↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Многие начинающие авторы уверены, что годная идея — это едва ли не самое важное, чем следует обзавестись прежде, чем даже помышлять о писательстве. И не просто хоть сколько-то приличная, а желательно гениальная! Интригующая, оригинальная, незабываемая и, конечно же, отражающая что-то личное и дорогое самому автору — ну просто само совершенство, а не идея!
Но давайте попробуем зайти с другой стороны и предположить, что идея может быть любой — с небольшими оговорками.
Конечно, у идеи предполагается один важный, ничем незаменимый элемент: она должна быть. Ну хоть какой-то. Почему так? Тут есть один тонкий момент из плоскости психологии человека. Для того, чтобы создать что-то уникальное, нашему разуму нужна отправная точка. Нужны рамки, внутри которых можно начать творить — и за которые, при желании, потом можно будет выйти.
Если сказать человеку: «напиши что-нибудь», «нарисуй, что хочешь», «сочини мне стих», «придумай мелодию», «пошути смешно» или, скажем, «сделай мне дизайн сайта» (личное фрилансерское, да) — скорее всего, даже если вы обращаетесь к профессионалу своего дела, он будет долго чесать репу и пожимать плечами. «А что именно нужно? О чём? Поточнее, пожалуйста!» И с этим ничего не поделать, так работает наша не слишком-то рандомная человеческая «креативность», причём с самого детства. Наверняка же видели, как малыши, стоит им дорваться до цветных карандашей, начинают действовать на нервы каждому подвернувшемуся под руку взрослому с требованием сказать им, что рисовать? Да что там, сами же наверняка так делали!
Но с опытом люди обычно учатся хоть как-то, да обходить свою неспособность создавать с нуля. И если долго ныть над ухом нашего подопытного гипотетического профессионала, мол, «ну позязя, накреативь хоть что-нибудь, ты же лучше меня знаешь, просто придумай!», а этот несчастный чем-то сильно вам обязан и вынужден подчиниться, скорее всего, он что-то наваяет. Вот только далеко не «с нуля» — просто, имея определённый опыт, выудит из памяти условно-случайное основание и разовьёт его во что-то, чтобы порадовать лично вас. И даже в этом случае велика вероятность, что получится так себе, поскольку просьба «накреативь хоть что-нибудь» в вакууме — очень сложная задача. Излишне сложная. Ей совершенно ни к чему такой быть.
И тут надо ещё разобраться, что же мы имеем в виду под «идеей». Есть большая разница между идеей-основой и её развитием, проработкой — которая тоже не является окончательным текстом и даже планом для него. Основа у любого сюжета почти всегда довольно примитивна — такой она и должна быть. Берём любую популярную книгу, хоть бы даже несчастного, вечно приводимого в примерах Гарри Поттера, и видим, что его основа — избранный школьник-маг и его приключения в школе магии. Почему он избранный, что за школа, какая там магия, что за приключения, с какими магическими бяками им предстоит приключаться, к чему всё это приведёт, какие там характеры и отношения у всяких снейпов с дамблдорами — это уже проработка.
Так вот, этот самый мозговой генератор основ идей работает по большей части независимо от того механизма, который может оную идею проработать и развить — условно назовём его «развиватор». И чтобы накреативить «с нуля», нужно научиться запускать эти системы последовательно и оценивать их результаты обособленно друг от друга. А когда генератор и развиватор находятся в одном мозгу, велика вероятность, что где-то на пути между ними образуется нехилый такой фильтр шлака, причём совершенно неадекватно тонкий — ведь у вас же есть возможность сразу «примерить» генерируемую идею на развиватор.
И тут вы начинаете откровенно придираться к собственным задумкам. Ну не, мол, это же бредятина какая-то получается. А это банальщина избитая, а вон то — пошлятина мерзкая. Что за ерунда мне в голову лезет? Кому такое будет интересно? Из такого сюжета не получится!.. А может, и наоборот: одна из первых же идей пролезет через ещё не устоявшийся фильтр — вот только не тот. Ведь вы оцениваете задумку как автор, а не читатель, и интересность со всеми её составляющими вполне может выпасть из списка необходимых критериев. «Мало ли, что мне неинтересно — мне же её писать, а не читать! Читателям такое наверняка придётся по вкусу, а мои предпочтения слишком странные, чтобы по ним судить».
Собственную идею всегда сложно оценить объективно — перекосы могут быть в обе стороны, но в точку оценка не попадёт почти никогда. И подсунуть свою идею на оценку кому-то другому далеко не так просто, как кажется — ведь для этого её придётся сначала выбрать, то есть заранее оценить! Однако же как только кто-то другой говорит вам ровно такую же бредятину, вы вдруг — хоп! И принимаете её как данность. Что за чудеса такие чудесатые?
А фишка опять в психологии. Принимая идею извне, вы заранее исходите из предположения, что эта идея уже прошла фильтрацию в голове другого человека — особенно, если его мнению вы хоть сколько-то доверяете. Конечно, главный подвох тут в том, что тот человек, выдавая вам «задание», с большой вероятностью ничего особо и не фильтровал — ведь не ему же потом на этой основе что-то создавать, так зачем напрягаться? Но вдруг условное «ну, нарисуй мне лошадку на травке» из скучнейшей из всех возможных задач становится самой интересной и лошадка рисуется ого-го как! Странно, да?
Переносим на реалии фикбука — и видим, что даже под совершенно банальными заявками, стоит им набрать пару сотен лайков, материализуется охапка шикарнейших работ. Конечно, бывают и осечки: не под каждой заявкой, не все работы шикарны и берутся за них нередко уже опытные авторы в погоне за новыми аудиториями. Но факт остаётся фактом: коэффициент годноты под популярными заявками вполне приличный, можете сами проверить.
А всё потому, что хорошая заявка задаёт те самые рамки. Многие авторы заявок стараются выдать не только основу, но сразу её и проработать, что в принципе совсем не обязательно (если в заявке уже целый план работы, могли бы, в самом деле, сами и писать — кому по силам детальный план, скорее всего, его реализации мешает только собственная неуверенность, но это уже оффтопик). Но самое важное, что залайканная заявка избавляет потенциального автора от внутренней дилеммы, удачная ли это идея. Ведь если под неё подписалось энное множество людей, она же не может быть лютой ересью, так?
Ну, тут такое дело… далеко-о-о не факт! Более того, во многих случаях исходная идея окажется хуже большей части того, что автор мог бы сам себе насочинять. Вероятно, она будет хуже даже многого из того, что автор нещадно порешит как бред в тщетных попытках найти ту самую идею, за которую стоит взяться. Ведь автор заявки, даже если и хочет прочитать работу по ней, подходит к её написанию с позиции читателя: это было бы интересно, считает конкретный человек. А потом приходит ещё горстка людей и, бегло окинув взглядом его мысль, решают, что идея достаточно интересна, чтобы совершить «героический» поступок в виде одного тыка в лайк. На всякий случай, а то вдруг кто-то всё же потянет написать на эту тему что-то интересное? То бишь, опять оценивая идею, как читатель. Не им заморачиваться и ломать голову, как это реализовать, так что их фильтр отсекает совсем не те вещи, которые фильтруете вы сами, пытаясь придумать годную идею.
Но вам, как автору, задумываться об этих сложностях вовсе не обязательно — и даже нежелательно. Главное, что такая внешняя идея помогает обмануть собственную психологию, работающую в данном случае против ваших планов взяться писать. Ведь даже крайне посредственную идею, подкинутую случайным человеком без задней мысли, можно реализовать на приличном уровне — при условии, что вы умеете писать, конечно. Но чтобы научиться писать, нужна практика. А если вы планируете тренироваться исключительно на шикарнейших, первосортных творениях собственного сознания, причём непременно дорогих вашему сердцу, над которыми размышляете многие годы и вкладываете всю душу, успевая прикипеть к своему миру и персонажам ещё до того, как написана хоть строчка… да, скорее всего, далеко вы не уедете.
Поэтому давайте пока оставим эти ваши дорогие сердцу наброски на потом. Нет, не забивайте на них окончательно, просто отложите в сторонку. Возможно, позже они вам ещё пригодятся, когда наработанный опыт уже будет позволять браться и за такие задачи. А пока предлагаю подумать о том, действительно ли возможно написать что-то условно-читаемое, взяв за основу без малого любой шлак, даже совершенно случайные идеи?
Заранее оговорюсь: нет, я не имею в виду математическое значение «случайности». В психологии и, тем более, в творчестве такие вещи вообще применимы с натяжкой. Поэтому, говоря о «случайной» идее, я не подразумеваю, что можно взять любые три слова, наугад ткнув пальцем в словарь, и гарантированно сваять на их основе бестселлер. Это так не работает.
Лучше представьте себе эдакую жиденькую и неоднородную тучку из неограниченного множества идей, неравномерно размазанную по координатам между «трэш» и «годнота» в одну сторону и «хочу попробовать» и «не потяну» — в другую. Какие-то части этого облачка будут отсекаться, но где-то там ближе к центру останется достаточно большой массив идей, без малого на любую из которых вы сможете хоть что-то накреативить. И это не десять, не сто и не тысяча потенциальных идей — это целый спектр, ограниченный какими-то вашими личными критериями, но практически бескрайний даже в этом своём сегменте.
Так вот, давайте в рамках этого эксперимента предположим, что можно взять случайную идею из этого грубо определённого множества — и этой идеи будет достаточно, чтобы начать писать. Исходные ограничения этого множества выбирайте для себя сами, я же возьму для примера что-нибудь в меру универсальное, популярное и простое.
Чтобы не обидеть никакой фэндом, сразу определимся: это будет оридж (но для вас это не обязательный критерий). Скорее джен, но там может быть фоновая романтическая линия — ведь мы же хотим написать что-то популярное, верно? Постараемся обойтись без совсем уж недетских тем — не выше PG-13. Будет ли это миник-ваншот, полноценный рассказ или целый роман? Ну, мне-то всегда тесно в мини-формате, но в порядке эксперимента будем ориентироваться на что-то не сильно размашистое. Хотя тут как раз можно себя заранее не ограничивать и исходить из принципа «как пойдёт».
Жанры? Так, смотрим на фикбук, что там у нас сейчас самое ходовое? Для простоты открываю вкладку прошедших фестов и смотрю на число отправленных на них работ (заранее отсекаю нишевые типа Songfic, АУ и т.п.). Вижу 1000+ работ в жанрах повседневность, мифические существа, фэнтези, флафф, дружба, учебные заведения… Эх, фантастика моя любимая идёт мимо, никто её не пишет и не читает… Ну да ладно, зато психологии прилично. Ангст! Драма! Дра-а-ама!
Ладно, общий порядок ясен: будем пилить дженовую историю, возможно, с лёгким налётом фэнтези, непременно с обильной драмой и оттенком страдашек, какими-то подростковыми дружескими приключениями и первыми любовными поползновениями. Б-р-р… Мы что, и правда, будем это писать?.. Но ради эксперимента придётся попробовать, почему бы и нет!
Теперь нам нужна, собственно, случайная идея. Где же её взять? Конечно, можно было бы ограничиться какой-нибудь старой, залайканной, но ни разу не выполненной заявкой, но мы не ищем лёгких путей (хотя вы, при желании, вполне можете взять за основу любую заявку). Но давайте всё же для порядка воспользуемся генератором случайных идей! Ну, или слов, фраз — да, чего угодно. Если набрать в гугле «генератор случайных -чисел» (минус важен, иначе увидим кучу бесполезных калькуляторов), нам сразу подсунут охапку вариантов. Если набрать то же самое по-английски («random generator -number»), то выбор будет даже обширнее. Не паникуйте раньше времени, если не знаете язык: нам оттуда нужны только отдельные слова и короткие фразы, а с таким даже бесплатный гугл-транслейт прилично справляется.
Из первого, что подвернулось: randomall.ru — выглядит вполне солидным, нам определённо пригодится. Ещё любопытный: whattodraw.virink.com/ru — ориентирован на художников, но в чём-то может быть даже удобнее, чтобы ухватить какой-то отправной ключевой образ. Далее: plot-generator.org.uk — очень крутой англоязычный генератор, где есть практически всё. Ну ладно, их там много, выбирайте любой, а я возьму первый из перечисленных просто для демонстрации.
Итак, мы с вами решили взять за основу рандомную идею. Но значит ли это, что мы обязаны ухватиться за первое, что нам попадётся? Да ну, зачем? Однако какой-то ограничитель всё же необходим, иначе есть риск зависнуть на одном только выборе идеи на долгие месяцы. Скажем, зарядите таймер на какой-то заранее выбранный срок. Один час или, может, до полуночи, или даже до конца недели — вам решать, но лучше не затягивать. Главное, что в течение этого времени вы можете просматривать самые разные идеи — случайные и не очень, и записывать куда-то всё, что хоть самую малость приглянется. А когда время истечёт, из выбранного списка вы обязуетесь (перед собой лично) выбрать одну, которую и будете развивать. И после постараетесь написать на её основе хотя бы небольшую зарисовку.
Нет, тут не нужно скрупулёзно выбирать — более того, надо очень постараться этого не делать. Скажем, так: если словосочетание на экране хотя бы запускает какую-то ассоциативную цепочку в голове, пусть даже самую бредовую, стоит записать его (в идеале, заодно с ассоциациями) в блокнот, откуда потом будем выбирать нашего победителя. В рамках эксперимента я себе особого спуска давать не планирую, так что выбирать будем быстро и топорно: что первое попадётся — то и наше. Открываю вот этот генератор ключевых слов: https://randomall.ru/plotkeys/ и жму на кнопку. С первой попытки он мне выдаёт следующий список:
Дурак, Восстание, Ученик, Пугливый, Упорный, Ленивый, Создание иллюзий, Стимпанк, Люди, Эльфы, Правда, Берег.
Ну, и что с этим делать, спросите? Так, возвращаемся к нашим опорным рамкам будущего ориджа: джен, драма, подростки, приключения. И пытаемся как-то оживить эту конструкцию при помощи подкинутых слов. Нет, не обязательно всех, и да, можно нажать сколько хотите раз и выбирать приглянувшееся из разных списков, пока таймер тикает. У меня же таймера нет, так что придётся повиноваться Великому Рандому и работать с тем, что есть. Да уж, ну и задачка…
Время брейнсторма! И тут не нужно никакой «богатой фантазии» или «таланта». Просто попробуйте пораскинуть мозгами и сочинять на ходу, искать какие-то связи между этими словами. Почти всегда можно останавливаться на первом пришедшем на ум, запоминать или записывать эти мысли, а в дальнейших рассуждениях уже иметь их в виду. Не спрашивайте себя, насколько глупо выглядит связь между предложенными понятиями. Лучше примите её наличие за данность и спросите себя, при каких обстоятельствах они могли оказаться связанными? Попробуйте по возможности притянуть хоть сколько-то убедительный обоснуй, даже если для этого придётся сделать крюк и выстроить какую-то дополнительную конструкцию — ведь наша задача именно в том, чтобы разогнать собственный «развиватор» идей.
Ладно, смотрим на нашу строчку. Похоже, Великий Рандом сходу решил нам с вами подыграть, предложив написать про некоего ученика — что уже в тему нашего попсового ориентира. Заметьте, что это вовсе не обязательный критерий. Тыкать в генератор до тех пор, пока среди случайных слов не найдётся что-то близкое к выбранной тематике, уж точно смысла мало. А если какое-то ключевое слово предопределено заранее, просто добавьте его вручную. Итак, ученик наш будет малость дураком, причём упорным. И пусть у него будет друг (ну, или подруга, потом решим) — ленивый и пугливый. Ничего себе дуэт протагонистов, да? Как они вообще будут функционировать? А вот это уже наша задача объяснить, как именно! Главное, что эта задача уже вырисовывается.
Идём далее. Мир нам предлагают стимпанковый — крутотень, мне уже заранее нравится! В нашем стимпанке живут люди и эльфы, и на фоне происходит какое-то восстание. Хм-м-м… А почему бы, собственно, и нет? Если подумать, а что случается со всеми этими фэнтезийными мирами времён типа-средневековья, когда прогресс всё же немного продвигается вперёд? Уж не стимпанк ли? Допустим, особо развитой магии в этом мире изначально не было, но была какая-то около-магическая концепция типа особо энергоёмкого угля, впоследствии позволившая всем этим стимпанковым машинам существовать, летать, пыхтеть и делать всё, что им положено делать в стимпанке. А ещё там были две разумные расы: эльфы и люди. И если кто-то из них восстал, стало быть, кого-то долгое время притесняли, порабощали и всякое такое.
Можно, конечно, пойти по проторенной дорожке и сделать восстание бедных и несчастных эльфиков, но что, если это эльфы у нас порабощали человеков многие века? На фоне у нас, напоминаю, стимпанк — всякие паровые агрегаты, дирижабли, ржавый металл и тому подобное… и эти ушастые гадины всем заправляют. А люди-человеки, получается, работают где-то там, среди копоти и пара, собирают для эльфов их стимпанковые агрегаты. Но вечно такое продолжаться не может! Люди уже давно в тайне готовят восстание, и наши герои-раздолбаи как-то должны оказаться в это втянуты.
Так, а герои у нас по какую сторону баррикад, кстати? О, а что, если по разные? Тот, который упорный дурак, будет… а, пущай будет эльфом! А то всегда они у нас возвышенные и не в меру умные, но мы будем рвать шаблоны, где получится. Стало быть, наш юный ушастый максималист, будучи человеком недалёким, но пламенным, учился себе где-то в эльфиской престижной школе или универе, и видел, насколько белый и пушистый писец лютует в их мире. Люди-рабы возят его на летучих агрегатах на занятия и обратно, при этом всячески страдают и унижаются — надо же им как-то помочь, так? Не зря же он такой упоро… тьфу, упорный!
Где-то тут он случайно знакомится с нашим вторым персонажем: молодым человеком — ну, или девушкой, если угодно. Да, пусть будет девушка, примерно его ровесница — хоть и дочь рабов, которым не привыкать к труду, уродилась она жуткой лентяйкой, к тому же и немного пугливой. Такая на рожон лезть не будет, но всё же при любом удобном случае не прочь откосить от работы, заныкаться куда-нибудь подальше от надзирателей и вздремнуть или просто помечтать. Но вдруг попадает она в какой-то переплёт. Например, застукали её спящей вместо того, чтобы уголь подбрасывать в топку агрегата нашего ушастого пацанчика, из-за чего драгоценный эльфик чуть было не навернулся с высоты птичьего полёта. За это надзиратель хотел уж было ей навалять, но наш юный лыцарь на паровом коне, будучи молодым дураком, конечно же, не мог не вмешаться.
А поскольку шаблоны мы собирались рвать, что-то обязательно пойдёт не так. И пока пацанчик пинал несчастного надзирателя, агрегат снова вошёл в крутое пике. В результате спасатель сам чуть не убился — ну да, с плотностью извилин парнишке не повезло. А вот девонька наша оказалась не промах: приземлила агрегат, схватила ушастую дурачину в охапку и уволокла куда-то в мир людей, где шлак и мрак. Там наш герой во всех ароматных нюансах познает жизнь «униженных и притеснённых» людей. А они, действительно, живут в довольно поганых условиях — бедность, антисанитария, все дела. Однако же у них там свой мир, и есть у него свои прелести. И эльфик-дурак будет знакомиться с ним и его обитателями, заодно познакомив и наших читателей. Примут его не сразу, будут всякие конфликты и тёрки, но со временем он сумеет завоевать доверие людей.
Опционально, по ходу сюжета эти двое могут замутить. А могут и остаться друзьями или даже стать врагами! Ну, или замутить с кем-то из второстепенных персонажей. Естественно, где-то тут предполагается и развитие характеров. Эльфик окажется не то, чтобы совсем уж идиотом — возможно, ему просто больше по вкусу придутся «человеческие» занятия типа механики (ну, стимпанк же!). И какой-нибудь местный старый мастер возьмётся его учить после непродолжительного конфликта из серии «ну это же эльф, он ничего тяжелее карандаша в руке не держал». Да и ленивая дамочка на деле, вероятно, не так проста, как кажется. Лень, как известно, двигатель прогресса, так что, возможно, она, как та птица — отличается умом и сообразительностью. И вместо того, чтобы оторвать пятую точку и что-то там сделать руками, ей проще сваять стимпанковый агрегат, который будет выполнять нужную задачу лучше неё самой. Может, этот мастер окажется её родственником или воспитателем, а то и учителем. А там, кто знает, может, она сама и есть этот мастер, и скрывает свою внешность, чтобы к ней относились всерьёз?
Ну, а далее уже пойдёт развитие сюжета. Восстание же! Значит, наши герои непременно окажутся в него втянуты. Может, на них выйдут представители какой-то подпольной группировки революционеров и, посмотрев на стимпанковые поделки девоньки и наличие у неё подручного эльфа-союзника, рассудят, что это вполне себе ценный ресурс в борьбе против кровавого эльфиского режима, и попытаются их рекрутировать. Ну и естественно, без драмы никуда! Где-то там будут конфликты, личные трагедии, превозмогания и тому подобное. Восстание, конечно же, пройдёт не без проблем, будут всякие преграды и сложности, не обойдётся и без жертв, но в конце всё разрешится более-менее хэппи эндом — всё же мы планировали подростковую, не слишком тяжёлую вещицу.
Так, у нас там вроде ещё неиспользованные слова остались? Создание иллюзий, Правда, Берег. Можно было их просто отмести, но раз уж мы в качестве эксперимента стараемся исходить ровно из этого набора случайных слов, попробуем и их как-то вплести в основу нашего сюжета. Создание иллюзий в контексте стимпанка без магии? Звучит любопытно. Может, наша героиня первой научилась создавать голограммы, наступая на хвост уже киберпанку? И в решающей битве против поработителей, создав иллюзию превосходящих сил или какой-то безвыходной ситуации для эльфов, они смогут победить. Где-то ещё должен быть берег. Скажем, она всегда мечтала увидеть море, но люди живут хорошо, если не под землёй, вылазки строго контролируются, так что с этим туго. А вот эльф наш на море вполне мог туристом слетать и сможет ей что-нибудь рассказать, а под финал и показать лично. Ну, а уж неожиданно разоблачаемой правды-то мы наклепаем в любом случае! Поворот на развороте и плот твистом погоняет — это уже гарантировано, с такой-то ядрёной завязкой!
Но всё это уже подробности, многие из которых мы можем разрабатывать уже в процессе написания. Можно и заранее, но не обязательно настолько детально, вплоть до мелочей, продумывать именно на этапе выбора идеи. А она у нас уже есть, однако! И это была всего лишь первая сгенерированная строка. Неплохо для начала? Отметим в блокнотик, как один из вариантов. Впрочем, а вдруг мне просто повезло и с первой попытки попались очень удачные слова? Давайте закинем удочку ещё раз:
Разрыв, Коррупционер, Нужный, Удержать, Неумение, Успех, Злодеяние, Оружие, Слабость, Показать своё истинное лицо, Руины.
И вот мы уже пишем о погрязшей в коррупции дистопии, где какие-то некомпетентные, неумелые гады стараются удержать власть при помощи оружия (кхе-кхем, тут можно даже не углубляться в фэнтези). Но тут происходит разрыв — так, стоп, что ещё за разрыв? Ну, допустим, очевидный и банальный конфликт элит, между «башнями» какого-нибудь местного логова власти. Мда, этот генератор явно любит всякие восстания… Но я не возражаю, это вполне удобная почва для развития сюжета. Стало быть, злодеи показывают своё истинное лицо — и это слабость. Ведь кроме оружия и обмана, реальных сторонников у них почти не оказалось. А по ту сторону баррикад разворачивается какая-то протестная (и, очевидно, очень нужная) активность, и наши герои…
Постойте, но Великий Рандом на этот раз их даже тезисно не представил! Придётся воспользоваться соседними генераторами — характера, внешности и профессии, для начала. Храбрый, Вдумчивый, Милосердный, Ранимый, Мужественный, Беспощадный, Безжалостный — выбираем, что приглянется, или для простоты делим на двоих. Один будет вдумчивым, милосердным, но ранимым, второй — храбрым, мужественным, но беспощадным. Внешность — разумеется, будем снова рвать шаблоны! Ранимым будет мужчина, беспощадной — женщина.
Мужчина высокого роста, полноват, с редкими короткими волнистыми волосами тёмно-русого цвета, большие приветливые глаза с внимательным взглядом. Узкое овальное лицо украшает широкий нос, и толстые губы.
Девушка низкого роста, спортивного телосложения, с густыми длинными курчавыми волосами рыжего цвета, мелкие недоверчивые глаза с ироническим взглядом. Широкое круглое лицо украшает вздёрнутый нос и толстые губы.
Да уж, красавцы!.. А вот и случайные профессии для обоих: ландшафтный дизайнер и финансист. Ну, а что? Вполне в тему. Наш высокий, полноватый, ранимый ландшафтный дизайнер с приветливыми глазами (мысленно уже отдаю роль молодому Стивену Фраю) где-то натыкается на эту спортивную низенькую финансистку с брутальным темпераментом. Допустим, она управляет активами какого-нибудь коррупционера среднего порядка, а ландшафтного дизайнера приглашают обустроить его тайный дворец, который только строится (но местные борцы с коррупцией уже вовсю снимают его с квадракоптеров и делают разоблачающие видюшки на ютьюбе). И дизайнер этот немного мучается совестью — ну что ж я, мол, на таких уродов работаю, и как мне не стыдно? Но тут платят хорошо, а дома мама больная. Дамочка наоборот считает, что устроилась неплохо, с волками жить — по волчьи выть, цель оправдывает средства и всякое такое.
Но вот что-то происходит, дворец разносят в щепки, а эти ребята оказываются втянуты в наш политический хардкор в стиле Рэнд и Оруэлла. Их заносит в оппозицию, там они вступают в сговор с менее отмороженными из отколовшихся элит. Начинается заварушка, возможно, даже война. Кровища, сотни смертей, кромешный мрак и безнадёга. Ландшафтный дизайнер трагически погибает, своим поступком меняя мировоззрение финансистки на более адекватное. Да, хорошие ребята превозмогают и добиваются своего, но какой ценой? В итоге остаются только руины, но жизнь постепенно налаживается. Дизайнеру воздвигают статую на центральной площади, а финансистка становится министром финансов. Новое государство со скрипом устаканивается, но скоро всё повторится сначала…
Ну, на этот раз от исходного плана на подростковый оридж мы явно отошли — но, как уже было сказано, на то и нужны рамки, чтобы их ломать. Ладно, завязываю с примерами, а то, того и гляди, захочется по ним что-нибудь написать :) Этого я пока не могу себе позволить, поскольку мне ещё года два дописывать нынешний свой онгоинг — к слову, тоже зародившийся из почти случайной идеи. Если же кому-то приглянутся эти две задумки, можете смело брать себе (позже, возможно, запилю с ними заявки).
Возвращаясь к теме, всё же у таких случайных задумок есть то самое главное, чего нередко не оказывается у «личных и дорогих» идей начинающих авторов — тех, которые мы договорились отложить на потом. И на то есть причина: к сожалению, очень сложно писать по идее, которая лично, эмоционально близка. Тут снова вступает в дело психология — своих любимых персонажей будет банально жалко. Вам не захочется подвергать их серьёзной опасности, их нельзя будет не то, что убить — даже протащить через полноценную ангстовую драму будет непросто. А если кажется, что это просто, то скорее всего это будет, опять же, ваша личная драма. Куда чаще, чем нет, читать подобное не настолько интересно, как можно подумать с перспективы человека, пережившего эти события на собственной шкуре (всем так кажется, не только вам). А вот к случайным персонажам у вас изначально ещё нет эмоциональной привязанности — с ними-то и можно начинать по-настоящему творить.
Спросите, но как же так? Будет же скучно писать о совершенно безразличном мире и людях, которых пришлось придумать на ходу из каких-то случайных слов! Но на практике оказывается, что всё как раз наоборот: именно о таких и будет интереснее всего писать. Ведь уже в процессе написания вы будете стараться делать их интересными, причём, в первую очередь, для себя — а значит, и для читателей. Вы начнёте выстраивать своё отношение к ним с нуля, и со временем они станут для вас родными и любимыми — как те самые дети, которых тоже не выбирают. Уж какие вырастут, таких и придётся любить! На это ваша психология заведомо рассчитана, а вот на то, чтобы уже оформившиеся образы выдёргивать из своих внутренних миров и выставлять на всеобщее обозрение — это уже не всем дано.
А вдруг они не понравятся никому, кроме вас? А вдруг их раскритикуют? Такую критику особенно больно получить. В то время, как критику к миру, пусть и созданному вами, но зародившемуся благодаря случайному генератору, воспринимать уже немного проще. И, что самое главное, адекватное восприятие критики позволит совершенствоваться за её счёт, а не просто уходить в защиту, отметая любые замечания без задней мысли. Очень опасно для писателя, когда критика персонажа или сюжета воспринимается, как личный наезд на самое сокровенное!
Так что случайные идеи имеют свои неоспоримые преимущества — но и недостатки, разумеется, тоже. Например, у такой рандомной идеи вряд ли будет то, что называется «strong theme» — яркая, запоминающаяся центральная мысль, обладающая особой «липучестью». Тот образ, которым читатели смогут проникнуться настолько, чтобы захотелось писать уже свои фанфики. Некий ёмкий символ, который будет легко тиражироваться от потребителя к потребителю и притягивать новых читателей через этот самый «лайк-шер-ретвит» или «сарафанное радио», как его когда-то называли.
Вот о чём вы думаете при слове «Супермен»? Буква «S» на груди, красный плащ, трусы поверх лосин, не в меру мускулистый, пафосно летит с вытянутой рукой. Можно почти не уметь рисовать, но скорее всего вы сможете нарисовать Супермена так, чтобы его узнал практически кто угодно. Ну, или какие образы приходят на ум, если подумать — и тут я специально беру примеры, которые будет знать большинство — о мире Игры Престолов? Север против юга, словно лёд против пламени, большие волки, драконы, мороженные зомбаки, вот это всякое. Или как волшебные палочки, совы, молния во лбу, четыре факультета и большой бородатый мужик для сами знаете, какого фэндома — даже если вы его не читали и не смотрели, наверняка узнаете.
Всё это до навязчивости узнаваемо. Добыть такую тему из случайного генератора, может, и возможно, но рассчитывать на это особо не стоит — да и для наших целей оно совершенно необязательно. Неплохой оридж можно сварганить и без «сильной темы» — хоть какой-то темы уже будет достаточно. К тому же, тут ещё сложно сказать, что первичнее.
Были ли эти образы заведомо настолько удачными, что растиражировали себя даже вопреки не вполне идеальному повествованию? Или же взявшиеся за них авторы так удачно всё расписали, что эти, возможно, почти случайные образы вдруг ожили, вызывая эмоциональный отклик, и принялись планомерно въедаться в мозг всех, кто посмеет с ними ознакомиться? Вероятно, ответ где-то посередине, и тут важен баланс между в меру удачной основой идеи и правильной её реализацией.
Итак, подведём итоги. Могут ли подобные идеи, выпиленные буквально на коленке из случайного набора образов, послужить основой для полноценной книги? Такой, которая пишется с расчётом её опубликовать и зарабатывать на этом — ну, прямо скажем, вряд ли. Можно ли из такой случайной завязки сварганить годный оридж страниц этак на 60-80, в процессе подтянув свои скиллы и собрав какую-никакую, а начальную базу читателей? На мой взгляд, вполне! А вам как кажется?
Hitorisавтор
|
|
Ch.aos
Благодарю за фидбэк :) Ну, не зашло - так не зашло, что ж теперь поделать) Статейка же эта написана, в первую очередь, для начинашек — тех, кому совершенно ни к чему задумываться о таких тонкостях терминологии, а лучше поскорее взяться писать хоть что-то и хоть как-то. По мне так последнее, что им нужно — это забивать себе голову всякими экспозициями-концепциями-кульминациями еще до того, как написана хоть первая зарисовка, на примере которой и станет ясно, о чем вообще речь. Поэтому тут речь об идее в самом ее простом, бытовом понимании — том самом, о котором думает среднестатистический юный автор, когда садится писать свой первый фанфик. |
Hitorisавтор
|
|
Ch.aos
Ну, может и так, но статья, разумеется, останется на своем месте :) Раз они могут придумать, что написать, то и чем засорять себе голову, тоже разберутся без нашей с вами помощью) |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|