↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Как выразить мысли, чувства, намерения. Склерозник для меня и тех, кому пригодится (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 52 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как писать так, чтобы читателям казалось, что они видят героев? Не считаю себя гуру, просто решила составить себе перечень, как выглядят эмоции со стороны. Что может увидеть читатель или другой герой? Невербальные проявления чувств и намерений - как они выглядят?

Что-то утащено из самых разных статей и записей лекций по психологии. Вдруг кому сгодится, кроме меня?
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

1. Эмоции - невербально

Сразу хочу предупредить читателей, что автор не гуру и никогда не будет считать себя таковой. Так что этот «склерозник» — что-то вроде напоминалки для себя самой, ну и, поди еще кому пригодится, буду рада. Собранные расшифровки поз, мимики и жестов собраны из нескольких источников, от разных психологов, а потому могут быть разночтения, конечно. Автор не будет спорить ни о чем. Кто хочет — использует, кто не согласен — так никого не заставляют. А вот дополнениям и уточнениям буду, конечно же, рада. Надеюсь, не только я.

Чувства, которые мы испытываем (или испытывают герои, о которых мы пишем) определяют выражение лица, позу, жестикуляцию, дыхание, а по незначительным движениям, если мы только даем себе труд обратить на них внимание, мы можем понять, что чувствует человек в данный момент.

Если мы добавляем эти штрихи, мы даем возможность читателям «увидеть», как это происходит и самим определить, что чувствует в это время герой. Во многом это определяет, читается текст просто так или его можно «смотреть, как кино».

Если герой смущен, он может опустить глаза, поковырять пальчиком, покраснеть и так далее. Но опустить глаза можно и скрывая совсем другую эмоцию, краснеют и от гнева, а ковыряют пальчиком еще и тогда, когда все надоело, а уйти невозможно.

Все это мы можем брать на вооружение, когда выстраиваем диалоги или описываем героев в тот или иной момент их жизни. Давайте попробуем увидеть и описать — просто поупражняемся, а потом в нужный момент перенесем на своих героев. Рассмотрим, как они хмурятся, когда недовольны удивляются, поднимая брови или тараща глаза, прикусывают губу, чтобы сдержаться и не выдать чего-либо, сжимают челюсти в гневе — а потом дадим их увидеть читателям.

Давайте возьмем один пример, одной-единственной реплики. Самой банальной. А в качестве практики попробуйте сделать то же самое — не воскликнуть, конечно, а поработать соответствующими мышцами — своими.

— Рон, как ты мог? — воскликнула Гермиона.

— Рон, как ты мог? — прерывисто вздохнула Гермиона.

— Рон, как ты мог? — сощурилась Гермиона.

— Рон, как ты мог? — распахнула ресницы Гермиона, а на ее щеках проступил румянец.

— Рон, как ты мог? — подбоченилась Гермиона, постукивая туфелькой.

Что после каждой реплики последуют самые разные события, уже видно, правда? И причины для них самые разные вырисовываются, верно? И самое главное — вы... почувствовали?

Не забываем, что движения могут быть мимолетны, что обратить внимание на них могут не все участвующие в сцене (кто-то — «толстокож», а кто-то может просто отвернуться), это тоже важно, чтобы картинка «жила».

Но в этой статье я пишу не о том, как применять, а о том, что применять. Я готовлю для себя и для вас палитру красок, а пользоваться ли ей, когда, как, сколько — решать вам. Итак…

Губы. Они «читаются» обычно легче всего. Например, закусывание (прикусывание) губ часто свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке. Улыбка на лице, как правило, знак дружелюбия или потребности в одобрении. Но улыбка часто может быть знаком самообладания — улыбаться в сложной ситуации — признак силы. А еще стоит заметить, что улыбка женщины чаще соответствует ее истинному настроению, чем улыбка мужчины.

Стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;

кривая улыбка — знак контролируемой нервозности, недоверия (не обязательно собеседнику, вполне возможно — информации или даже вообще самому себе);

улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться или радостное удивление;

улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства, снисходительная;

улыбка без подъема нижних век — неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Однако улыбки очень часто отображают и другие мотивы, так что желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование и добавлять к нему другие детали.

Иногда очень помогает «скрестить» эмоцию в чистом виде с ее выражением, например, «недоверчивая улыбка», удивленная, растерянная, победная, счастливая, открытая, робкая, кривая и так далее.

Добавляет «видимости» еще само появление улыбки: она может расцвести, мелькнуть, появиться, озарить, вспыхнуть… и ее уход: улыбка исчезла, погасла, ее могут стереть одной фразой или суровым взглядом (здравствуйте, профессор Снейп), ее могут смять нетерпеливыми губами и т.д.).

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях

Радость: улыбка, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные, лицо расслаблено;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, глаза слегка расширены или сужены;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом широко распахнуты, а при крайнем удивлении приоткрытый рот имеет округленную форму;

Сравните:

— Да что ты говоришь? — его брови дрогнули, а взгляд стал внимательнее.

— Да что ты говоришь? — его брови взметнулись.

Вот только не надо смешивать все сразу, описывая полностью мимику — достаточно чего-то одного, остальное читатель сам в состоянии себе нарисовать, уж поверьте… А хоть и проверьте.

— Да что ты говоришь?! — она широко распахнула глаза.

Ну, как? Брови на месте? Рот приоткрыт?

Читателю на самом деле неважно, что вы напишете, важно ощутить, разгадать эмоцию. И чем меньше вы для этого задействуете слов, тем лучше.

Время у нас такое. Быстрое.

Так что давайте дальше просто и без примеров — уверена, вы их сами прекрасно представите и из набора выберете то, что подойдет именно вашему герою или героине.

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

Презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Поза и ее детали

Немало информации о внутреннем настрое человека дает положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Часто во время перепадов чувств люди, не желающие их афишировать, лучше контролируют свое лицо, чем тело, так что нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об их истинных переживаниях.

Вот «собрание красок для портрета героя» из серии «поза»:

Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок вперед — чувство уверенности в себе и превосходства;

Тело подано вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, стремление отстаивать свою позицию до конца;

Стоя, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;

Руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;

Закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

Высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;

Скрещенные конечности — скептическая защитная установка, чем больше скрещено, тем сильней — работает все — пальцы рук, сами руки, ноги;

Не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;

Наклон головы в сторону — пробуждение интереса;

Наклон головы вниз — отрицательное отношение;

Легкое откидывание головы назад — знак агрессивности;

Сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;

Закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;

Закидывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;

Скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;

Положение с ногами, ориентированными на выход (сидя или стоя), — явное желание прекратить разговор и уйти;

Частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, желание уйти, избежать дальнейшего разговора, напряженность;

Вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;

Сцепленные пальцы рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);

Кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;

Руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены передо ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;

Поддерживание головы ладонью — скука;

Пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, голова на них не опирается — признак заинтересованности;

Подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;

Обхватывание своего бокала (чашки, стакана) двумя руками — замаскированная нервозность;

Выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;

Выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

— Я отомщу, — его ноздри дрогнули, а глаза сузились.

— Я отомщу, — нахмурился он, глядя тусклым взглядом в сторону закрытого деревьями дома.

Да, еще можно сжимать зубы, играть желваками (хотя когда они «заходили» сами, это производит немного более сильное впечатление).

Наверное, тут многое можно дополнить — палитра красок, используемых профессионалами, особенно артистами, обширна, да и обычные люди не так чтобы сильно им уступают — дело чаще всего только в осознанности.

Глава опубликована: 01.06.2020

2. Глаза такие глаза

Очень трудная и насыщенная часть. Читать, наверное, стоит по небольшому кусочку... Самой пересматривать весь массив не так чтобы просто. А вот если придумывать ситуации для героев с описанными минами, получается легче. Правда при этом еще интересно самой скорчить такую рожу, а если с ней посидеть немного — возникает таки и чувство... то самое. Попробуете?

 

Не буду мучить читателя вступлениями насчет «зеркала души», приступим сразу к «палитре». Приводить примеры тут почти некуда — очень много информации, так что как и когда использовать, выбирать вам. Ну и мне — этот же склерозник для того и написан, мне всего ни в жизнь не выучить.

Главное не перестараться — акцент на глаза уместен обычно во время напряженных (или нет) личных разговоров, диалогов, при описании героя, толкающего длинную речь (очень удобно разбавлять монолог и показать его подоплеку), и не очень уместен, когда события разворачиваются быстро или в сцене участвует много людей. Использовать их в каждой реплике тоже не стоит: эмоцию надо показывать, когда она только-только появляется или меняется. А это не так уж часто бывает — не все люди — холерики...

Людей обычно выдают любые изменения в обычном выражении глаз — они отражают возникновение некой эмоции, сигналят о том, что человек отреагировал на сказанное или сделанное.

Непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

Появление блеска в глазах — возбуждение;

Остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость или глубокая задумчивость, «уход в себя»;

Увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;

Сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;

Сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таких движений, тем человек пьянее);

Усиленное моргание — возбуждение, обман. Но и — возможное удерживание слез (хотя это же тоже в чем-то обман — спрятать эмоцию).

Хотя стоит иметь ввиду, что расширяется и сужается зрачок еще и в зависимости от освещения — и этим вы косвенно можете «дать рисунок» света в помещении.

«Пламя стоящей у окна свечи отражалось в черноте ее зрачка, занявшего собой почти всю радужку» — скорее всего, девушка находится в месте, где очень темно, и, возможно, вдобавок ей страшно.

Контакты глаз собеседников могут иметь такую примерную расшифровку:

Отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление (но не факт, что о том, что вы только что говорили), главное — этот человек точно не с вами;

Перевод взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, знак того, что вы слишком долго говорите или повторяетесь, собеседнику скучно;

Настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать — сейчас с вами будут спорить, а может, и воевать;

«… Он буравил собеседника своими колкими зрачками…» Да, такой взгляд воспринимается как колкий, жесткий — «уколоть взглядом», «прошить взглядом» — это о них, о сузившихся зрачках.

Настойчивый и пристальный взгляд в глаза или в район ключиц (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;

Отведение или опускание взгляда — стыд, обман, но может быть и уход в своим мысли, воспоминания;

Тут есть разница, в какую сторону отводят глаза. Вот так это расшифровывают на «Психологосе»:

Взгляд вверх вправо — человек обращается к будущему или придумывает — зрительно.

Взгляд просто вверх или влево от него — человек в прошлом, вспоминает какие-то свои образы.

Взгляд по горизонтали вправо — обращается к будущему или придумывает, что сказать.

Взгляд по горизонтали влево — человек в прошлом, слуховые воспоминания (активизируется аудиальная память).

Взгляд просто вниз или вправо вниз — переживание, представление кинестетических ощущений.

Взгляд влево вниз — внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контроль речи (человек тщательно выбирает слова в общении).

Да, еще насчет «право — лево». В некоторых источниках все описано практически так же, только лево — право поменялись местами. Путаница возникает из-за того, мы описываем либо из позиции наблюдателя перед человеком или смотрим из его позиции, с его места. Чтобы не путать хотя бы себя, запомните простую вещь: во внутренней картинке жизнь идет всегда слева направо. Соответственно, все прошлое — слева. Все будущее — справа.

Взгляд сбоку — недоверие;

Взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Вот еще несколько выдержек:

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который предпочитает не смотреть вам в глаза, когда вы общаетесь, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Язык глаз проявляется в степени их открытости.

Слишком широко открытые («вытаращенные») глаза всегда свидетельствуют об активном восприятии человеком окружающего мира и, конечно, собеседников. Часто можно наблюдать, что одновременно широко раскрыты рот и нос (раздутые ноздри). (Про раздутые ноздри мы обычно пишем, представляя гнев, но есть еще «трепетание крыльев носа»). Это происходит, когда человек бессознательно хочет получить максимум информации, чтобы не ускользнуло даже самое мельчайшее. Происходит это в следующих случаях:

— при удивлении, неожиданности, озадаченности, удивленном восхищении; при возникновении вдруг наивысшей радости; при испуге, ужасе (при шоке такая мимическая картина длится некоторое время);

— при огромном любопытстве, напряженном ожидании;

— при надежде или сильном стремлении («глазеть», «смотреть, открыв рот», «пожирать глазами») — так смотрят фанаты на кумира;

— при полной беспомощности, неспособности понять, полной наивности и наоборот — при пришедшем вдруг понимании, озарении;

— при сильном порицании (как предостерегающий взгляд) или упреках («прими во внимание», при этом лицо серьезное, напряженное);

— при интенсивном ожидании после поставленного вопроса.

Особенности состояния человека, его мимические реакции (например, оцепенение или блеск глаз, положение уголков рта, руки в защитной позиции, общее напряжение или расслабление тела и т.п.) указывают на подходящее в данном случае толкование.

«Ее глаза распахнулись и заблестели в предвкушении»…

«Ее губы сжались, а глаза распахнулись, словно останавливая его еще не произнесенные слова»…

«Волк широко раскрыл глаза и обвел взглядом прилавок с телевизорами» («Ну, погоди!» одна их первых серий). Ну и так далее.

Полностью открытые глаза свидетельствуют о высокой восприимчивости чувств и выражают, в частности: мечтательность («сон с открытыми глазами»); открытость в случае доверия, проявления наивности; это своего рода специальный прием: мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами, стремясь создать впечатление простачка, наивного человека.

Прикрытые, «занавешенные» глаза, когда верхнее веко прикрывает верхнюю часть глаза, выражают равнодушие, покорность, инертность и даже тупость. А нередко такие глаза означают неподдельное отсутствие интереса, скуку; надутость, высокомерие, чванство, высокое самомнение; инертность, равнодушие, слабость побуждений, покорность, сильное утомление вплоть до истощения.

…Ах, гостиница моя, ах, гостиница!

На кровать присяду я — ты подвинешься,

Занавесишься ресниц занавескою…

Хоть на час тебе жених — ты невестою. (Ю. Кукин. «Гостиница»)

Закрытые глаза (без особого напряжения) означают: самоизоляцию от внешних воздействий с целью тщательного обдумывания; рассматривание с наслаждением чувственных образов или размышление (на концерте, на докладе, в разговоре, в сауне и т.д.); незаметное выражение согласия или понимания, иногда соединенное лишь с чуть обозначенным кивком головой.

«Он плавно опустил веки и длинно выдохнул»… (аж самой расслабиться захотелось).

Суженный или прищуренный взгляд (круговая мышца сокращается так, что остается лишь щелочка для зрения, при этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую направлен взгляд) чаще всего означает: пристальное наблюдение, напряженное внимание (если это взгляд сбоку, то еще и хитрость); высокую степень душевной концентрации; чрезмерную критичность, черствость и недоброжелательность.

«Он прищурился, высматривая в толпе знакомый силуэт»…

«Он проводил ее косым прищуром»… — о, видите его? Эмоция пошла? Уже хочется понять, кто из них хороший, кто плохой или хотя бы кто кому стабильно готов пакостить, правда?

«Она сощурилась, глядя на пустой листок…» — мне одной уже кажется, что это про письменный экзамен?

Прищуривание только одного глаза, подмигивание чаще всего означает: достижение тайного согласия с кем-то; знак кокетства между представителями разного пола (при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка).

Резкое, повторяющееся мигание может быть сигналом неуверенности, затруднений, нервозности, повышенной возбудимости.

«Она спрятала руки за спину и часто заморгала»… — ой, что-то скрывает, точно! И что там у нас в карманцах?

Направление взгляда

Прямой взгляд, с полностью обращенным к партнеру лицом, означает:

— полный, неподдельный интерес к другому лицу и к делу;

— признание другого лица, внимание к нему;

— ненарушенное доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию без запасных вариантов («прямой характер», «прямой человек»).

Взгляд, направленный вдаль, чаще всего говорит о задумчивости, сосредоточенности, сомнении и колебании.

Взгляд, направленный «сквозь» партнера, означает подчеркнутое неуважение, возможную агрессивную реакцию.

Взгляд, направленный мимо партнера, говорит об эгоцентризме, направленности и нацеленности на себя.

Преимущественно ближайший или дальний «прицел» глаз («смотрящий далеко вперед» или «близко перед собой», «недалекий» человек) во взаимосвязи с направлением взгляда во многих ситуациях разговора имеет очень большое значение. По нему должно создаваться надежное общее впечатление.

Взгляд, направленный в неопределенную даль, означает, что мысли и интересы сконцентрированы на далеком (непосредственно конкретном) содержании; соответствует задумчивости, раздумьям.

Взгляд, направленный в бесконечность «сквозь» глаза партнера, передает своеобразную смесь раздражения, вызывающего игнорирования партнера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух, подчеркивает неуважение к нему. Наиболее сильно выводит другого из равновесия. Это небезопасно вследствие возможной агрессивной реакции.

Сведение глаз (центрированный взгляд) — сигнал сосредоточенности на конкретной ситуации или реальности из непосредственного окружения. Означает конкретное мышление, практическую установку, хорошую наблюдательность. Этот взгляд еще иногда называют цепким.

Взгляд, направленный мимо партнера на какую-либо фиксированную точку в пространстве, говорит о внутреннем разговоре с самим собой, недостатке связей с окружающими людьми, направленности на себя вплоть до аутизма.

Взгляд сбоку, углами глаз делает возможным контакт глаз с партнером в то время, как лицо обращено в сторону. Отсутствие полной отдачи, незаметное, но активное наблюдение, дистанция, скепсис, недоверие — вот что выражает такой взгляд и даже обостряется при беззаботном выражении лица и (или) неподвижности тела.

Кроме того, степень открытости глаз соответственно показывает:

— широко раскрытые глаза — тайный, скрываемый страх;

— нормально раскрытые глаза — критику, оценку, тайное любопытство, скрываемую готовность к действиям;

— суженный взгляд — недоверие, угрозу, «будь настороже», «камень за пазухой», предостережение, недовольство («злой взгляд»), нехорошие эгоцентрические намерения, особенно при сильном напряжении;

— взгляд искоса через плечо — демонстративное пренебрежение, презрение, презрительность.

Взгляд снизу (при склоненной голове)при малой напряженности и согнутой спине означает подчиненность, покорность, услужливость. При более сильном напряжении и легких вертикальных складках на лбу — расчетливую самоотдачу после скрытого наблюдения. При сильном напряжении также может выражать готовность, мобилизацию, доходящую до готовности к борьбе.

Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) говорит об увеличении дистанции из-за критического отношения, чувстве превосходства, истинной гордости, высокомерии, презрении.

«Небесный взгляд» (при нормальной посадке головы глазные яблоки повернуты вверх) означает: при расслабленности (в лице) и соответствующих условиях — глубокие религиозные размышления, восхищение, погружение в высокие мысли; при напряженности (в лице), особенно если заметить, что это позирование, — попытку изобразить религиозные размышления при приверженности высоким этическим идеалам, создать такую видимость и использовать ее для достижения эгоистических целей.

Уклоняющийся взгляд демонстрирует неуверенность из-за боязливости, слишком большой скромности или робости, какого-либо чувства вины. Типично при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого. Опускание глаз во время разговора используется, чтобы сделать невозможным контакт глаз.

Движение глаз

Твердый, фиксированный взгляд характеризует устремленность к цели, уверенность в себе. Если он направлен на какой-то объект в окружении, то это означает устремленность к цели («смотреть фактам в лицо»); на человека — уверенность в себе, осознание своих сил и возможностей, происходящее из витальных глубин, обычно неосознанно-критическое рассмотрение других.

Попеременный контакт глазами, т.е. обмен взглядами, говорит о подтверждении внимания, уважении к партнеру, полном к нему доверии. Особенно такой контакт присущ детям и влюбленным.

Жесткий (слишком фиксированный) взгляд, сопровождающийся сужением сектора обзора, означает бесцеремонность, недоверие, иногда проницательность, догадку, чаще всего скрытность, агрессивность.

Фиксированный (слишком твердый), прямой и одновременно суженный взгляд передает критическое испытание, основанное на дистанцировании и недоверии, проницательность, бесцеремонность, скрытность, тайные намерения, в том числе и зловредной природы, агрессивность вплоть до садизма; «холодный», «пронизывающий» взгляд используется прокурорами и криминалистами в известных случаях или же, например, бесцеремонными и навязчиво ведущими себя мужчинами по отношению к практически беззащитной женщине.

Подчеркнуто прямой, твердый и сознательно-открытый взгляд — это изощренно-уверенный взгляд человека, «прошедшего огонь и воду», демонстративно показываемая открытость здесь лишь средство достижения недобрых целей.

Глаза направлены твердо и на партнера (голова и верхняя часть тела откинуты назад) — означает защиту при готовности нападения, особенно при напряженности в посадке головы и мимике.

Оценивающе-блуждающий взгляд при движении снизу вверх и в стороны говорит о восхищении партнером и даже почитании его, при движении сверху вниз и в стороны — о критическом отношении, а подчас и о пренебрежении.

Оценивающе-блуждающий прямой взгляд (при полной обращенности лица к партнеру) сверху вниз, или снизу вверх, или во все стороны часто наблюдается при восхищении красивыми вещами, произведениями искусства или видами. Ему соответствует выражение восхищения в области рта (характерная улыбка) и глаз. При внимательно-критическом рассматривании предмета, например при принятии решения о покупке, возможно трезво-холодное выражение лица.

Неопределенный взгляд означает недостаток ясности целей, твердости, постоянства. Типичным является взгляд у пьяного или у некоторых психически больных (безостановочное движение глаз).

Спокойный взгляд выражает удовлетворенность восприятия, вдумчивость, рассудительность. Спокойный вялый взгляд говорит о заторможенности, оцепенении.

Беспокойный взгляд свидетельствует о возбудимости, непостоянстве, замешательстве, об отвлекающих факторах, отсутствии определенной направленности на восприятие слов партнера по общению.

Бегающий взгляд говорит о болезненной чувствительности и возбудимости, существовании неопределенного чувства угрозы. Особая форма — характерное вращение глаз часто бывает после фиксированного взгляда, чтобы убедиться, что сигнал воспримут, а также посылаемое украдкой сообщение, что ситуация невыносимо скучна.

Что означают движения глаз и направление взгляда собеседника

Важен не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую устремлен взгляд.

Деловой взгляд, устремленный в область лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.

Светский взгляд, устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения. Исследования, проведенные в этой области, показали, что во время различных вечеров и приемов собеседники чаще всего смотрят друг на друга. При этом они обращают внимание на треугольник, который расположен между глазами и ртом человека.

Интимный взгляд устремлен в область между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге; человек, который воспринимает такой взгляд, как правило, отвечает аналогично.

При этом, чтобы принять правильное решение об отношении собеседника, необходимо учитывать и среду, в которой он вырос, и обычаи. Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, предпочитая во время разговора смотреть на шею.

Взгляд поверх очков может означать, что к человеку относятся критически и пытаются каким-то образом его оценить. Подобный взгляд расценивается как серьезная ошибка при общении, так как слушатель сразу же закрывается: он скрещивает на груди руки, закладывает одну ногу на другую, за этим следует целая серия жестов, говорящих о негативном отношении к собеседнику.

Взгляд искоса свидетельствует или об интересе, или о враждебности. Сочетание такого взгляда со слегка поднятыми бровями или улыбкой говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.

«Пустой» взгляд, устремленный при этом в какую-то определенную точку, иногда выражает смущение, стеснительность, стыд, недостаток знаний, уверенности. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.

Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и наличия барьеров в общении.

Пристальный, неподвижный взгляд тоже может характеризовать возникшие трудности в осмыслении сказанного, например.

Фу-у-ух, конец главы!)) Но что поделать, глаза, они такие. Дальше будет чуток попроще.

Глава опубликована: 01.06.2020

3. Жесты и телодвижения

Кто пережил предыдущую главу, честь вам и хвала! Осталось немного. То есть, не так много.

Наверное, многим встречалось выражение «Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычные для героев жесты обычно свидетельствуют о чертах их характеров. Важно иметь в виду, что внешне одинаковые жесты у различных людей, особенно если они принадлежат к разным культурам, могут означать совершенно непохожие вещи, но есть и немало схожего:

1. Активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

2. Чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

3. При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

— демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;

— сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

«Стойте! — Лена вскинула открытую ладонь. — Погодите!»

Нам уже понятно, что она общается с друзьями или как минимум дружественными ей людьми.

И для сравнения:

«Стойте! — потряс кулаками крокодил Гена. — Погодите!»

(глядя на сжатые кулаки, так и хочется добавить, «вашу мать», правда?)

— прикрывание рта рукой (или бокалом в руке, книгой, только не веером — там свой, особый «язык», хотя некоторые параллели тоже существуют) в то время, когда человек говорит — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

— прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемой информации (как собственной, так и собеседника), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;

— потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;

— потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;

— поглаживание подбородка — момент принятия решения;

— суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;

— пощипывание ладони — готовность к агрессии; (лично я как-то ни разу не наблюдала, так что не уверена). Может, просто заснуть боится?

— покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;

— всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;

— собирание ворсинок с одежды (своей) — жест неодобрения; то же самое для одежды собеседника — опека или демонстрация особых отношений окружающим.

— оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;

— протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;

— снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема; возможно, отказ смотреть на вопрос с той точки зрения, что предлагает собеседник.

— гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;

— слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;

— наклон головы набок — пробуждение интереса;

— быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;

— постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство, желание активных действий;

— явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Жестикуляция рук

Всем известно, к примеру, что манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению. Плечи же используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов, а в зависимости от положения рук изменяется значение жестов.

Например, встречаются два человека, жмут друг другу руки — и получают информацию: манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению.

В зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Движение руки (или рук) наружу ладонями к себе, когда оно слабое и медленное и идет сверху вниз, то означает отречение, смирение, отдачу. При этом высоко поднятые плечи только подчеркивают беспомощность. Когда же движение резкое, от себя наружу, то человек требует от партнера оставить его в покое, хотя такой жест может быть и символическим отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли.

Если выпрямленная ладонь ребром вниз решительно опускается один или несколько раз, то становится как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом разрушении (разрешении) проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

Например: «Я сказал! — ударил отец ребром ладони по столу».

(Тут уже понимаешь, что не до возражений — или соглашаться, или уходить в конфликт. Или просто уходить, но это отложенный конфликт.) Или: «Я сказал! — он развел руками». Сразу додумывается, что да, он говорил что-то такое, просто его не слышали или не слушали.

При положении кистей рук ладонями вниз действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх (при этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх) — например, призыв к порядку, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

«Он медленно поднялся, опираясь ладонями на стол…»

Когда мы сжимаем пальцы в кулак, то сгибаем их к середине ладони (если мы не девушка с красивым маникюром, конечно). Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному «Я». Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки складывается до своих минимальных размеров. Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.

«Чем дольше она слушала его, тем сильнее сжимались ее руки…» -кажется, ей все меньше и меньше нравится то, что ей говорят, правда?

«Когда прозвучало последнее слово, она почувствовала, как собственные ногти впились в ее ладонь».

Девушка крайне недовольна, но вряд ли будет спорить — скорее сделает по-своему.

Расслабленные кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Подобным образом выражается нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление отречения от чего-либо, скепсиса или отчаяния. Но если пальцы раскрываются быстро и резко и в окончательном положении растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

«Ее пальцы бессильно разжались, и листок спланировал на пол»…

Вряд ли на этом листке было написано что-то хорошее, м?

Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты.

А вот если руки наоборот, впереди, это уже поза смущения, робости, затруднительного положения, боязливости (при этом всегда наблюдается некоторое напряжение). Если человек сохраняет ее долго, можно сказать, что он крайне сдержан, а то и пассивен и склонен к созерцанию, а не к действиям. Если эта поза кратковременна, то может выражать задумчивость, случающуюся и у активных людей, или кратковременное стеснение, а также самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство (например, учитель в своем классе, лидер в своей группе) — здесь больше подходит «сложил руки на животе» — но не скрестил, предплечья свободны.

«Ну-с, и чем нас сегодня порадует Петрова?» — чуть качнулись перед объемным животом руки Ольги Николаевны, а на пальцах сверкнули кольца.

(Какие мысли насчет учительницы, интересно?)

Если руки или одна рука спрятаны в карманы, то это часто говорит о желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения и развития контакта. Если во время разговора руки убираются в карманы не напряженно (или подчеркнуто вяло) — это демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест.

Если руки убираются резко и с последующей напряженностью в области плечи-шея-руки, то так прорывается активная оппозиционность, враждебная установка, подготовка к нападению, особенно при соответствующем выражении глаз и рта. У собеседника может (и должно) возникнуть чувство опасности.

«Его рука метнулась к карману, и…»

Что там у нас в карманцах? Кастет или пистолет… Хотя может быть и кошелек, если перед этим герой почувствовал, что в его кармане кто-то шарится. Или просто задел.

Потирание рук означает, что человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Часто наблюдается у активных предпринимателей, когда они в хорошем настроении, у любящих поесть — в ожидании обеда. Потирают руки и в переживаниях после удачного свершения дела.

«Ну-с, что у нас сегодня на сладкое? — потерла руки мадам Софи».

Сдается мне, что ее там неплохо кормят…

Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение. Потирание руками лба — стирание нехороших мыслей и разглаживание морщин, если движение медленное и задумчивое — концентрация на размышлениях.

«Он с усилием провел ладонями по лбу. Задача не сходилась».

Ага, и не скоро сойдется, мне кажется.

Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Вот типичные движения при этом: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Такое очень сложно вставить в текст к репликам — это сильно замедлит разговор, а вот если упомянуть, что кто-то «постоянно касался прически, теребила сережку, притрагивалась к подбородку» — хотя двух «красочек» достаточно, третья часто уже лишняя — тогда скорей всего и создастся нужное впечатление.

Прикладывание одной или обеих рук к ушам служит для увеличения ушных раковин, чтобы лучше улавливать звуки. Представьте — и у вас перед глазами сам нарисуется глуховатый старичок или старушка.

«Ась? — тетя Шура приложила к уху ладонь».

И, наоборот, прижатие одной или обеих рук к ушам, чтобы скрыться от шума. Символическое зажатие ушей ладонями может также означать стремление перебить возражающего Вам человека, как бы говоря: «Не желаю слушать, что ты говоришь».

Прикосновение к носу, в большинстве случаев — знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касание носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно.

Касание носа в стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию менее легкое: потирание переносицы, сжимание ее пальцами, нажимание на нос указательным пальцем.

Тянущаяся ко рту рука, как правило, свидетельствует, о желании себя сдержать — «поймать слово, пока оно не вылетело». Бессознательно или сознательно — обычно этот акцент на этом тоже важен.

Но прикосновение к губам может также являться символом поиска нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам, или герой проводит по ним согнутым пальцем или ногтем.

Касание кистью руки лба сбоку (виска или висков одновременно) отгораживает (экранирует) от нежелательных раздражителей. Это жест сосредоточения, концентрации, ухода в свои мысли.

Жестикуляция тела

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:

Поднятые плечи — при этом слегка сутулая спина, более или менее склоненная голова, «втянутая» в плечи, — отражают хронический страх (например, родителей, супруга, хулиганов), запуганность, беспомощность, «ощетиненность», а также нервозность, идущую из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (при слабом напряжении).

Свободно опущенные плечи (шея открыта) — сигнал того, что человек чувствует себя уверенно, это знак внутренней свободы, владения ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч — выражение сомнения и задумчивости, раздумья, скепсиса, изменений в плане защиты. Поднимание и опускание плеча с одной стороны говорит «не знаю» с подчеркнутым чувством сожаления. «Повести плечом».

Отведенные назад плечи выставляют вперед грудь, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество (или шикарный бюст); нередко переоценка себя. Желание быть заметным.

Провисающие вперед плечи, как и сгорбленность — знак отчаяния и слабости; выражают подавленность, покорность, комплекс неполноценности, «жалкий вид». Страх и ужас заставляют человека выставлять плечи вперед для уменьшения площади, открытой для нападения, человек «сворачивается».

Поза, когда руки упираются в бедра, демонстрирует твердость, уверенность, стабильность, превосходство. Во время спора острые локти торчат в стороны, как оружие (притязания на большое пространство). У детей и начальства руки, упирающиеся в бедра, выражают вызов, браваду — «а посмотрите, я какой!». Такая поза может быть сверхкомпенсацией скрываемого чувства слабости или смущения (особенно при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове) — однако, как правило, долго неуверенный и смущенный человек в ней не держится. Трудно это, устает.

Если руки поддерживают часть веса, опираясь на что-либо (стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) — это поддерживающее верхнюю часть тела движение характерно для тех, кто слабо стоит на ногах. Может также выражать стремление к опоре при внутренней неуверенности. А может просто физическую (или моральную) усталость. При частом повторении у героя можно задуматься и о больных ногах или травме.

Движения головы имеют особое значение в «языке тела». Например, для улучшения восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны — отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед.

«Он вытянул шею, рассматривая, как во дворе движутся знакомые силуэты»…

Насторожили они его, верно?

Голова, свисающая без напряжения: в просторечии в этом случае говорят, что человек «голову повесил». Таким образом выражаются безволие, апатия, безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь. И другой вариант — усталость, но и доверие — если человек задремал. Во враждебной обстановке люди так не делают никогда, если только не являются слугами или рабами.

Склоненная голова (при обращенном вниз взгляде) — показатель подчинения. Если такой наклон головы используется при приветствии, то это вежливость, символическое подчинение. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли. Обычный кивок головой означает молчаливое одобрение, согласие. Угол наклона головы (и корпуса) регламентировался при приветствиях между людьми самых разных сословий, возрастов и т.п.

Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то возможны коварство или же осознание своей вины.

Склоненная голова может сигнализировать и о задумчивости.

Поднятая голова обычно у внутренне свободного и уверенного в себе человека. Поднятие головы выражает чувство собственного достоинства, готовность приступить к какому-либо делу, полную открытость и внимание к окружающим. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Если голова поднимается слишком высоко, то тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, а также критическая бдительность (взгляд сверху дает критическую дистанцию).

«Она подняла голову и медленно вдохнула, мысленно считая до десяти, а потом посмотрела на него.

— И как долго ты собирался это скрывать?»

Понятны ее эмоции? Есть намек и на их взаимоотношения — очевидно, достаточно близкие.

Запрокидывание головы назад в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление вызова, а при повороте всего корпуса в сторону партнера — навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения, что может выражать решительный протест и оскорбление чести или чувства собственного достоинства.

«Руки прочь от моего любимого котика!» — вскинулась э… кто бы это был… о, Гермиона!

При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод о чувстве превосходства, мужественности или готовности к деятельности. Так же может быть выражено безмолвное приглашение или немой вопрос (уточнит соответствующая мимика).

«Он медленно поднял голову, выжидающе посмотрел на соперника и сухо усмехнулся»…

Мужыг, ага?

Выставленная вперед голова (особенно при сконцентрированном взгляде) свидетельствует о наличии интереса, напряженного внимания (глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру). Может быть как позитивная, так и негативная (до враждебности) установка. Голова, выставленная вперед, при угрожающем поведении словно бы демонстрирует: «Я воспринимаю все, но не боюсь тебя».

«Она потянулась к нему, как цветок к солнышку…»

«Он засунул руки в карманы и резко двинул подбородок вперед» (Так и слышу: «Да ты на кого батон крошишь?»)

Поворот головы.

Полный поворот и обращение лица к собеседнику с прямым взглядом свидетельствует о выраженной заинтересованности, интересе без каких-либо задних мыслей, о внутреннем принятии другого, и обычно о готовности к соответствующим действиям.

«Она обернулась и посмотрела ему в глаза. — И что мы будем теперь делать?»

Кажется, с ней стоит посоветоваться.

При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру, зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.

«Она чуть повернула голову и метнула на него косой взгляд. — И что мы будем теперь делать?»

А тут скорее всего жди или обвинений или того, что его будут испытывать каким-то образом.

Качание головой из стороны в сторону на всем протяжении (без напряжения; часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта) показывает нерешительность, в основе которой скепсис и осторожность.

Совершенно банально: отворачивание головы свидетельствует о том, что интерес угас. Но скорость и напряженность этого движения могут дать довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. Отворачивание головы в сторону может выражать также чувство превосходства, а если лишь на мгновение, то — мгновенное самостоятельное обдумывание.

Ну вот, подошла к концу третья часть… Автор изрядно устал, немало статей перелопачено, но надеюсь, что не зря. Пригодится. Хотя бы для того, чтобы когда-нибудь спрятать дьявола в деталях. И посмотреть, как читатели его найдут. О, они могут. Правда, я еще, кажется, не дошла до такого уровня, но ведь хочется…

И еще одно предупреждение, по подсказке из комментов, хотя, вроде бы уже предупреждала: важно не переборщить. А это значит очень просто: вставлять такие красочки уместно в том случае, когда эмоция героя меняется. А это случается далеко не на каждой реплике, так что в хорошем эмоциональном диалоге нужны «непрокрашенные» части — когда идет обмен содержательными репликами, а «красим» только то, что нужно красить. Говорили-говорили, потом бац — кто-то удивился. Например, поставив брови домиком. Или вылупив глаза. Или уронив челюсть. Все в зависимости от характера героя.

Далеко не каждую реплику в диалоге нужно пояснять, особенно когда разговаривают двое.

Ну и еще очень полезная добавочка от соавтора (не все же комменты читают):

Попутный бонус

Кроме основной задачи — помочь автору представить героев так, чтобы читатель их увидел, — этот «склерозник» поможет решить и еще одну проблему (у кого она есть, конечно). Убрать переспам эмоционально нейтральных глаголов, связанных с речью и взглядом. Увы, часто встречается, особенно когда в работе много диалогов. Оставить реплики «голыми», без авторских слов — некрасиво и сухо, вот и скачут туда-сюда «сказал/ответил», «взглянул/посмотрел». А ведь можно убить зайца и утку одним выстрелом: избавиться от повторов и детально прорисовать эмоциональный фон разговора.

Нет правил без исключений

Соответствие мимики и жестов внутреннему настрою, эмоциям — целая наука, и большинство наблюдений и выкладок психологов действительно точны. Но с некоторыми — причем, что интересно, чаще всего именно с теми, которые считаются аксиомой, — надо обращаться аккуратно и смотреть на контекст.

Например: сцепленные пальцы, сложенные на груди руки, скрещенные лодыжки, вообще «наглухо застегнутая» поза собеседника традиционно считается знаком — человек не доверяет, лжет, скрывает. Но эта поза, эти жесты могут быть и сигналом о прямо противоположном — о полнейшей, исчерпывающей откровенности. В тех случаях, когда решиться на эту откровенность было очень тяжело, почти невозможно. Когда человек делает судьбоносное для себя признание. И закрывается он в этом случае не от собеседника — а от всего остального мира. Чтоб ничто не помешало и не спугнуло решимость.

Или отведенный взгляд, рассматривание окружающих предметов. Да, классически — потеря интереса к разговору, скука. Но часто — показатель абсолютного комфорта, полное расслабление в уютной безопасной обстановке с очень близким человеком.

Или взгляд «сквозь» — как подчеркнутое неуважение (обычно), так и желание скрыть сильную душевную боль (реже, но тоже довольно типично).

А бывает и так, что драматическое впечатление — ах, он/она обманывает — объясняется такими рутинными причинами, что смех, да и только. Человек ерзает на стуле, не знает, как сложить руки, отводит взгляд? Аллергия на шоколад разыгралась, а почесать зудящее место во время серьезного разговора… ну сами понимаете. Человек сел спиной к лампе? Да на приеме у окулиста он был два часа назад, и после осмотра глазного дна болезненно реагирует на яркий свет.

Отличная иллюстрация вышесказанному есть у Конан Дойла в рассказе «Второе пятно». Холмс с Ватсоном обсуждают поведение клиентки, с которой только что общались, как раз с акцентами на невербальном: крепко сжатый рот, испуганные глаза, то, что она села спиной к свету… А потом Холмс говорит:

«Женщин вообще трудно понять. Вы помните одну, в Маргейте, которую я заподозрил на том же основании. А потом оказалось, что причиной ее волнения было лишь отсутствие пудры на носу. Как можно строить предположения на таком неверном материале? За самым обычным поведением женщины может крыться очень многое, а ее замешательство иногда зависит от шпильки или щипцов для завивки волос…»

(Ну, Холмс известный женоненавистник, а так-то замечание к человеку любого пола применимо).

Более того: порой в литературе подобные разночтения «языка тела» становятся завязкой межличностных конфликтов! При должной виртуозности получается потрясающая игра, радующая и автора, и читателей.

Глава опубликована: 01.06.2020
КОНЕЦ
Отключить рекламу

2 комментария
Отличная палитра, спасибо
Цитата сообщения Specialhero от 01.06.2020 в 16:59
Отличная палитра, спасибо
Очень рада. Пусть лежит, сама сюда подсматривать буду! ;)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх