Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
По вечерам в квартале одноэтажных домов с загнутыми по краям черепичными крышами, испещренном поросшими мхом и пахнущими плесенью каналами, стиснутом со всех сторон небоскребами и скоростными магистралями, где на окнах вместо цветов стоят кадки с огурцами и проросшим луком, где под полуденным солнцем старые, замотанные в платки старушки сушат капусту на мосту, так вот — по вечерам там зажигаются красные ребристые фонари с мохнушками на концах и портретами древних китайских поэтов на стенках. В вечернем синем воздухе они горят тёплыми живыми огоньками и слегка покачиваются на ветру; кажется, что это какой-то магический танец, и еще пару взмахов, и ты вместе со старым городом перенесёшься на много тысяч лет назад, и, может быть, вряд ли вернешься обратно…
Голые ощипанные утки, развешанные на бамбуковых палках к обеду, перегораживают там все дороги; капуста, которую к полудню раскладывают сушиться на тротуарах, кустах, ступенях моста, крышах сарайчиков и велосипедных сиденьях, придает пейзажу неожиданную свежесть.
В дождливый день выглядываешь из окна, а ближайшей горы не видно — небо заволокло серыми тучами. Бросаешь взгляд вниз, а земли и асфальта тоже не видать — качается и бежит море зеленых, красных, золотистых, синих зонтиков. Огромные и поменьше, с бахромой, кружевами и кокетливой сеточкой по бокам, всех сортов и размеров. И все же — невозможно, чтобы не было одинаковых. Фантазия местных жителей не парит и даже не летает, а спит где-то глубоко-глубоко в подземной потаённой горе.
С этими зонтиками вышла у нас один раз интересная история. По старой питерской привычке я зонтик с собой никогда не ношу — к чему — если и так всё время идет дождь?! Так всю жизнь с зонтиком и проходишь. Но это в Питере — чего там — промок, едешь в метро — тепло, в магазине — тепло, пришел куда-нибудь и снял верхнюю одежду; пока ты занят делами, она как-нибудь уж просохнет. Здесь же, в Китае, любое намокание опасно — холод же собачий повсюду, и никаких обогревательных приборов, промок и все, считай, уже насморк тебе обеспечен, а там и до могилы недалеко — в таком-то влажном климате.
Привычка, однако ж, вторая натура, и зонтиков здесь я с собой по-прежнему не ношу, тем более, что у нас дома есть обогреватель, который мы и включаем все время, не обращая внимания на счета за электричество и неодобрительные замечания соседей, искренне считающих, что тепло в зимнюю пору очень вредит здоровью. Одно из древних китайских медицинских поверий гласит, что температура в помещении должна быть такой же, как и температура на улице, иначе заболеешь-умрешь-пропадёшь. И то верно — как же истинный китаец может так много раз за день перестраиваться; еще и переодеваться придётся!
В общем, идём мы с дочуркой как-то по улочке старого города, фонари на ветру покачиваются, дождь моросит, мостовая под ногами шлепает, всё как обычно. Заглядываем попутно в открытые двери всех домов на улице. Особенно дочка любила это занятие. Она тогда маленькая была, года полтора только, никакого смущения, обожала заходить в открытые двери и присоединяться к китайским семействам. То пельменями угостится за общим столом, то старичку поможет на трубе поиграть, а то раз устроила танцы: там старичок сидел телевизор смотрел, и по телевизору как обычно что-то очень бодрое, коммунистическое, маршевое — розовощекие девушки, молодые веточки ивы, красные флаги и бодрый хор на заднем плане. Ребенку моему очень музыка эта понравилась, он тут же плясать перед телевизором начал, к огромному удовольствию старичка.
Ну так вот, идем, стало быть, мы по улице и обнаруживаем зрелище, действительно достойное внимания: всё помещение и без того маленького домика превращено в склад, даже второй этаж сделан и там тоже склад — какие-то коробки, баночки, сундучки, бутылки. Посреди всего этого великолепия обитают два старичка, вероятнее всего — муж и жена, сидят они себе тихонько и на улицу в открытую дверь смотрят. Нас видят. Дочь помахала им. Они тоже. Мы уж мимо прошли, вдруг старушка вылетает из дома, а в руках у неё огромный шелковый зонтик. С синими не то ромашками, не то колокольчиками, вышитыми на потершемся уже шелке. И нам протягивает. На, говорит. Мы и так, и эдак — не удалось отказаться; так потом этот зонтик у нас долго-долго в углу стоял, напоминая старушку. Мы несколько раз порывались его вернуть, но больше тот дом найти не смогли. Он как будто растворился, растаял в извилистых улочках старого города.
Мой муж находит тысячи потайных маленьких тропинок, сквозь наслоение домов, сваленной в кучу старой мебели, сушащихся многочисленных трусов и купальников, игорных домов — всего лишь домино — и рынков, скобяных лавок и магазинчиков пряностей. Все тропинки ведут в волшебный полусонный парк, непонятно как уместившийся в центре густонаселенного современного города, с огромной пружинистой травой, лианами, облепливающими опоры моста скоростной магистрали, пролетающей где-то высоко в облаках над затенённым уютом кленов с маленькими листьями, огромных платанов с шелушащейся кожей, невозмутимыми темно-зелеными пальмами и старой пагодой на самой верхушке горы; парка с длинными тенистыми беседками, с многоповоротными — от злых духов — мостами, стелющимися по зеленоватой, поросшей ряской водой прудов, где из самой глубины вдруг выплывают на вас огромные золотисто-красные пучеглазые рыбы.
Парк, где хочется остаться навсегда, стать воздухом прозрачным, отражением теплого полуденного солнечного луча, желтокрылой бабочкой, вспархивающей внезапно с огромного томно ароматного розового куста. В парке этом умещаются как-то старички музыканты — пара десятков разных групп, и просто поодиночке — играющих на невообразимых национальных инструментах и издающих поистине душераздирающие звуки!
Иногда их, впрочем, разнообразит хоровое пение старушек в парке — когда у кошки выкручивают хвост, и то, наверное, получается мелодичнее! И все потому, что у них не семь нот, а какое-то другое количество. И это как-то связано с космическими стихиями воды и воздуха, огня и земли, и когда они музицируют, то свято верят, что в этот момент происходит процесс восстановления космического мирового равновесия, и потому они не особенно нуждаются в зрителях, ну и, видимо, как-то репетировать перед выступлением им тоже не приходит в голову...
Чуть поодаль от веранды, на которой музицируют сразу три группы музыкантов — музыка, естественно, совершенно разная — и две певицы: песни они поют тоже не одни и те же, но когда думаешь о мировой гармонии — не так уж и важно, кто еще поёт у тебя под ухом, в двух шагах от восстановителей мирового порядка на лавочке примостились две старушки. Они отчаянно и в полном молчании режутся в карты, выгнав единственного старичка на пенек неподалеку, откуда ему приходится вскакивать каждый раз, когда приходит пора его хода.
Однажды поздно вечером мы возвращались домой через этот парк. Стелился туман, безлюдность и пустота окутывала со всех сторон. В то же время ощущалось, что ты тут не один, клубились вокруг духи, и становилось очень не по себе. Отчетливо вспоминался лесной царь. Типа, не скачи скорее, отдай ребенка. И сердце замирало и подпрыгивало не хуже резвого коня.
По утрам же тут можно увидеть пару сотен бодро упражняющихся людей, в желтых, красных, зеленых одеяниях, живенько размахивающих огромными мечами — в небольшом парке посреди шумного, живущего современной жизнью города. Прохожие спокойно проходят сквозь строй упражняющихся и бровью не ведут, ни на секунду не отклонившись даже от свистящего в воздухе меча.
Предводитель упражняющихся — жилистый такой мужичок в черных одеждах, устав размахивать мечом, берет у дворника метлу и с громкими вдохновенными криками принимается крутить её меж пальцев. Потом невозмутимо ставит метлу на место, садится на парковую скамейку, меняет боевые штаны на офисные брюки, приглаживает взгляд и идет на работу.
Если повернуть из парка назад, в старый квартал одноэтажных домов, словно бы замерших у его границ, то скоро увидишь мирно сидящего посреди улицы китайца, стригущего свои огромные грязные ногти на ногах над тазом с дымящейся водой.
Неподалеку женщина вяжет на крылечке; дверь распахнута, не поймешь, что это за ней: магазин, склад, просто жилой дом?
Старичок играет на китайской скрипке — пара струн, тонкий протяжный, заунывный такой звук, он один в доме, окно и дверь распахнуты в вечерний холод, половину комнаты занимает кровать, остальное пространство отдано потрепанному мотоциклу. В углу притулилась дымящаяся рисоварка.
На другом конце улицы — моющий пуделя мужчина. Хлопья пены разлетаются в разные стороны. Собака стоит в тазу и слегка потряхивает шкурой, поворачиваясь к хозяину разными боками. Прохожие невозмутимо уворачиваются от пены, даже не ускоряя шаг.
На углу дом, где как-то умерла старушка, и с крыши были свешены черные флаги, улица перед домом устлана соломой, и два монаха в оранжевых одеяниях стояли пару суток по краям от входа и пели непрерывно протяжные песни на неизвестном языке.
Мыши повсюду. На улицах и рынках, в магазинах и маленьких двориках. Может быть, поэтому у них тут так холодно в домах, чтоб не заводились они и там? Ну, чтобы по крайней мере не расплодились в ужасном количестве.
Ночной рынок под мостом у дороги, в двух шагах от парка: с извивающимися угрями, черепахами и рыбами, пытающимися вырваться из своих пут, еще полуживыми, но уже обреченными на съедение. Рынок притулился у самого края парка, с резной пагодой на горе, в двух шагах от входа в бездонную пещеру. Днем, когда рынок закрыт, ворота пещеры, наоборот, распахнуты, и отважившийся забрести туда обнаруживает, что многие ответвления подземных туннелей превращены в игорные дома и банные купальни, а ближайшее к выходу занято цветочным магазином.
В Шаосине всюду каналы и горбатые мосты. Каналы пересекаются под безумными углами, от чего совсем теряешься в пространстве.
Китаец, не спеша курящий трубку, медленно гребет, держа весло босыми ногами. Сам при этом в ватнике и в шапке. Лодка длинная, узкая, с низкой черной крышей, чтобы забраться под эту перепончатую крышу, надо согнуться в три погибели, и тем не менее, сооружение это еле протискивается в каналы и под мостами.
Тетки с корзинами на коромыслах. Из корзин торчат головы любопытных гогочущих гусей и белье, готовое к стирке.
Есть здесь такой обычай — по выходным все многочисленные семьи со старушками во главе отправляются на ближайший водоем — это может быть пруд, канал, река или любая другая заводь, — обвешанные корзинами, тазами и ведрами, наполненными бельем, на дне которых прячутся щетки, мыла, порошки и другие моющие средства. Бельё и посуду привозят на велосипеде. Иногда тут же ощипывают и потрошат куриц и гусей. Стирают голыми руками в ледяной воде. Руки становятся красными и потрескавшимися. Пальцы разбухают и обрастают грубой толстой, какой-то сероватой кожей с наростами. Сполоснув слегка поросшие мхом и моллюсками ступени лестниц, женщины раскладывают прямо на них свои тряпочки и рьяно принимаются их тереть, так что клочья пены летят повсюду. А потом долго полоскают в мутной, слегка подгнившей воде реки, при этом мимо может плыть мусор вроде оберток, фекалий, полиэтиленовых мешков.
Постиранная одежда затем раскладывается повсюду: все цветущие кусты и сливовые деревья покрывают гордо развевающиеся трусы, лифчики, дырявые носки, длинные потрепанные штаны и рабочие комбинезоны.
На одном из каналов я неоднократно наблюдала картину, как пришедшая стирать тётка первым делом извлекала из корзины с бельем большую утку, и та, крякая и переваливаясь, плюхалась в мутную воду канала и принималась нарезать круги вокруг мирно стирающей хозяйки. Когда стирка была окончена, хозяйка собирала мыло и щётки, а утка забиралась обратно в корзину. Она была очень домашняя. Впрочем, я не уверена, что хозяйка её не съела на ближайшие новогодние каникулы: у китайцев очень условные понятия о привязанности…
Вообще, что поражает в Китае — полное отсутствие какого-либо смущения. В магазине, на рынке, в детском саду, на улице, принаряженной к первомайской демонстрации, горделиво на самом видном месте легко и просто могут сушиться трусы и лифчики, не очень новые, не очень красивые, и, прямо скажем, не очень маленькие.
К сожалению, нужно сказать, что теперь уже нет этого старого города в Шаосине. На его месте — квартал для туристов. Местных старичков переселили куда-то, маленькие каменные, поросшие плесенью домики превратили в кафе, а капусту на мосту развешивать теперь запрещено.
Естественно, Китай остается Китаем, если и меняется он, то постепенно и страшно медленно, не спеша, имея ближайшую перспективу по крайней мере в какую-нибудь тысячу лет — и привычки никуда не делись, и по выходным у других рек и озер все та же стирка, а в парках то же заунывное душераздирающее пение, но вот этого маленького, стиснутого городскими небоскребами квартальчика — больше нет.
шамсенаавтор
|
|
Парасон
Показать полностью
О, какая роскошь получить такого внимательного, чуткого и вдумчивого читателя! Сюда редко кто заглядывает, зарисовки без сюжета вообще читаются трудно. тем более такое не туристическое направление как китайская провинция. Но не написать их я никак не могла, прямо вот все это перло, и казалось преступным не записывать, ведь на самом деле - уникальный опыт и редкая картинка. Хотя, конечно, все на любителя. Спасибо что прочитали. По поводу пальбы и шума: видите ли, насколько я понимаю, китайцы вообще не чувствительны к шумам. Они в 6 утра начинают орать во все горло и играть дома в волейбольные мячи, никто никогда не возмущается. В автобусе две старушки будут перекрикиваться одна от передней двери, другая от задней - и им нормально, дружеская беседа. Концепт тишины, на западе переросший в культ - им совершенно не знаком. Так что они просто не парятся. В элитных домах так вообще ремонт все время где-нибудь идет, то есть отбойные молотки, дрели - это такой постоянный фон жизни. Однажды в корпусе для преподавателей перестраивали первый этаж - сносили кувалдами все перегородками, пыль, шум, грязь, пыль повсюду. Никому не пришло в голову ни переселить преподов на это время, ни возмутиться, ни, хотя бы предупредить о намечающемся апокалипсисе.. а вот пешочком китайские расстояния преодолевать не реально. Тем более, что воздух же там грязный, даже в любимом ими Пекине, где вождь живет, бывают дни, когда официально предупреждают, что без респиратора на улицу лучше не выходить. И потом, мы жили в маленьком городке на 8 миллионов человек, вы можете представить себе тамошние расстояния? не, пешком умрешь, а так и не дойдешь)). |
шамсена
А общественный транспорт там как функционирует? Или нет смысла им пользоваться? Сколько времени вам потребовалось, чтобы хоть немного привыкнуть к такому, разительно отличающемуся от нашего, образу жизни и восприятию жизни? |
шамсенаавтор
|
|
Парасон
Общественный транспорт там супер. И автобусы и метро. Метро строится по целым веткам на 20 станций за два года. Строительство питерского метро выглядит просто недоразумением каменного века рядом с этим. Но проблема в том, что в 6 у китайцев ужин, а потом танцы у дома и мирный сон у телевизора. Поэтому общественный транспорт ходит до 5 вечера. В городе на 8 миллионов человек. А метро до 9-10 вечера. После питерского это - мм. странно, мягко говоря)) |
шамсенаавтор
|
|
Сколько времени вам потребовалось, чтобы хоть немного привыкнуть к такому, разительно отличающемуся от нашего, образу жизни и восприятию жизни ПарасонМного. Первое время я боялась выходить на улицу. В 8 миллионном городе очень легко потеряться, если ты не умеешь ни читать, ни писать, ни говорить)). Ведь даже продавцы на рыночках уяснив, что я не понимаю слов писали мне цену в иероглифах!! Они писали цифру иероглифом. И когда я в отчаянье мотала головой: мол, все равно не понятно, они показывали мне ее на пальцах. Но как!! В Китае и язык жестов тоже другой. Например все пальцы на руке, собранные в щепотку - это какая цифра? А если вы согнете все пальцы, кроме большого и мизинца - какая выйдет цифра? Я, наверное, только через год освоилась)). 1 |
шамсена
Люблю задачки решать, но тут даже пробовать не буду) И какие же это цифры? А как же вы целый год решали самые простые бытовые вопросы? Я бы с удовольствием почитала и про разные другие аспекты жизни: воспитание детей, и вообще, к ним отношение; что читают и смотрят, молодежные субкультуры, политическая активность. 1 |
шамсенаавтор
|
|
Парасон
пять пальцев в горстку - это пять, естественно. А мизинец и большой палец в растопырку - это шесть)). А два скрещенных указательных пальца? |
шамсенаавтор
|
|
Бытовые вопросы решал муж. Он говорит по-китайски. А еще - первые пол года мы работали в детском саду (Золушка Чен Хон и Медвежонок со сломанной лапой), и мне было так тяжко, что я потом разболелась и еле выкарабкалась, и когда муж сменил работу - то я просто наслаждалась жизнью, солнцем, цветами, кампусом)). А потом привыкла)).
Показать полностью
Про отношение к детям у меня есть Го Юй. Это очень грустная история, тут очень много поломано у них. А субкультуры и политическая активность - в коммунистическом Китае)) Это, мило, конечно, но все в русле Единой Партии, и великого Вождя. А остальные как хиппи примерно в советском союзе. Нельзя сказать, что их совсем нет, но отношение и существование и риски у них те же примерно. Политическая активность была в Гонконге, но в этом году его окончательно и победно задушили. Это на самом деле страшно. Там такие прекрасные лица, такие молодые и отчаянные ребята, и они, в отличие от нас, так борются за свою свободу. Только Китай - что каток асфальтовый. Раскатал всех уже... Главное, они по возрасту не подходят уже для Британских паспортов. Те, кто подходил все получили давно, и большинство уже уехало, почти три миллиона)) если не ошибаюсь. Зато после Гонконга Китайцам никогда не получить Тайвань. |
шамсена
Вот что еще давно хотела спросить: отношение к "чужим", к "белым обезьянам". Вы часто об этом говорите. Это проявлялось на бытовом уровне? Это не скрывается и очень заметно? Это, должно быть, очень оскорбительно и крайне неприятно. Вы смирились с этим? |
шамсенаавтор
|
|
дорогая Парасон!
мы жили в Китае в доковидную эпоху, сейчас отношение к белым там изменилось в худшую сторону. Но в наши стародавние времена фраза "белая обезьяна" не была скорбительно и крайне неприятно . Она лишь констатировала огромную разницу между белыми и китайцами, она помогала объеденить в одной фразе всех некитайцев. На самом деле там два слова, для обозначения этого понятия. И одно из них - лаовай - более уничижительное, но все равно не сильно, оно обозначает что-то вроде растяпа, лопух, недотепа. Потому что не китайцы кажутся китайцам дикими и странными. Второе слово вообще абсолютно нейтральное, и обозначает что человек родился не в китае. Но его я забыла, потому что раз оно нейтрально я и не выискивала его в речи окружающих. Можно сказать, что раньше белые вызывали такое умиление - надо же - какие нелепые. И как их только земля держит. Агрессии вообще не было никогда. Я с большей агрессией в россии сталкивалась, когда носила ребенка в слинге. Но вот про прям сейчас не скажу, могло отношение измениться в худшую сторону.. |
Какая страшная страна, особенно после ваших историй о молодежи
|
шамсенаавтор
|
|
Osha
Ну, во первых, она ровно такая, какой являются коммунистические страны. Это логично. Во-вторых, она ровно такая, какой может быть рациональная страна. Где соображения и доводы разума всегда идут вместо сердца. В третьих, она ровно такая страна, какими являются страны, слепо и неукоснительно следующие традициям. Для которых традиция и масса, социум и общество - это все. А человек, отдельный и конкретный, абсолютное ничто. И, наконец, она ровно такая страна, какой может быть страна с населением в один миллиард, четыреста миллионов человек. Их слишком много. И это довольно многое объясняет, как мне кажется. И, спасибо, что прочитали. да еще и другие истории тоже. Это очень греет. |
шамсена
Первые истории из этого цикла я ещё в том году читала, на конкурсе, и глосовала за Ли Бо Хан. Что не успела прочесть, поставила закладок, вот только сейчас руки/глаза дошли. Вот эта рациональность, логичность, обезличенность, огромная масса и пугают. |
шамсенаавтор
|
|
Osha
О, спасибо! Рада за Ли Бо Хана и что вообще сюда дошли! И да, вы правы, именно рациональность, логичность, обезличенность, огромная масса К сожалению, это реальность. И довольно близкая, учитывая соседство Китая и России. И довольно неотвратимая, учитывая их количество... |
Надеюсь, все же Запад и Восток не сойдутся никогда
|
шамсенаавтор
|
|
Osha
Смотря где)) |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |