Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Едва по небу длинными полосами разлилось розоватое сияние и над горизонтом показался, наконец, краешек восходящего солнца, у подножия Великой пирамиды остановилась небольшая группа людей.
— Вам когда-нибудь приходилось бывать в пирамиде? — поинтересовалась Эви у мужа и медджая.
— Нет. А там есть на что посмотреть? — ответил Рик, а воин отрицательно покачал головой.
— Ну как же — это ведь первое чудо света, там нет таких росписей, как в гробницах Долины царей, но только в Великой пирамиде есть три погребальные камеры. Я посещала пирамиду вместе с отцом, мне тогда было шестнадцать лет; Джонатан отказался от экскурсии, сославшись на какие-то дела, — вышеназванный начал рассматривать пейзаж, пытаясь забыть о количестве денег, проигранных в казино. — Итак, раз никто больше не был в пирамиде и ничего не знает о ней, — тоном лектора начала рассказывать Эвелин, — мы стоим перед «Achete-Chufu» — «Возрождение», или «горизонт Хуфу», по-гречески Хеопса. Состоит она из блоков известняка, базальта и гранита. Высота ее в древности была четыреста восемьдесят два фута и до нашего времени изменилась всего на двадцать девять с половиной футов. Да и видим мы сейчас эту великую пирамиду совсем иначе, чем видели древние. Их пирамида была со всех четырех сторон покрыта ослепительно белым отполированным известняком, поэтому и говорили о ней как о «сияющем чуде, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи», — процитировала она. — Но в тысяча сто шестьдесят восьмом году нашей эры арабы разграбили и сожгли Каир, и жители сняли облицовку пирамиды для того чтобы построить новые дома. И сколько еще старинных домов, крепостей и мечетей египетской столицы по сей день скрывают в толще своих стен иероглифические надписи, некогда украшавшие все четыре грани Великой пирамиды? — египтолог вздохнула. — Входом, которым сейчас пользуются туристы, древние египтяне не пользовались изначально. Последний был тайной, хранимой пирамидой на протяжении нескольких столетий, пока его вновь не открыл один настойчивый арабский правитель, потративший целое состояние и снарядивший для этого целую армию работников. В восемьсот двадцатом году новой эры халиф Аль-Мамун собрал своих лучших людей и приказал им открыть пирамиду. У них не было ничего — ни плана, ни карты. Их направляла исключительно древняя традиция, утверждавшая, что вход находился на северной стороне. И если бы они надеялись только на силу молота и резца, их работа продлилась бы до конца царствования халифа, но так и не была бы завершена. Смекалка — вот их главное орудие, с помощью которого Великая пирамида была заново открыта: они стали разводить на камнях небольшие костры, а когда камни раскалялись докрасна, на них выливали холодный уксус. Так продолжалось до тех пор, пока камни не начинали трескаться. Тогда до их слуха донесся звук падающего тяжелого камня. Звук этот исходил изнутри пирамиды, совсем недалеко от того места, до которого им удалось довести свои раскопки. Ну а там оставалось дело за малым — подняться вверх по коридору и найти потайную дверь: она была так искусно спрятана, что обнаружить ее с внешней стороны было бы практически невозможно. Разумеется, спустя столько столетий потайная дверь уже не открывалась, ее намертво заклинило. Сейчас этой двери уже нет, она исчезла во время тотального разграбления пирамиды, начавшегося после каирского землетрясения. А настоящий вход можно заметить и невооруженным глазом, — указательный палец Эвелин метнулся выше. — Поднимаемся, и там все сами увидите.
— Подожди, сестричка, нам предстоит карабкаться по этим громадным блокам? — поинтересовался Джонатан.
— Конечно же нет, сейчас туристам такие усилия прикладывать не надо, — Эвелин чуть улыбнулась от вида брата. — Лестница к этому входу имеется. Просто чтобы не нарушать вид фасада пирамиды, строители прикрыли ступени сбоку плитами из известняка, что делает их незаметными, если смотреть прямо. Так что нам предстоит осмотреть верхние камеры, а потом спустимся в нижнюю. Только осторожно, — предупредила египтолог, — восходящий проход, также как и нисходящий туннель, очень низкий. Так что берегите головы и смотрите как следует под ноги.
Она отправилась первой, за ней Алекс, Ричард и Джонатан, сбросив свои рюкзаки.
— Я думаю, они нам пока не понадобятся, — сказал Рик.
— Интересно, а почему тоннели такие низкие? — поинтересовался Джонатан. — В Хамунаптре и в гробницах Долины царей коридоры нормальной высоты!
— Египтологи не могут ответить на твой вопрос, — послышался голос Эви. — Вы идете? Сворачивайте в горизонтальный коридор.
Через несколько минут остальные члены команды добрались до входа во вторую погребальную камеру, где миссис О’Коннелл продолжила свой рассказ.
— Как вы думаете, где мы сейчас стоим?
Мужчины оглядели абсолютно пустое помещение в надежде увидеть хоть что-то, что могло бы подсказать, что за место, в которое они попали.
— Мы сейчас в самом «сердце» пирамиды. Это камера царицы; хоть никаких останков жены фараона в ней не было найдено, такое название закрепилось, — Эвелин снова указала на стены. — Смотрите, на северной и южной стенах находятся два прямоугольных отверстия. Эти шахты были обнаружены в тысяча восемьсот семьдесят втором году Уэйманом Диксоном и доктором Грантом. В северной шахте ими были найдены гранитный шар, кусок кедра — по всей видимости, мера длины — и бронзовый инструмент с куском деревянной рукоятки, похожий на инструмент под названием «пеш-он-кеф», который использовался в церемонии «открывания рта». И это все, что было найдено в Великой пирамиде. В восточной стене выбита ниша — вероятно, грабители хотели найти внутри драгоценности, но, скорее всего, в нише была помещена статуэтка фараона.
Женщина вздохнула, оглядев камеру, затем посмотрела на мужчин, которые оценивающим взглядом изучали помещение.
— Что ж, пойдемте дальше, — позвала она их.
Пятерка вернулась к восходящему туннелю, и Эви продолжила:
— Мы сейчас оказались в Большой галерее. Вы просто посмотрите на эти размеры! — восхищенным голосом обратилась она к своим спутникам. — Здесь сводчатый потолок образуют семь ступеней каменной кладки, достигая высоты почти двадцать восемь футов от пола.
Галерея заканчивалась узким выходом в предкамеру, расположенную перед входом в помещение из полированного гранита, известное под названием Камера царя.
— Милая, а для чего сделаны эти пазы? — поинтересовался Рик у жены, рассматривая углубления вдоль стен галереи.
— На этот счет есть несколько теорий. Первая — просто красивое архитектурное решение, пантеон для размещения неких статуй либо ритуальных предметов в пазах рампы. Вторая — что это вместилище некоего крупного механизма, скорее всего, подъёмного, предназначавшегося для запирания восходящего прохода.
Они остановились возле предкамеры. Эвелин осторожно провела пальцами по вырезанным на стенах пазам, в одном из которых когда-то была обнаружена непонятным образом зацементированная гранитная плита. Предполагалось, что здесь должны были быть еще три гранитные плиты, для которых прорезаны соответствующие вертикальные пазы. В верхней части предкамеры с одной стороны имелись полукруглые выемки. Здесь находился механизм, при помощи которого можно было опустить гранитные плиты и закрыть доступ в камеру.
— Какие тут странные коридоры, то огромные, то очень маленькие, — прокомментировал Джонатан, проползая на коленях следом за зятем, племянником и сестрой.
— И не говори, Джон, очень странная конструкция, — ответил Ричард.
Наконец все пятеро оказались в камере царя, расположенной в самом сердце пирамиды, на одинаковом расстоянии ото всех ее граней. Это была большая комната с плоским потолком.
— Когда халиф Аль-Мамун и его люди оказались в этой камере, их ожидало новое разочарование, — поведала Эвелин, — ведь в этой комнате тоже было пусто, если не считать одного открытого каменного саркофага. В нем же не было ничего, кроме пыли. Им казалось невероятным, что древние египтяне, построив такое циклопическое сооружение, как пирамида, оставили его абсолютно пустым и бесполезным. И потому, гонимые неистовым желанием отыскать спрятанные сокровища, они в лихорадочной спешке искромсали в комнате часть каменного пола, прорубили нору в одном из ее углов и исполосовали киркой ее прочные стены, но все безрезультатно. Стены Царской комнаты выложены огромными прямоугольными плитами из темного гранита, а потолок ее составляют девять балок колоссальных размеров из того же самого материала — они и теперь считаются самыми большими камнями во всей пирамиде. Только один из них весил семьдесят тонн. Над загадкой, как же строителям пирамиды удалось установить здесь, почти в двухстах футах над землей, эти камни, не имея в своем арсенале нынешних — паровых и электрических — подъемных устройств, до сих пор ломают голову многие архитекторы, но пока безуспешно.
Эвелин стряхнула с верхней одежды желтую пыль, откашлялась и снова оглядела камеру. Рик медленно шагал вдоль стен, осматривая многочисленные автографы посетителей пирамиды, а Джонатан изучал саркофаг, покрытый плотным слоем пыли.
— Так где же может быть мумия? — поинтересовался медджай, поравнявшись с Эвелин.
— Она не найдена. Здесь, — она указала наверх, — над плоским потолком камеры царя строители возвели многоярусное перекрытие. Первую разгрузочную камеру нашел в шестидесятых годах восемнадцатого века британский консул Натаниэль Дейвисон. Ему удалось заметить странное эхо внутри пирамиды: когда он громко кричал, стоя на пороге Царской комнаты, эхо отвечало ему не один, а несколько раз. Он предположил, и вполне обоснованно, что где-то за гранитными стенами этой мрачной комнаты скрыто еще одно помещение. И, скорее всего, именно в этом помещении спрятана завернутая в бинты мумия с принадлежащими ей драгоценностями. Он нанял несколько рабочих и приступил к исследованиям. Но после тщательных исследований, увы, и эта комната оказалась абсолютно пуста. И только в девятнадцатом веке исследование пирамиды Хеопса продолжил британский полковник Говард Вайз. Хотя и не без труда, и с риском для жизни, он все же смог обнаружить еще четыре комнаты в Великой пирамиде, но все они также были пусты, в них не было ничего, кроме пыли. Но самым интересным открытием, которое сделал Вайз в пирамиде, стала первая и единственная серия иероглифических надписей. До сих пор внутри пирамиды не было найдено ни единой надписи, тогда как иероглифы на внешних гранях пирамиды исчезли вместе с ее облицовкой. В пяти вспомогательных комнатах на грубой каменной поверхности сохранились надписи-клейма с тремя царственными именами: Хуфу, Хнум-Хуфу и Хнум. Эти надписи не были высечены в камне, а просто нарисованы красной краской, как и большинство подобных клейм древнеегипетских каменотесов. Это открытие Вайза позволило египтологам окончательно установить для себя время создания пирамиды — ее построил Хуфу, и никто другой.
Но нигде во всей пирамиде мумия Хуфу так и не была найдена. Кстати, в этой камере также есть непонятные квадратные отверстия в северной и южной стенах, как и в камере царицы. Эти шахты известны дольше, чем шахты камеры царицы. Тот же полковник Вайз установил, что шахты выходят наружу. Поначалу он решил, что они ведут в какую-то комнату, хоть у них и были очень маленькие размеры, но потом отказался от этой идеи, так как «почувствовал после расчистки северной шахты потоки воздуха». Вайз предположил, что шахта была создана для вентиляции, именно благодаря ему закрепилось выражение «вентиляционная шахта». Но выходы этих шахт на поверхности граней пирамиды пока так и не найдены.
— Как все интересно и непонятно, — вздохнул Джонатан.
— Как обычно, — пробормотал Ричард.
Проигнорировав их замечания, Эвелин сказала:
— Все, возвращаемся и спускаемся в подземную камеру.
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |