Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Помню, когда читала про Китай — в числе прочего, ставившего меня в тупик, была теория гармонии масс. Когда китайцы пытаются сформулировать разницу между картиной мира их самих китайцев и всех остальных, то одним из обязательных пунктов будет «гармония масс», наблюдаемая у китайцев и кардинально отличающаяся от индивидуальной гармонии разных других национальностей.
Я всегда с возрастающим раздражением воспринимала эту гармонию как превалирование общего над частным, как полную победу коллектива над личностью. Постепенно у меня из ушей начинал идти пар, и я скорее забрасывала дальнейшие размышления по этому поводу. И вот только совсем недавно, гоняя на велосипеде по городу, я начала кое о чем догадываться…
Наверное, вы никогда не поймете настоящий Китай, не почувствуете его скрытую сущность, не проникнетесь уважением к нему, если не прокатитесь на велосипеде по улицам. Со стороны это кажется чистым безумием: сотни тысяч велосипедов, мотоциклов, машин, жуткий шум, невообразимая грязь. Нет никакого четкого плана, нет понятных правил, все, казалось бы, отдано на волю чистой случайности и полного произвола. Я три года не решалась сесть здесь на велосипед, и даже сев на него, была полностью уверена, что окажусь если не раздавленной, то уж точно покалеченной максимум через полчаса езды; что никакого удовольствия нет и быть не может от движения по забитыми потоками людской массы грязным, пыльным, раскаленным от солнца улицам. И что итогом такого «передвижения» будут непрерывное раздражение, сорванный в ругательствах голос и испорченное настроение.
И вот, только уже оказавшись в этой толпе, подхваченный её безумным потоком, вдруг понимаешь — вот это и есть гармония масс. Если посмотреть на каждого отдельного участника процесса: старый дед на проржавевшем велосипеде, с корзиной квохчущих куриц на багажнике; работяга средних лет на мотоцикле типа «Урал», с притороченными к рулю железными трубами, торчащими в разные стороны, как иглы у дикобраза; задумчивый таксист, высматривающий что-то в своем мобильном телефоне, по ходу бездумно поворачивающий руль движущейся машины; худенькая девочка в очечках на арендованном типовом велосипеде, старательно объезжающая лужу, озабоченная первозданным цветом своих колготок; большая веселая семья, пять человек на одном мотоцикле, причем младший ребенок сидит прямо под рулем, меж ног родителя на складном стульчике, то каждый из них по отдельности как участник дорожного движения — это катастрофа. А все вместе они — это часть той самой гармонии масс или, как китайцы называют это иногда, «упорядоченный хаос».
К примеру: едет мужчина на мотороллере: у моего деда в деревне такой был, годах в восьмидесятых, и тогда уже этот грохочущий громыхающий монстр был старомоден. За ним кузов, груженный чем-то объемный и лохматым, торчащим во все стороны. Водитель этот старательно смотрел вбок и совершенно ничего не видел перед собой, а ехал он в самую гущу потока, причем, естественно, против течения, то есть в лоб всем проезжающим.
Я даже зажмуриться не успела от предстоящего столкновения, но случилось чудо — поток людей-машин-велосипедов раздвинулся, и все они, наездник музейного мотороллера, задумчивый таксист и большая китайская семья, вписались совершенно спокойно. При этом ни один из участников движения даже не поморщился. У нас же гармония, и коллектив как единый организм принимает и направляет каждого отдельного участника. Я потом специально стала приглядываться. Это не так уж и сложно оказалось, учитывая, что я и сама большей частью представляю угрозу окружающим, так как до недавнего времени ездила на высоком тяжелом велосипеде мужа с гигантской рамой и потому не всегда могла справиться с управлением или вписаться в поворот. Поток вокруг меня на секунду притормаживал, тихонько и легко приноравливался, и все мы вновь могли спокойно и сосредоточенно продолжать свой путь.
Надо сказать, я крайний индивидуалист. Мысль о любых действиях в коллективе, в одно и то же время и в одном направлении с общественными массами, приводит меня в дикое уныние и тихое, но яростное бешенство, постепенно перерастающее в истерику. И тем не менее я ощутила прелесть существования в таком думающем, осмысленном и самоорганизующемся пространстве коллектива, когда наши пути с ним совпадают.
Иногда я даже понимаю, что скучаю уже по этой гармонии хаотического движения, молчаливого, но такого понятливого людского потока. Он отражает идею социального равенства, потому что в потоке важно лишь движение, а не отдельные его единицы, и посему машина уступает дорогу велосипеду, грузовик притормаживает, чтобы пропустить мотоцикл. Личные интересы ничто перед волей коллектива, и потому, если так нужно для непрерывности движения, все немного притормозят, дадут рассосаться назревающей аварии, пробке, катастрофе, и спокойно поедут дальше.
Надо иметь в виду, что личное пространство у китайцев отсутствует. Дома всегда были маленькие, жило в них много народу, так что большинство дел, таких, как стрижка ногтей, питье чая, варка пельменей и игра в карты, происходит на улице, на тротуаре или, если такового нет, прямо на дороге, среди снующих машин. Конечно, теперь, в силу постоянно растущего благосостояния, все чаще появляется подобие дома, квартиры для одной семьи, а не клана родственников, хотя непонятно, что с этим самым пространством делать: в домах холод, грязь, горы мусора и плесень. Исторически, видимо, взамен личного пространства у китайцев всегда было общественное, вот и теперь государство, его ответственные работники организуют пространство коллектива: набережные, площади и парки, беседки, клумбы, парящие в гордости за свою страну развевающиеся красные флаги.
Таким образом, у граждан не возникает необходимости и даже потребности в организации своего личного пространства — гораздо проще и удобнее воспользоваться уже готовым, а то, что там толчется вместе с тобой еще тысяч десять человек, совершенно никого не смущает. Скорее, наоборот: чем больше народу, тем более правильные вещи ты делаешь. Мои студенты рассказывали мне не раз: если ты один — это очень плохо, значит, ты изгой и занимаешься чем-то противозаконным. Лучшие люди всегда как все, всегда в массе, и либо следуют непреложным примерам, либо сами являются таким примером для окружающих.
Опять же — когда человек пользуется уже готовым концептом, им гораздо проще управлять, потому китайскому — равно как и любому другому — государству совершенно не выгодно поощрять индивидуализм где бы то ни было, даже в оформлении собственного жилья. Гораздо продуктивнее, если гражданин будет воспринимать свой дом как временное пристанище для сна, ну и чтобы дождь переждать, а истинная его жизнь будет происходить вне стен родного дома.
Само понятие уюта иногда кажется здесь в Китае чем-то из словаря иностранных слов и выражений. Тускло светит дешевая лампочка, капает непочиненный кран, мусор все соседи вываливают прямо себе под окна, напротив в доме устроен ремонт и отбойным молотком сносятся капитальные стены. Как-то раз мы жили в университетском общежитии для преподавателей; там сносили все стены на первом этаже и строили ресторан, и все это длилось месяц; и хоть мы жили на третьем этаже, тряслось все, и не было слышно ни слова, даже если орать друг другу, даже если пытаться слушать музыку в наушниках
Окна, двери вечно распахнуты навстречу всем ветрам, во дворе грязь и битые бутылки, на подоконниках в лучшем случае растут огурцы. Я уже пять лет живу в Китае и ни разу не видела, чтоб хоть где-то в частной квартире росли цветы! Только то, что можно съесть. А как правило, там могут валяться старые носки вперемежку с трусами, в домах побогаче какие-то недовыкинутые коробки, груды белья, полотенец, в домах победнее — старые недомытые кастрюли и большие бутыли из-под подсолнечного масла.
А ведь сердце человеческое тоскует по гармонии, вот китаец и тянется к коллективу, вот и стремится жадно хоть к какой-то гармонии — пусть коллективной, другой-то нет — дома холод и грязь или просто пусто-скучно-безлико…
Интересно, что даже в организации пространства можно найти проявление всеобщего равенства. Не важно, в домах какой степени достатка вы окажетесь. У моего ребенка есть подружка — дочка уборщицы, и там вся семья, человек шесть-семь, живет в полуподвальной комнате, заваленной грудами мусора. Но мы бывали и в новых, элитных квартирах в престижных кварталах, видели жилища бизнесменов и начальников. Там уже может быть комнат семь-восемь, и этаж может быть какой-нибудь двадцать девятый, и вид из окон от пола до потолка открывается на город, пруд, парк, мосты; и тем не менее все то же: по углам мусор, посреди комнаты могут стоять разломанные аквариумы или покосившиеся столы, невыкинутые коробки; и тот же холод, тусклый свет — такое неуютное чувство, как будто ты на вокзале, в бараке, как будто жильцы только что въехали или собираются переезжать.
Совершенно незаметно, что люди чем-то пользуются в своем доме, пользуются любя и с удовольствием. Кажется, что квартиры обставляются не для себя, а для стороннего внешнего наблюдателя, некой комиссии, которая придет с проверкой и учтет количество единиц мебели, положенных вам по статусу — чайных столов, кресел, тумбочек, этажерок, а если вы относитесь к высшей категории людей, то еще и книжных шкафов. Правда, не всегда понятно, что в этих шкафах, и буфетах хранить, и потому часто они просто стоят пустые или завалены нераспечатанными коробками, свертками. Все очень холодно и формально: если вещь старится, через год-другой её просто выкидывают и заменяют на другую, практически такую же, неотличимую от предыдущей.
Да, именно так: если вещь устаревает, от неё просто избавляются. Например, в современном Китае вы уже попросту не найдете спички или маленькие мобильные телефоны, в которых нет интернета. Невозможно объяснить, что ты хочешь продолжать пользоваться этой вещью, и не потому, что у тебя нет денег на новую, а потому, что ты к ней привык, у тебя с ней связаны воспоминания. Потому что ты просто любишь эту вещь и сам вид её или фактура радуют тебя. Мне иногда кажется, что радость китайцам приносит только видимость чего-то: фотография себя в окружении знаменитых людей, дорогой обстановки, за рулем престижной машины. Опять же, содержание, наполнение видимой оболочки регулируются не индивидуумом лично, а общей массой коллектива, параметры картинки задаются модой и голосом среднестатистического разума, которые по всему Китаю едины…
Кстати, личного времени здесь тоже нет, есть только вечное время коллектива, нации, истории. Это как раз то, что безумно бесит в китайской жизни практически каждого приезжего. Никто совершенно искренне не предполагает, что у вас могут быть дела в свободное от работы время, что для не-китайца крайне сложно и некомфортно перестроиться прямо на ходу. Например, придя на работу на два урока, вдруг обнаружить, что у тебя их сегодня четыре, а потом торжественный прием в ресторане с боссом. Все может быть и ровно наоборот: ты предполагаешь провести четыре пары, настроишься на полный рабочий день, приходишь в университет, и только тут выясняешь, что у студентов спортивная подготовка, уборка территории, выступление народных коллективов — и потому сегодня занятий не будет вовсе. Да и завтра, кажется, тоже.
Мой муж просто белеет от ярости в такие моменты, и я знаю, что у нас в университете его уже немного побаиваются. Последний раз он сердился из-за «внезапно и непредвиденно» обрушившейся на всех военной подготовки. Вообще-то она проходит каждый год, но все, видимо надеются, что в этот раз пронесет; и когда не проносит, то ошалело разводят руками и говорят «сорри, занятий таки не будет». Вроде как «а все так надеялись!» Так вот, когда я последний раз встала в шесть утра, потратила час на дорогу и обнаружила пустые классы и бледную от ужаса лаборантку, пытающуюся оправдать отсутствие студентов, а также не-предупреждение об их отсутствии, то я услышала, как она тихо, почти одними губами, шепчет себе под нос: «Господи, какое счастье, что это не ваш муж сегодня работает».
Иногда тебе могут позвонить вечером и сообщить: «Завтра вместо занятий университет везет вас на три дня на экскурсию в горы». И когда ты ошалело отвечаешь, что у тебя на завтрашний вечер планы, которые невозможно отменить, университетское начальство смертельно обижается и считает это глубоким пренебрежением.
Нет никакой возможности уговорить китайских коллег или начальство предупреждать вас заранее, хотя бы за пару дней, о резко надвигающихся китайских праздниках. Как правило, до последней минуты никто не знает о ближайших выходных. Это кажется вопиющим издевательством, пока не вспоминаешь про гармонию коллектива: личного времени, интересов и планов нет, все растворено в потоке, индивид лишь лавирует в сложившихся обстоятельствах.
Из отсутствия собственного времени логически вытекает полное отсутствие планирования. Такое впечатление, что ни один житель страны не имеет хоть подобия плана на ближайшую неделю или хотя бы на завтрашний день. И только имея перед глазами картинку постоянно движущегося автомобильно-велосипедного потока, а в голове теорию гармонии масс, вдруг начинаешь понимать логику такого положения вещей. Это же как на местной дороге: у тебя просто не может возникнуть никакого плана из-за огромного количества непредсказуемых участников движения, каждого со своей траекторией и скоростью. Ты просто решаешь задачи по мере их поступления, просто каждую секунду выбираешь наименьшее из зол, так что пока у тебя нет заранее определенного плана, как проехать по этой улице. Ты даже приблизительно себе не представляешь, сколько это займет у тебя времени. В твоей голове есть только очень общее представление о конечной цели твоего пути. Зато каждый отдельный нарушитель твоего продвижения — их не десятки, и даже не сотни, а тысячи — не будет вызывать в тебе агрессии и раздражения. Ты же ничего не планировал, потому и разрушать, нарушать им нечего. Любая возникшая в такой ситуации проблема становится общей, она постепенно и равномерно решается усилиями всех участников. А потому среди них, как правило, нет злобы. Людская масса как живая стена: когда нужно, мы вместе раздвигаемся и решаем общую проблему.
Поражает это равнодушное отсутствие эмоций. Принципиальная не-раздражительность. Я даже специально проводила такой эксперимент: если долго смотреть на кого-то, тебе обязательно улыбнутся в ответ. Может быть, это распространяется только в ответ на взгляд иностранца, но действует железно. Независимо от возраста, пола или социального положения человека, на которого ты смотришь, через некоторое время тебе обязательно улыбнутся в ответ. Конечно, улыбка может быть озадаченная, вопросительная, открытая, сдержанная, настороженная, но это все равно улыбка. И совершенно не важно, смотрите ли вы на деревенского или жителя огромного мегаполиса, утром или вечером, зимой или летом…
Безусловно, эта приветливость может оказаться очень обманчивой. В Китае у вас все хорошо, только пока вы двигаетесь в общем русле. Стоит только выбиться из мейнстрима, и вас моментально перестают замечать.
Например, очень многие вещи здесь рассчитаны на китайский внутренний паспорт. Это такая карточка, размером с банковскую, и ты можешь прикладывать её к разным считывающим аппаратам, чтобы заказывать заранее по Интернету билеты на поезд, концерт или самолет. Можешь брать напрокат велосипед в любой части города или с легкостью где угодно заводить себе карточку любого банка, можешь много чего еще. Но если у тебя такого удостоверения нет — ты просто перестаешь существовать. Большинство чиновников откажутся с тобой просто разговаривать. Чтобы быть человеком и принимать участие в увлекательной гармонии масс, тебе надо сначала стать частью этой массы. Если ты по каким-то параметрам из неё выбиваешься — то просто выкидываешься из общего потока, тебя вычеркивают из списка существующих и радостно выкидывают из головы. Переиначивая «кто не с нами, тот против нас», мы получаем здесь «кто не похож на нас, тот не существует». Ничего не поделаешь…. Самое печальное, что в какой-то степени я даже понимаю эту логику. Ну, вот представьте: у вас в классе пятьдесят шесть человек. И на них у вас девяносто минут времени в неделю. И вы должны их хоть чему-то научить. Хоть чуточку. И вот, если один из ваших студентов отчаянно заикается и ему, чтобы сказать что-то, нужно не две минуты, как всем, а пять — будете ли вы его спрашивать? Представьте, что вы учите студентов устному предмету, и предполагается, что хоть пару раз за семестр вы должны послушать хоть немного, но каждого студента. А если другой студент немного притормаживает и прежде чем начать отвечать, обычно минуты две просто молчит, обдумывая ваш вопрос? А если еще одна девочка в большой темной оправе, вечно сидящая на задней парте, с большими зубами и грустными лошадиными глазами, ужасно боится внимания и вообще не может говорить от смущения? Если её голос при ответе — это еле слышный шепот, и каждый раз вы ставитесь перед выбором — пытаться ли услышать её или занять чем-то остальные пятьдесят пять человек, которые ждут внимания тоже? Кажется, ответы в этой ситуации напрашиваются не самые утешительные, да?
Такая вот гармония масс. Эта теория, кстати, прекрасно работает в классе и прекрасно объясняет, почему умные студенты тихо сидят без ответа: чтоб не выпендриваться излишне и не выделяться из коллектива. Почему хороший студент усиленно пишет работу или подсказывает невыносимому тупице за соседней партой: чтобы общий коллектив класса имел хорошие баллы, чтобы вся масса студентов производила благоприятное впечатление на преподавателя, и у деканата не было проблем с неуспевающими. Для не-китайского склада ума это кажется чистым безумием, но, черт возьми, именно так и есть…
Парасон
Показать полностью
О, какая роскошь получить такого внимательного, чуткого и вдумчивого читателя! Сюда редко кто заглядывает, зарисовки без сюжета вообще читаются трудно. тем более такое не туристическое направление как китайская провинция. Но не написать их я никак не могла, прямо вот все это перло, и казалось преступным не записывать, ведь на самом деле - уникальный опыт и редкая картинка. Хотя, конечно, все на любителя. Спасибо что прочитали. По поводу пальбы и шума: видите ли, насколько я понимаю, китайцы вообще не чувствительны к шумам. Они в 6 утра начинают орать во все горло и играть дома в волейбольные мячи, никто никогда не возмущается. В автобусе две старушки будут перекрикиваться одна от передней двери, другая от задней - и им нормально, дружеская беседа. Концепт тишины, на западе переросший в культ - им совершенно не знаком. Так что они просто не парятся. В элитных домах так вообще ремонт все время где-нибудь идет, то есть отбойные молотки, дрели - это такой постоянный фон жизни. Однажды в корпусе для преподавателей перестраивали первый этаж - сносили кувалдами все перегородками, пыль, шум, грязь, пыль повсюду. Никому не пришло в голову ни переселить преподов на это время, ни возмутиться, ни, хотя бы предупредить о намечающемся апокалипсисе.. а вот пешочком китайские расстояния преодолевать не реально. Тем более, что воздух же там грязный, даже в любимом ими Пекине, где вождь живет, бывают дни, когда официально предупреждают, что без респиратора на улицу лучше не выходить. И потом, мы жили в маленьком городке на 8 миллионов человек, вы можете представить себе тамошние расстояния? не, пешком умрешь, а так и не дойдешь)). |
шамсена
А общественный транспорт там как функционирует? Или нет смысла им пользоваться? Сколько времени вам потребовалось, чтобы хоть немного привыкнуть к такому, разительно отличающемуся от нашего, образу жизни и восприятию жизни? |
Парасон
Общественный транспорт там супер. И автобусы и метро. Метро строится по целым веткам на 20 станций за два года. Строительство питерского метро выглядит просто недоразумением каменного века рядом с этим. Но проблема в том, что в 6 у китайцев ужин, а потом танцы у дома и мирный сон у телевизора. Поэтому общественный транспорт ходит до 5 вечера. В городе на 8 миллионов человек. А метро до 9-10 вечера. После питерского это - мм. странно, мягко говоря)) |
Сколько времени вам потребовалось, чтобы хоть немного привыкнуть к такому, разительно отличающемуся от нашего, образу жизни и восприятию жизни ПарасонМного. Первое время я боялась выходить на улицу. В 8 миллионном городе очень легко потеряться, если ты не умеешь ни читать, ни писать, ни говорить)). Ведь даже продавцы на рыночках уяснив, что я не понимаю слов писали мне цену в иероглифах!! Они писали цифру иероглифом. И когда я в отчаянье мотала головой: мол, все равно не понятно, они показывали мне ее на пальцах. Но как!! В Китае и язык жестов тоже другой. Например все пальцы на руке, собранные в щепотку - это какая цифра? А если вы согнете все пальцы, кроме большого и мизинца - какая выйдет цифра? Я, наверное, только через год освоилась)). 1 |
шамсена
Люблю задачки решать, но тут даже пробовать не буду) И какие же это цифры? А как же вы целый год решали самые простые бытовые вопросы? Я бы с удовольствием почитала и про разные другие аспекты жизни: воспитание детей, и вообще, к ним отношение; что читают и смотрят, молодежные субкультуры, политическая активность. 1 |
Парасон
пять пальцев в горстку - это пять, естественно. А мизинец и большой палец в растопырку - это шесть)). А два скрещенных указательных пальца? |
Бытовые вопросы решал муж. Он говорит по-китайски. А еще - первые пол года мы работали в детском саду (Золушка Чен Хон и Медвежонок со сломанной лапой), и мне было так тяжко, что я потом разболелась и еле выкарабкалась, и когда муж сменил работу - то я просто наслаждалась жизнью, солнцем, цветами, кампусом)). А потом привыкла)).
Показать полностью
Про отношение к детям у меня есть Го Юй. Это очень грустная история, тут очень много поломано у них. А субкультуры и политическая активность - в коммунистическом Китае)) Это, мило, конечно, но все в русле Единой Партии, и великого Вождя. А остальные как хиппи примерно в советском союзе. Нельзя сказать, что их совсем нет, но отношение и существование и риски у них те же примерно. Политическая активность была в Гонконге, но в этом году его окончательно и победно задушили. Это на самом деле страшно. Там такие прекрасные лица, такие молодые и отчаянные ребята, и они, в отличие от нас, так борются за свою свободу. Только Китай - что каток асфальтовый. Раскатал всех уже... Главное, они по возрасту не подходят уже для Британских паспортов. Те, кто подходил все получили давно, и большинство уже уехало, почти три миллиона)) если не ошибаюсь. Зато после Гонконга Китайцам никогда не получить Тайвань. |
шамсена
Вот что еще давно хотела спросить: отношение к "чужим", к "белым обезьянам". Вы часто об этом говорите. Это проявлялось на бытовом уровне? Это не скрывается и очень заметно? Это, должно быть, очень оскорбительно и крайне неприятно. Вы смирились с этим? |
дорогая Парасон!
мы жили в Китае в доковидную эпоху, сейчас отношение к белым там изменилось в худшую сторону. Но в наши стародавние времена фраза "белая обезьяна" не была скорбительно и крайне неприятно . Она лишь констатировала огромную разницу между белыми и китайцами, она помогала объеденить в одной фразе всех некитайцев. На самом деле там два слова, для обозначения этого понятия. И одно из них - лаовай - более уничижительное, но все равно не сильно, оно обозначает что-то вроде растяпа, лопух, недотепа. Потому что не китайцы кажутся китайцам дикими и странными. Второе слово вообще абсолютно нейтральное, и обозначает что человек родился не в китае. Но его я забыла, потому что раз оно нейтрально я и не выискивала его в речи окружающих. Можно сказать, что раньше белые вызывали такое умиление - надо же - какие нелепые. И как их только земля держит. Агрессии вообще не было никогда. Я с большей агрессией в россии сталкивалась, когда носила ребенка в слинге. Но вот про прям сейчас не скажу, могло отношение измениться в худшую сторону.. |
Какая страшная страна, особенно после ваших историй о молодежи
|
Osha
Ну, во первых, она ровно такая, какой являются коммунистические страны. Это логично. Во-вторых, она ровно такая, какой может быть рациональная страна. Где соображения и доводы разума всегда идут вместо сердца. В третьих, она ровно такая страна, какими являются страны, слепо и неукоснительно следующие традициям. Для которых традиция и масса, социум и общество - это все. А человек, отдельный и конкретный, абсолютное ничто. И, наконец, она ровно такая страна, какой может быть страна с населением в один миллиард, четыреста миллионов человек. Их слишком много. И это довольно многое объясняет, как мне кажется. И, спасибо, что прочитали. да еще и другие истории тоже. Это очень греет. |
шамсена
Первые истории из этого цикла я ещё в том году читала, на конкурсе, и глосовала за Ли Бо Хан. Что не успела прочесть, поставила закладок, вот только сейчас руки/глаза дошли. Вот эта рациональность, логичность, обезличенность, огромная масса и пугают. |
Osha
О, спасибо! Рада за Ли Бо Хана и что вообще сюда дошли! И да, вы правы, именно рациональность, логичность, обезличенность, огромная масса К сожалению, это реальность. И довольно близкая, учитывая соседство Китая и России. И довольно неотвратимая, учитывая их количество... |
Надеюсь, все же Запад и Восток не сойдутся никогда
|
Osha
Смотря где)) |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|