юбке и бумазейной блузке, спрятанной под пальто, Варя упрямо шагает по голодным улицам. С безлюдного Каменноостровского она выходит на Троицкий мост и с опаской идет мимо поникших и потускневших дворцов. Изредка проезжает грузовик, проходит закутанный в платки прохожий, и вдалеке, у Мраморного дворца, зло и напористо марширует колонна солдат.

— Левой! Левой! — обрывки криков доносятся и до Вари, и она поспешно ускоряет шаг.

На другой стороне покрывшейся льдом Фонтанки живет человек, которого она когда-то любила.

Падают редкие снежинки — на неубранные, полные мусора улицы.

Варя останавливается, вжимая голову в плечи, и дует на замерзшие в тонких перчатках руки. Любила? Или — любит? Зачем она идет к нему, если — нет? Просто потому, что больше идти не к кому? Все так смешалось, что чувств не разобрать. В одно мгновение кажется — умру за него! В другое — равнодушие и усталость…

Она оставалась в Петрограде не из-за курсов. Варя — ждала. Но вместо Володи — смешливого, задиристого, чуткого Володи, который читал ей стихи ночью на даче — вернулся совершенно иной человек. С грубыми мозолистыми руками.

И Варя сразу спрашивает себя, касаясь холодных перил — а разве она не изменилась? Разве есть в этом городе, во всей огромной России человек, который остался прежним с прошлой весны, с начала войны?

Нет.

Тогда — как она может судить его, если сама стала другой? Где та Варя в белой шляпке и вышитом бисером платье, беззаботно смеющаяся над шутками друзей? Или та Варя, сидящая у распахнутого окна, за которым темно-темно и нестерпимо пахнет жасмином, а прислуга на кухне поет народные песни? И где то щемящее чувство счастье в груди?

Утонуло в Невской воде.

Тогда — какой смысл мыться, чистить ботинки, стирать белье и одежду, беречь себя — если все они, все до единого — захлебываются в грязи? Прячутся, врут, воруют, спекулируют, лгут. Все, все происходит за спинами. Получается, Варя уже, нехотя, не осознавая сама, сделалась омерзительно новым человеком.

— Эй, красотка! Куда идешь? — тучный мужчина в тулупе окликает ее с другого конца моста, и Варя бежит, задыхаясь от сырого воздуха. — Эй!

Дверь парадной оказывается распахнута. Варя испуганно взбегает на второй этаж и изо всех сил барабанит кулачком по двери. Она не помнит, есть ли в ее револьвере пули.

Владимир ничего не говорит, только отступает внутрь и впускает Варю в полутемную прихожую.

— Как у тебя зябко, — произносит она невольно, снимая пальто, и проходит в одну-единственную комнатенку с желтыми полосатыми обоями и едва теплой буржуйкой.

— Это сейчас неважно, — отвечает он равнодушно, наблюдая за ней. — Самое главное, что ты все-таки пришла.

Варя медленно оборачивается к нему и молча стаскивает перчатки. Губы у нее крупно дрожат, и пальцы отвечают мелкой дрожью.

— Разве ты не понимаешь, Володя? Я тебя ждала. Все эти мучительные дни — ждала. И теперь… Я все пытаюсь понять, что с тобой случилось, что такое этот новый человек. Может быть, я тоже хочу им стать, потому что я не понимаю, кто я. Потерялась, наверное.

Владимир быстро подходит к ней и нежно берет ее лицо в горячие сильные ладони.

— Милая, родная моя, я верю, что мы станем другими, станем лучше… Я люблю тебя, слышишь? Варя, как же я мечтал прижаться губами к твоей шее, плечам — таким хрупким и нежным…

Варя застывает, прирастает к крашеным половицам, на которых стоит. Пальцы Володи настойчиво расстегивают пуговицы ее блузки. Бешено стучит кровь в висках, и руки холодеют, но сладко, сладко замирает сердце и так хочется закрыть глаза и забыться… Горячие губы Володи и прерывистое, нервное дыхание его обжигает кожу шеи, плеч, спускаются вниз, касаясь груди.

Варе кажется, что она прикрывает глаза с каким-то облегчением, что вот — сейчас, и все! Назад дороги нет! Отдаться, отпустить, позволить себе блаженство…

Но на самом деле изо всех сил зажмуривается, и вдруг поцелуи прекращаются.

Остается зябкая тишина.

— Не могу, Варя, ты словно неживая, мраморная, — Владимир отстраняется, кусая губы, и отходит к окну. — Я теперь понимаю. Я тебе тоже чужим кажусь, как и ты мне. Человек человеку волк, выходит. Особенно сейчас.

— Я пыталась остаться прежней, чтобы ты узнал меня, когда вернешься, — Варя садится на низенький потертый диван и обводит комнату растерянным взглядом. — Но я вижу, что происходит в городе — пусть и сквозь пыльный тюль. Россия режет себя надвое. Есть те, кому дорога потерянная империя, и те, кто хочет на ее пепелище построить безликие серые бараки с намалеванной красной звездой.

Владимир раздраженно закладывает руки за спину.

— А новый человек, Варя — он другой. Между белыми лицами офицеров и красными от пота солдатами и мужиками. Он существо посередине, понимаешь? Берущее лучшее от двух слоев и учитывающее ошибки прошлого и настоящего.

— Нейтральный? Враг народа, — Варя усмехается и незаметно застегивает блузку. — Ты уж определись.

— У Чернышевского, помнишь? Разумный эгоист, — Владимир выжидающе смотрит на нее, прося реакции. — Другими словами, приспособленец.

Маленькие часы на пыльном комоде нежно бьют пять.

— Так вот почему улыбка у тебя белая, а смех — красный, — Варя презрительно морщится, резко поднимаясь с дивана. — Гадость какая. И этим, и другим, значит, руки лизать будешь.

— Разве ты не делаешь то же самое? — кричит он ей в ее худую спину, и бледная, с выступающими венами рука Вари замирает на дверной ручке. — В квартире пятикомнатной живешь да прислугу имеешь, а как на улицу носик показать надо — так юбки горничной да блузки бумазейные надеваешь. А все почему? Жить хочешь, Варя! Жить — это в твоей голове основная мысль бьется, понимаешь? Нет ничего: ни Бога, ни закона, ни смерти — выдумали мы это все, чтобы жилось радостнее и легче. Я люблю тебя — разве ты не жена мне тогда? Ты ведь за этим пришла. За новым. За мной. Для меня.

Пальцы Вари снова дрожат, и худые плечи робко приподнимаются.

— Можно в Англию уехать, к моим родителям, — говорит она нетвердым голосом и во все глаза смотрит на него, обернувшись. — Поедем вместе.

Владимир обхватывает голову руками.

— Опять бежать, опять назад! Нет, Варя, я для себя жить буду. Набегался от смертей. Сметен старый мир, затоптан сапогами. Чтобы не попасть под подошвы — нужно шагать вместе с ними и между них. Шагай со мной.

Она неуверенно переминается с пятки на носок и до безумия хочет прижать эту опущенную голову Володи к своей груди.

— Я не умею лицемерить, — Варя делает к нему шаг, поднимает бледное нежное лицо с синими глазами. — Ты видел, сколько в них серости и грязи? В этих людях на улицах? Только и говорят, что убьем, изуродуем, поиздеваемся над теми, кто кажется им предателями. Что я им сделала? Именно я? Всего лишь родилась такой, какая есть. А ведь сколько среди них тех, кто ничего не хочет — только делить! Только чужое забрать! Сотни, тысячи… Я чувствую себя чужестранкой в родной стране. Крысой, которой везде подкладывают яд.

— Крысой… — Владимир задумчиво повторяет, и в голосе слышится боль и стыд. — Варя, поедем со мной. Послезавтра поезд, в Екатеринбург. Никто не будет нас там знать, никто не донесет. Там красиво, леса и поля… Я научу, что нужно говорить.

Варя приподнимает плечи.

— Что же я буду там делать? Я кажусь себе ужасно бесполезной. Я кукла или цветок. Для чего живу — непонятно.

— В новой России очень даже понятно, — замечает он оживленно. — Две руки! Рот! Головка, полная знаний. Ты можешь быть кем угодно теперь — не только украшением гостиной.

Варя с сомнением качает головой.

— Мне пора, — говорит она тихо и подходит к дверям. — Ты прости, что так неловко все, Володя. Я думала, я смогу. Но это слишком тяжело — вот так взять и сбросить кожу. Я буду думать, я буду представлять себя в Екатеринбурге, буду представлять, что у меня такие же мозолистые руки. Воображу себя новой — нужной. И рядом с тобой. В котором часу поезд?

Владимир холодно улыбается.

— В семь вечера. Я провожу.

Они идут молча сквозь разыгравшуюся метель. Варя идет чуть впереди и иногда оглядывается, пятясь и пытаясь через рой снежинок разглядеть выражение Володиных глаз. Он курит, нервно оглядываясь по сторонам. В болезненном свете фонаря он кажется Варе усталым и старым, семидесятилетним стариком.

Под хруст умирающих снежинок они заворачивают к дому и останавливаются. Снег продолжает густо падать, и на ресницах у Вари дрожат крошечные капли.

— Послезавтра на вокзале, — произносит Владимир тихо. — Не опоздай. Надень Машины вещи. Лишнего не бери — отнимут.

Варя кивает, смотря на его крепкую фигуру, и острое, жгучее чувство, что Владимир ее не любит, на мгновение захлестывает с головой. Она медленно расправляет плечи.

— Я не опаздываю, — отвечает она и заходит в парадную, запретив себе оглядываться.

Может, это и правильно. Оставить растерзанный Петроград, уехать к чужим лицам, стать другой, погрузиться в жизнь. Да вот дадут ли? Читать да писать умеет — уже подозрительно, а лицо, наверное, хоть и не красиво, но породисто. Убьют… Но и к родителям бежать уже тоже поздно — на всех границах проверяют десятки раз…

Маша встречает ее в верхней одежде и с узелком в руках. На столе стынет чай и красиво — ужасно красиво выложено в вазочке последнее печенье. Варя хмурится и не знает, что сказать и что спросить.

— Ухожу я, — тянет Маша глухо, пряча глаза. — И вам уезжать надо, Варвара Алексеевна.

— Куда же ты уходишь? — Варя теряется и едва сдерживает рвущиеся слезы. — Как же я одна останусь?

Маша неуклюже и искренне улыбается. Варя вдруг явственно ощущает пропасть между ними — пропасть, углубленную веками, непреодолимую и страшную.

— Меня замуж позвали. Илья Андреич с завода. А их переводят куда-то. Война ведь начинается, Варвара Алексеевна, и мы с вами по разные стороны будем. Уезжайте вы, Бог вас храни.

Варя лихорадочно кидается к буфету и достается из нижнего ящичка деньги. Потом так же лихорадочно сует их в широкие Машины карманы.

— Да вы зачем, барышня, — та смущается и мотает головой. — Ведь я и так этот месяц не доработала.

— Бери, бери! — твердит Варя как заведенная и чуть не топает ногой. — Пригодятся. Спасибо тебе, Маша, за все. Поминай меня добрым словом. Бог даст, еще свидимся.

Маша молча крестит ее в ответ.

Некоторое время Варя стоит, ломая пальцы, у порога, беззвучно шепча отдельные слова, потом садится за стол, не сняв ботинок. Опустевшая квартира обволакивает ее гнетущей тишиной, и люди с портретов смотрят осуждающе и презрительно.

Варя зло и безжалостно поворачивает их лицами к стене и залпом выпивает остывший сладкий чай.

Глава опубликована: 30.08.2018
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 42 (показать все)
Lira Sirinавтор Онлайн
Читатель 1111
Тогда не то что друзей предавали - отцов и братьев убивали
Круги на воде
Автору приятно, что его узнали.
И песню эту люблю! Особенно строки про "если б все не зря"...
Я думаю, Варе и таким варям выбрать новую жизнь тяжело - ведь она непонятная, чужая, да еще и вечно на тебя с осуждением смотрят. Что будет с ней дальше- выживет или погибнет? Или будет мучиться, но потом придет к новой жизни... Тогда мне кажется, нельзя было предсказать и следующее утро.
И вы правы - правых нет и быть не может(
Аноним
Я знаю. Но до самого финала был уверен уедет с ним....
Lira Sirinавтор Онлайн
Читатель 1111
Можно ли винить человека в желании жить? Хоть так- но жить. Березину и другим давно пора было уехать, конечно.
Нам всем невозможно понять, наверное, какой тогда был беспорядок и ужас(
Еще раз скажу, что это потрясающе. Лично я здесь увидела булгаковскую "Белую гвардию". И по атмосфере, и по персонажам, и по отношению "все жертвы, только вопрос в том, как они будут выплывать".
Lira Sirinавтор Онлайн
Mangemorte
Ох, вот за "Гвардию" спасибо, автор даже удивлен, что у него похожесть мелькает. И благодарю за реку и приятные слова!
Аноним, а почему удивлены? Ситуации очень похожи. И та же атмосфера - сочетание неизбежности изменений с внутренним нежеланием их принимать. Понимают, что надо, что без этого принятия никак не выжить, но так сложно сделать этот шаг.
Lira Sirinавтор Онлайн
Mangemorte
А просто цели не были попасть в схожесть, так что это приятное удивление.) Все-таки описывать ту эпоху чертовски тяжело, даже очевидцам той эпохи непонятно было, что же творится вокруг, а уж нам...
Аноним, и правильно. Самые красивые сходства получаются именно так, случайно. И про тяжесть я с вами согласна. Полный хаос. То, что вы смогли в этом хаосе выбрать и нарисовать прекрасную картину - действительно чудо.
Lasse Maja Онлайн
Очень интересно в плане реконструкции исторической ситуации, но как-то очень мало сюжета на такой объем в отрыве от исторической драмы. Хотя, наверное, тут сказывается моя нелюбовь к спекуляциям на трагедиях прошлого.

В политике Варя всегда была несведуща, и всеобщее ликование о отречении императора не разделила.
Здесь: об?
Lira Sirinавтор Онлайн
Lasse Maja
Спасибо! Да, там косяк.
Ну, наверное, особенно много сюжета здесь и не задумывалось, ощущение и чувства здесь важнее. Для сюжета по такой теме надо роман писать :)

А что значит "спекуляция на трагедиях прошлого"?
Lasse Maja Онлайн
Аноним, это когда кто-либо хочет создать аццкую ДРАМУ/ТРАГЕДИЮ, но в голову ничего не приходит, и автор обращается к истории. В историческом прошлом что драмы, что трагедии - больше, чем хотелось бы. Это на самом деле в разы более добросовестный и общеполезный подход, чем высасывать страдашки из конечностей. Но когда я вижу текст, в котором сюжетная драма подменяется исторической, в голове вспыхивает красная лампочка с надписью "ЧИТ!" и мешает разглядеть иные достоинства текста))
Lira Sirinавтор Онлайн
Lasse Maja
Поскольку мне интересно это время, то стало интересно создать своего героя в этом времени. Писать драму ради драмы и что-то чем-то подменять - это не ко мне, и уж тем более читерить - тоже не ко мне.)
Lasse Maja Онлайн
Аноним, приятно знать))
Великолепная история! Передает дух времени, надлом, страх и смятение, расколотый город, разбитое, как ваза, прошлое. И название отличное.
На шпильке
Это же моя любимая тема в истории - Гражданская война (и как же я не догадалась по названию?)! Вам отлично удалось попасть в эпоху (впрочем, как всегда): раскол в обществе, раскол в сердце. Люди всего лишь хотели быть счастливыми, но время безжалостно топчет их мечты, разводя по разные стороны: они ведь оба только жертвы революции. Она - не хочет отрицать прошлого, в котором выросла и которым всегда жила. Он - юным влюбленным офицером пережил войну, а теперь просто хочет выжить любой ценой. Никто ему не судья, как и ей. Он сдал бывших друзей, она говоря с людьми на улице, держит палец на курке револьвера в кармане. Это не они выбрали разные дороги, это время такое.
И Петербург! Он всегда - как отдельный персонаж, который живет своей многогранной и переменчивой историей, а здесь - переживает тот же раскол, что и люди. Как же я хочу скорее снова увидеть этот город, чтобы напиться его историей! (Ох, ваши описания улиц всколыхнули воспоминания, теперь буду тосковать до самой весны, пока снова их не увижу).
Lira Sirinавтор Онлайн
Home Orchid
Спасибо! Приятно, что заглянули)
На шпильке
Приезжайте в Питер, он всегда ждет :) Правда, бывает суров погодой, но что делать.

Да, вы как всегда поняли настроение моего текста, и я согласна, что винить за желание жить тоже невозможно...
У вас невероятно сильные работы, автор. Спасибо за очередную мощь.
Бусым волком воет декабрь,
Мир, наверно, сошел с ума.
И на небе серая хмарь,
И в душе - чужая зима.
Выбор страшен и все же прост,
В красно-белую круговерть
Выбираешь не звездный мост,
Выбираешь лишь свою смерть.
Lira Sirinавтор Онлайн
клевчук
Какая жуткая и красивая рекомендация! Спасибо.
Цитата сообщения Lira Sirin от 21.09.2018 в 17:05
клевчук
Какая жуткая и красивая рекомендация! Спасибо.

вам спасибо за историю.)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх