↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Константинополь-на-Рейне, или мысли по поводу мира Льда и Пламени (джен)



Рейтинг:
General
Жанр:
Статья, Юмор, Пародия
Размер:
Мини | 59 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Попытка проанализировать происходящее по обе стороны Узкого Моря на рубеже III и IV веков от З.Э., и, возможно, посмотреть на события Войны Пяти королей с немного другой стороны.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

Политика

Слово пацана и фискальная политика Арагорна

Недавно я, гораздо позже остальных (как часто со мной бывает) посмотрел сериал "Дом дракона".

И конечно же, с первых же серий там "блистал" принц Деймон Таргариен. Безобразное поведение на турнире, шуточки про "наследника на день" и все прочее.

И конечно, я вспомнил первоисточник, а по ассоциации с ним — прочие произведения Джорджа Реймонда Ричарда Мартина, местом действия которых является вселенная Льда и Огня.

И подумал вот о чем.

В реальной истории нередко даже иррациональные, вроде бы, поступки были продиктованы, хотя бы отчасти, рациональными соображениями. Например, многие дворяне в средневековье (и позже) жили в соответствии с ригидными сословными нормами (все эти "в любой ситуации надо держать лицо", "в некоторых случаях оскорбление/позор можно смыть только кровью" и т.д.) не только (или не столько) потому, что болезненно относились к обидам, или обладали личной гордостью (хотя были, безусловно, и такие), но потому, что отказ жить по этим нормам грозил отказавшемуся большими неприятностями.

Вплоть до того, что такого человека могли посчитать слабым, или глупым, или трусливым и попытаться отобрать у него титулы, имущество (через придворные интриги или судебные процедуры), начать против него частную войну, просто убить, наконец.

Так жили не только дворяне. Так жили и монархи (с другой стороны, монархи — это "главные", самые старшие представители дворянского сословия)

Показательно в этом смысле фламандское сочинение "Обет цапли" со следующим сюжетом: Эдуард III не хотел бороться за корону Франции, пока Робер д'Артуа не преподнес ему на пиру жареную цаплю, "так как она — самая трусливая из птиц".

Независимо от того, случилось ли на самом деле то, о чем рассказывается в поэме, или это просто исторический анекдот, это очень примечательное сочинение и оно дает довольно ясное впечатление о моральных ценностях аристократов той эпохи.

Так жили не только дворяне и не только в XIV веке. Примеры этому многочисленны и легко находятся, в том числе, в великой русской литературе XIX и начала XX века.

Представители некоторых субкультур живут так и сейчас. Мне вспоминается, например, ролик на ютьюбе, в котором один "завязавший" итало-американский гангстер разбирал фильм "Путь Карлито". Не буду пересказывать сюжет (тем более, что фильм довольно известный), скажу только, что в одной из сцен главный герой фильма, этот самый Карлито, поссорился из-за пустяка с другим гангстером, ссора очень быстро дошла до взаимных угроз, но вместо того, чтобы убить его, просто избил и выгнал из своего ночного клуба, спустив с лестницы. "Завязавший" итало-американский гангстер прокомментировал эту сцену примерно так: "Я не говорю, что это хорошо, или что я сегодняшний одобряю это, но таков закон улиц — если произошло что-то типа показанного здесь, если тебе кто-то угрожает, оставлять в живых его нельзя".

К чему я это все?

Люди во вселенной Льда и Пламени живут по гораздо более жестким законам, чем средневековые дворяне. Или американские гангстеры. И при их образе жизни поступки и слова, должны караться моментально. Мало того, обитатели Планетоса должны быть настоящими пароноиками. А то ведь пропустишь хотя бы малейший намек на оскорбление — окружающие тут же воспримут это, как команду "фас" и разорвут тебя на мелкие кусочки. Тем более, что Мартин декларирует "суровый реализм". Но, как ни странно, во вселенной Льда и Пламени подобного не происходит. То есть, происходит. Но только тогда, когда это надо автору. А тогда, когда это не надо автору (особенно в тех случаях, когда он хочет защитить своих любимых персонажей), этого не происходит.

Вот, например, приходит к власти в Утесе Тайвин Ланнистер. И ему надо восстановить репутацию семьи, которую теперь из-за его отца считают слабаками и простофилями и больше не боятся. И он подвергает унижениям любовницу отца и жесточайше расправляется с Рейнами и Тарбеками.

Эйрис безумный публично отпускает похабные шуточки про жену Тайвина, и Тайвин ничего не делает. Роберт Баратеон почти открыто унижает детей Тайвина, и при этом живет на его деньги. И Тайвин ничего не делает. И при этом его никто не перестает бояться, никто не говорит: "Вот лох, его зять на скипетре вертит, а он и сделать ничего не может". Какие-нибудь Тиррелы не идут на него частной войной. Хотя должны бы.

С Грибком встречался сам Морской Владыка Браавоса и не боялся, что после этого против него организуют заговор.

Визерис I терпел брата и до конца жизни пользовался авторитетом.

И так далее.

У этого есть и оборотная монета. Как на репутации некоторых никак не сказываются унижения и оскорбления, которые они терпеливо сносят (а также общение со всяки скамом), так другим персонажам с рук сходят любые произносимы ими оскорбления и скабрезности. Эйрис Безумный так и не дождался восстания Ланнистеров. Грибок, судя по всему, то ли допился до смерти, то ли дотрахался. Петира Бейлиша за острый язык наказал только Брандон Старк, и то не убил.

Все это совершенно нереалистично в рамках даже того мира, который создал Джордж Мартин.

Почему одни страны бедные... и другие тоже бедные: жители Планетоса как политические животные.

По крайней мере в части фэндома тех произведений, действие которых происходит в мире Льда и Пламени сложилось мнение, что все, чего не хватает Вестеросу — это "нормальных" институтов.

Довольно многие убеждены в этом, другие об этом раздумывают и склоняются к тому, что это было бы правильное решение.

В англоязычном фэндоме я читал фанфики, где все несчастья Семи Королевств кончаются потому, что кто-нибудь учреждает что-то типа парламента. К похожей мысли нас подводят Дэвид Бениоф и Дэниел Вайс в финале сериала "Игра Престолов", когда нам показывают, как представители уцелевших Великих (и не очень) Домов с подачи Тириона Ланнистера учреждают такую типа коллегию курфюрстов в Священной Римской Империи для выборов будущего короля Семи королевств.

Попробуем подумать, как мог бы работать и как (первый и пока единственный раз) уже поработал этот институт.

Завершилась его работа декларацией Сансы Старк о независимости Севера и признанием этой независимости со стороны короля Брана.

Да, Сансу и северян можно понять. Наверное, только Речным землям война Пяти королей принесла больше несчастий и разорения. Кроме того, Север ни разу не получил от южных регионов никакой помощи. Даже на бой с упырями с юга приехал только однорукий Джейме Ланнистер, а Дейнерис вообще не в счет — она на тот момент не контролировала еще ни одно из семи королевств, да и вообще была в Вестеросе чужаком.

Все дело не в сути, а в форме. Решение об отделении север не было принято честным голосованием в собрании равных, голосования, по сути, не было, как не было и равенства. У Сансы было сразу два голоса, к тому же, Арья Старк никакой политической самостоятельностью заведомо не обладала. И уже зная о том, что объявят независимость(вряд ли решение провозгласить независимость было импровизацией Сансы, такие вещи вообще никогда не делаются спонтанно), сестры Старк активно участвовали в заседании, определяя судьбу страны, в которой не собирались жить.

Иначе, как вероломством это не назовешь (тут еще можно обсудить поведения Сансы по отношению к кузену, но это за рамками моей статьи).

На это мне могли бы возразить, что, во-первых, это мог быть просто спектакль, и Санса просто реализовывала заранее достигнутые тайные договоренности. А во-вторых, если судить по

состоянию, в котором пребывал весь Вестерос после войны с ходоками и битвы за Королевскую Гавань, никто ни за что не смог бы помешать Северу отделиться, и значит, возможно, Бран и остальные, великодушно согласившись отпустить Север, "спасли лицо".

Да и вообще, можно придумать много подобных объяснений и версий, и многие из них будут звучать довольно правдоподобно...

Только это все равно означает, что первое же заседание вестеросского "парламента" началось с того, что его участники думали одно, говорили другое, а делали третье. А ведь институты — это прежде всего доверие и договоренности. Абсолютное доверие и договоренности, которые вечно соблюдаются всеми, невозможны, особенно в политике, но если доверия нет вообще, а договоренности начинают нарушаться еще до их достижения — институт не работает.

Лучше всего объяснить это на примере. В 1990 году во время президентской предвыборной кампании в Колумбии убили пятерых зарегистрировавшихся и потенциальных кандидатов, и еще двоих ранили.

Формально и Колумбия, и Эквадор являются демократическими странами. В них есть и институт президентства, и институт выборов. Только бесполезно считать бюллетени и готовить торжественную инаугурацию, если политические силы в стране предпочитают "решать вопросы" в другом месте и другими способами.

Бесполезно драпировать Драконье логово рюшечками и расставлять полукругом резные стулья, если Тирион и Санса уже "порешали вопросы" прошлым вечером за бокалом вина.

Вестеросцы могут придумывать себе сколь угодно совершенные институты, сколь угодно сложные системы "сдержек и противовесов", они даже могут ввести общее избирательное право по предложению Сэмвела Тарли и по предложению лорда Ройса распространить его на лошадей — пока не поменяется культура вестеросцев, пока они не станут готовы доверять друг другу и сотрудничать друг с другом хотя бы в одном случае из десяти, пока они не перестанут смотреть на тех, кто планирует свои шаги дальше первого, как на "лоха", ничего не поменяется.

А поскольку культура вестеросцев и вообще планетосцев не поменяется никогда, Планетос и через пятьсот лет будет пребывать в том же состоянии, что и во времена войны Пяти королей в Вестеросе.

Глава опубликована: 18.09.2023
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
11 комментариев
"Сирио Форель гибнет, защищая Арью от людей Ланнистеров "
А гибнет ли? СМерти в ПЛИо расписаны подробненько, а тут: "Девчонка беги я разберусь" Может Форель и Гхар это один и тот же человека?
Кайно
Не, что вы, это же Вестерос. Это же мир ДжРР Мартина. Я уверен, что Сирио тяжело и при этом позорно ранили (в мошонку, например... что-нибудь в таком духе), отобрали у него деревянный меч, после чего изнасиловали его этим мечом, а потом безо всякого суда прямо там отрубили ему голову. Причем рубил Борос Блаунт, и спьяну сделал тридцать ударов, пока завершил задуманное.
Уста Саурона
И никто ничего потом не упомянул? да ладно, вон рассказы о Красной свадьбе то гуляли, свидетели делились увиденным. А тут тишина
Кайно
Так ведь не такое и значительное событие, если смотреть с внешней стороны. Просто при зачистке свиты Старков убили учителя фехтования младшей дочери. Было бы о чем говорить.
Уста Саурона
НО про других-то упомянули, что их убили. А тут тишина
Кайно
Про других, но про кого? В основном ведь про знатных или как-то заметных людей. В сословных обществах, как известно, больше внимания уделялось представителям тех сословий, которые стояли выше на социальной лестнице. ПЛиО в этом смысле травестирует этот подход, доводит его до абсурда: на Планетосе даже на представителей дворянского сословия может быть всем плевать. Хотя смерть какого-нибудь Маленького Джона Амбера еще заметят и будут обсуждать. А учитель фехтования - это для вестеросцев такое же говно, как и они сами... в смысле, как и какие-нибудь слуги, рядовые солдаты и т.д. Да, если бы знали, что это погиб бывший Первый Меч Браавоса... Но вряд ли, я думаю, об этом знал широкий круг людей.
Да про тех же солдат Старка. ДА одной строчкой "Зарэзали при задержании"
Про Джейн Пуль - написали, что пропала из комнаты вместе с вещами.
септа Старков.... не помню но кажется писали что тоже мертва
А тут в отношении Учителя "танцев" тишина
Ну, Джейни Пуль по сословной принадлежности все-таки выше. Но вообще да, какие-то выдающиеся случаи так или иначе вспоминают, и слухи о них множатся. Так что если бы учитель фехтования умер, забрав с собой несколько человек, а остановить его сумели только бойцы гвардии, то хоть какой-то слушок бы где-то прошел. С другой стороны, если бы он покрошил солдат деревянным мечом и сбежал, то об этом-то слухи бы точно ходили.
Уста Саурона
или его всё же запихали в тюрягу, и откуда его выковырял наборщик Дозора
Кайно
Но Арья встречает в повозке не Сирио Фореля. Значит, если кто-то использовал "Фореля" как подставную личность, личину, он должен был эту личину переменить уже в тюрьме. И тогда получается, что "Форель" "исчез" бы из тюрьмы, "сбежал" бы оттуда. И тогда уже точно об этом была бы какая-то информация - это бы хоть кто-то хоть где-то обсуждал, его бы разыскивали, возможно, объявили бы за него награду...
Но ничего такого не было.
А значит, Форель мертв. Причем погиб так, что в его смерти не увидели даже повода для слухов. Как, впрочем, в большинстве случаев у Мартина.
Уста Саурона
не сирио, Н Якен Хгар менял лицо буквально по щелчку пальцев, описывалось, что он просто провёл по лицу рукой и всё: лицо другое, причесон другой, пол прежний, ничего не предусмотренного мужским полом не отросло
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх