↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Как выразить мысли, чувства, намерения. Склерозник для меня и тех, кому пригодится (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 53 033 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как писать так, чтобы читателям казалось, что они видят героев? Не считаю себя гуру, просто решила составить себе перечень, как выглядят эмоции со стороны. Что может увидеть читатель или другой герой? Невербальные проявления чувств и намерений - как они выглядят?

Что-то утащено из самых разных статей и записей лекций по психологии. Вдруг кому сгодится, кроме меня?
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

3. Жесты и телодвижения

Кто пережил предыдущую главу, честь вам и хвала! Осталось немного. То есть, не так много.

Наверное, многим встречалось выражение «Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычные для героев жесты обычно свидетельствуют о чертах их характеров. Важно иметь в виду, что внешне одинаковые жесты у различных людей, особенно если они принадлежат к разным культурам, могут означать совершенно непохожие вещи, но есть и немало схожего:

1. Активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

2. Чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

3. При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

— демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;

— сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

«Стойте! — Лена вскинула открытую ладонь. — Погодите!»

Нам уже понятно, что она общается с друзьями или как минимум дружественными ей людьми.

И для сравнения:

«Стойте! — потряс кулаками крокодил Гена. — Погодите!»

(глядя на сжатые кулаки, так и хочется добавить, «вашу мать», правда?)

— прикрывание рта рукой (или бокалом в руке, книгой, только не веером — там свой, особый «язык», хотя некоторые параллели тоже существуют) в то время, когда человек говорит — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

— прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемой информации (как собственной, так и собеседника), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;

— потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;

— потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;

— поглаживание подбородка — момент принятия решения;

— суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;

— пощипывание ладони — готовность к агрессии; (лично я как-то ни разу не наблюдала, так что не уверена). Может, просто заснуть боится?

— покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;

— всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;

— собирание ворсинок с одежды (своей) — жест неодобрения; то же самое для одежды собеседника — опека или демонстрация особых отношений окружающим.

— оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;

— протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;

— снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема; возможно, отказ смотреть на вопрос с той точки зрения, что предлагает собеседник.

— гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;

— слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;

— наклон головы набок — пробуждение интереса;

— быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;

— постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство, желание активных действий;

— явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Жестикуляция рук

Всем известно, к примеру, что манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению. Плечи же используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов, а в зависимости от положения рук изменяется значение жестов.

Например, встречаются два человека, жмут друг другу руки — и получают информацию: манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению.

В зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Движение руки (или рук) наружу ладонями к себе, когда оно слабое и медленное и идет сверху вниз, то означает отречение, смирение, отдачу. При этом высоко поднятые плечи только подчеркивают беспомощность. Когда же движение резкое, от себя наружу, то человек требует от партнера оставить его в покое, хотя такой жест может быть и символическим отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли.

Если выпрямленная ладонь ребром вниз решительно опускается один или несколько раз, то становится как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом разрушении (разрешении) проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

Например: «Я сказал! — ударил отец ребром ладони по столу».

(Тут уже понимаешь, что не до возражений — или соглашаться, или уходить в конфликт. Или просто уходить, но это отложенный конфликт.) Или: «Я сказал! — он развел руками». Сразу додумывается, что да, он говорил что-то такое, просто его не слышали или не слушали.

При положении кистей рук ладонями вниз действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх (при этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх) — например, призыв к порядку, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

«Он медленно поднялся, опираясь ладонями на стол…»

Когда мы сжимаем пальцы в кулак, то сгибаем их к середине ладони (если мы не девушка с красивым маникюром, конечно). Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному «Я». Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки складывается до своих минимальных размеров. Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.

«Чем дольше она слушала его, тем сильнее сжимались ее руки…» -кажется, ей все меньше и меньше нравится то, что ей говорят, правда?

«Когда прозвучало последнее слово, она почувствовала, как собственные ногти впились в ее ладонь».

Девушка крайне недовольна, но вряд ли будет спорить — скорее сделает по-своему.

Расслабленные кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Подобным образом выражается нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление отречения от чего-либо, скепсиса или отчаяния. Но если пальцы раскрываются быстро и резко и в окончательном положении растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

«Ее пальцы бессильно разжались, и листок спланировал на пол»…

Вряд ли на этом листке было написано что-то хорошее, м?

Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты.

А вот если руки наоборот, впереди, это уже поза смущения, робости, затруднительного положения, боязливости (при этом всегда наблюдается некоторое напряжение). Если человек сохраняет ее долго, можно сказать, что он крайне сдержан, а то и пассивен и склонен к созерцанию, а не к действиям. Если эта поза кратковременна, то может выражать задумчивость, случающуюся и у активных людей, или кратковременное стеснение, а также самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство (например, учитель в своем классе, лидер в своей группе) — здесь больше подходит «сложил руки на животе» — но не скрестил, предплечья свободны.

«Ну-с, и чем нас сегодня порадует Петрова?» — чуть качнулись перед объемным животом руки Ольги Николаевны, а на пальцах сверкнули кольца.

(Какие мысли насчет учительницы, интересно?)

Если руки или одна рука спрятаны в карманы, то это часто говорит о желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения и развития контакта. Если во время разговора руки убираются в карманы не напряженно (или подчеркнуто вяло) — это демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест.

Если руки убираются резко и с последующей напряженностью в области плечи-шея-руки, то так прорывается активная оппозиционность, враждебная установка, подготовка к нападению, особенно при соответствующем выражении глаз и рта. У собеседника может (и должно) возникнуть чувство опасности.

«Его рука метнулась к карману, и…»

Что там у нас в карманцах? Кастет или пистолет… Хотя может быть и кошелек, если перед этим герой почувствовал, что в его кармане кто-то шарится. Или просто задел.

Потирание рук означает, что человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Часто наблюдается у активных предпринимателей, когда они в хорошем настроении, у любящих поесть — в ожидании обеда. Потирают руки и в переживаниях после удачного свершения дела.

«Ну-с, что у нас сегодня на сладкое? — потерла руки мадам Софи».

Сдается мне, что ее там неплохо кормят…

Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение. Потирание руками лба — стирание нехороших мыслей и разглаживание морщин, если движение медленное и задумчивое — концентрация на размышлениях.

«Он с усилием провел ладонями по лбу. Задача не сходилась».

Ага, и не скоро сойдется, мне кажется.

Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Вот типичные движения при этом: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Такое очень сложно вставить в текст к репликам — это сильно замедлит разговор, а вот если упомянуть, что кто-то «постоянно касался прически, теребила сережку, притрагивалась к подбородку» — хотя двух «красочек» достаточно, третья часто уже лишняя — тогда скорей всего и создастся нужное впечатление.

Прикладывание одной или обеих рук к ушам служит для увеличения ушных раковин, чтобы лучше улавливать звуки. Представьте — и у вас перед глазами сам нарисуется глуховатый старичок или старушка.

«Ась? — тетя Шура приложила к уху ладонь».

И, наоборот, прижатие одной или обеих рук к ушам, чтобы скрыться от шума. Символическое зажатие ушей ладонями может также означать стремление перебить возражающего Вам человека, как бы говоря: «Не желаю слушать, что ты говоришь».

Прикосновение к носу, в большинстве случаев — знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касание носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно.

Касание носа в стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию менее легкое: потирание переносицы, сжимание ее пальцами, нажимание на нос указательным пальцем.

Тянущаяся ко рту рука, как правило, свидетельствует, о желании себя сдержать — «поймать слово, пока оно не вылетело». Бессознательно или сознательно — обычно этот акцент на этом тоже важен.

Но прикосновение к губам может также являться символом поиска нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам, или герой проводит по ним согнутым пальцем или ногтем.

Касание кистью руки лба сбоку (виска или висков одновременно) отгораживает (экранирует) от нежелательных раздражителей. Это жест сосредоточения, концентрации, ухода в свои мысли.

Жестикуляция тела

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:

Поднятые плечи — при этом слегка сутулая спина, более или менее склоненная голова, «втянутая» в плечи, — отражают хронический страх (например, родителей, супруга, хулиганов), запуганность, беспомощность, «ощетиненность», а также нервозность, идущую из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (при слабом напряжении).

Свободно опущенные плечи (шея открыта) — сигнал того, что человек чувствует себя уверенно, это знак внутренней свободы, владения ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч — выражение сомнения и задумчивости, раздумья, скепсиса, изменений в плане защиты. Поднимание и опускание плеча с одной стороны говорит «не знаю» с подчеркнутым чувством сожаления. «Повести плечом».

Отведенные назад плечи выставляют вперед грудь, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество (или шикарный бюст); нередко переоценка себя. Желание быть заметным.

Провисающие вперед плечи, как и сгорбленность — знак отчаяния и слабости; выражают подавленность, покорность, комплекс неполноценности, «жалкий вид». Страх и ужас заставляют человека выставлять плечи вперед для уменьшения площади, открытой для нападения, человек «сворачивается».

Поза, когда руки упираются в бедра, демонстрирует твердость, уверенность, стабильность, превосходство. Во время спора острые локти торчат в стороны, как оружие (притязания на большое пространство). У детей и начальства руки, упирающиеся в бедра, выражают вызов, браваду — «а посмотрите, я какой!». Такая поза может быть сверхкомпенсацией скрываемого чувства слабости или смущения (особенно при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове) — однако, как правило, долго неуверенный и смущенный человек в ней не держится. Трудно это, устает.

Если руки поддерживают часть веса, опираясь на что-либо (стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) — это поддерживающее верхнюю часть тела движение характерно для тех, кто слабо стоит на ногах. Может также выражать стремление к опоре при внутренней неуверенности. А может просто физическую (или моральную) усталость. При частом повторении у героя можно задуматься и о больных ногах или травме.

Движения головы имеют особое значение в «языке тела». Например, для улучшения восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны — отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед.

«Он вытянул шею, рассматривая, как во дворе движутся знакомые силуэты»…

Насторожили они его, верно?

Голова, свисающая без напряжения: в просторечии в этом случае говорят, что человек «голову повесил». Таким образом выражаются безволие, апатия, безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь. И другой вариант — усталость, но и доверие — если человек задремал. Во враждебной обстановке люди так не делают никогда, если только не являются слугами или рабами.

Склоненная голова (при обращенном вниз взгляде) — показатель подчинения. Если такой наклон головы используется при приветствии, то это вежливость, символическое подчинение. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли. Обычный кивок головой означает молчаливое одобрение, согласие. Угол наклона головы (и корпуса) регламентировался при приветствиях между людьми самых разных сословий, возрастов и т.п.

Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то возможны коварство или же осознание своей вины.

Склоненная голова может сигнализировать и о задумчивости.

Поднятая голова обычно у внутренне свободного и уверенного в себе человека. Поднятие головы выражает чувство собственного достоинства, готовность приступить к какому-либо делу, полную открытость и внимание к окружающим. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Если голова поднимается слишком высоко, то тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, а также критическая бдительность (взгляд сверху дает критическую дистанцию).

«Она подняла голову и медленно вдохнула, мысленно считая до десяти, а потом посмотрела на него.

— И как долго ты собирался это скрывать?»

Понятны ее эмоции? Есть намек и на их взаимоотношения — очевидно, достаточно близкие.

Запрокидывание головы назад в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление вызова, а при повороте всего корпуса в сторону партнера — навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения, что может выражать решительный протест и оскорбление чести или чувства собственного достоинства.

«Руки прочь от моего любимого котика!» — вскинулась э… кто бы это был… о, Гермиона!

При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод о чувстве превосходства, мужественности или готовности к деятельности. Так же может быть выражено безмолвное приглашение или немой вопрос (уточнит соответствующая мимика).

«Он медленно поднял голову, выжидающе посмотрел на соперника и сухо усмехнулся»…

Мужыг, ага?

Выставленная вперед голова (особенно при сконцентрированном взгляде) свидетельствует о наличии интереса, напряженного внимания (глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру). Может быть как позитивная, так и негативная (до враждебности) установка. Голова, выставленная вперед, при угрожающем поведении словно бы демонстрирует: «Я воспринимаю все, но не боюсь тебя».

«Она потянулась к нему, как цветок к солнышку…»

«Он засунул руки в карманы и резко двинул подбородок вперед» (Так и слышу: «Да ты на кого батон крошишь?»)

Поворот головы.

Полный поворот и обращение лица к собеседнику с прямым взглядом свидетельствует о выраженной заинтересованности, интересе без каких-либо задних мыслей, о внутреннем принятии другого, и обычно о готовности к соответствующим действиям.

«Она обернулась и посмотрела ему в глаза. — И что мы будем теперь делать?»

Кажется, с ней стоит посоветоваться.

При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру, зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.

«Она чуть повернула голову и метнула на него косой взгляд. — И что мы будем теперь делать?»

А тут скорее всего жди или обвинений или того, что его будут испытывать каким-то образом.

Качание головой из стороны в сторону на всем протяжении (без напряжения; часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта) показывает нерешительность, в основе которой скепсис и осторожность.

Совершенно банально: отворачивание головы свидетельствует о том, что интерес угас. Но скорость и напряженность этого движения могут дать довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. Отворачивание головы в сторону может выражать также чувство превосходства, а если лишь на мгновение, то — мгновенное самостоятельное обдумывание.

Ну вот, подошла к концу третья часть… Автор изрядно устал, немало статей перелопачено, но надеюсь, что не зря. Пригодится. Хотя бы для того, чтобы когда-нибудь спрятать дьявола в деталях. И посмотреть, как читатели его найдут. О, они могут. Правда, я еще, кажется, не дошла до такого уровня, но ведь хочется…

И еще одно предупреждение, по подсказке из комментов, хотя, вроде бы уже предупреждала: важно не переборщить. А это значит очень просто: вставлять такие красочки уместно в том случае, когда эмоция героя меняется. А это случается далеко не на каждой реплике, так что в хорошем эмоциональном диалоге нужны «непрокрашенные» части — когда идет обмен содержательными репликами, а «красим» только то, что нужно красить. Говорили-говорили, потом бац — кто-то удивился. Например, поставив брови домиком. Или вылупив глаза. Или уронив челюсть. Все в зависимости от характера героя.

Далеко не каждую реплику в диалоге нужно пояснять, особенно когда разговаривают двое.

Ну и еще очень полезная добавочка от соавтора (не все же комменты читают):

Попутный бонус

Кроме основной задачи — помочь автору представить героев так, чтобы читатель их увидел, — этот «склерозник» поможет решить и еще одну проблему (у кого она есть, конечно). Убрать переспам эмоционально нейтральных глаголов, связанных с речью и взглядом. Увы, часто встречается, особенно когда в работе много диалогов. Оставить реплики «голыми», без авторских слов — некрасиво и сухо, вот и скачут туда-сюда «сказал/ответил», «взглянул/посмотрел». А ведь можно убить зайца и утку одним выстрелом: избавиться от повторов и детально прорисовать эмоциональный фон разговора.

Нет правил без исключений

Соответствие мимики и жестов внутреннему настрою, эмоциям — целая наука, и большинство наблюдений и выкладок психологов действительно точны. Но с некоторыми — причем, что интересно, чаще всего именно с теми, которые считаются аксиомой, — надо обращаться аккуратно и смотреть на контекст.

Например: сцепленные пальцы, сложенные на груди руки, скрещенные лодыжки, вообще «наглухо застегнутая» поза собеседника традиционно считается знаком — человек не доверяет, лжет, скрывает. Но эта поза, эти жесты могут быть и сигналом о прямо противоположном — о полнейшей, исчерпывающей откровенности. В тех случаях, когда решиться на эту откровенность было очень тяжело, почти невозможно. Когда человек делает судьбоносное для себя признание. И закрывается он в этом случае не от собеседника — а от всего остального мира. Чтоб ничто не помешало и не спугнуло решимость.

Или отведенный взгляд, рассматривание окружающих предметов. Да, классически — потеря интереса к разговору, скука. Но часто — показатель абсолютного комфорта, полное расслабление в уютной безопасной обстановке с очень близким человеком.

Или взгляд «сквозь» — как подчеркнутое неуважение (обычно), так и желание скрыть сильную душевную боль (реже, но тоже довольно типично).

А бывает и так, что драматическое впечатление — ах, он/она обманывает — объясняется такими рутинными причинами, что смех, да и только. Человек ерзает на стуле, не знает, как сложить руки, отводит взгляд? Аллергия на шоколад разыгралась, а почесать зудящее место во время серьезного разговора… ну сами понимаете. Человек сел спиной к лампе? Да на приеме у окулиста он был два часа назад, и после осмотра глазного дна болезненно реагирует на яркий свет.

Отличная иллюстрация вышесказанному есть у Конан Дойла в рассказе «Второе пятно». Холмс с Ватсоном обсуждают поведение клиентки, с которой только что общались, как раз с акцентами на невербальном: крепко сжатый рот, испуганные глаза, то, что она села спиной к свету… А потом Холмс говорит:

«Женщин вообще трудно понять. Вы помните одну, в Маргейте, которую я заподозрил на том же основании. А потом оказалось, что причиной ее волнения было лишь отсутствие пудры на носу. Как можно строить предположения на таком неверном материале? За самым обычным поведением женщины может крыться очень многое, а ее замешательство иногда зависит от шпильки или щипцов для завивки волос…»

(Ну, Холмс известный женоненавистник, а так-то замечание к человеку любого пола применимо).

Более того: порой в литературе подобные разночтения «языка тела» становятся завязкой межличностных конфликтов! При должной виртуозности получается потрясающая игра, радующая и автора, и читателей.

Глава опубликована: 01.06.2020
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
2 комментария
Отличная палитра, спасибо
Цитата сообщения Specialhero от 01.06.2020 в 16:59
Отличная палитра, спасибо
Очень рада. Пусть лежит, сама сюда подсматривать буду! ;)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх