Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
К этому «периоду» я отношу работы с руками, а также пару других, которые не столь очевидно объединены в серию, но явно продолжают эмоциональный посыл предыдущих картин.
1. Андроиды — Печаль.
https://d.radikal.ru/d23/2201/83/c8c718c05637.jpg
Колорит этой работы — изумрудный, но воспринимается скорее холодным. Основной посыл здесь — подавление, обе ладони запачканы синим. Композиция закрыта, что еще сильнее подчеркивает ощущение скованности, помимо очевидных оков. Вместе с тем здесь нет ни капли агрессии, жест открытый и спокойный.
Ладони тянутся вверх, но верхний край холста затемнен, это нижний чуть светлее. То есть от тех, кто на вершине иерархии, Маркус получает только черноту. Учитывая название картины, это можно трактовать и как положение андроидов в целом — то есть Маркус уже в этот момент думает про свой народ, про угнетенное положение.
2. Андроиды — Надежда.
https://d.radikal.ru/d20/2201/68/c5a471cb64af.jpg
В отличие от предыдущей работы, эта имеет открытую композицию. Рука почти освобождена как от оков, так и от синего цвета, и даже фон написан в теплом ключе — на нем есть маленькие красноватые участки.
В этой работе (как и во всех остальных) есть ранимость и раненная нежность. Художник отказывается быть категоричным. Даже во вполне однозначных ситуациях, когда кто-то скован/убит/агрессивен, он всегда оставляет место для мыслей, для отхода и зрителя.
Здесь логично было бы изобразить момент пика, где цепи лопаются, а руки сжимаются в кулаки, чтобы работы смотрелись контрастно и логически связанно. Но автор выбирает открытый жест, словно говорящий: я не причиню тебе вреда, я готов сотрудничать. И цепь, лежащая в руке, словно предлагается невидимому собеседнику — на, возьми?
3. Человечность — Надежда.
https://d.radikal.ru/d19/2201/04/5dec4c1b2cb7.jpg
Это я вижу как что-то почти религиозное, как свет (сверху) и тьму (снизу). И одна рука пытается коснуться другой, чтобы вытянуть наверх. Но здесь говорится не только о спасении, но и о равенстве и братстве, потому что руки целыми ладонями повернуты друг к другу. Интересно, что рука андроида сверху, то есть, возможно, роботы с точки зрения Маркуса хотят вытянуть человечество ввысь?
Однако фон здесь по-прежнему синий, а мы помним, что для Маркуса означает этот цвет. И вся эта «надежда», как в названии картины, представляется ему чем-то нереальным, несбыточным. Да, руки очень близко, но никогда не коснутся друг друга, потому что это картина, и они так и будут продолжать эти бесплодные попытки вечно.
4. Человечность — Сострадание.
https://c.radikal.ru/c41/2201/98/682328ce3e81.jpg
А эта картина — возможно, то, к чему Маркус приходит по итогу своих размышлений. Сострадание, эмпатия, нахождение рядом, открытость друг к другу видятся ему выходом из ситуации. Здесь очевидное разделение на людей и андроидов, синюю и красную кровь, которой пролито слишком много и с одной, и с другой стороны. Однако также это разделение машинного спокойствия Маркуса и его эмоциональной горячности. Вокруг только тьма, единственным источником света здесь является белая точка, расположенная сверху посередине между красными и синими ладонями. И жест у рук весьма говорящий — они словно просят милостыни, словно подставляются под свет.
Это можно перенести не только на конфликт андроидов и людей, но и на внутренний конфликт Маркуса, и на его конфликт с Карлом.
5. Личность — Пленник.
https://d.radikal.ru/d02/2201/21/9f10576a4bb3.jpg
Очевидно, картина о Маркусе и Карле. Первый везет второго на коляске. Очень интересна поза: ее можно трактовать как «один за другим» — поза защитника и более уязвимого нижнего человека — так и как «один внутри другого». Маркус словно вырастает вокруг владельца, становится чем-то большим. Тем не менее, Карл здесь на переднем плане, а Маркус позади. Он признает, что во многом его суть ложна, ведь это стремления, убеждения и взгляды его владельца. Название картины говорит об этом напрямую.
Тем не менее, в этой картине много теплых оттенков на обеих фигурах. Вероятно, в целом у Маркуса положительные ощущения от их связи, несмотря на серьезные претензии.
Цель Маркуса в этих работах — показать себя равным человеку. Поэтому он очень сознательно не рисует различий между человеком и андроидом. Он использует одинаковые оттенки для обеих фигур, кроме того, здесь могли бы быть механизмы, разделенные торсы с кучей проводов и прочее, что часто рисуют на тему проблемы идентичности у андроидов.
6. Андроиды — Судьба.
https://b.radikal.ru/b31/2201/08/9b2ecefd3bed.jpg
Даже в работе, где фигурируют тела убитых андроидов, нет открытых ранений или хоть чего-то, намекающего на механическую бездушную начинку. Работа переполнена живыми, очень болезненными и прочувствованными эмоциями. Маркус уже сейчас способен испытывать сложные эмоции, которые талантливо и умно превращает в средство художественной выразительности, в образ. То есть это не подсмотренное искусство. Это подлинное осмысленное видение картины мира, которое есть не у всякого человека.
Главный колорит картины — вновь зеленый (холодный + теплый), а единственные живые и теплые кусочки — у Маркуса в голове. Тела павших таких теплых акцентов не удостаиваются.
Интересно, что Маркус называет эту картину «Судьба». Он уже в этот момент пропускает через себя проблемы целого народа.
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |