Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Осова фан-мира — астрология, отсылки к религии и мифологии
В своё время в Японии это анимэ создало просто такую волну фанатизма, что остается популярным до сих пор, по нему снимался сериал, ставили спектакли. За пределами Японии анимэ тоже было очень популярно, превратившись в своего рода бренд. Так мы видим один из примеров как в современном мире произведение даже с глубоким нравственным смыслом, если его сделать очень понятным для обывателя, главным образом детей, легко превращается в средство накрутки капитала. Популярность его легко объяснить, если учесть, что персонажи — это почти обычные, не идеальные, люди, далекие от требований японского социума, культ стыда там скорее присутствует при какой-то необходимости. Культура анимэ настолько популярна в Японии, что японцы уже привыкли уходить от своих комплексов в вымышленный мир; в плане непосредственного влияния на менталитет, то его тоже часто используют для пропаганды каких-то социальных идей, что в корне проблемы, конечно, не решает, так как традиции очень важны, даже если они негативные. Например, данное анимэ так же подхватило волну положительного феминизма, и несколько внесло свой вклад в его развитие в Японии, но скоре это принесло ему большую популярность именно благодаря актуальной для времени идее.
Интересно, что само анимэ и манга, по мотивам которой оно было снято (недавно по манге создали отдельную серию) само подспудно как бы борется с капиталистическим устройством мира, но почему это проходит мимо зрителя, вполне понятно — там предприниматели неотделимы от мистических существ, Любая гадость за ваши деньги. Таким образом конспирология может обвинить подобные произведения в том, что они были созданы специально Иллюминатами, Потому, что серьезные вещи поданы там несерьезно. Да, привлекают внимание стилизованные масонские символы у единственного мужского хранителя- бывшего и будущего правителя- планеты Земля, причем именно ему был дан дар ясновидения, сама же СМ использует распространенный жест масонов, означающий причастность к ложе, указывая двумя пальцами на глаз, заключая его как в треугольник, в её случае жест сдвинут скорее на "третье око" (можно ещё обратить внимание, что в первом сезоне на её броши была пентаграмма (как символ пяти единения стихий), но это может быть и стилизованная звезда), что вряд ли случайно, а так же обилие демонологических концепций. Конечно, мы не можем сказать, что создательница причастна к ложе, ибо за руку поймана не была, хотя использование символа Всевидящего ока обычно считается достаточным, так масоны обычно узнают друг друга (но всё может быть, известные творческие личности часто вступают в эту ложу). Сама Наомо Такэути признавалась, что для создания своей манги специально изучала астрологию, как японскую, так и западную, вдохновившись ею (подробно с этим можно ознакомиться на сайте фэндома), невозможно не признать, что всё это она настолько удачно переработала, что получилось в итоге признанное произведение искусства, считающиеся эталоном махо-сёдзё.
Тем не менее обращает на себя внимание то, что в приквеле СМ — СV -, сюжет построен на борьбе с Иллюминатами, и лишь потом на Землю хлынули легионы демонов — то есть Такэути конечно была осведомлена о тайных обществах. Касательно демонологии, хотя это вовсе не уникальный сюжет для анимэ и манги, так как сама мифология Японии не мало способствует этому, острова, по поверьям местных жителей просто кишат нечистью, существует мнение, что таким образом, через творческих людей, осознают они это или нет, Сатана делает себя как бы не существующим, ведь серьезно к таким вещам относиться сложно. Но в основу самого произведения, конечно, легла глубокая мораль жертвенной любви, сострадания даже к врагам и взаимовыручки, которые не появились бы там, если бы автор не разделяла подобных ценностей. Так что можно относиться двойственно к этому произведению, если хотите (тем более там есть несколько странных моментов связанных с религией и эзотерикой), я же не ставлю цель бороться или не бороться с современной культурой, деятели искусства тоже не идеальные люди со своими представлениями, как и все, хотя задуматься есть над чем.
Вот от сюда подробнее пойдем, что в сюжете произведения замечаются религиозные основы, но всё это имеет характерные для Японии особенности практически слияния синтоизма и христианства (подобное явление не минуло другие бывшие замкнутые культуры, так у инуитов христианство вполне ужилось с представлениями анимизма). В первую очередь съиграло то, что японцы не видят смысла отказываться от традиционной культуры, во-вторых, они не видят препятствий для веры в духов и одухотворённость окружающих вещей, к тому же синтоизм скорее является системой верований, нежели религией, так как у него нет нравственной доктрины, японцы легко могут посещать и те и другие храмы. Надо сказать, что моральный посыл анимэ получился гораздо более христианским, чем у западных мультфильмов, что, конечно, не в пример Западу, считающему себя очень религиозным (впрочем если вспомнить инквизицию, то сама католическая церковь тогда не очень помнила об христианских ценностях, чего особо удивляться; или на Западе и впрямь засилье масонов? ).
Вера в одухотворённость стихий и вещей у японцев так же перешла и на небесные тела. Таким образом на создание образа героинь повлияло как верование в японских небесных божеств, олицетворяющих силы планет и могущих влиять на судьбу, так и буддизм, который в Японии так же легко сливается с синтоизмом; впрочем от буддизма, пожалуй, взята только идея аватары чистой (звездной) души, но перерождение, как мы знаем из первого сезона, может произойти не само собой, а им могут управлять правители планет, наделенные особой силой, способные даже воскрешать, скорее всего тех, кто в клинической смерти (сами они воскреснуть не могут, только Сатурн может переродиться как феникс, так как управляет смертью), особенно если объединятся, давать энергию (силу) или воссоздавать артефакты, снимать заклятия (сила исходит от их любви, а не от магии как таковой); кармическая реинкарнация не упоминается. Таким образом культ Ками и аватару так же удачно переработали под данный фантастический мир, в отличии от предыдущего произведения, где подобные идеи создали только большую дыру в сюжете. Но это не очень интересно на фоне посыла произведения, и просто отражает особенности удивительной японской культуры, над которыми лучше не ломать особо голову, так как нашему человеку (как, пожалуй, и всему остальному миру) понять её практически невозможно.
Касательно же посыла против капиталистического мира, о котором упомянуто выше, создательница, пожалуй перебрала все возможные способы доить население, даже учебу, на которой японцы просто помешаны. Все эти способы отнятия денег, как не трудно заметить, используют наши комплексы, втягивают нас в эскапизм, и даже оборачивают себе на пользу лучшие намерения людей. Всё это очень заметно в первым сезоне, где пособники Тьмы по-сути владели кучей капиталистических компаний, ведь развлекаться им на что-то тут надо было. Любая гадость за ваши деньги, и плевать, что в итоге вам может грозить летальный исход (что и в реальной жизни случается после столкновения с мошенниками).
Если не упоминать всякие теории о рептилоидах, а просто обратить внимание на поведение самих демонов в сюжете, то окажется, что создательница и тут не так-то проста, и взяла на вооружение известные из различных источников способы обмана демонами человечества (и не только): они использовали как пороки и обиды, так и беды, порой есть отсылки к Библии. Тут проще пойти по сезонам.
Стоит отдельно сказать о демонах-однодневках, с которыми собственно и борются героини. В анимэ их называют Юки — в сущности это неупокоенная женская душа из японской мифологии, порой еще и предварительно падшая в моральном плане и очень опасная, аналог славянской лярвы, они представляют собой низшую ступень иерархии японских демонов. В произведении это прислуги адских миров, их можно и изгнать синтоисткими заклинаниями на изгнание демонов, которых никому не жалко и даже главная героиня не заботится об их очищении, впрочим от её силы они сразу дохнут, оно и понятно, ведь они получают наслаждение от чужих мучений, то есть попросту несовместимы с её силой света. Наверняка намеренно, чтобы подчеркнуть нравственный контраст между воинами, выглядящими даже в превращении как школьницы-старшеклассницы (в Японии спокойное отношение к юбке такой длинны), Юки и ведьмы выглядели развратно сексуально, как падшие дамы, к которым в Японии очень негативное отношение.
° В первомим сезоне (томе, если речь идет о манге) создательница далеко ходить не стала. Из современных представлений, которые массово распространяли в конце двадцатого века и двухтысячные всякие шизотерики, темным сущностям нужна энергия, так как существа они не самостоятельные по причине своего падения, у них попросту перекрыт клапан к "пране" за счет которого все существуют (впрочем в Библии и род человеческий больше не может вкушать от древа жизни, но у людей хоть есть другие источники для поддержания себя, то есть пища); подобные представления у различных народов раньше существовали только в отношении покойников, демонам, как известно, нужна душа, впрочем проверять на себе подобную теорию об энергетических вампирах прийдет в голову разве что идиоту. Это представление и легко в основу сюжетной линии сезона. Не трудно догадаться, что сам Металлия как первый демон отсылает к Сатане, а его приход из бездны на Землю, к библейским сведениям; по поверьям Сатана располагается ныне под недрами Земли, где расположился и Металлия. У Металлии нет определенной формы и большую часть своего времени он находится в летаргическом сне, так как его предварительно истощили, тем он от него, пожалуй и отличается. Данный демон так же использовал в своих целях женщину, в отличии от Евы уже довольно испорченную; ревнивая и наивная дама, отчаянно жаждающая любви, продала душу, получив взамен силу и армию Юки, перебила практически всё население планеты, околдавала её "парламент", лишив "лишних" воспоминаний, превратив в предателей практически без шанса на моральную реабилитацию (в манге они становятся предателями тоже как бы условно по своей воле, наверняка среди них были обиженки), и пошла дальше, думая, что с возраждением силы демона она своё-таки получит своё, но любви так и не получила, даже приворот не подействовал. В конечном итоге она канула вслед за Металлией. Жалко её только как совершенно не состоятельную женщину. Кто-то увидит в ней персонаж еврейской мифологии Лилит, первую жену Адама, ставшую главным женским демоном, но это уже не библейский мотив, он не признан религией, впрочим ей часто пугают как шизотерики и оккультисты, так и в фильмах ужасов.
В этом сезоне есть один непонятный, даже странный, момент о демоне-симбионте, который ка бы состоял из семи демонов. Симбионты иногда фигурируют в фильмах ужасов, так что идея подобной гадости не нова, но всё остальное похоже фишка сериала. Странность в том, что Юки, бывших людей или инопланетян, никому не жалко (кроме одной, которая обитала в озере и не была прислугой адских сил, но если сравнивать различную мифологию, она равносильна славянской мавке, то есть невинная загубленная девушка, отчего бы её и не пожалеть; в христианстве же, духом которого пропитано произведение, даже души грешников не стремятся столкнуть в ад, но опять же Юки то ли сами продались, то ли их насильно сделали прислугой, во втором случае некоторым из них можно было бы помочь, но эту идею развивать не стали; впрочем, если они дохли от света, которым управляла СМ, это всё объясняет), а реальные демоны получают шанс на спасение в теле человека, но это ещё ничего, они ещё и становятся на него способны, при этом как бы уменьшается опасность подобного существа и его составляющих, благодаря которому и произошла пообеда над Луной, по сравнению с тупыми покойницами-однодневками, которых даже бывшие члены лунного парламента намного умнее и сильнее. Возможно создательница СМ исходила из того, что это бывшие ангелы, но и ненависти в них по идее должно быть столько, сколько раньше было любви. Понятно, что симбионта надо было разделить, но какая же дурь прятать в демонах части кристалла, да ещё и инкарнировать их потом в людей. Правда демонам стерли память, так что о предыдущей своей жизни они, как и положено, не помнили; пожив человеческими жизнями (кроме одного — он стал котом), они не захотели вновь стать демонами, один даже стал католическим священником. Ни в одной религии подобного нет, демоны могут лишь захватить тело своей жертвы. Даже в индуизме, где потребительское отношение к злым силам типа "я тебе что-то дам, а ты меня не тронешь", Ашуры-демоны есть демоны, и очень опасны, без шанса на кармическую реинкарнацию. Но возможно Наоко имела в виду опять же именно японских очень сильных демонов-покойников мононокэ (души злых людей или животных), а кот — это отсылка к звероподобныму демону баканэко, которым может стать любая кошка старше 30 лет или имеющая очень длинный хвост — в основу этого легко, понятно, чисто народное суеверие, и это не имеет аналогов в какой-либо религии; но так как кошкообразный демон был частью симбионта, скорее всего он тоже был мононокэ, а не просто какая-то кошка с особенностями. Происхождение этого демона в истории не объясняется. Понятно, если имелись в виду всё же Мононокэ, их инкарнация была актом милосердия со стороны королевы Сиренити, но зачем части кристалла в них прятать? Для прикрытия? А то не догадались! В общем попросту дыра в сюжете.
*Во втором сезоне, точнее его первой части, не трудно заметить синтез языческих поверий и библейского мотива о Древе Жизни, Адаме и Еве (примечательно, что Древо Жизни, словно отголосок памяти, есть во всех языческих культурах и не всегда это дерево в прямом смысле, скорее отражение мироустройства, в христианстве же это Христос как источник Жизни). Демоны опять же обманули, как и в Библии, существ на первый взгляд совершенно невинных, однако разница в том, что создания Древа пали уже до того, как связались с демонами. Своим эгоизмом они вызвали болезнь Дерева и сами начали вымирать, пока их не осталось всего двое. Впрочем и их любовь мутировала и приобрела извращенную форму. Таким образом идёт отсылка к христианству в том, что падение людей породило смерть и как бы болезнь всего сущего на Земле.
Причиной обращения к темой силе здесь не был эгоизм, а лишь отчаянье и желание спасти. Извращенные существа решив, что Древу нужна энергия (так как сами они были большей частью эгоисты, то и рассудили и о Древе как об энергетическом вампире), обратились к демоническим силам чтобы излечить его и спасти свою расу. Вызов демонов здесь очень интересен: используются карты Таро, в которых как бы заключен образ демона (или даже демон находился внутри них), после того, как демон добывала энергию, она у неё самой же и отбиралась. Однако учитывая ассоциативный символизм карт, это были непростые Юки, как в предыдущей части, а олицетворение каких-либо сил или явлений (синтоизм), но видимо не достаточно сильные, раз сами стали всего лишь средством. Возможно была отсылка к ёкай класса цукумогами — предметам обретшим душу, которым обычно больше ста лет, опять же скорее суеверное представление,- не даром после гибели они снова превращались в карты, однако жестокость говорит всё-таки о демонах, а не ошибке перевода, тогда как цукумогами в мифологии нейтральны к людям, мстят лишь в некоторых случаях. Сами карты Таро, в основу которых положен символизм герметизма, религии и массовых подсознательных образов (по-сути это ассоциативные карты), придуманы Масонами изначально не для гадательных нужд, но среди оккультистов существует вера, что через карты можно не только гадать, но и не хило вредить (делая так называемый подклад). Что собственно и делали наши герои — занимались оккультизмом (оккультизм, согласно религии есть от Сатаны, связь в сюжете с этим представлением более чем очевидна). Каким образом они связались с демонами, что весьма странно для технически развитой расы, не известно, но похоже решили, что это самый быстрый путь доставить энергию. Технократические существа из четвертого измерения, могущие управлять пространством (возможно отсылка к уфологии), решили посягнуть на Землю видимо как на самую эмоциональную планету. Всё кончилось благополучно и для Древа, как известно, так как существ было кому наставить на путь истинный.
Вторая часть сезона не пестрит библейскими сюжетами. Здесь съиграла роль модная струнная теория с возможностью перемещаться во времени. Было бы странно, если бы её обошли стороной не пике её популярности в культуре. Однако демоны и здесь никого в покое не оставляют. Они используют обиды, в том числе детские, давая кажущиеся благополучие. Вся власть расы темной стороны Луны основана на жестоком терроре чувствами и сознанием правящих кругов неким Провидцем, который принимает все решения (хотя прямой параллели нет, можно увидеть отсылку к легендам о верхушки закулисья, но не буду притягивать за крольичьи уши, так как властные круги часто в силу понятных причин в произведении становятся жертвой). Его готовность пойти на всё выражается так же и в том, что он захватывает сознание и ясновидящего парня СМ, вселяя ему кошмары, вынуждая его бросить её, лишь бы не допустить власть добра на Земле, которая по неизвестным причинам ему не выгодна. Опять же на его удочку падает технократическая цивилизация, которой магия очень не помешала и понравилась (впоследствии ведьмы, которые хоть извращенно, но любили, очищаются и теряют силу, но в глазах своего народа становятся предательницами), этим как бы намекают, что первоначальному злу всё равно на научное-техническое развитие. Внушетели кошмарных снов и подобные провидцы обычно становились объектами изучения демонологии, да и внешний вид Пророка как бы намекает, что это существо не из японской мифологии.
*В третьем сезоне, пожалуй, ещё дальше отошли от традиционной японской мифологии, вдарившись в оккультизм (но не слишком глубоко, а лишь настолько, насколко оккультизм известен подавляющей массе человечества, в общем это широко транслируется в массовой культуре и не стоит большого внимания) и религию. Демоническая сила, конечно, была не из этой галактики, но такая же древняя, как мир. Здесь опять же было использовано человеческое отчаянье: ученый, чтобы спасти тяжело больную дочь, заключает сделку с Тьмой и позволяет войти сильнейшему демону из другого измерения в неё, ну и в себя вселиться, так как только это, по внушению, спасет её (демону же просто нужно было тело для возможности действовать в материальном мире). Немного отсылает к доктору Фаусту, мне кажется, разве что у него был чисто научный интерес. Несчастная семейка, если в ней и просыпалось что-либо человеческое, ничего не помнила о времени своей одержимости, контролируемая падшими дамами-ведьмами, которые таскали на себе пентаграмму, даже их дом сливается с другим измерением. То есть тут впервые демоны непосредственно вселяются в людей. Так же их жадность очень возросла, им были нужны непосредственно чистые сердца для своей силы, то есть души, так как после изъятия чистого сердца человеку суждено умереть. Связь с Сатаной более, чем очевидна. Для отъятия "душ", был организован цех практически вуду по созданию коконов, способных вселиться в любой случайный предмет, так как именно в африканских представлениях демон или душа покойника может вселиться в предмет. Юки не церемонились с соблазнением людей, а сразу убивали, так как их цель не была в создании армии или чего-то подобного. Единственная цель демона была лишь в Возрождении. Остановить его могла только Мессия. Ну да, вот такая вот наглость со стороны создательницы СМ покуситься на святое, но дальше слова "Мессия" она не пошла, так как ни само христианство, ни библейские ветхозаветные пророчества о Христе, ни разу не упоминались в сюжете, так что к этому моменту можно относиться весьма двояко. И это второй странный момент в СМ. Я хочу заметить, что с одной стороны Наоко как бы не отменяла жертву Христа, чем оскорбила бы кого-либо, на это указывает тот момент, что в анимэ появляется Святой Грааль — чаша Христа, ко времени сюжета как бы когда-то существующий, но его необходимо было Явить; Мессия же не только христианское понятие, им условно обозначают и будущее воплощение Будды-Майтрейи- не стоит забывать, что в Японии распространён буддизм-, и которое должно принести мир и благоденствие, да и вообще оно означает "помазанник"; второе же пришествие Христа в основном связывают со страшным судом, так что тут СМ не могла выступать его аналагом, впрочем Майтрейи тоже, так как её деятельность в будущем не похожа на деятельность духовного учителя, она мать и жена (да, она иногда рассуждает в силу своих способностей, но не более, вообще её интеллектуальные способности ниже среднего, хотя она является нравственным примером), хотя Земля при ней и процветала. С другой стороны подозрения в том, что Мессия — это Сатурн, и она принесёт конец света как бы намекают на обратное, но это к середине сезона уходит само собой и объявляется личными заблуждениями других воинов, которые в Сатурне ничего хорошего вообще не видели; можно было бы посчитать, что её даже могли спутать с Калки-разрушителем, так же связанного с концом света, как исповедующие буддизм (каким образом это могло быть, что персонажи могли верить и в Грааль и как-то иначе понимали Мессию не сложно понять, если учесть, что буддисты не отрицают Христа (хотя никак не понимают его жертвы), считая его одним из будд, таким образом Он и Калки в одном мире у них прекрасно уживутся, и Калки может даже посчитаться ангелом апокалипсиса, так как он восседает то на белом, то на черном коне; почему в этих религиях, не имеющих общих корней, имеются сведения о конце света так же не трудно понять, ведь буддисты соседствовали с христианами (в буддизме сведения о конце света всё же скудны и недостаточны, тогда как Апокалипсис очень подробен), — однако в пользу того, что Уранус с Нептуном вообще не были религиозными указывает то, что они не на шутку препятствовали Сатурну, а должны как бы радоваться, ведь затем грядет лучший мир. Сатурн вначале разрушает, а потом воскрешает мир, подобно Калки, но никак не изменяет его в лучшую сторону, а лишь ликвидирует последствия захвата Тьмой, то есть связь с какой-либо религией на этом моменте пропадает; таким образом Мессии в СМ получается как бы две, так как разрушение мира суждено. Но она, конечно, не останавливает демона, а лишь ликвидирует последствия.
Надобно вернуться снова к Граалю, который часто фигурует в массовой культуре в фильмах про рыцарей или тайные общества. Это связано с тем, что его, по легендам, искали тамплиеры- рыцари христианского ордена-, вовсе не для обретения магической силы, считающиеся прородителями вольных каменщиков, хотя прямой связи между ними нет; по поверьям, само собой, его мог найти человек только с чистым сердцем. На данный момент чаша хранится в Ватикане. В СМ Грааль как бы не связан с религией в связи с неупоминанием её, но является необходимым артефактом для победы над злом, а его обретение связано с тремя предметами не имеющим никакого отношения к христианству (разве что меч напоминает легенду о короле Артуре, связанного с рыцарями круглого стола, якобы нашедшими Грааль (это считается всего лишь легендой), экскалибур, как известно, сам артефакт, — но это просто предположение), однако сам акт обретения — жертвенность в чистом виде, до смерти, просто так не могли появиться эти душераздирающие сцены. А то, что воспользоваться им смогла только самая чистая в современном мире, хоть и вымышленном, душа, несет себе очевидную нравственно-религиозную нагрузку (она не является ни аналогом, ни приемницей, но единственная может воспользоваться силой Грааля, что и открывает то, что она "мессия"). Такое заимствование из религии свойственно обычно либо атеистам и выражает их несерьезное отношение к религии (не обязательно насмешливое, просто несерьезное), ведь они ни во что сами не верят, хотя их нравственные ценности могут быть очень высоки, либо опять же приписываются масонам, у которых при общей религиозности средства не очень. Обычно такие моменты вызывают какую-то реакцию в обществе, даже если у автора не было какого-то злонамерения и он совершил оплошность. Японцы очень грамотные, чтобы всего этого не заметить, по-крайней мере взрослое население, а христианство является распространенной в стране религией. Конечно, не понятно, почему это не вызвало возмущение среди христианского населения (раз уж мы говорим и про буддийские идеи, то отсутствие реакции их сообщества более-менее понятно, да на них никто и не покушался), которые обычно возникают в подобных случаях, но либо оно прошло мимо внимания мирового сообщества (которому для этого нужно, чтобы всё громили или хотя бы истерили во всех СМИ), либо просто менталитет в стране Восходящего Солнца настолько не тот чтобы цепляться к вымыслу, если только там нет чего-то из ряда вон (как известно в манге и анимэ бывают и не такие вещи, порнуха, к примеру, процветает); касательно протеста религиозных людей в других странах по этому поводу ничего не знаю, но в России благополучно показали все пять сезонов, и это было в то время, когда о законах о чувствах верующих речи никакой не шло, на экраны и в прессу повалило всё. Впрочем, в этом сезоне никак не разрушают христианские ценности в плане жертвенности, искренности, чистоты и милосердия, возможно по этой причине цепляться и не стали (а если и стали особы мелочные, то этого никто не помнит, гораздо больше шума в СНГ было из-за коротких юбок до задницы и полуголых баб, ведь это дети смотрят, а затем и особы озабоченные начали искать пропаганду гомосексуализма в отношениях некоторых персонажей... Кстати, в детстве всего этого совершенно не замечаешь, и не приходит в голову, что кто-то может быть гомиками (как выяснилось, этот прием был нужен для накрутки рейтинга, но любопытные фанаты постарше так и не дождались откровенной гомосятины, отношения можно трактовать вполне двояко: та же Уранус на поверку оказывается мужененавистницей, а Зой до крайности инфантилен и ему нужна "жилетка" в которую он будет плакаться, к инкарнации Старлайтов вообще подкопаться нельзя-, зато развели фандомный срач; всё-таки современное искусство это больше про рейтинг и деньги). В общем, в третьем сезоне очень странные и неоднозначные моменты, и не понятно, что конкретно имела в виду создательница в отношении СМ.
* В четвертом сезоне нет отсылок к религии (тема захвата Земли армиями ада в самом деле, себя исчерпала, конец света произошел, что ещё надо?).
Но не смотря на довольно детскую, розовую сюжетную линию про мечты, красивые сны, единорогов и всё такое, начинка оказалось совсем не детской и пугающей. Видимо это связано с расспросранённой коулрофобией — боязнью клоунов, что сразу напоминает "Оно", к тому времени уже написанно (как и в "Оно" все эти существа со своим балаганом пришли из иного мира пожирать душевную силу людей, что скорее убьёт их, если это не остановить). Непонятно вообще откуда взялась сама коулрофобия, то ли ужасные наряды циркачей этому способствовали, то ли то, что артистов в средние века считали язычниками, слугами сатаны и даже не хоронили на общих кладбищах (впрочем действия в подобных заведениях часто происходили низкосортные и даже аморальные, это не современный цирк), но некоторые суеверные люди до сих пор в клоунах и арлекинах видят что-то дьявольское, их считают трикстерами (то есть существами, делающими аморальные поступки, часто забавы ради), образ шута даже использовали для создания нулевого аркана Таро, которые изначально, как выше писалось, были созданы масонами на основе ассоциаций, как обозначение социального дна, сумасшествия, на это есть неявная отсылка в анимэ. Образы врагов из четвертого сезона отсылаются скорее к психологии, опять же не детской. Главным злом становится женщина, у которой всё шло бы хорошо, но она начала стареть, что вводит её в паническую истерику. Вместо пластических операций, без помощи демонов, своими силами, она магией возвращает свою молодость, попросту забирая способность мечтать, возможность иметь самую заветную мечту, у всех своих подданных. Попросту она выкачивает их душевные силы, которые в анимэ имели вид зеркала мечты, так как отражали сущность человека. Лишенные зеркала мечты, они превращаются в демонических существ-трикстеров, которые не только начинают насмехаться над чужими мечтами, но и ни во что не верят, никого не любят и никому не сочувствуют, то есть имеют признаки психопатии, психологически они как бы мертвые, да и физически они уже не люди, а практически призраки. Тех же, кто каким-то образом сохранил человечность, ведьма попросту уничтожает, так как такие слуги ей неудобны (в манге Амазонки полностью не попали под её чары потому, что являлись принцессами с астероидов, которых она вроде бы и похитила чтобы обезвредить). Ведьма не зря в манге была одним из воплощений первородного зла (в анимэ оно так же было ответственно за её преступление), так как с точки зрения морали совершила самое страшное преступление по отношению к своим подданным, лишив их человеческих чувств (и вообще человеческого облика) и разума.
Королевство превращается в жуткий балаган, сама ведьма якобы не видит этого, так как становится заложницей зеркала, ежеминутно собой любуясь. Видимо омолаживающий эффект недолог, так как она пошла пожирать человечество, люди же после потери зеркала мечты должны были умереть. В СМ, конечно, фантастические крайности, но что дамы, готовые сохранить или улучшить внешность любыми способами, что психопаты в обществе считаются моральными уродами (хотя первые зачастую достойны жалости, так как не мало вредят себе; вторых жалеть, конечно трудно, но в отношении слова "психопат" пошло в последнее время явление, которое иначе как модой на статейки определённой тематики не назовешь, при том их качество при всей их благой цели зачастую лишь способствует навешиванию ярлыков, так как диагноз может поставить только врач, настоящих психопатов выявить не так просто, человек может творить странные или жестокие вещи по другим причинам); причем настоящие психопаты могут быть опасней первых, часто становясь абьюзерами или маньяками, внешнее часто они ведут себя идеально до определенного момента, так как это помогает им завлечь жертву, и осознает она это слишком поздно, хоть помешанные на внешности женщины тоже могут не мало "выпить крови" окружающим (графиня Батори делала это в прямом смысле), а если они ещё и обладают задатками сектанта, то реально морально уродуют людей. Данное анимэ в отличии от реальности известно тем, что там всё заканчивается хорошо, вот и в этот раз королевство ведьмы исцелили. Люди же с подобными проблемами часто не исцеляются (психопатия вообще считается врожденной неспособностью чувствовать).
Обращает на себя, опять же странный, момент с миром мечты, который породили земляне. По-сути он напоминает астральную проекцию или что-то подобное из эзотерики, отсылаясь к идее о материальности мысли. Порожденный человеческими мечтами этот мир должен разрушиться, поэтому правитель этой страны проникает через сны в сознание ребенка, чтоб спасти себя. Понятно, что в СМ сострадательны даже к такому миру, тем более, что люди сами же его и создали, и даже когда-то ему доверили хранить солнечный кристалл (более никакой функции он не несет, завися от людей). Настораживает только тот момент, что касательно мечты в сезоне розовые очки, какая-то сладкая вата, как-будто не существует людей, способных мечтать о плохом и гадком, тогда должны быть и кошмарные существа, хотя бы в отдельном параллельном мире, но ни того, ни другого попросту нет, тогда как подобные учения, имеющие восточные корни, предупреждают об осторожности желаний, а тульпа может стать реально опасной, так как они часто уходят из под контроля. Кстати, злодеям можно было бы этим воспользоваться. Само собой, наука и другие религии (но уделяют большое внимание и мыслям, как источникам греха) не верят в астральную проекцию так как этому не находят подтверждения, но слово "тульпа" благополучно перекочевала в психиатрию для обозначения управляемой галлюцинации (не очень хорошее явление при пограничных состояниях, только в детстве до определенного возраста считается нормой воображаемый друг). Сам мыслительный процесс конечно материален в том плане, что сопровождается ходом тока в нейронах, биологическими процессами, но не более с точки зрения науки. Творческие люди, наверняка, не согласятся, так как их мысли в прямом смысле обретают материальный вид, но это другое. С точки зрения рационализма мысль может породить действие, а уход в мир бабочек и единорогов попросту опасен (но кто спорит, что совсем без фантазий скучно?). Но если посмотреть на современные фандомные явления, мир постмодернисткого искусства, то это действительно уже какая-то параллельная цифровая вселенная, состоящая из людских "тараканов", порой омерзительных, затягивающая в свои сети и размывающая моральные рамки...
Второй здесь странный момент в том, что этот мир не может действовать в мире людей сам по себе, для этого нужна вера людей, так как он, естественно, не видим, а более всего подвергнуты вере дети. Вера является необходимым условием во всех учениях для того, чтобы мистические силы связывались с людьми и действовали через них (в отличии от многих мультиков сила мистических существ или Бога не пропадает и зачастую даже не блокируется от неверия людей, но вера необходима как проводник между людьми и другими силами, только Темным силам обычно не выгодна вера в них, им так удобней захватить человека). По вере своей воины даже смогли получить новую силу от Гелиоса (скорее всего от солнечного кристалла). Является ли это неким намеком на что-либо, не известно. Наоко, вряд ли невелировала таким образом религию, так как демонические существа у ней действовали без всяких верующих в них проводников, хоть им было и плевать, что они обнаружены (по той причине, что действовали они быстро и в различных сферах).
Опасность такого мира в СМ, как назло, равна нулю, все его обитатели белые и хорошие, как и человеческие мысли, ага, как же. Может нагрузки сюжета не хотели, но от такой наивности становится не очень хорошо. И это при всей жестокости, которую там часто можно увидеть даже от людей (да, они тоже могут поиздеваться, хотя бы словесно).
*Антагонист пятого сезона Хаос представлен как самое сильное, первоначальное зло, ответственные за всех предыдущих антогонистов (в манге они были всего лишь воплощениями Хаоса, поэтому неудивительно что дьяволов как бы там несколько). Сам Хаос никогда не сможет стать звездой, то есть излучать свет. Наоко взяла за его идею античного Хаоса — аналога Бога, но равнодушного, в сущности это темная бездна из которой всё появилось, начало и конец всего, альфа и омега (подобное представление в буддизме, и это не удивительно, так как буддисты были часто среди греков в своё время, но они пошли дальше и бог у них вообще обезличен). В СМ Хаос не равносилен ни античным философским представлениям, ни просто космической темной бездне, вакууму, в которой находятся галактики. Фактически это почти дух. Не трудно догадаться, что дух бездны можно принять за Сатану, где он раньше и пребывал и куда, по писанию, и должен вернуться. Хаос, как первоначальное зло, невозможно победить в одиночку, он губит всех, кто с ним борется, без мотива, просто потому, что есть, и каждый должен следить за своим сердцем. В Галаксисии, которая решила обезвредить его заключив в себе, он дремлет, развращая её незаметно. Таким образом у Хаоса в СМ в отличии от падшего ангела просто нет мотивов. Это, можно сказать, зло в потенции, которого ещё не было на ранних этапах развития вселенной, но которое могло появиться и появилось, что уже делает его очень опасным. В манге Хаос воспользовался обиженкой изгоем, которая не посчитала свою планету достойной защиты, предложив ей силу, и она осознанно работала на него, создав свою империю, то есть он обладает уже какой-то личностью (впоследствии его личность раскрывается во всех остальных врагах, начиная с Металлии, который оказывается не погиб, напитавшись энергией, а переродился в Призрака Смерти) и у него больше черт с Дьяволом (не удивительно, что в обоих сюжетных линиях развращенная воин начинает собирать армию прислуг-демонов, в том числе из людей, либо оставляя им жизнь и способности в обмен на рабство (амиме), либо наделяя ими убийц, завидующим способностям воинов (манга)), правда впоследствии она его возненавидела, как и всех, кто "затеял" войну. Примечательно, что из землян выходили темные воины, основа силы которых при жизни были их врожденные способности и таланты. Похоже эту идею сплагиатили в "Леди Баг", где подобной возможностью обладал Бражник (этот тупой богач интересен тем, что мало того, что обладает силой бабочки-бражника, символа "Memento Mori", так ещё и намерения у него благие в отличии от способов,- как бы намекает на тайные общества. Интересно, что самые первые квами — божья коровка, сила созидания, и черный кот — сила разрушения,- можно связать с представлениями о связи животных со Святым Духом и Дьволом, но как известно, распространенное в средние века отношение к черным кошкам было совершенно напрасным, поэтому можно сказать, пушистых застранцев, действительно склонных к разрушению, тут даже реабилитировали, ведь в мульте квами черного кота никоим образом не считается злом (как и само по себе разрушение ещё не есть зло, это одна из известных космогонических сил, способствующая созданию новых галактик), но сам по-себе мультик довольно дохл сюжетом, поэтому не буду отдельно его разбирать, упомяну только, что способности квами так или иначе связаны с фольклорными представлениями о животных, разве что сила бабочки не понятна (масонство даёт власть над людьми?).
Упомянутый звездный котел — реально существующие звездные скопления, с большим количеством новорожденных звёзд, могущих "пожирать" друг друга. В СМ они губят Хаос, так как являются противоположными ему по свойствам, но новые звезды либо перестанут рождаться, либо Хаос рано или поздно от туда возрадится. Они так же являются видимо источником звездных семян, в произведении ставших равносильными духу или душе, так как без ничего живое не может существовать (под живым там имеют в виду и небесные тела). У людей слабые семена, лишь у воинов свечение постоянное. Таким образом в СМ свечение семени становится равносильно нравственной чистоте (очередная отсылка к христианству).
Интересно, что силы Галаксии сами по-себе можно сравнить с силой ядра галактики — черной дырой-, так как они схожи с гравитацией, могут отнять свет, но она же может и наделять способностями (в манге такую возможность дал ей Хаос).
{Судьба этого произведения иронична в том, что намекая на недостатки капиталистической системы оно само стало средством отжима денег, пока его герои боролись с пожирающей энергию тварями, оно само стало поводом для эскапизма, забирающим и энергию, и время и мысли, не только в Японии, и порой создание себе кумира не столь безопасно, как кажется, всё зависит от психического состояния фаната (но как известно, эскапизм — вторичная проблема общества), возможно в этом заключается какая-то мистическая пронырливость зла.}
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |