Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Они с Патриком прогуливались вдоль цветущей аллеи. Аромат черёмухи пьянил и будоражил фантазию. Тогда-то Патрик и предложил ей стать его женой. Она вздрогнула. Бешеный страх снова пронзил её, как и тогда в юности.
— А как же Розамунда? — спросила она.
— Я не собираюсь бросать её, — объяснил Патрик, — но она всего лишь красивая женщина, тогда как тебя я по-настоящему люблю.
Кэтлин обещала подумать. Её одолевали мучительные сомнения, которые рано или поздно встают перед каждой девушкой: с одной стороны, она любила Патрика, а с другой — боязнь боли была столь велика, что перечёркивала все остальные чувства. Кэтлин медлила с ответом.
И примерно в это же время появился парень по имени Кит. Полное его имя было Кристофер, но он не любил, когда его так называли. Он работал водителем погрузчика при Космопорте, и волей-неволей Кэтлин приходилось передавать ему поручения, так что виделись они часто, и на экране, и лично. И Кит в неё влюбился — или как это называется у таких людей.
Малый он был решительный. Едва они на какой-то вечеринке случайно остались наедине, он первым делом молча снял с Кэтлин платье и был чрезвычайно удивлён, когда получил отказ. Ранее Кит никогда не встречал отказа у женщин, и его самолюбие было задето. Отвесив ей пощёчину, он пообещал всё равно добиться её любви, и с тех пор при каждой встрече говорил какую-нибудь гадость, буквально не давая проходу, и наступил день, когда она поняла, что единственный способ избавиться от ухаживаний Кита — это выйти замуж за Патрика.
То был чёрный день.
Она не могла есть, не могла выполнять домашнюю работу: всё валилось из рук. Опытных подруг, чтобы задать глупый вопрос, не было, в женских журналах писали чушь, с мамой она была в ссоре. Трудное решение пришлось принимать в одиночестве. Вечером она набрала телефон Патрика и дрожащим голосом произнесла:
— Патрик, помнишь, ты сделал мне предложение?
— Ну? — пробубнил Патрик. Он что-то жевал.
— Так вот, я согласна.
— Уф, наконец-то, — ответил Патрик и бросил трубку.
На следующий день, когда пришла на работу, она увидела, что Кит и Патрик обсуждают что-то у ворот, громко смеются и хлопают друг друга по плечу. Она молча прошла мимо: ей не понравилось, что Патрик общается с таким типом. Если бы Патрик знал, какой Кит негодяй, может, и не стал бы с ним дружить.
Из-за новой космической программы свадьбу пришлось отложить. Кэтлин вздохнула с облегчением: теперь она считалась официальной невестой Патрика, и Кит, разумеется, отстал. Назначили новую дату бракосочетания. Она понимала, что всю жизнь в девках не просидишь, но упросила Патрика назначить свадьбу как можно позже и ждала её как дня казни. Никто из коллег не знал, как тяжело Кэтлин улыбаться и поддерживать общение.
В предстоящем полёте «Магни» было одно приятное обстоятельство: она избавлялась от Розамунды. Кэтлин ревнивой себя не считала и сама не знала, почему так рада, что Розамунда улетает с Земли на целых три года. Будучи простой дублёршей, Кэтлин чрезвычайно удивилась, когда ей объявили, что через неделю она отправится в космос в качестве диспетчера, потому что Розамунда внезапно заболела. Что эта хитрюга там подстроила, Кэтлин так и не узнала. Почувствовала себя обманутой, но отступать было нельзя — она принимала Присягу. К тому же на три года откладывалась мучительная свадьба.
И вместе с другими астронавтами она вступила на борт «Магни».
Первый месяц все переговаривались с Землей по телеканалу, и у Кэтлин было работы через край, потом на борт корабля стали приходить ободряющие письма от друзей, а потом и этого не стало. Последним было послание от Розамунды: улыбаясь во весь экран, она сообщала, что выходит замуж за Патрика. И Розамунда, и Патрик были людьми, известными на корабле. Их свадьбу решено было отметить вечеринкой, и вся команда допоздна танцевала и горланила песни в гостиной — кроме Кэтлин, у которой почему-то в тот день разболелась голова.
Несмотря на то, что команда состояла из сорока девяти человек, Кэтлин чувствовала себя одинокой и всё свободное время сидела у себя в каюте, иногда соседка приходила к ней поиграть в шашки, иногда она сама выходила в общий зал послушать современную музыку (бум, бум, бум) — вот и всё общение.
Однажды их разбудила сирена — корабль готовился совершить прыжок сквозь пространство. Кэтлин знала лишь теоретически, что это такое, а на практике столкнулась с такой процедурой впервые. Она испугалась: шутка ли, прыжок сквозь пространство, и поспешила занять капсулу для гибернации. И в этот момент её сознание выключилось. Когда экипаж пришёл в себя, корабль находился уже неизмеримо далеко от Земли.
И наступил день, когда они достигли планеты Н..., корабль остался на орбите, а часть экипажа в небольшом модуле отправилась на разведку.
Первая экспедиция не вернулась. Вслед за ней послали вторую, но и она не вернулась. Радиосигналы переставали поступать через несколько минут после посадки. «Магни» вращался на орбите пять дней, после чего была снаряжена третья экспедиция. Когда и от неё перестали поступать сигналы, капитан созвал оставшихся шестнадцать человек на совет. Мнения разделились. Было произнесено много горячих речей, одного парня пришлось даже запереть на складе, чтобы не махал кулаками — и дело кончилось тем, что на Н... полетела четвёртая экспедиция в составе тринадцати человек, вооружённая до зубов. На корабле остались капитан, Кэтлин и тот, которого заперли.
Кэтлин и капитан, измученные бессонницей и постоянным нервным напряжением, с жадностью ловили каждое слово из динамика. Вначале связь была хорошая, затем стала прерываться и наконец умолкла совсем. Их ждали ещё сутки, потом стало ясно, что надеяться больше не на что, и тогда капитан с каменным выражением лица облачился в скафандр и приказал ей:
— Если я не вернусь, возвращайся домой и доложи Флоту, что я погиб, выполняя задание. И ещё... Передай Сету, что я был неправ.
— Можно вопрос, капитан? Почему вы оставили на борту меня, а не кого-то другого?
— Когда-нибудь ты это поймёшь, — торжественно сказал капитан и надел шлем.
Но она так и не поняла. Если капитан её любил, лучше бы сказал об этом человеческим языком.
Последующие часы прошли словно в кошмаре. Сначала она ежеминутно переговаривалась с капитаном, потом, когда динамик умолк, бросила микрофон и побежала в трюм. Дрожащими руками отперла дверь склада и с криком: «Сет!» — отшатнулась. К её ногам свалилось окровавленное тело — когда Сет находился под арестом, он застрелился.
Вот теперь она была по-настоящему одна. Бог знает, чего ей стоило захоронить мертвеца по космическим обычаям — что это за обычаи, мы говорить не будем. Она смогла это сделать. Она смогла вывести «Магни» с орбиты и положить на обратный курс. Но прыжок сквозь пространство был ей не под силу, она не знала, как это делается, её этому просто не учили! Это не входило в её обязанности! В её обязанности входило сидеть возле передатчика и принимать сигналы, а об управлении кораблём у неё были лишь общие сведения. Кэтлин имела представление о том, сколько времени понадобится «Магни», чтобы добраться до Земли своим ходом — ей не хватит всей жизни.
— Нет!!! — заорала она и заколотила руками по панели управления.
Она кричала, проклинала начальников Космофлота, которые ввели на кораблях узкую специализацию, клялась отомстить, а потом, внезапно остыв, начала тихо плакать. Кэтлин поняла, что никогда больше не увидит человеческого лица. Она навеки замурована в «Магни».
Перспектива абсолютного одиночества на долгие годы вперёд была страшнее смерти, и в минуту отчаяния она сделала свой выбор. В детстве мать часто говорила ей, разбирая в домашней аптечке: «...А если ты выпьешь сразу десять таблеток снотворного — то ты умрёшь!» Маленькая Кэт смотрела на аптечку большими от страха глазами и долго не хотела играть после таких разговоров. Могло ли ей прийти в голову, что предостережение матери пригодится как совет?
Она приняла больше дюжины.
Когда яд начал действовать, её душу ледяными тисками сдавил страх: она снова хотела жить, пусть в одиночестве, пусть вдали от дома, лишь бы жить! — но было поздно. Перед глазами поплыли тёмные пятна, зашумело в голове, Кэтлин выронила пузырёк с таблетками — и рухнула на пол у дверей гостиной. Так или иначе, но ошибка матери спасла ей жизнь. На миг у Кэтлин снова возникло желание убить себя, но она брезгливо отогнала эту мысль. Хватит одной попытки.
Она вышла из каюты и оглядела коридор. Вот здесь её свалило действие снотворного: падая, она пыталась удержаться за ручку двери. Восстановив в памяти своё пробуждение, ощутила маленькую нестыковку: когда она открыла глаза, то по крайней мере метров на пять поблизости не было никаких дверей. Она проснулась в той же позе, в какой уснула, но в другом конце коридора, как будто её перенесли во сне — но перенести было некому. Кэтлин решила пока над этим не думать. В полнейшем спокойствии прошла на кухню и неторопливо приготовила кофе с тостами. Она вспомнила всё о своем безвыходном положении и неудавшемся самоубийстве — но не только это. Она вспомнила ещё кое-что.
Проснулась она тогда от дикого испуга, и причины его крылись отнюдь не в одиночестве. Видения в наркотическом бреду были ужаснее яви. Нечто произошло с ней там, в Запредельном Мире, куда нет доступа людям, нечто такое, от чего она уже никогда не станет прежней Кэтлин.
Она отхлебнула кофе, и взгляд её упал на белую, пустую, холодную стену.
* * *
Первые несколько часов она просто спала. Потом в её беспробудный сон стали прокрадываться неясные образы и обрывки разговоров, и вдруг она увидела свой дом. Ей снилось, что родители ссорятся в соседней комнате. «Я никогда тебе этого не прощу!» — надрывно взвизгнула мать. Раздался грохот, мгновенно воцарилась тишина, и эта тишина была страшней криков. Хорошо, что это сон, подумала Кэтлин.
Потом ей приснилось, что «Магни» совершил посадку на одной из планет, очень похожей на Землю: там была земная атмосфера, росли зелёные деревья и текли синие реки. Она вышла из корабля и оказалась перед каменной стеной, освещённой закатным солнцем. «Это построили инопланетяне» — с благоговейным трепетом подумала она, и ей очень захотелось их увидеть.
Но инопланетян покамест не было, и она решила вернуться на корабль. Оглянулась направо, налево и с ужасом поняла, что «Магни» нигде нет! Она одна на чужой планете! Корабль, к которому она так привыкла, исчез, и лишь древняя, изъеденная временем и непогодой каменная стена тянулась перед ней на сотни метров. «Какая старая! — подумала Кэтлин. — Может быть, эта стена — единственное, что осталось от инопланетян, а их самих давно уже нет». Пошла вдоль стены и вскоре обнаружила трещину. Едва она туда заглянула, как тут же поняла, что инопланетяне ещё не вымерли: за стеной были налицо признаки жизни.
Там в полумраке ползли разноцветные тусклые огни. У каждого была своя сложная траектория, но большинство двигалось справа налево. Танец огней околдовывал. Кэтлин пролезла сквозь трещину, и масса незнакомых звуков окружила её: здесь был и свист, и шорохи, и какое-то бульканье, но ни один из звуков не был на что-то похож. Пройдя немного вглубь помещения, она споткнулась и, больно ударившись коленом, упала на движущуюся дорожку, и сразу же её унесло в узкую тёмную трубу. Кэтлин закричала, но не услышала своего крика.
Конвейер поднимал её вверх, бросал вниз, ей приходилось пробираться через тесные отверстия, и её то и дело задевали металлические многосуставчатые щупальца. Предчувствуя, что рано или поздно она будет размолота огромными жерновами чудовищного механизма, она сжалась в ожидании конца. Она уже не чаяла остаться в живых, когда вдруг впереди забрезжил свет; механизм с силой вытолкнул её, и за ней сомкнулись стеклянные двери.
На неё уставились десятки осуждающих взглядов.
— Извините, — промямлила Кэтлин. Ей показалось, что она толкнула кого-то при выходе.
Трамвайная остановка, куда выскочила Кэтлин, была вся испещрена белыми неровными кругами. «Жевачки» — догадалась она и хихикнула. Несколько человек в чёрной одежде неподвижно стояли под каменным навесом, высматривая трамвай. По дороге пробегали редкие автомобили. На секунду ею завладело чувство нереальности. Откуда на чужой планете люди, машины и даже трамвайные остановки? «Прогуляюсь немножко по городу, — решила она, — может быть, найду свой корабль». Подошёл трамвай, и люди в трауре не спеша направились к нему. Кэтлин тоже вошла в трамвай. Никто не расплачивался с водителем, и это было странно.
— Сколько нужно заплатить за проезд? — шёпотом спросила она ближайшего к ней пассажира.
— Здесь проезд бесплатный, — поджав губы, ответил тот с чудовищным акцентом, и она почему-то почувствовала себя виноватой.
Смотрела в окно на проплывающие мимо дома и фонарные столбы и совсем не помнила, что видит сон. Город был как наяву, только народу на улицах слишком уж мало. Трамвай выехал на большую площадь, и Кэтлин захотела пройтись пешком. Водитель неразборчиво назвал остановку, Кэтлин протолкалась к выходу, и тут произошёл удивительный случай.
Она хотела выйти из трамвая, а какой-то парень хотел войти, и они столкнулись в дверях. Столкнулись и столкнулись, ничего страшного, и она по инерции хотела извиниться, но, подняв на него глаза, застыла, не в силах пошевелиться. Слова извинения замерли у неё на губах. Их взгляды встретились. Парень был так красив, что Кэтлин чуть не сошла с ума. Она никогда не видела такого красивого мужчины, ей было наплевать, что она задерживает пассажиров и вообще глупо выглядит — ей хотелось смотреть на него всегда.
В течение секунды, которая была для Кэтлин вечностью, они смотрели друг на друга, и ей показалось, что она уже видела его раньше. Он был молод, этот парень, не старше двадцати лет, и очень печален. Она видела печать обречённости на его лице — такое лицо могло быть лишь у человека, который живёт свой последний день на земле. Всего одно мгновение он смотрел на неё, и она запомнила этот взгляд. Больше всего на свете ей хотелось с ним заговорить, это желание напоминало сильную жажду, но тут на неё зашипели пассажиры, и она поспешно вышла.
Трамвай уходил вдаль, унося таинственного незнакомца, и Кэтлин поняла, что сделала глупость. Она должна была с ним заговорить! Ей хотелось остаться с ним на всю жизнь — других желаний больше не было. Но трамвай ушёл. Чутьё подсказывало Кэтлин, что она больше никогда его не увидит, но будет любить всегда.
Она в задумчивости пересекла площадь. Транспорта было подозрительно мало, она не заметила дорожных знаков и переходов, и вообще город был странноватый. «Как называется этот город?» — хотела спросить Кэтлин у старухи в засаленном бурнусе, но старуха посмотрела на неё так дико, что она не отважилась.
Не торопясь шла по тротуару мимо бледно-жёлтых пятиэтажек и смотрела по сторонам. Одно здание было обнесено колючей проволокой, и Кэтлин поняла, что это тюрьма. Перешла улицу и оказалась возле кинотеатра. На афише красовалось название фильма: «Агрессия». Надпись была на чистейшем английском языке, и это слегка насторожило Кэтлин. Откуда они знают английский?
Приземистое облупленное здание оказалось тиром, рядом торчал детский сад. Она с удивлением отметила, что не видела пока ни одного жилого дома: одни фабрики и учреждения. Возле кондитерской её обдало запахом ванилина и какао. На противоположной стороне улицы стоял большой аншлаг с нарисованным самолётом, а надпись внизу поясняла, как проехать в аэропорт. «Туда-то мне и надо, — подумала Кэтлин. — Где аэропорт, там и космопорт, а в космопорте я смогу поискать «Магни», или, по крайней мере, вернусь на Землю с другим кораблём».
Нельзя было терять время, и она быстро пошла обратно мимо кондитерской фабрики, детского сада и других учреждений. Обходной путь по площади к трамвайной остановке был слишком долгим, и чтобы сократить его, она пошла наискосок по узкому переулку. Это была жестокая ошибка.
Переулок был тёмным, высокие дома стояли так близко друг к другу, что почти не пропускали свет. Она ускорила шаг. Внезапно человек мрачного вида вышел из подъезда и преградил ей дорогу. Испугавшись, Кэтлин рванулась назад, но там уже стояли ещё двое. Оба курили и оценивающе рассматривали её. Один из них бросил окурок на мостовую и раздавил. Кэтлин беспомощно посмотрела сначала на этих двоих, потом на того, что был впереди, и кровь бешено застучала у неё в голове.
Двое мужчин неспешно взяли её за руки. «Это нечестно! — завертелись отчаянные мысли. — Такое может произойти с кем угодно, но только не со мной!» Она дёрнулась, но их было трое, и они были гораздо сильнее. О, если бы сейчас здесь появился тот парень из трамвая — он бы защитил её! И Кэтлин вдруг поняла, почему он был так печален — он всё знал, и он пытался предупредить её, но она не обратила внимания.
Молча, ни слова не говоря, они поволокли её в подъезд. Не помня себя от ужаса, Кэтлин закричала. Её крик эхом прокатился по коридорам корабля.
Добрый вечер, уважаемый автор! Я к вам с #отзывфеста, и мой комментарий будет первым.
Показать полностью
Если бы я не прочитала указание в шапке о том, что рассказ написан в 2000-м году, я бы, наверное, подумала, что вы находитесь под впечатлением от фильма "Пассажиры" 2016-го года. Очень уж много совпадений. Но давайте по порядку. Что понравилось. Очень понравилась атмосфера и то, как вы передаёте характер и чувства героини. Достоверно, подробно, детально. Лёгкое помешательство, балансирование на грани адекватного и иллюзорного восприятия реальности. Это по-настоящему сильно. Все эти банки с заготовками, пошив платьев, выращивание сада шикарно играют на создание нужного впечатления у читателя. И героиня получилась многогранной и интересной. Ещё можно отметить хороший, грамотный язык и довольно приятный слог - читается свободно и легко. Что не понравилось. Некоторые сюжетные ходы и их обоснование вызывают вопросы. Та самая часто вспоминаемая "матчасть", как мне кажется, страдает. Отправили команду с большой миссией в глубокий космос, но у них связист не знает, на каких принципах основывается управление кораблём? Как говорится, не верю. Точно так же - отключение электричества привело к гибели экипажа? Никаких аварийных систем? Никакого аварийного, альтернативного энергоснабжения, никакого срочного открытия? Очень вряд ли. Далее - если корабль летит со скоростью "большей, чем скорость света" (чего вроде как не может быть, но это ладно), то для обитателей Земли пройдёт просто огромное количество времени, уж никак не сто восемьдесят лет, а тысячи и тысячи лет. И при таких технологиях на корабле нет ничего от зубной боли? Ну тоже вряд ли. В общем, над матчастью надо бы поработать посерьёзнее (уж не знаю, насколько для вас актуален совет относительно текста восемнадцатилетней давности). 1 |
KNS
Показать полностью
Спасибо за отзыв! Да, в космических кораблях я не сильна, более того - считаю их фантастикой от начала и до конца. А недавно ещё и прочитала серьёзное научное исследование, которое утверждает, что время везде идёт одинаково - то есть, сколько бы корабль ни летал в космосе, на нём пройдёт ровно столько времени, сколько на Земле. Проверить вряд ли получится)) поэтому ход времени в рассказе - тоже моя фантазия. Узкая специализация на корабле - скрытая сатира. Отсутствие запасных аварийных систем не с потолка взято, насмотрелась на современные земные предприятия. Вот и подумала, что будет, если техника и общество будут продолжать развиваться в том же ключе. Хотелось показать именно абсурдность узкой специализации и уверенности, что транспортное средство (или здание) неуязвимо. В двадцатом веке все космические корабли летали со скоростью большей, чем скорость света - это я точно помню. А потом наука доказала, что этого не может быть, и они стали летать медленнее. Причина моего косяка лишь во времени написания рассказа. А от зубной боли может помочь только зубной врач, и он наверняка был в составе экспедиции. Но, увы, не рассчитали. Понадеялись на корабль, исполняли приказ... Получать отзывы очень интересно! Читатели замечают нюансы, на которые я сама не обращала внимания. Например, я не думала, что моя героиня может показаться многогранной и интересной. У меня до сих пор сложности с фокальными персонажами, я не умею наделять их личностными качествами. И вообще мне казалось, что рассказ не о космосе, а фантастика в нём лишь антураж, коряво мной нарисованный - но переписывать давнишний текст уже вряд ли возьмусь, пусть лежит, как памятник эпохе) Вы показали мою работу с неожиданной стороны, и это здорово! |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |