↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Стивен Моффат и его «сильные» женщины (джен)



Автор:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 83 578 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Стивен Моффат, шоураннер культовых сериалов «Шерлок» и «Доктор Кто», и понятие «сильные женские персонажи» практически не могут существовать друг без друга. Но так ли женщины в сериалах Моффата сильны и независимы, как принято считать?
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Ирен Адлер — красавица, умница, доминантка

Прежде чем рассматривать образ Ирен Адлер двадцать первого века, стоит обратиться к первоисточнику. Во времена Артура Конан Дойла женщины ещё даже не обладали правом голоса. Каждая была дополнением к мужчине — безмолвной, покорной, часто необразованной. Мужчины работали, творили, создавали мир, а женщины оставались их рабынями, служанками, жёнами и матерями. В лучшем случае женщин называли музами и восхищались ими, но и то, увы, лишь на уровне приятной внешности. На способных же и умных дам в далёкие времена влиятельные мужчины часто не обращали внимания, всячески принижая их и оставляя в тени, замалчивая обо всех женских достижениях и просто не давая представительницам женского пола возможности себя как-то проявить. Учитывая историко-культурный контекст, то, что Шерлок Холмс выделил для себя Ирен Адлер на фоне других знакомых женщин, совсем не удивительно: для него она была исключением из правил. После встречи именно с Этой Женщиной Шерлок, доброжелательный сексист, даже перестал насмехаться над женским интеллектом. Да, в рассказе Конан Дойла неоднократно описывались внешние данные Ирен, но всё же главным было совсем не это. Авантюристка Ирен Адлер занималась необычной и сомнительной деятельностью (карьера оперной певицы в девятнадцатом веке считалась непристойной), умело защищала себя, обладая тем самым мощной властью даже над влиятельным королём, переодевалась в мужчину, чтобы хотя бы таким образом иметь больше прав в нужные моменты, и делала это умело.

По сюжету Ирен Адлер раскусила Шерлока Холмса и смогла его обхитрить, чего не удавалось сделать практически никому. Эта Женщина описывалась как хитрая, сообразительная леди, способная восхищать мужчин не одной только внешностью, но и, полагаю, смелостью и незаурядным умом, а также умением держаться в обществе. Как и Шерлок, она обладала наблюдательностью, умением быстро оценивать обстановку и предприимчивостью. Более того, в какой-то степени Ирен Адлер обыграла Шерлока Холмса, ведь нужной ему фотографии Шерлок так и не получил. Добавлю, что Холмс, не раз занимавшийся маскировкой, не смог распознать во встреченном юноше женщину, которая воспользовалась его же методами переодевания. А теперь перенёмся в наши времена и подумаем, насколько бы эффектным выглядел подобный сюжет в современных реалиях. Так как эмансипированные женщины, живущие в развитых странах двадцать первого века, всё-таки получают образование и строят карьеру, а чтобы чего-то добиться, им необязательно переодеваться в мужчин и пользоваться всяческими уловками, современного Шерлока было бы очень сложно удивить высоким интеллектом, хитростью или чем бы то ни было ещё. Шерлок практически каждый день встречается с квалифицированными специалистками в разных областях деятельности и едва ли может всерьёз считать, что у женщин мозги работают как-то иначе. На первый взгляд кажется, что презирает Шерлок Камбербэтча серую массу со средними интеллектуальными способностями — и мужчин и женщин, но в сериальном персонаже, благодаря Моффату, сексизм всё-таки постоянно проявляется: серию за серией Шерлок использует нужных ему девушек в своих целях, зная, на какие точки ему нужно давить, аж в нескольких эпизодах надменно отзывается о женщинах как об эмоциональных и иррациональных особах и попросту принижает встречающихся на его пути дам, не обращая ровно никакого внимания на их уровень образования и профессию.

Конечно, ярче всего сексизм, которым пронизан сериал «Шерлок», проявляется в первой серии второго сезона через прописывание Моффатом одного из ярких женских образов первоисточника. Читая рассказ «Скандал в Богемии», я ни разу не подумала о том, что Ирен могла быть проституткой. Сомнительная репутация в её случае — всего лишь необычная для тех времён профессия и отсутствие высокого происхождения. Во всяком случае, точного подтверждения тому, что мисс Адлер могла быть далеко не невинной певицей, у нас нет. С Ирен Адлер сериала BBC всё становится понятно с первых же сцен с её участием. Примечательно, что сама женщина предпочитает называть себя доминанткой, хотя, как её «профессию» ни назови, сомнительной она быть всё равно не перестаёт. Почему же в современной интерпретации рассказа Ирен Адлер превратили в проститутку? Потому что карьеру певицы или актрисы в наше время сложно назвать не внушающей доверия, а Моффату нужно было чем-то заинтриговать Шерлока, а также привлечь к сериалу внимание публики. Для того, чтобы добиться своей цели, Стивен воспользовался примитивным, но действенным приёмом — сексом, и, как показывают реакция общественности на серию «Скандал в Белгравии» и оценка, полученная эпизодом на сайте IMDB, не прогадал. Неужели кто-то на полном серьёзе считает, что героиню, которая добивается независимости, раздеваясь, можно назвать образом сильной женщины двадцать первого века? В том, что Моффат дал одной из умнейших героинь вселенной Шерлока Холмса роль, сводящуюся ко всему низменному и телесному, я вижу оскорбление интеллекта, способностей и возможностей всех женщин вместе взятых, но большинство зрителей, вероятно, мою точку зрения не поддерживают и не видят в творчестве Стивена Моффата тех проблём, которые в нём вижу я.

Чтобы подняться по карьерной лестнице и чего-то добиться, продавать своё тело или состоять с кем-то в интимных отношениях женщинам нашего времени, спасибо достижениям суфражизма и феминизма второй волны, необязательно. Моффат же так не считает, а в оправдание он дал в руки Ирен Адлер плеть — таким образом она не только сама контролировала ситуацию, так ещё и руководила процессом, ставя всех, вне зависимости от пола и положения в обществе, на колени. И всё-таки без разницы, как именно женщина продаёт своё тело: раздевается и пассивно отдаётся мужчинам в постели или является активной участницей развлечений. Был ли секс одной из важных частей BDSM-игр Ирен, неизвестно, однако она всё-таки обнажалась перед другими людьми и зарабатывала деньги за то, что дарила своим клиентам удовольствие, а это, как ни крути, довольно неоднозначный и унизительный вид деятельности. Стоит обратить внимание на то, что в Ирен всяческим образом подчёркивали «женственность» (под этим словом я подразумеваю сложившееся и закреплённое в европейском обществе представление о том, как должны выглядеть настоящие женщины). В отличие от книжного прототипа, сериальная героиня ни разу не предстала перед нами в брюках, зато всё время щеголяла в платьях и на высоких каблуках, была показана без яркого макияжа всего раз, но и то с наманикюренными руками, и во всех своих сценах старательно кокетничала с Шерлоком. Для Моффата было так важно акцентировать зрительское внимание на том, что Ирен всегда оставалось эффектной и могла быть привлекательной в любом виде? А ещё мне всегда было интересно, зачем Ирен назвала себя лесбиянкой. Как по мне, тот факт, что лесбиянка развлекала мужчин, производя на них впечатление через раздевание, и в одного из них влюбилась, довольно оскорбителен. Или Моффат хотел подчеркнуть уникальность Шерлока — этот мужчина настолько умён, сексуален и интересен, что в него влюбляются даже лесбиянки?

Поговорим о якобы высоких умственных способностях мисс Адлер. Моффатской Ирен, в отличие от канонной, не пришлось распознавать хитростей Шерлока и догадываться, зачем он к ней наведался, ведь героиня уже знала, как выглядит детектив и когда именно он явится к ней в гости. Одолеть Шерлока Ирен решила, играя на эмоциях: сразу, без лишних прелюдий, предстала перед ним в своём «боевом наряде». Разумеется, то был лучший способ сбить мужчину с толку, особенно если учитывать, что Шерлок у Моффата отнюдь не асексуален, как бы старательно он ни строил из себя невинность. Казалось бы, в отсутствии смекалки, хитрости и образованности обвинять современную Ирен было бы неправильно, однако она ни разу не проявила свои якобы высокие интеллектуальные способности не на словах, а на деле. Моффат решил остановиться на голом теле и флирте, поэтому всё, что делала его Ирен, — это умело манипулировала людьми и была не против в нужный момент оглушить противника пистолетом, отравить наркотиками или грамотно и действенно ударить плетью. Любопытно, что Ирен Адлер абсолютно всегда пользовалась помощью мужчин, — она ведь знала «чужие слабости», «страстишки» и «предпочтения». Даже вся политическая игра Этой Женщины, как оказалось в финале эпизода, была не более чем актом, от начала до конца продуманным Мориарти. Более того, если бы Ирен не предпринимала некоторых действий самостоятельно, то тогда она бы не наделала непростительных, серьёзных и глупых ошибок, когда на кону стояла её собственная жизнь.

Во время «интеллектуальных бесед» Шерлока и Ирен именно Холмс выделял нужные детали и пользовался логикой, пока Адлер задавала вопросы. Более того, Ирен только и делала, что пользовалась своими чарами, чтобы вдохновить детектива и заставить его пожелать впечатлить её. Если Ирен делала о чём-то представление самостоятельно, то лишь когда перед ней лежали поданные данные. Чаще же всего Ирен сводила все разговоры к сексу — ни о чём другом она думать, по всей видимости, просто не могла. Сомнительной можно назвать даже сцену с мисс Адлер, пользующейся дедукцией во время раскрытия дела, которая не является для меня, в отличие от большинства зрителей, аргументом в пользу интеллекта Ирен. Из-за странного, запутанного и непоследовательно прописанного сценария непонятно, то ли Ирен додумалась до всего сама, а то ли она, что более вероятно, была всего лишь частью галлюцинации Шерлока, который самостоятельно раскрыл дело, позволив мозгу высказать сделанные выводы от лица Этой Женщины. Ирен умна, потому что не перепутала чужого телефона со своим? Потому что снабдила его, не без помощи других людей, взрывчаткой и защитила всеми возможными способами? А стал бы Моффат изображать подобным образом интеллектуальность мужчин? Он этого и не делал, если смотреть на братьев Холмс и Мориарти. Если уж Ирен, в чём нас постоянно заверял сценарист, такая же, как Шерлок, то Моффату не стоило строить их взаимоотношения, постоянно противопоставляя персонажей друг другу. Из-за такого прописывания динамики между героями вышло, что Шерлок и Ирен практически во всём друг другу противоположны, ведь нас столкнули с борьбой брутальной мужественности и изысканной женственности, разума и эмоциональности, самостоятельности и зависимости, а также пользования мозгами и телом.

С кем, как по мне, Ирен стоило бы ставить рядом, так это с Мориарти, ведь она представляет его несамостоятельную и менее умную версию, в то время как в случае с союзом Холмс/Адлер о каких-то общих чертах говорить не приходится. Мориарти, как и его подопечная, не имел ничего против человеческих слабостей, умело шантажировал даже самых влиятельных людей (на эмоциональном уровне в том числе) и всегда пользовался оружием. При этом Мориарти всего добивался своими силами и мозгами. Всевозможные помощники — лишь пешки, которые играли по правилам, придуманным и контролируемым непосредственно Мориарти, и чтобы Джим добивался чего-то через постель, представить себе сложно. Ирен, в свою очередь, была пешкой в чужих руках, которая, как бы мадам Адлер ни кичилась своей независимостью, шагу не могла сделать без направляющих её мужчин сверху. Более того, в итоге Эта Женщина осталась со всех сторон в проигрыше — вот вам и сильная противница британского правительства. Следует сказать, что отношения Шерлока и Ирен Моффат также перевернул с ног на голову. Прежде всего, ни о какой любви, которую очень любят показывать в экранизациях «Шерлока Холмса», у Конан Дойла речи не шло. Ирен восхитила Шерлока своим умом, но не влюбила его в себя — канонный Холмс всегда пренебрежительно отзывался о чувствах и эмоциях, противопоставляя им свой холодный разум. У Моффата Шерлок с удовольствием рисовался перед Этой Женщиной и явно был к ней неравнодушен, пусть и показывал это по-своему. Она зацепила его настолько, что ввела в депрессию своей мнимой смертью, вдохновила на лирику, а позже, уже после своего ухода, не раз появлялась в чертогах разума, была обозначена как болевая точка Шерлока и стала одной из тех, на кого «высокоактивный социопат» вообще обращал внимание.

Фотография в часах и неоднократные пасхалки — всё это, конечно, очень мило, но, может, зрителям не стоит романтизировать те нездоровые отношения, что нам показал Моффат? Если всмотреться в сериал и проанализировать поведение Шерлока, то должно сразу стать очевидным то, что с его стороны ничего, кроме чудовищного неуважения, по отношению к Ирен показано не было. Безусловно, Шерлок выделил Ирен как одну из стоящих его внимания людей, потому что она изначально показала себя как неординарная личность. Более того, ему было интересно поиграть с Этой Женщиной — от таких непредсказуемых людей, как она, не знаешь, чего ожидать, а Шерлок любит риск, эксперименты, спонтанность и неожиданные сюрпризы. Бенедикт Камбербэтч считает, что за кадром Шерлок и Ирен сблизились, то есть всё-таки поужинали. Лично я очень сильно разочаруюсь, если нам дадут точные тому подтверждения в самом каноне. Можно подумать, быть асексуалом и аромантиком, а Шерлок Холмс именно таким и является, неправильно или ненормально. Судя по моффатской интерпретации, так оно и есть, ведь в его экранизации Шерлок Холмс не только влюбляется и чуть ли не пускается в сантименты, так ещё и отнюдь не против посмотреть порно и «поужинать» с госпожой-доминанткой. Но оставим в покое игры нашей неординарной парочки, не будем задумываться над тем, возможно ли для такого человека, как Шерлок, стать болевой точкой всего за пару встреч, и рассуждать о том, как именно Холмс относился к Ирен. Посмотрим лучше на то, чем всё закончилось, а закончилось всё тем, что Шерлок, прекрасно знающий о том, что Ирен была к нему неравнодушна, предпочёл возвести её чувства в слабость, вовсю смеясь над женщиной и унижая её. В этом заключается разница мужского и женского персонажей и их отношения друг к другу.

Мисс Адлер, может быть, и играла на эмоциях Шерлока, заставляя его, как выразился Майкрофт Холмс, «плясать вокруг себя», однако через незримую черту она не переходила никогда. В то же время всего одна сцена, в которой Шерлок злобно разоблачил Ирен, можно назвать показателем эгоизма Холмса и примером его унижения Этой Женщины, которая всё-таки впечатлила нашего героя и запомнилась ему на всю жизнь. Для моффатского Шерлока было важно сохранить достоинство и доказать брату всеми возможными способами, что Майкрофт ошибался на его счёт, когда говорил о том, как Шерлок низко опустился. Оскорбить женщину и всё у неё отнять, испытывая малую долю хоть каких-то чувств и восхищаясь ей, для Шерлока было плёвым делом. Казалось даже, что издеваться над Ирен и показывать своё превосходство Шерлок был только рад. Стал бы мужчина, действительно любящий женщину, доводить её до слёз, заставлять просить пощады и равнодушно после этого уходить с гордо поднятой головой? Я не думаю. Для Шерлока не было ничего важнее, чем выиграть. Конечно, мне можно возразить, указав на последнюю сцену и процитировав интервью Стивена Моффата, ведь всё нам показанное якобы доказывает то, что Шерлок любил и любит Ирен. Плевать на то, унизил он её, да ещё и перед посторонним человеком, или нет. Зато Шерлок вытащил Ирен из беды. Прежде всего, примечательно то, что, несмотря на свои хвалёные силу и независимость, Ирен Адлер в итоге проиграла игру и сама же опустилась на колени перед преступниками. Закончилась ли так история Ирен в книге? Нет, у Дойла Ирен спокойно уехала, забрав фотографию с собой в качестве подстраховки, и начала новую жизнь.

Моффатская Ирен не думала злиться на Шерлока или ненавидеть его после того, что он сделал. В последние минуты жизни она думала о Шерлоке скорее с нежностью. Да и вообще, Ирен перед смертью посчитала нужным попрощаться именно с Шерлоком, и это после того, как она всё из-за него потеряла — высокое положение, гордость и достоинство. Мистер Холмс же, как истинный джентльмен и рыцарь, явился женщине на помощь, и это действие с его стороны с какой-то стати отменяет в глазах зрителей тот факт, что Ирен оказалась беззащитна и безоружна именно из-за него. Здесь я хочу напомнить, что слабая женщина и спасающий её сильный мужчина являются культурным клише, ставящим женщин в зависимое положение. А впрочем, моффатская Ирен с самого начала от кого-то зависела, пусть тогда у неё и были какие-то преимущества перед врагами и поводы для самодовольства, поэтому финалу серии удивляться не стоит. И всё-таки мне очень обидно, что сценаристы очередной экранизации рассказа не позволили Ирен Адлер одержать победу над Шерлоком, совершенно наплевав на канон, да ещё и сфокусировавшись на безнадёжной влюблённости со стороны героини. Печально, что в сериале BBC у Ирен была лишь одна роль — стать романтическим интересом главного героя и повлиять на развитие его сюжетной линии и раскрытие образа Шерлока, зато не было ни хорошо прописанного характера, ни собственной интересной истории. Почему интерес к женщине, азарт во время игр с ней и неравнодушие наряду с унижением показываются как любовь? Разве хоть один поступок Шерлока сравним с высокими чувствами? А ещё интересно, что именно указывает на силу характера, независимость и высокий интеллект Ирен Адлер у Стивена Моффата. Как сказал Шерлок, теперь сексуален интеллект, так почему же Ирен обнажала тело, превращая его в оружие и инструмент для достижения целей, когда ей стоило бы поражать противников разумными речами, самостоятельным просчитыванием всех ходов и занятием более достойным для действительно умной женщины двадцать первого века, чем доминирование в постели за деньги?

Глава опубликована: 16.11.2019
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
Автор ограничил возможность писать комментарии

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх