Коллекции загружаются
#рождение_науки #история
Вообще необходимо понимать, чем был тот плавильный котёл поздней античности, из которого вышло всё - от катаров до Аквината до ньютоновской физики. Кто именно занимался наукой и философией, зачем, почему - вот это всё. И начать, наверное, стоит с того, что с самого Октавиана Августа Рим - это иллюзия. Рим умер в гражданских войнах; из его обломков поднялась хорошая, качественная эллинистическая монархия со всеми её весёлыми атрибутами (не случайно греческий язык вытесняет латынь как язык общения высшего класса). Но вместо того, чтобы называть всё своими именами, Юлии-Клавдии, а за ними и все прочие императоры - и даже Диоклетиан с Константином, несмотря на их дерзкую реформу - устроили гигантский косплей-фест длиной в столетия, притворяясь, что это никакая не эллинистическая монархия, а просто такой апгрейд Республики. Грамотные слои населения (а это была капля в море, надо сказать) росли в мире, постоянно смотревшем в прошлое, одновременно несомненно реальное и чудовищно идеализированное. В мире, где названия и понятия совершенно никак порой не соотносились. Мире, который усиленно лгал самому себе - в том числе о своей мощи, даже тогда, когда прогибался под ударами со всех сторон. Неудивительно, что этот мир породил достаточное количество эскапистских философий, среди которых христианство - самое взвешенное и рациональное. Большинство отрицало всё материальное, проклинало саму концепцию бытия и искало выхода из бесконечного колеса фальшивого существования в... куда-то. Обычно мир чистых идей, которые гармонично не-живут. Именно они были той формой язычества, с которой боролось за выживание христианство. Неудивительно, что оно выиграло: жить-то хочется. Это была та великая античная философия - а она несомненно была и великой, и античной - которую утратила Европа с падением Западной Империи. Которую сохранила Византия. Возможно, именно в ней лежит ключ к пониманию, почему одни попытались сдвинуться с места, а другие - нет. 4 июля 2018
19 |