Эта повесть действительно оказалась не такой простой, и её второе дно намного интереснее находящейся на поверхности истории. Впрочем, это дно не сильно прикрыто, найти его не составило труда. Нельзя говорить о том, что Губарев не старался его скрыть, но оно лежит близко у поверхности. Возможно, "кровавая советская цензура" просто была невнимательной. Возможно, дно всё же неплохо скрыто. Возможно, произведение просто понравилось цензорам. Сейчас уже сложно о чём-то говорить, потому что прошло уже слишком много времени с тех пор, как повесть была издана, и вряд ли кто-то из тех, кто проверял её, дожил до наших дней.
Автору удалось создать интересный и жестокий, по-своему противоречивый мир. Он также оставил много "ниточек", которые могут заинтересовать фикрайтеров. Он создал образ Зеркала, который по-своему притягателен. История, рассказанная им на самом деле, захватывает дух. Конечно, немного портит впечатление образ немного Мэри-Сьюшной Оли — почти что Терминатора во плоти, но это не изменяет тот мир, в котором изначально происходит действие. И Нушрок от этого не становится менее реалистичным, Анидаг — менее умной, а Абаж — менее хитрым.
За десять минут Оля, по сути, прожила недолгую жизнь в Королевстве. Несомненно, это оставит след в её душе, потому что просто так забыть такое невозможно. Тем более, что натёртая нога скорее всего будет напоминать о себе ещё минимум несколько дней (я много раз сама стирала себе ноги, так что знаю, о чём говорю), а не похвастаться перед одноклассниками она просто не сможет, и дело тут не в тщеславии. Оля хорошая девочка, попавшая под власть Зеркала. На самом деле его тоже можно считать персонажем — у него есть и личность, и важная роль в сюжете. Оно вполне может называться живым. Про роль его мы говорили и вроде выяснили, что она не так мала, как может показаться на первый взгляд. Не совсем, правда, понятно, что произошло с Олей, когда она оказалась в "зеркальной" парадной, но это тоже лакомый кусочек для фикрайтера.
Злодеи оказались не совсем злодеями — у них много положительных черт, которые Оля не видит или не хочет видеть, уверенная в том, что они — злодеи. И точка. Описать то, как они стали такими, какими стали — интересная тема, потому что, конечно, несмотря на многие фамильные черты, они смогли подняться над окружающими их людьми, стать сильнее и хитрее.
"Королевство кривых зеркал" — очень неоднозначная вещь. Мы вряд ли сможем сделать канон однозначным, но мы можем на его основе создать замечательный фанон, почти не отклоняясь от канона, благо нам есть, от чего отталкиваться.
В детстве я обожала фильм по мотивам этой повести. Конечно, он не идеален, но порой режиссёр находил очень хорошие выходы из канонных ситуаций и подправлял некоторые его косяки (а момент с прыжком Оли из окна показан замечательно — сразу видно, что автор что-то написал не так, потому что в фильме это даже немного утрируется). Я пересматривала его много раз, и когда пыталась вставить себя на место Оли (по иронии судьбы, меня в жизни зовут так же), то там всё всегда шло немного по-другому. Не знаю, почему у меня так получалось, но тем не менее у меня всё выходило именно так. Видимо, я и тогда видела некую нелогичность в сюжете. А потом... Написала этот фанфик. Надеюсь, что всем понравилось его читать.