Вы только что наткнулись на сайт, но захотели осчастливить весь мир своим текстом? Или долго были только читателем даже без аккаунта, но после зарегистрировались ради того, чтобы оставить отзыв автору, закрывшему отзывы от незарегистрированных пользователей, а после понеслось, и вот вы сами думаете, как опубликовать свой фанфик?
И вот вы здесь, смотрите на страницу создания работы и недоумеваете….
Для начала вам желательно, хоть и не обязательно, иметь работу, которую хотите опубликовать, хоть одну главу. Не обязательно потому, так как можно сначала создать шапку для работы, но глав к ней не добавлять, как и не публиковать ту главу сразу же, после создания файла текста на сайте, работа просто окажется в черновиках.
Сначала мы видим предложение ознакомиться с правилами ресурса для публикации работ. Если делаете это впервые вообще — лучше почитать. Если впервые на этом сайте публикуете — тоже. И даже если у вас уже больше сотни текстов на фикбуке — иногда полезно освежить память.
Обязательно указываем авторство: текст написан вами, или это перевод иностранной работы.
Название… Название может быть длиной до 200 знаков и включать в себя буквы разных раскладок и языков и часть различных специфических символов (подчеркивания, косые черты и так далее).
Раньше оно было обязательно, с недавних же пор с весны или зимы 2024 года — если строка не заполнена, то проставится автоматическая заглушка, которую при публикации работы из черновиков нужно заменить (вместе с этим же когда-то бывшие необязательными названия глав — нынче обязательны). С недавних пор название — снова обязательно.
Далее мы можем добавить, если текст указан как перевод, в двух полях имя автора оригинала (100 символов) и ссылку на оригинал (200 символов).
Дальше можно добавить соавторов, бет и гамм, которых может быть по 5 человек в категории, то есть можно добавить — 15 пользователей-помощников. Но только существующий аккаунт с сайта.
При этом когда-то давно можно было указывать помощника-бету в вольной форме, даже если у редактора нет аккаунта на фикбуке, или ваш любимый редактор-корректор какой-нибудь ворд или Т9 телефона. Нынче таких людей можно указать лишь в примечаниях к работе или главе поле посвящений и благодарности, в отзыве.
После указываем ориджинал или работа по фендому ваш текст. Если работа по фендому — начинаем в выпадающей строке набирать название произведения и выбираем его (раньше после выбора строки «работа по фендому» нужно было сначала выбрать категорию фендомов — книги, фильмы, игры и т. д., и лишь затем всё то же самое делать с поиском конкретного фендома).
Если фендома нет, то его можно создать, кликнув по маленькой строке «создать новый фендом», где вы сначала увидите предупреждение о том, что следует перепроверить ваш поиск (дубликатами и крайне сомнительными вещами в том, являются ли они фендомом, переполнена категория «другие») или выбрать ориджиналы, а затем можно приступать к созданию нового фендома, сначала выбрав категорию, а после заполнив предложенные поля:
— категория (манга и аниме, книги, мюзиклы, игры и так далее…);
— поля с названием, авторством и годом/годами публикации в зависимости от выбранной категории набор полей чуть отличается;
— список персонажей в столбик.
После создания фендома можно вернуть в работу и продолжить выбирать фандомы. Выбрать можно до 10 фендомов и это называется — кроссовер.
Далее следует строка пейрингов и персонажей, где, если выбрано ранее, что произведение «ориджинал» — просто вводятся через запятую, косую черту, пробелы, как вашей душе угодно имена, должности, что угодно означающее персонажей (но не более чем на 200 знаков). И такая система ручного ввода для ориджей и фанфиков существовала очень долго. Но сейчас сохранилась лишь для ориджиналов.
Если же выбраны фендомы… Тогда перед вами предстанет конструктор, где вы можете указать персонажей и пейринги. В пейринге может быть до 5 персонажей (при этом система сайта, видимо, воспринимает весь пейринг как одного персонажа при поиске). Всего может быть 30 пейрингов или отдельных персонажей не в пейринге.
При этом важно заметить, что после в поиске пейринг с участием персонажа не считается за этого персонажа или пейринг с другим персонажем, так что если у вас указаны условные ГГ1 и ГГ2, ГГ3 в сторонке, то поиск читателю и выдаст вашу работу тогда, когда он будет искать ГГ3 отдельно, а не ГГ1 и ГГ3 или ГГ2 и ГГ3 в паре. Как и пару ГГ1 и ГГ2 поиск покажет только, если будет искаться текст именно что с парой, а не с героями по отдельности.
Можно, конечно, написать героев внутри пейринга и продублировать отдельно, чтобы текст можно было найти, но лучше с этим не перебарщивать, как и помнить, что первый персонаж в пейринге зачастую воспринимается как инициатор отношений или наиболее активный в сексуальных взаимодействиях, и ставить порядок персонажей в пейринге с пониманием этого.
Также к каждому из персонажей по отдельности или в пейринге можно указать существующие модификаторы (те самые странные английские несколько букв с восклицательным знаком, указывающие на неканоничную взрослую-детскую, добрую-злую, женскую-мужскую версию персонажа) или добавить свой, уникальный для вашей работы. А если у вас есть оригинальные персонажи, которых нужно указать в шапке, и вам недостаточно просто трёх букв ОЖП или ОМП, то именно эти выбранные варианты система позволяет отредактировать, чтобы указать имя вашего оригинального персонажа и написать их несколько.
После идёт рейтинг, от G — равнозначного 0+ и условно обозначающего «можно читать всем» (на самом деле не всегда так, но это уже дебри рейтинговых систем) до NC — 21 (самого жёсткого и имеющего наиболее подробные описания разных тяжёлых, неприятных и жутких вещей), равного всё ещё как и NC-17 возрастному рейтингу 18+ или «только для взрослых», так как NC-21 — это интернетная сетературная надстройка поверх официальных рейтингов в среде фанатского сообщества, чтобы несколько разграничить NC-17, как подробные описания насилия и сексуальных сцен (особенно их), которые не желательно читать подросткам, но для взрослых как раз в самый раз, и многие в фанфикшен идут именно за этим, и крайне неоднозначные вещи, которые могут повредить психику и взрослого ментально устойчивого человека.
Рейтинги PG-13 равны 12+ и R равно 16+ соотвественно и означает практически то же самое — в PG-13 -уже можно неподробно намекать про тяжелые моменты и любовную, но ещё платоническую составляющую, в R — это уже можно писать не завуалировано, но не подробно.
Далее следуют направленности, с которыми должно быть довольно просто — имеются статьи для, неожиданно, статей (не рассказов, не стихотворений, не отзывов, не планах о лето, а именно статей!) и джен — для всех художественных текстов, в превалирующей основе которых не лежит любовная линия. Гет, слеш и фем — вещи весьма очевидные. Другие отношения — работы про любовные отношения, которые нельзя назвать гетом, слешем или фемом. Смешанные — для работ, где в основе две и более важных любовных линии разных других направленностей.
Затем строка меток… Их можно в работу добавить до 50 штук или не добавлять вовсе. Но добавить всё же советуется. Хотя бы основные — из категорий жанры, предупреждения, кинки (у кого высокорейтинговая работа соответствующего характера), промежуточные направленности и жанры (для случаев смешанной направленности или наличия в некоторой, недостаточной для перевода текст в смешанную направленность степени в работе одной направленности элементов другой).
Далее следует краткое описание работы — до 500 знаков. Крайне советуется не лениться и заполнять. И порой жалко, что в нём слишком мало символов временами, так как бывает, что корректно написанная аннотация/саммари/описание лишь чуть-чуть не вмещается в окошко, и приходится сокращать до не совсем того, что в самый раз, но влезающего варианта. Хотя никто не мешает написать более или менее законченное начало аннотации в эти 500 символов, а остальное продолжить в примечаниях автора, где знаков доступно больше.
Да, следующее поле — примечания автора. В них можно написать текста на 1500 знаков. Дополнить описание или указать какие-то важные моменты, которые не были отображены в других пунктах шапки.
Посвящения и благодарности — как и описание тоже на 500. И предназначены именно для того, о чём написаны. А ещё сюда можно указать бету, гамму, соавтора не с фикбука.
Поле публикация — это своеобразная оферта на тему того, что можно делать и на каких условиях с вашим текстом. Раньше давным-давно это поле, как и многие другие, было простым текстовым и пестрило угрозами «сплагиатишь — моргала выколю», «растащи меня полностью, только авторство указывай», «даю ворам установку на понос» и прочие веселые вещи. Нынче же оно унифицировано и представляет небольшой набор вариантов:
— Уточнять у автора/переводчика — читатель перед тем как куда-то снести работу и опубликовать в другом месте сам текст или даже ссылку на него должен сначала спросить разрешения и лишь получив его действовать;
— Запрещено в любом виде — автор сразу указывает, что не стоит соваться в личку с вопросами. Он не разрешает текст выкладывать в другом месте. Ни с указанием авторства, ни без. Ни с ссылкой, ни без неё. Ни даже в виде только ссылкок ссылки без самого текста. Вот вообще никак!
— Разрешено в виде ссылки — автор сразу указывает, какой вариант он одобряет автоматически, без вопрошающих в личку разрешения, и этот вариант — можно поделиться ссылкой на работу на сайте. Но только ссылкой. Нельзя публиковать текст в другом месте, даже если указано авторство и есть ссылка на оригинал. Если очень хочется — можно сходить и индивидуально спросить в личку;
— Разрешено с указанием автора и ссылки на оригинал — тут разрешена ссылка, и разрешена перепубликация самого текста, если указано авторство и указана ссылка на оригинальную страницу работы;
— Разрешено в любом виде — можно не лезть к автору с глупыми вопросами, а публиковать ссылку на текст, текст с ссылкой на текст и указанием авторства, текст без ссылки, но с указанием авторства. Возможно(!), перепубликация текста без указания авторства уровня «текст не мой, нашёл в интернете, уже не помню где и кто автор», но именно с хотя бы таким упоминанием, если не указывается авторство. Но всё равно этот вариант не разрешает никому публиковать работу в другом месте и говорить, что это его текст, так что наличие такой строки — это не отказ от авторства на работу, и не разрешение её плагиатить, как кому бы то ни хотелось.
Также в очень древние времена на многих фикрайтерских сайтах существовала стандартная строка дисклеймера с текстом о том, что персонажи и сеттинги фанфиков принадлежат авторам канонов и фикрайтеры не имеют на этих самых персонажей и миры притязаний. Позднее она редуцировалась и само указание того, что текст является фанфиком, считается её эквивалентом. И опять-таки, дисклеймер был отказом от притязаний фикрайтерами на авторство в отношении тех деталей и контента, который создан авторами канона в его рамках, но это не отказ от авторских прав на собственных текст.
И порой не хватает отдельной строки вторичного дисклеймера (отказ от притязаний на канон — первичный), где автор фанфика или ориджинала бы указывал допустимо ли без обращений к нему самому с вопросами переводить конкретную работу, использовать ли какие-то специфические детали из неё как хедканоны для работ других фикрайтеров, можно ли писать на данному фанфику или ориджу фанфики, но это всё при желании можно указать в примечаниях автора к работе…
Если кто-то готов возмутиться, что «а у авторов канонов же не спрашивают, а сразу пишут!», то напомню, многим канонам уже очень много лет, и они стали общественным достоянием, а отношении каких-то канонов крайне сложно найти концы, к кому обращаться за разрешением. Также многие каноны принадлежат огромным корпорациям, которым глубоко пофиг на фикрайтеров, пока те не начнут получать коммерческую выгоду. И какие-то авторы общественно выражали своё отношение к фанфикшну как положительное, а те, кто очерчивал как негативное (тот же Джордж Мартин), явно негативно относятся к коммерциализации фанработ по своим произведениям и созданию работ весьма определённого толка, а в отношении текстов иного пласта всё зависит от экспертной экспертизы и решений суда, вписывается ли конкретное произведение в рамки допустимой переработки по законодательству об авторском праве или нет, а не только звучно обозначенными хотелками авторов канонов.
Да, кто-то будет против фанфикшна, но суд накладней, потому многие авторы канонов и не в силах запретить фанфики по их трудам. И вместе с тем это всё — наследие доинтернетной эпохи, а нынче бы почему не воспользоваться тем, что можно сразу прописать, что можно и нельзя делать с работой и допустимы ли производные работы вне рамок случаев из стандартного закона об авторском праве? Система лицензионных соглашений и соглашений о добросовестном использовании гораздо гибче и оперативней привычной юридической базы прошлого века, которая, впрочем, учитывает её.
Далее просто: можно включить или выключить оценки «нравится» для работы, включить или выключить публичную бету — функцию, с помощью которой читатели смогут отсылать авторам найденные ошибки в тексте.
Также можно включить или выключить функцию «жду продолжения», которая для работ в процессе добавляет одноименную кнопку под последнюю опубликованную главу, нажав которую читатель оповестит автора о том, что ждёт продолжения, а также может воспользоваться ею как своеобразным лайком на главу.
Если оставить нолик в поле — кнопка по сути равнозначна лайку на главу. Если же указать некоторое число — то автор намекает на то, что после того, как нужное число «ждунов» наберется, то выйдет новая глава, которую он или опубликует ручками, или, если текст уже написан, то может настроить работу на автоматическую публикацию той главы по достижению нужного числа ожидающих продолжения.
Поле комментариев настраивает возможность для читателей их оставлять под работой и является не только правом автора решать, хочет ли он отзывов или нет, но и настраиваемой защитой от хакерских атак и троллей:
— запретить — полностью не даёт никому комментировать работу;
— разрешить только зарегистрированным — могут комментировать все пользователи, вошедшие в свои аккаунты;
— разрешить зарегистрированным не менее 1 месяца назад — делает ровно то, что написано, тролль может создать аккаунт, но вряд ли он будет ждать месяц потом, чтобы написать гадость;
— разрешить всем — вам могут писать на эту работу комментарии даже пользователи не имеющие аккаунта на фикбуке.
Размер работы… Сейчас можно указать, что планируется (раньше не было такого уточнения) работа мини (до 20 фикбуковских страниц), миди (от 20 до 70 страниц) или макси (от 70 до бесконечности) формата, и на данный момент это никак не связано с объективным счётчиком страниц, так что может быть в шапке указано что планируется мини, но на данный момент макси на 100 страниц, или планируется макси, но написан мини на 15.
Раньше существовал ещё размер драббл (который, если открыть страницу в поиске нынче подразумевается как текст до 3 страниц, а на других ресурсах драбблом может считаться текст до 100 слов), который вообще никак не ограничивался и трактовался как «зарисовка без начала и конца, может стать полноценным текстом, может — нет», отчего нередко были драбблы и на 50 страниц одной частью, как и могли быть опубликованы однострочники, у которых шапка была больше, чем сам текст в главе.
И при этом упускался формат сборников драбблов — многочастного многостраничного произведения, в котором каждая часть была самостоятельной короткой историей или её обрывком. Нынче драббл и сборники драбблов стали метками.
И в самом конце идёт, конечно же, оно — галочка с подтверждением авторства и кнопка создания шапки! А в следующей главе мы рассмотрим работу с главой…
Примечания:
Про изменение строки публикации https://vk.com/wall-40867140_592306
Про рейтинги https://ficbook.net/readfic/3061078
Про размеры
https://ficbook.net/sitenews/164
https://ficbook.net/sitenews/165
https://ficbook.net/sitenews/167
Про пейринги
https://vk.com/wall-40867140_670296
https://ficbook.net/readfic/6460801
Про модификаторы персонажей в пейрингах https://ficbook.net/readfic/6732702
https://ficbook.net/readfic/1473681 про названия
https://ficbook.net/readfic/4597507 шапка (част. уст.)
https://ficbook.net/readfic/1463380 шапка (част. уст.)
Про саммари/описание
https://ficbook.net/readfic/236310
https://ficbook.net/readfic/237411
https://ficbook.net/readfic/1655759
https://ficbook.net/readfic/1663200
https://ficbook.net/readfic/913943
https://ficbook.net/readfic/1955392