↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Сериал Skam, или «Стыд», — одна из самых популярных молодёжных драм последнего десятилетия. Особенность сериала состоит в том, что эпизоды выкладывались на официальном сайте в режиме реального времени: зрители знакомились с происходящими в определённые день недели и час событиями в то же самое время, когда они происходили. Помимо эпизодов, создатели сериала размещали на сайте переписки персонажей и фотографии, выложенные героями в Инстаграме, и специально для центральных персонажей даже были созданы странички в социальных сетях. Сериал уже в скором времени после появления завоевал популярность и стал мейнстримным не только в Норвегии, но и во всём мире. В настоящее время ярые поклонники знакомятся с многочисленными ремейками «Стыда», снятыми несколькими странами, и сравнивают их с оригиналом. Помимо интересной подачи сериала, Скам хорош поднимаемыми темами, волнующими подростков и актуальными для нашего времени. Это общение со сверстниками — дружеское и романтическое, завоевание популярности и авторитета в старшей школе, осознание своей сексуальной ориентации и жизнь в мире, не всегда толерантном к ценностям и культуре других народов. Одной из поднимаемых в Скаме тем является психологический абьюз. При этом отношение к абьюзу со стороны создателей сериала противоречиво, поскольку в разных случаях токсичные отношения как порицаются, так и романтизируются. В этой статье я хотела бы проанализировать отношения двух главных пар, которые нахожу токсичными, и аргументировать романтизацию абьюза, которая, по моему мнению, в сериале всё-таки имеет место. Начать эту статью я хотела бы с первого сезона, посвящённого Еве — героине, которая открыла для нас Скам.
Мне кажется безумно любопытным, что в самом начале Ева даже не была показана как самостоятельная героиня. Ева была показана как девушка, состоящая в отношениях с Юнасом. Более того, сериал начался с представления нам видеопроекта Юнаса, не главного, в общем-то, персонажа, пусть и одного из центральных, и только за показом мини-фильма, выражающего взгляды парня, нам показали Еву, а показали её в первых же сценах вместе с Юнасом совсем не просто так. Если говорить о лежащих на поверхности темах, за которые взялась создательница сериала, Юлие Андем, то отношения этой пары, безусловно, являются темой основной и чётко обозначенной. Только вот критики, которые называют её единственной и из-за любовной линии находят первый сезон банальным, несерьёзным и бессмысленным, неправы. С их стороны неправильно игнорировать более глубокую тему, которая была раскрыта в конце сезона и оказалась самой важной, — поиск Евы себя и стремление к нахождению своих желаний, стремлений и интересов. Отношения Евы и Юнаса можно охарактеризовать одним словом — сложные. Герои не понимали друг друга, не были до конца честны друг перед другом, часто спорили и ссорились. Более того, их отношения нельзя назвать союзом равных людей, поскольку один из героев постепенно растворялся в партнёре. Второму герою, в свою очередь, казалось, что его постоянно контролировали. Если говорить о Еве, а отношения молодых людей раскрывались через её восприятие всего происходящего, то все показанные нам проблемы девушки — маленькие и большие, школьные и личные, так или иначе были связаны с Юнасом. Это и размолвка с подругами, и скандал с девушкой Криса, и склоки Евы и Юнаса из-за вездесущих друзей парня, и неудавшийся ужин пары с матерью Евы. Не стоит замалчивать и более серьёзных проблем: неумелой лжи, недоверия партнёру, потери своей личности, болезненной зацикленности на отношениях, а также неумения решать проблемы и говорить друг с другом. Сложности в отношениях Евы и Юнаса начали вырисовываться в первой же серии, и с каждым новым эпизодом проблемы между ними нарастали и становились всё серьёзнее, причём практически каждая серия первого сезона сопровождалась склоками Евы и Юнаса.
Хотя я не могу сказать, что в первом сезоне мы имеем дело с психологическим абьюзом как таковым, отношения Евы и Юнаса мне всё же кажутся токсичными, то есть в любом случае нездоровыми. Начну с не самой глобальной проблемы — товарищей Юнаса. Еве казалось, что её бойфренд проводил больше времени со своими друзьями, чем с ней. Такая проблема довольно банальна, с ней сталкиваются многие пары, и в данном случае нельзя назвать правых и виноватых. С точки зрения Евы, Юнас слишком уж много общался со своими друзьями, и ведь её претензии нельзя назвать безосновательными: тот же Исаак хвостиком ходил за парочкой и как будто нарочно (по сути, так и есть) не давал им оставаться наедине. А теперь представьте себя на месте Евы: не имея собственных подруг, она либо вынужденно проводила время с товарищами Юнаса, либо прозябала время в одиночестве, пока её бойфренд болтался неизвестно где и непонятно с кем. И вот в кои-то веки у Евы выпала возможность провести с Юнасом романтический уикенд на природе, обещающий кучу приятных моментов: серенады у костра (не для Исаака, а для Евы), ужин при свечах (сделанный вдвоём и вдвоём же съеденный), страстные ночи (без Исаака, бесцеремонно врывающегося в чужую спальню, как в свою). Так ведь нет же, бедного одинокого Исаака никак нельзя было оставить в одиночестве, а про ещё одного дружка, Элиаса, Юнас Еве и вовсе не стал ничего сообщать, пока тот не сделал сюрприз своим внезапным появлением. И мало того, что выходные были испорчены к чёртовой матери, так Еве этих мужиков ещё и пришлось обслуживать, пока они там травку себе покуривали. Ах да, про травку Ева тогда ещё и не знала, а потому мы вынуждены обратиться к Юнасу, смотрящему на возникшую ситуацию со своей стороны.
Юнас, понятное дело, не мог признаться Еве в том, какими он начал заниматься делишками, — не поймёт, осудит, заставит бросить, сломает весь кайф и ещё и перед друганами опозорит. В случае же с уикендом Юнас не мог сделать ничего другого, кроме как позвать друзей с собой, — в ущерб романтике, но зато не в ущерб наркоте, от которой ему не удалось вовремя избавиться. Смех смехом, а пожалеть и понять в данном случае хочется не наркомана-Юнаса, а Еву, которая близко к сердцу принимала чужое вторжение в её личную жизнь и обижалась на бойфренда за его удивительную привязанность к братьям по разуму и похвальную преданность товарищам, не сравнимую с верностью ей. Разумеется, такая ерунда, из-за которой то и дело бесилась Ева, могла бы её и не волновать, но только в том случае, если бы у неё была своя компания, а у Евы в то время такой роскоши, как подруг, не было. Добавлю, что из такой помехи, как склоки из-за друзей Юнаса, которую я не смогла описать без юмора, вытекает уже более серьёзная проблема, которая мучила как Еву, так и её парня. В какой-то степени претензии Юнаса были оправданы: Ева и впрямь стремилась контролировать его, узнавать всё о местонахождении Юнаса, его занятиях и окружении и была зациклена на отношениях до такой степени, что ревновала бойфренда ко всем сразу и подозревала его во всех грехах. Возникает резонный вопрос: с чем было связано столь странное поведение? А связано оно было с тем, что у Евы до определённого момента в жизни не было ничего и никого, кроме Юнаса. К середине сезона зрители узнали, что Ева пожертвовала многим из того, что у неё было, ради Юнаса. В отличие от Юнаса, которому не пришлось терять друзей. В отличие от Юнаса, который не считал нужным с таким же рвением отдаваться отношениям с Евой, просто потому, что он мог направить энергию на разные вещи и нескольких людей.
Стоит ли удивляться тому, что жизнь героини в начале сезона крутилась вокруг одного бойфренда? Нет, потому что Ева оказалась в незавидном положении и едва ли не загнала себя в клетку. Подумаешь об этом, и больше не хочется смеяться над профуканным отдыхом, который довёл её до слёз. Говоря о маленьких сложностях в отношениях рассматриваемой пары, которые приводили Еву и Юнаса к бесконечным спорам и ссорам, невозможно не заметить, как они были взаимосвязаны с большими проблемами. По сериалу можно даже проследить, как одни проблемы порождали другие, пока все несчастья не накопились в одну кучу и не привели к взрыву. Ну например, очередная мелочь, важная, впрочем, для одной Евы и не особо важная для Юнаса (а может, он лишь делал вид, что относился к ней с безразличием и пренебрежением), — знакомство Юнаса с матерью Евы — была связана с наркотиками, а наркотики были связаны непосредственно с враньём Юнаса и Ингрид, и в итоге всё это вылилось в один большой конфликт, в котором было замешано слишком много людей: Юнас, Ева, Исаак, Крис и его девушка, плюс недоброжелатели Евы. И с кого всё началось? Началось всё с Юнаса, который втихаря ходил к брату Ингрид и врал Еве, зная, к чему может привести его честность. Знал бы Юнас, что именно из-за его лжи во благо всё в конце концов испортится, так десять раз бы подумал, стоит ли ему скрывать от Евы правду, ведь впечатлительная, ревнивая и мнительная Ева даже не была уверена в том, что Юнас не изменял ей с бывшей девушкой. Вина Юнаса в сомнениях Евы неоспорима: он не был честен с ней и в конце концов совсем заврался, из-за чего Ева и начала сомневаться в его надёжности и верности. Разумеется, Ева устала от ссор, безразличия Юнаса и его лжи, и в итоге её прорвало, а если человека прорывает, то на эмоциях он может сделать огромную глупость, что произошло и с нашей героиней.
В данном случае будет уместно сказать, что в жизни Евы случились и перемены к лучшему. В то время как на любовном фронте у неё всё было плохо, Ева по-настоящему сблизилась с четырьмя девушками-однокурсницами, особенно с Нурой Амалией Сатре — девушкой, которая сумела заменить Еве Ингрид, а в какой-то степени и Юнаса. Можно сказать, что Нуру ввели как полную противоположность Еве, — девушку независимую, не зацикливающуюся на парнях и живущую полной жизнью. Нура не только принесла в жизнь Евы свет и позитив, но и показала подруге, какой могла бы быть её жизнь, и в целом появление в жизни Евы новых подруг повлияло на то, что её жизнь стала разнообразнее и интереснее. Наконец-то Ева стала понимать, что не сошёлся свет клином на одном только Юнасе. Правда, одна из вечеринок с третьекурсниками, к которым Ева начала ходить не без желания на то её подруг, закончилась кошмарно. Юнас, Исаак и Ингрид словно сговорились и начали дружно врать Еве, на ужин с матерью стало наплевать уже и ей, учитывая, как накалился градус терпения, Сана блеснула речью о мужиках-врунах, которые ведут себя все как один, и Юнас, разумеется, повёл себя как стереотипный парень, как будто в подтверждение её слов, а уж когда Ингрид в очередной раз принялась плеваться ядом, не распсиховаться было невозможно. Чем всё закончилось (или с чего началось), мы знаем: пока выбитая из сил и расстроенная Ева плакала в одиночестве, в комнату, где она была, «случайно» вошёл третьекурсник Крис, уже долгое время показывающий свою заинтересованность в Еве. Разумеется, я не могу не заступиться за героиню. Да, она поцеловала Криса. Потому что была в очередной раз подавлена и смятена после ссоры с Юнасом. Потому что задолбалась из-за вранья парня. Потому что Ингрид её сильно задела, а для Евы отношения с бывшей подругой в первом сезоне были едва ли не самой болезненной вещью.
По иронии судьбы, именно в такой момент, когда героиня была как никогда уязвима, на её пути оказался привлекательный и обаятельный Крис, знающий, как себя нужно повести в подобной ситуации и что сказать девушке, чтобы добиться своего. Замечу, что у Евы в то время хватило выдержки и ума, чтобы не доводить дело до победного конца. Любовь к Юнасу была сильнее влечения к Крису. Обида, злость и возможное желание отомстить и рядом не стояли с чувством вины. К сожалению, а может, и к счастью, секрет Евы был раскрыт, и Ева и Юнас наконец-то поняли, что они уже не могут игнорировать всех своих обид, ссор, недомолвок, а главное, предательства и лжи. Конечно, у Юнаса также были причины для злости, поэтому я предлагаю посмотреть на поведение Евы с его стороны. Представьте себе, что вы признались во всём своей девушке, уверили её в своей неугасающей любви и смогли положить конец всем недомолвкам. Казалось бы, тайн больше не осталось, девушка ваша успокоилась, вам больше незачем было врать, и наконец-то можно было вздохнуть с облегчением и наслаждаться спокойными деньками. Но и дня ни прошло, как друг заявил, что ваша девушка шлюха (Элиас мог такое ляпнуть вполне, и я лишь надеюсь на то, что он всё-таки был помягче в выражениях), а потом и вся школа заговорила об этом. Хуже того, Ева связалась с третьекурсником, который был в сто раз круче вас, а вы остались неудачником и обманутым ослом. И ведь вы ещё столько всего вытерпели из-за подозрений девушки, прошли через столько обвинений и ссор, вам так долго пришлось убеждать её в том, что никто вам, кроме неё, не был нужен, как вдруг ваша девушка сама, вот это ирония, оказалась неверной. Сюрприз!
Но каким бы он ни был неприятным, зато заставил Юнаса посмотреть на их с Евой отношения со стороны и задуматься о том, за что его любили всё это время, любили ли вообще и с кем он, собственно, встречался. После самого серьёзного в отношениях Евы и Юнаса конфликта в сериале встали ребром вопросы, на которые главная героиня сначала даже не смогла ответить. Кто она? Какая она? Что ей нравится? Что ей нужно? Все эти вопросы прозвучали из уст Юнаса, то есть, мы можем сделать вывод, что он не понимал Еву, точно так же, как она не понимала саму себя. По моему мнению, рассуждения Юнаса о поступке Евы были поверхностны, но понять его, учитывая масштаб проблемы, всё-таки можно. Мыслил же Юнас в следующем направлении: когда Ева училась в средней школе, она захотела встречаться с ним, несмотря на то, что он был парнем её лучшей подруги, а в старшей школе у неё появились новые приятельницы, которым нравились третьекурсники, и вуаля — Ева практически изменила Юнасу с одним из них. Рассматривать можно и обратную очерёдность рассуждений: Ева связалась с третьекурсником, потому что подруги водили её на вечеринки своих любимых пенетраторов, так может, и с Юнасом она начала встречаться не потому, что влюбилась, а потому, что он нравился её бывшей подруге? Как бы там ни было, вывод был сделан такой: Еве нужно было то, что «принадлежало» другим, и то, что она считала на тот момент крутым, пока не заполучала это. В принципе, отправной точкой для негативного разрешения проблемной ситуации стала грубая фраза, основанная на рассуждениях Юнаса и брошенная Еве: «Тебе нравится то, что нравится другим. У тебя нет своего мнения».
Всего лишь одной фразой Юнас продемонстрировал неуважение к своей девушке. Одно дело — честно признаться в непонимании чужих желаний, если уж оно имеет место, и совсем другое — поспешить с выводами и решить за человека, чего он хочет, не обращая внимания на слова Евы (а она сказала о том, что поцелуй с Крисом был ошибкой и минутной слабостью) и игнорируя свои проступки, подтолкнувшие Еву к тому, что она совершила. Извини, Юнас, но даже Ингрид перестала вести себя как сука, хотя у неё было на то полное право, и приняла извинения Евы, пообещав от неё отстать, а ты, любимый человек той девушки, которая сама тебя выбрала, решил, что она тебя всего лишь хотела? Как игрушку, красивую и модную вещь, чужую собственность?.. Серьёзно? После неприятного разговора с Юнасом пришло время рефлексировать для Евы, и я полагаю, что подумала она о многом: о том, что потеряла с приходом Юнаса, о многочисленных проблемах, которыми ей пришлось расплачиваться за возможность быть с ним, о своей потерянной личности, а ещё о словах бойфренда, пусть и брошенных со злости, но говорящих о том, что он совсем её не понимал и едва ли мог поддержать в будущем. Если задуматься, что мешало Еве искать себя, не отказываясь от Юнаса? Что мешало ей забить на Ингрид после извинения перед ней и оставить позади все их с Юнасом грехи после расплаты за них? Что мешало Еве начать всё с чистого листа? Ничего, кроме понимания того, что Юнас невольно ограничивал жизнь Евы и не только не был уверен в чувствах своей девушки, но и сам не давал ей уверенности в его чувствах к ней. Мне очень понравилось откровение, к которому Ева пришла только после того, как случилось непоправимое: как оказалось, неуверенность в Юнасе сидела в ней с самого начала их отношений, просто она старательно скрывала мысли об этом, которые никогда её не покидали. Ева даже призналась, что у неё была паранойя.
Проанализировав отношения Евы и Юнаса и многочисленные проблемы между ними, мы подошли к первопричине всех их общих бед — началу отношений, а начали свои отношения Ева и Юнас с предательства близкого человека, совместной лжи и встреч втихаря. Вот и чувствовала Ева глубочайшую вину перед Ингрид, хотя в то же время ревновала к ней Юнаса. Вот и думала Ева, что заслужила всех тех проблем, которые на неё обрушились. Вот и зациклилась она на любви, потеряв и дружбу, и гордость, и самоуважение. Вот и боролась Ева с чувствами к Юнасу и параноидальными мыслями о том, что однажды он бросит её и предаст. Точно так же, как сделал это с Ингрид. Ева ждала удара в спину, бросалась в проблемы с головой, мучила и себя, и Юнаса, и в итоге не выдержала, сломалась, но очень скоро встала, отряхнулась и подумала: «А нужно ли мне это всё? Не достаточно ли я настрадалась? Может, пора поставить точку в хаосе, который я сама же и сотворила?». Разумеется, на решение Евы повлиял и разговор с Исааком, который, как она сама когда-то, эгоистичные побуждения поставил выше чужих чувств и дружбы и заставил Еву встать на место Ингрид. Исаак — этот милый мальчик, посредник между Юнасом и Евой и просто хороший, как казалось сначала, друг, который мог хранить тайны, поддерживать Еву в сложные минуты и помогать ей налаживать отношения с парнем. Именно он — человек, с которым Ева делилась тем, о чём не знал больше никто, и от кого она совсем не ждала предательства, Еву и предал. Как когда-то Ева, притворяясь подругой-утешительницей, оказалась злорадной разлучницей, так и Исаак в лицо говорил исключительно слова поддержки, а за спиной строил козни (за что он тоже потом расплатился). Какая же карма всё-таки сука. И недаром говорят, что на чужом несчастье счастья не построишь, а ещё всё к тебе однажды может вернуться бумерангом. Неужели отсюда выходит, что отношения Евы и Юнаса с самого начала были обречены на провал?
Вернёмся к этому вопросу чуть позже, а пока я хочу сказать, что история Евы хороша теми выводами, которые зрители могут сделать после просмотра первого сезона. Нельзя строить свои отношения, разрушив чужие. Крепкий союз невозможен в том случае, когда: а) вы не уверены в партнёре; б) не понимаете его; в) стремитесь контролировать чужую жизнь; г) ссоры являются для вас обычным делом. Нездоровы те отношения, которые приводят к потерям, ограничивают жизнь одного из партнёров и заставляют его растворяться в другом человеке. Казалось бы, если всё так прекрасно и меня более чем устраивает посыл первого сезона, то что же я тут собралась критиковать? А критиковать я собралась финал истории Евы и Юнаса, переписавший первый сезон, перевернувший всё с ног на голову и попросту сливший как пейринги, канонные и не совсем канонные, так и персонажей. В четвёртом сезоне Ева и Юнас всё-таки снова сошлись, причём сделали они это как-то внезапно, неожиданно, стихийно и не столько под влиянием чувств, сколько под влиянием ситуации. Были ли на то какие-то предпосылки? Я бы так не сказала. Зато казалось, что нас с первого по четвёртый сезон медленно, но верно подводили к пейрингу Ева/Крис. Говоря о финале четвёртого сезона, я просто не могу не покритиковать сюжетные дыры, дурацкий сценарный ход и плевок в сторону зрителей: не только шипперов Евы и Криса, но и тех, кто был доволен финалом первого сезона и сделал после просмотра определённые выводы. Для чего нужно было вводить идиотские вещие сны, параллели между двумя пейрингами, неправдоподобную влюблённость с первого взгляда, обмен партнёрами и неискренний, да ещё и слащавый, хэппи-энд? По какой причине логичный и закономерный финал первого сезона был стёрт спустя два года? Для чего жирную точку превратили в уродливую запятую?
Мы не видели предпосылок, указывающих на то, что Еве и Юнасу было бы лучше сойтись, у нас не было возможности удостовериться в том, что воссоединение героев не приведёт к очередному расставанию, не без причинения друг другу новой боли, а ещё, что очень важно, мы не увидели того, что самим героям хотелось отношений друг с другом. Не просто интрижки, секса или весёлого времяпрепровождения на вечеринке, раз уж партнёры их обоих кинули, а длительных и серьёзных отношений. Я могу только предполагать, что двигало ребятами, когда они вновь решили сойтись (а они, повторюсь, не столько принимали какие-то решения, сколько плыли по течению, учитывая сложившиеся обстоятельства). Возможно, Юнас и Ева были действительно «правильными» партнёрами. Людьми, которые, на свою беду, сошлись в неправильное время и при неприятных обстоятельствах, но понесли своё наказание, а потому могли сойтись без угрызений совести и сомнений. Тем более, времени с расставания прошло много и Еве и Юнасу больше не мешали ни Исаак, ни Ингрид. В общем-то, дело совсем не в Ингрид и, уж тем более, не в Исааке. Дело в том, что Ева не была уверена в Юнасе, не доверяла ему и не могла строить отношения с парнем, который фактически с лёгкостью заменил одну девушку на другую. Ева не могла, помня о том, к чему привела её ошибка и через что они с Юнасом прошли, прежде чем расстаться, пожелать себе очередных мучений. Ева и Юнас не должны были представать перед нами героями, которых нужно было обуздать, если вдруг Юлие Андем мысленно порицала обоих за распущенное поведение после расставания. Я не уверена в том, что Ева поборола все страхи и неуверенность, напрямую связанные с Юнасом. Я не думаю, что Юнас повзрослел для серьёзных отношений и был готов идти на жертвы ради Евы. Я сомневаюсь, что герои вдруг поняли друг друга. Хорошо знать друг друга и понимать — это разные вещи, которые нельзя путать.
Моё второе предположение касается развития героев. Изменение персонажей в лучшую сторону (особенно изменение Юнаса) во втором — четвёртом сезонах нам показали, поэтому будет неправильно утверждать, что герои к финалу оставались всё такими же, какими они были в самом начале. Но и здесь есть свои подводные камни: мы увидели изменение персонажей как бы со стороны. Для обоснования финала нам очень не хватило ещё одного сезона, центральным героем которого стал бы Юнас, что позволило бы нам узнать его мысли, желания и отношение к Еве, как и её отношение к нему. Для принятия резкого переписывания финала первого сезона и убеждённости в том, что и финал четвёртого сезона вышел закономерным, нам не хватило раскрытия отношений Евы и Юнаса после разрыва. Нам не хватило разговоров между ними, искры, сомнений в том, насколько правильным было решение Евы расстаться, и внутренних и внешних изменений, в которые бы углубилась сценаристка (а она всё обрисовала схематично и, я бы даже сказала, шаблонно). К сожалению, финал четвёртого сезона мы лишь можем принять на веру, чем-то всех оправдывая и как-то всё себе объясняя. Проблемы, с которыми Ева и Юнас столкнулись в первом сезоне, в любом случае оставили осадок. Разве можно восстановить безнадёжно разрушенные и омрачённые ссорами и недомолвками отношения? Не глупо ли обрекать себя на очередное прохождение по заклятому кругу проблем, из которых Ева и Юнас только выбрались? Не лучше ли было остаться просто друзьями, если друзьями у Евы и Юнаса получалось быть больше, чем парой? Эти вопросы я оставляю открытыми. А ещё я считаю уместным вставить эмоциональную, сильную и правильную речь Евы из финала первого сезона: «Я чувствовала себя дерьмово. У меня постоянно была паранойя. Мне казалось, со мной ты сможешь поступить так же, как поступил с Ингрид. Я думала, что заслужила всё это, и стала неуверенной и отчаянной. Твоё мнение значило больше, чем моё. Так не должно быть».
Нура Амалия Сатре является одним из самых популярных и любимых фандомом персонажей. Кажется, что эта героиня идеальна: она красива, умна, преданна друзьям. В первом сезоне Нура предстала перед нами как независимая и гордая девушка, которая не боялась высказываться и ставить обидчиков подруг на место, да ещё и совсем не нуждалась в том, что было важно для большинства её ровесниц, — общественном признании, славе, любовных отношениях. Также через Нуру нам мягко и ненавязчиво продвигали принципы феминизма. Не называй девушек шлюхами, даже если они ведут активную половую жизнь. Не думай о том, как бы понравиться парням, а думай о том, как нравиться себе, и делай то, что любишь. Отказывайся от того, что тебе вредит, и люби себя такой, какая ты есть. Не используй своё тело для завоевания авторитета. Не выставляй себя в качестве трофея, потому что парни относятся к тебе не как к человеку, заслуживающему уважения, а как к вещи, и не теряй достоинства. Не поддерживай сексизм и не вноси вклад в давление на девушек. Вспоминая Нуру в первом сезоне и видя её в сезоне номер два, мне хочется биться в истерике и сильно злиться на Юлие Андем за потерянную авторитетную героиню, которая когда-то давала зрительницам сериала очень правильные советы. В первом сезоне Нура была показана как пример, человек, на которого нужно равняться и к которому можно прислушиваться. Так что же случилось с этой прекрасной девушкой? Почему именно Нура Сатре изменила своим принципам, стала зависима от отношений с парнем, чего с ней, как казалось изначально, совсем не могло произойти, и поблёкла, стоило ей стать центральным персонажем сериала (да, вот такой вот оксюморон)?
Я думаю, создательница Скама решила опровергнуть видимую идеальность Нуры и показать её как человека живого и несовершенного, причём через отношения с парнем, который как никто другой подходил для того, чтобы сделать Нуре вызов и проверить её на прочность. Жаль только, что вместо ожидаемого развития героини мы получили деградацию персонажа. Умея давать людям правильные советы и к лучшему менять их жизни, Нура не смогла справиться с собственными проблемами и наделала кучу ошибок. Будучи честной перед другими людьми, Нура не была честна перед собой, и я сейчас говорю не об отрицании Нурой своих чувств к Вильяму, как могут подумать многие. Я говорю об отрицании Нурой негативного влияния Вильяма на её жизнь. Вы можете спросить, что плохого в прописывании неидеального персонажа, который имеет и достоинства, и недостатки. Плохо, когда сюжетная линия героя или героини начинает строиться вокруг другого персонажа, что случилось и с Нурой. Было бы отлично, если бы героиня не попадалась на крючок Вильяму. Было бы хорошо, если бы она вышла из токсичных отношений. Было бы неплохо, если бы будущий партнёр Нуры хотя бы изменился к лучшему и был показан как более глубокий и интересный персонаж, нежели просто cool guy, bad boy и последний засранец, чтобы их банальную любовную линию хотя бы можно было принять. По моему мнению, сценаристка не смогла достоверно прописать линию «любовь, пришедшая через презрение и предубеждения», потому что она не обосновала резкого перехода Нуры от «меня бесит Вильям» к «боже, он мне нравится» и «как же я в нём раньше ошибалась». Не смогла сценаристка и показать Вильяма с хорошей стороны, а Нуру — сделать персонажем не просто ошибающимся, а ошибающимся, но исправляющим свои ошибки.
Как я писала в первой главе, отчасти благодаря влиянию Нуры Ева начала задумываться о своих желаниях и попыталась найти себя, в конечном итоге сумев сделать правильный выбор и вырваться из порочного круга проблем, связанных с любовными отношениями. При этом сама Нура повторила ошибки Евы. Она фактически пожертвовала всем ради Вильяма: страной проживания, учёбой, друзьями, самодостаточностью, и слишком зациклилась на любовных отношениях. Не напоминает ли вам это Еву и её нездоровую зацикленность на Юнасе в первом сезоне, которую Юлие Андем в те времена вроде как раскритиковала? Вкратце обрисую сюжетную линию Нуры и Вильяма и характер отрицательного, по моему мнению, героя, чтобы вам было понятно, что меня раздражает в «love story» второго сезона и парне Нуры, и попутно буду комментировать проблемные места и моменты, указывающие на токсичные отношения Нуры и Вильяма. Но для начала вспомним сюжет истории. Жил-был плохой мальчик, бабник и просто крутой красавчик, который менял девушек, как перчатки, и все годы в старшей школе задирал нос, считая особой привилегией секс с ним. Однажды плохой мальчик встретил хорошую девочку, не похожую на остальных: сначала она дала мальчику отпор, попросту поставив его на место, а потом ещё и не поддалась на его чары. Разве же мог самый крутой парень Скама не влюбиться в такую девушку — гордую, прямолинейную и бесстрашную? Не мог, разумеется, и одна из многочисленных проблем этого пейринга состоит в том, что любовь для самолюбивого Вильяма приравнялась к завоеванию очередного трофея. Разница в том, что если раньше паренёк трофеев не добивался, потому что они сами бежали к нему в ручки, то в данном случае герою пришлось попотеть.
Вильям поставил перед собой цель добиться Нуры любым, даже самым неприглядным и нечестным, способом и привязать её к себе, что у него, собственно, сделать получилось, а стоит ли романтизировать отношения, строящиеся на манипуляциях, шантаже и давлении? Всё началось с того, что Вильям использовал чувства Вильде, подруги Нуры, в качестве предлога для приглашения понравившейся девушки на свидание. Не сходишь со мной погулять — и будет твоя подружка страдать ещё больше, чем страдает сейчас. Зато какао с собой захватил. Романтика. Собственно, как абьюзер Вильям стал себя проявлять сразу. Начать я хочу всё с того же первого свидания. Когда недовольно выглядящая и не реагирующая на ухаживания Вильяма Нура заявила, что парень надавил на неё и заставил пойти с ним на свидание, самодовольно улыбающийся наглец заявил, что это не так. Как видим, сначала Вильям надавил на девушку, вынуждая её делать определённые действия для удовлетворения своих интересов, а после того, как она выразила недовольство, начал отрицать сам факт давления. В данном случае мы имеем дело с газлайтингом. Газлайтинг — это форма психологического насилия, задача которого — заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия и реальности. Если говорить простым языком, Вильям попытался выставить ситуацию в таком свете, словно не он надавил на Нуру, а она сама захотела прийти на свидание, и более того, некрасивый поступок Вильяма не являлся давлением, а Нура без объективных на то причин посчитала его поведение манипулятивным.
Мало того, что Вильям отрицал проявление давления и шантажа над Нурой, так он ещё и сказал, что Нура сама обманывала подругу, а винила в этом его, в то время как он здесь ни при чём. Цель была достигнута: Нура растерялась, начала сомневаться в своих чувствах и перестала обвинять абьюзера в имеющих место манипулятивных приёмах. Конечно, Нура сдалась под натиском Вильяма не сразу, ведь она продолжала настаивать на том, что никогда не будет испытывать к нему симпатии, потому что Вильям — эгоистичный манипулятор, использующий людей в своих целях, и холодный человек, которому наплевать на чужие чувства. Мне было интересно проследить за поведением Вильяма во время этого диалога. Прежде всего отмечу улыбку, которая не сходила с его лица, и колкие замечания в сторону собеседницы, посмевшей повториться и не найти больше аргументов в подтверждение скотства Вильяма. Далее на словах Вильям подтвердил своё завышенное эго и наплевательство на чувства других людей. При этом он продолжал настаивать на том, что Нура ошибалась в видении ситуации. Когда Нура подняла разговор о Вильде, Вильям стал старательно переносить ответственность за свои действия на других людей и во всём винить жертву его мудачества, а это уже называется виктимблеймингом. Что вы, не Вильям виноват в том, что он оскорбил Вильде. Она же сама ему навязывалась. Сама виновата, что обиделась. Вильям даже подчеркнул, что дело вообще не в нём, а в низкой самооценке Вильде, хотя дураку понятно, что неуверенных в себе людей нельзя жёстко оскорблять и лишний раз расстраивать, если только ты не хочешь причинить им боль, а Вильям хотел сделать не что иное, как поставить девушку на место.
Конечно, к Вильде можно относиться отрицательно, вполне справедливо считая девушку недалёкой и узколобой, ведь героиня очень долгое время страдала из-за самого популярного парня в школе, для которого нормально, — каждые выходные иметь связь с новой девушкой, и пыталась убедить себя и остальных в том, что Вильям испытывал к ней какие-то чувства, когда по поведению парня было понятно, что она была для него не более, чем одной из целой армии девушек, побывавших в постели Вильяма, имён и лиц которых герой-пенетратор банально не помнил. С другой стороны, винить неопытную девушку в наивности значит перекладывать на неё ответственность за грубость и неуважительное отношение к людям со стороны сознательно делающего зло мудака. К слову о мудаках, то бишь о «пенетраторах»: я должна признаться, что не знаю, имеют ли место подобные вещи в школах Европы, и могу лишь надеяться на использованный сценаристом приём гиперболизации, ведь то, что нам показали, адекватные люди назвали бы крайностью и аморальностью. Парни дарили своим сексуальным партнёршам, вдумайтесь в это, толстовки и тем самым, как бы это грубо ни прозвучало, маркировали свою собственность. Чего уж там, по этим толстовкам можно было вести счёт партнёршам каждого, учитывая, что на толстовочках были выделены имена парней, которые «отпенетратили» девушек. Удивительно, но сами дамы добровольно и с радостью выставляли себя в качестве трофеев и вещей на обозрение всей школы, и такое положение вещей приводило в негодование одну Нуру. У Вильде, в отличие от подруги, совсем не было самоуважения и чувства собственного достоинства. Ситуация зашла так далеко, что оскорблённая девушка с растоптанными чувствами и выкинутой в помойку честью начала причинять себе вред, а после нелепого и неискреннего извинения Вильяма за оскорбление снова принялась тешить себя бессмысленными надеждами.
Не нужно забывать о том, что Вильде изводила организм строгими и непродуманными диетами, мучила себя большими физическими нагрузками и долгое время жила с мыслями «я недостаточно привлекательна» и «со мной что-то не так» исключительно по вине Вильяма, который не мог спокойно и честно сказать Вильде, что не заинтересован в ней. А что же сделал Вильям, когда его в этом справедливо обвинили? Не только принялся обелять себя, но и начал очернять Нуру. «Ты наехала на меня посреди школьного двора и считаешь себя после этого хорошей?» — спросил Вильям у Нуры, как будто речь шла о нападении, а не о попытке заступиться за обиженную подругу и в ответ оскорбить обидчика. Нура, к сожалению, не смогла ответить на этот вопрос, хотя скопировала стиль поведения Вильяма, не чтобы самоутвердиться, а чтобы ответить грубияну местью на гадость. Примечательно, что с каждым новым «аргументом» Вильяма в свою пользу и наездом на собеседницу неловкие паузы со стороны Нуры затягивались. Вильям при этом выглядел радостным и удовлетворённым, и его радость увеличилась, когда Нура внезапно заулыбалась собеседнику и принялась рассказывать ему о себе. Я могу подвести некоторые итоги уже после одного несчастного разговора героев: Вильям добился того, что Нура начала поддаваться психологическому давлению, терять хватку и сомневаться в понимании ситуации. Думаю, в то же время Нура начала сомневаться в самом Вильяме и незаметно для себя стала пытаться оправдать его и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Актриса, исполняющая роль Нуры, ярко показала переход своего персонажа от внешней холодности — к заминкам, а от заминок — к расслабленному состоянию. Дошло до того, что Нура похвалила Вильяма за то, что он извинился перед Вильде, хотя она должна была убедиться в неискренности парня и его наплевательстве на всех, кого он намеренно оскорблял.
Диалог закончился словами Нуры о том, что они с Вильямом в расчёте, а потому ему не следует продолжать к ней лезть в надежде на какие-то отношения. Вильям, несмотря на то, что пообещал оставить девушку в покое, проигнорировал её чёткое «нет», а сама Нура при каждом последующем отпоре, включая и этот, выглядела неуверенно, словно бы на самом деле ей хотелось узнать Вильяма поближе и продолжить с ним общение, и как будто ей нравилось, что её внимания добивались таким способом. Как бы там ни было, и «ухаживания» Вильяма, и реакцию Нуры на них можно рассматривать двояко: как аргумент в пользу пейринга («Нура сама хотела внимания Вильяма») и как аргумент противнего («Вильям добился своего весьма некрасивым способом»). Для того, чтобы прийти к мнению, с какой стороны следует рассматривать приведённый мною аргумент, я предлагаю вернуться к первому сезону и вспомнить о том, что Вильям постоянно лез к Нуре со своим вниманием. Он неоднократно подходил к ней в школьном коридоре и начинал диалог (при этом диалог для него был равен неуместному приглашению «на прогулку»). Вильям забрасывал Нуру смс-сообщениями, не обращая внимания на то, что она его игнорировала. Он настаивал на том, что Нура должна ему свидание, и для Вильяма ничего не значили тогда ещё уверенные «нет» на все просьбы иметь с ним дело. На просьбу Нуры сдаться наш герой ответил весьма красноречиво: «Ты же умная, Нура Амалия Сатре. Пойми: когда ты мне отказываешь, я ещё больше тебя хочу. Хочешь избавиться от меня — соглашайся и не играй в недотрогу». Налицо признаки сталкинга (нежелательного или навязчивого внимания индивида по отношению к другому человеку): игнорирование отказов, неуместные упрямство и настойчивость, уверение жертвы в том, что сталкер от неё не отстанет и будет продолжать лезть, пока не сдастся она, а не он, а также манипуляции (я от тебя отстану, только если ты со мной погуляешь).
Во втором сезоне Вильям от мягких действий перешёл к более жёстким и начал подавлять Нуру, понимая, что так просто он этой девушки не добьётся. Изменилось с сезоном и поведение Нуры: в то время как в первом сезоне она держалась уверенно, отвечала на подкаты ироничными насмешками и сама использовала приёмы техники подавления (например, любимое Нурой обзывание Вильяма Вильгельмом), то во втором очень быстро поддалась манипуляциям. Не могу не выделить сюжетную дыру, касающуюся развития любовных отношений. Не показалось ли вам, что Нура слишком быстро влюбилась в Вильяма? Что она внезапно потеряла голову от того человека, который был ей отвратителен и под которого она совсем не собиралась прогибаться? Я думаю, мы имеем дело с проблемным сценарием, поскольку Нура сдалась резко, уже к третьей серии, а воспылала к Вильяму ответными чувствами и вовсе самым неубедительным образом. Ещё в первой серии Нура говорила, что Вильям её раздражает, и давала ему отпор, а на свидание согласилась лишь под угрозой испортить жизнь Вильде, но уже в третьем эпизоде Нура с какой-то стати начала распевать песенки о любви и с удовольствием воспользовалась возможностью остаться ночевать у Вильяма (в одной постели с врагом, ну да). Я уже говорила об этом и повторюсь ещё не раз: любовная история Вильяма и Нуры банальна до невозможности. Мы уже смотрели сто мелодрам, начинающихся со слов девушек «он самый непривлекательный и эгоистичный человек из всех, кого я знаю, и я никогда не буду иметь с ним дела» с последующими бросаниями на этих самых непривлекательных людей и розовыми соплями. Не надо принимать зрителей за дураков и кормить их приевшимися сюжетами. Лучше бы вы, Юлие Андем, разрывали все шаблоны и заставляли своих героев вести себя оригинальным способом. Уж Нура, какой она у вас вышла изначально, так и напрашивалась на более качественную сюжетную линию, не связанную с любовью.
Если без любовных линий совсем никак не обойтись, то неужели было так сложно придумать что-нибудь более оригинальное? Я не понимаю, почему любовную линию развили так быстро и нелогично. Я не понимаю поведения и хода мыслей Нуры. Ещё я не понимаю, для чего нужно было совать ответные чувства к Вильяму аж в третью серию. У героев фактически не было возможности нормально поговорить. До третьей серии Вильям только и делал, что шантажировал Нуру и навязывался ей, отказываясь принимать отказ, и две серии подряд Нура отзывалась о Вильяме как о мудаке, но в третьей вдруг оказалась влюблена в Вильяма. Учитывая количество серий и длительность каждого эпизода второго сезона, сценаристка вполне могла не торопить события и развивать любовную линию плавно, но зато без потери логики и смысла. По сути, третью серию можно было бы принять, будь она написана иначе. Менять ситуацию смысла нет: Нура отдала все вещи Еве и была вынуждена остаться у Вильяма, после того как та скрылась в неизвестном направлении. Предположим, что Эскиль пропал с концами и не отвечал Нуре. Зато у Вильяма наконец появилась бы возможность нормально поговорить с Нурой и открыться ей. Можно оставить и какао, и песенки (но лучше бы Вильям Нуре песни пел, коль именно он добивался её внимания), и даже ночь, проведённую в одной постели. Главное — добавить нормальные диалоги, которые позволили бы героям узнать друг друга поближе. При таком раскладе у Нуры действительно бы появилась возможность узнать Вильяма получше и уже впоследствии прийти к выводу, что парень не так плох и нравится ей. Вместо этого Нуру как будто подменили: влюбилась она, по непонятной причине, раньше времени, внимание Вильяма ей какого-то чёрта стало приятно, а не обременительно, и над раздражающими её ранее толстовками пенетраторов Нура просто посмеялась, а на оскорбление матери Вильяма почти никак не отреагировала, хотя с подругами сражалась до последнего, если те вдруг начинали проявлять мизогинию.
Да чего уж там, Вильям даже не старался и толком на протяжении всей серии не говорил, потому что занималась этим Нура: и флиртовала, и вопросы задавала, чтобы поближе узнать ненавистного козла, и шутила. В постель к Вильяму Нура тоже легла сама, хотя ещё серию назад она питала к парню не самые лучшие чувства. При этом после добровольно проведённой ночи у Вильяма Нура несколько серий уже неуместно продолжала строить из себя равнодушную девушку, играть в игры, бегать за Вильямом и говорить себе и ему, что ей не нравится этот «эгоистичный, самовлюбленный и испорченный манипулятор», в то время как она определённо была в него влюблена. Зачем нужно было в очередной раз говорить «нет», а вернее, вставлять это пресловутое «нет», которое совсем ничего не значило, в сценарий, тем самым обесценивая это слово? В мире и так полно людей, которые считают, что «нет» девушки на самом деле означает «да», поэтому я считаю неправильным поддержание столь вредного стереотипа. Учитывая то, что преследование девушки всё-таки закончилось страстными поцелуями, не могу не написать: во втором сезоне Юлие Андем романтизировала сталкинг и отношения абьюзера и его жертвы. Удивительно, но даже в Норвегии, по всей видимости, до сих пор одобряются маскулинное, и даже мачистское, поведение и навязчивые «ухаживания», граничащие с преследованиями, хотя в Скандинавии к таким проблемам относятся очень серьёзно, стараясь бороться с гендерным неравенством и давлением на женщин со стороны мужчин. Не обошлось без романтизации отношений «охотник и его жертва» и в других сезонах, а здесь я цитирую героев третьего сезона, которые в одном из диалогов назвали девушек жертвами, а юношей — охотниками. Любопытно, что в том же третьем сезоне мы имели дело с отношениями двух парней, которые прописывались совсем иначе: без подобных нелепостей, как ролевые игры, жёсткого разделения на «актива» и «пассива» и посягательства одного человека на свободу другого.
Авторы видео [1], объясняющие, почему пара Нура/Ева могла сложиться и работать, если бы не лесбофобные настроения автора Скама, заметили очень интересную тенденцию. Ева начала отдаляться от Юнаса в то время, когда начала сближаться с Нурой. Во втором сезоне была показана обратная ситуация: как только у Нуры появился парень на стороне, у неё ухудшились отношения с Евой и остальными подругами. Нура начала врать, скрывать свои отношения с Вильямом и отдаляться от компании. С одной стороны, её поведение понятно: Вильде всё ещё была увлечена Вильямом и так и не избавилась от бесплодных надежд, а потому Нура не могла болтать о своём поклоннике направо и налево. С другой стороны, что ей мешало делиться секретами с Евой, а с ней Нуру связывали более близкие отношения, чем с остальными девушками? Тем более, Вильям подходил к Нуре перед Евой, так что та не должна была так просто проигнорировать его поведение и не обсудить с Нурой этот вопрос. Я не могу с уверенностью говорить о том, что любовную линию Нуры и Вильяма стоит рассматривать как плевок в сторону Вильде, но данная ситуация меня смущает. Хотя Нура в конце концов нашла в себе силы поговорить с подругой и признаться ей в симпатии к Вильяму, после чего Вильде наконец-то перестала страдать ерундой, посмотреть на недомолвки героини можно совсем иначе. Нура начала с того же, с чего когда-то начала Ева, — с вранья. Да, случай Евы был гораздо серьёзнее и жёстче, потому что она связалась с парнем подруги, а Вильде и Вильяма ничего не связывало, и всё-таки во втором сезоне имели место ложь и отдаление Нуры от подруг, а это я считаю тревожным звоночком.
Не могу не указать на очередной манипуляторский приём, которым воспользовался Вильям и который мусолили на протяжении всего сезона: абьюзеры очень любят давить на жалость, ссылаясь на тяжёлое детство и обвиняя в своём скотском поведении родителей, школьных обидчиков или девушек, которые их когда-то бросили и унизили. Обвиняя кого угодно, но не себя. Андем воспользовалась тяжёлым детством Вильяма (приём невозможно примитивный) для того, чтобы вызвать у Нуры жалость и заставить её разглядеть в этом чёрством с виду парне чувствительного человека с большим сердцем. Нура клюнула на приманку в первой же серии второго сезона (наверное, это можно назвать предпосылкой для её пересмотра взглядов относительно Вильяма), и Вильде, по всей видимости, проиллюстрировала взгляды автора сценария и её оправдание несчастных мудаков: «Это так грустно. Думаю, поэтому он стал козлом. Потому что он знает, каково это, — терять, и больше не хочет этого». Извините, мисс Андем, но тяжёлое детство не должно оправдывать мудачество человека. Вы же сами вложили слова об этом в уста Саны (как бы указывая на то, что не согласны с Вильде), но, тем не менее, серию за серией давали Вильяму проявлять свою скотскую натуру и не порицали его за это, зато заставили Нуру любить козла таким, какой он есть, и то и дело оправдывать все его поступки и слова. Затрагивая оправдания автором Вильяма, не лишним будет сказать, что на фоне суки-матери, козла-отца и аморального братца-психопата Николеньки наш герой выглядит более-менее нормальным человеком, а совсем не абьюзером. Думаю, для того семью Вильяма и сделали карикатурно отрицательной: ну как не пожалеть бедняжечку? Да с такой распрекрасной семьёй станешь и не такой сволочью.
А семья ведь и впрямь замечательная, прямо показательно неблагополучная: родители срутся и разводятся, после чего бросают детей на произвол судьбы и не особенно рвутся поддерживать с ними связь. Что до детишек, то братья слепо ненавидят друг друга. Ненавидят настолько сильно, что для одного из них всё, что «принадлежит» его младшему брату, является потенциальной вещью, которую нужно или испортить, или украсть для собственного пользования. На Нуру Николай позарился с первой же их встречи, осознав, что Вильям серьёзно в неё влюбился, и в итоге он отчасти добился своего: проблемы парень создал для сладкой парочки глобальные, и при этом неумение героями решать их и плевать на посторонних людей не стали причиной для расставания Вильяма и Нуры, а ведь проблемы повторялись неоднократно и растянулись, если забегать вперёд, аж до самого четвёртого сезона. Поведение Вильяма во всех случаях, когда дело так или иначе касается его брата, — весьма интересный момент, указывающий на одну из моих претензий к Вильяму, а у меня их, как видно, очень много, — любви ко лжи. Вильям за одну серию солгал Нуре три раза. В первый раз, когда сыграл перед братцем сцену «можешь уходить, я с тобой закончил». Во второй раз, когда сказал Нуре, что Николай расстался с девушкой, а потому было бы неправильно лишний раз бередить его раны (эта ложь была неубедительна, и я поражаюсь тому, что Нура ей поверила). В третий раз Вильям не столько солгал Нуре, сколько умолчал правду. При этом он спокойно признался в том, что врал, когда его уличили во лжи, и принялся всё в очередной раз перекручивать. «Ты же не всегда говоришь правду», — сказал Вильям Нуре, когда она обратилась к нему с оправданными претензиями и потребовала объяснений.
Любопытно, что Вильям назвал «защитой» Нуры умолчание о природе его братца и их сложных отношениях. Знал бы он, к каким проблемам приведёт его молчание... Следующими тревожными звоночками, указывающими на то, что Нура состоит в токсичных отношениях, я бы назвала три вещи: отношение Вильяма к насилию, очередной пересмотр Нурой её взглядов едва ли не в пользу противоположных, а также заявление Нуры о том, что она считает отношения с Вильямом едва ли не смыслом своей жизни, даже если знает, что это не так. Начну с последнего. То, что Нура стала считать отношения с парнем самой важной вещью в мире, о чём сообщила Сане прямо и совершенно серьёзно, стало для меня последней каплей, потому что одно дело — влюбиться, пусть и в козла (любовь зла, как говорится), и совсем другое — потерять не только голову, но ещё и самоуважение, принципы и самодостаточность. Непонятно, то ли Юлие Андем решила поиронизировать над сильными и независимыми девушками (мы же все до первого мужика такие), а то ли она считает нормой ненормальную и нездоровую самоотдачу, когда дело касается романтических отношений. Ева однажды влюбилась и бросила всех и вся, и привёл её этот поступок к негативным последствиям. Настолько негативным, что она перестала прислушиваться к себе и понимать, чего хочет от жизни, кроме любви одного несчастного парня. Нура Еву переплюнула во всём. Мало того, что наша влюблённая дева быстренько попрощалась со всеми жизненными принципами, стоило появиться на горизонте потенциальному женишку, так она же ещё и прыгнула в омут с головой, рискуя разбиться. Ева в один прекрасный день хотя бы включила мозг (пока сценаристка не решила вернуть её к старым проблемам и ошибкам), а Нура мозг отключила, и похоже, что отключила она его навсегда.
Ещё раз акцентирую внимание на том, что Нура полагала: в её жизни нет ничего важнее, чем отношения с Вильямом. Учёба, работа, саморазвитие, увлечения, мечты, дружба, жизнь в своё удовольствие — всё это перестало иметь смысл. Смысл обрела любовь. Для Нуры, которая когда-то учила нас тому, как важно в первую очередь любить и уважать себя, не в ущерб всему прекрасному, что у тебя было и могло бы быть в жизни, во втором сезоне вдруг сама стала видеть смысл жизни в парне. Если говорить о противоположных взглядах Вильяма и Нуры, касающихся разных вещей, включая насилие, то нужно внимательно следить за всеми фразами, которые Нура говорила Сане, а она сказала ей, что Вильям указывал, что Нура должна чувствовать, делать и говорить, и пытался изменить её мнение. Ещё Нура добавила, что считает неправильным менять своё мнение под влиянием парня, так как хочет быть сильной и независимой. Над феминисткой Нурой и впрямь, по всей видимости, постебались, учитывая нелогичный и дурацкий ответ Саны, едва ли не ставший девизом второго сезона и подающийся в качестве мудрости: «Ты сильная и независимая, когда можешь менять своё мнение, даже если тебя переубедил парень. Нет ничего плохого в том, что он меняет твои представления». Даже если он манипулирует Нурой на протяжении всех сезонов? Даже если он давит на неё? Даже если он спорит так, чтобы его никто не переспорил, и не желает слушать чужого мнения? Раньше Нура считала чёрное чёрным, каковым оно всегда и было, но после появления в её жизни бойфренда начала обелять то, что раньше считала недопустимым, и менять своё мнение относительно не тех вещей, взгляд на который было бы не стыдно пересмотреть. И всё это указывает на её независимость?
Иронично, что сам Вильям не поменял своих взглядов под влиянием Нуры, хотя было бы логично, если бы они оба начали смотреть на некоторые вещи под другим углом. Иногда Вильям признавал правоту Нуры, но лишь отчасти, всё-таки оставаясь при своём мнении. Временами Вильям совершал ради Нуры положительные поступки, но неискренне, если учитывать один из таких поступков, — извинение перед Вильде. По всей видимости, Вильям пытался угодить Нуре, зато Нура серьёзно раздумывала над словами Вильяма, обсуждала их с другими людьми и пыталась понять своего бойфренда и его мышление. Ещё Нура прекрасно понимала, что делал Вильям, и не просто так называла его плохим человеком, но боялась признаться себе и другим в том, что состоит в нездоровых отношениях. Нелегко признать себя жертвой психологического абьюза, особенно если речь идёт о человеке, к которому ты неравнодушна, а ведь тут и до стокгольмского синдрома недалеко. Разговор Нуры и Саны отчасти касался отношения Вильяма к насилию, а Вильям считал решение проблем через насилие правильным путём. Вспомните, какую пронзительную он произнёс речь о том, что Норвегия добилась независимости через боль, кровь и кулаки. И Нура, адекватный человек двадцать первого века, не считающий нормой решение проблем через агрессию, чуть ли не стала мыслить подобно бойфренду, особенно когда за Вильяма заступилась Сана. Мне очень не нравится поведение Саны и её реплики, поскольку эту героиню по сценарию превратили в этакое непредвзятое лицо, якобы способное трезво оценивать ситуацию и объективно мыслить. В качестве объективной вещи нам преподали следующие взгляды: «Если ты за мир во всём мире, ты должна попытаться понять мотивы убеждений и действий других людей. Ты должна смириться, что не все видят мир так же, как и ты».
На самом деле, в данном случае нужно было делать акцент не на том, что Нура не могла и не хотела понимать Вильяма. Акцент нужно было делать на том, что, во-первых, Вильям пытался изменить мнение Нуры (вот ему почему-то можно навязывать людям свои взгляды и до последнего стоять на своём, а Нуре нельзя), а во-вторых, взгляды Нуры и Вильяма на многие вещи не просто отличались друг от друга, а отличались кардинально, потому что Нура и Вильям — как небо и земля. Они никогда не будут мыслить одинаково, и их мнения всегда будут друг другу противоположны. Так стоит ли тогда мучить себя, если Нура то и дело была озабочена, взволнована, расстроена из-за Вильяма и, прекрасно понимая, как некрасиво он с ней поступал, не могла стоять на своём до последнего и не чувствовать, что неприятные для неё изменения в жизни неизбежны? Будем честными: Вильям по своей натуре грубиян, привыкший проявлять против других людей насилие, — как физическое, так и эмоциональное, и манипулировать даже теми, кого он любит. Как я уже говорила, свои грубость, напыщенность и тяжёлый характер парень оправдывал тем, что в детстве ему не досталось похвал от родителей, а вдобавок он долгие годы жил в одном доме с братом-психопатом. Только вот мудаками, как сказала Нура, не рождаются и не становятся, а решают быть, и Вильям, пожалуй, сделал выбор всегда им оставаться, и при этом ему всё равно досталась такая девушка, как Нура, хотя он её и не заслуживал. Выше я уже упоминала Николая, а теперь считаю, что не лишним будет подробно остановиться на ссорах Вильяма и Нуры из-за этого ублюдка. Николая можно назвать главной болевой точкой Вильяма. Обе серьёзные затяжные ссоры пары, которые нам показывали, были связаны именно с ним. Вильям настолько ненавидел Николая и настолько не хотел с ним делиться «своим», что то и дело зацикливался на проблемах с братом, а не на отношениях с любимой девушкой.
Сначала Вильяма жутко выбесило то, что Николай таки умудрился украсть его собственность. Нура несколько раз пыталась затеять серьёзный разговор и спокойно объяснить, что произошло и почему она оказалась в неприятной ситуации из-за Николая, но Вильям не мог рационально мыслить и абстрагироваться, когда дело касалось его брата. Ссора получилась столь неприятной, что в одной из сцен Нура валялась в ногах у Вильяма, а он распсиховался и просто ушёл, ни разу не оглянувшись. Ладно хоть, не ударил Нуру за то, что она посмела переспать с другим парнем, даже если её и напоили до бессознательного состояния. Это Вильяму можно спать со всеми подряд, а Нуре нельзя. Это Вильяму можно врать Нуре, не объясняя ей своего поведения перед братом и не обрисовывая хотя бы в общих чертах их сложных отношений, чтобы она сомневалась не в нём, а в Николае. Зато Нуре нельзя было оправдать себя за всё произошедшее и объяснить, по какой причине она вообще оказалась в одной постели с Николаем, потому что Вильям её не желал спокойно выслушать, не говоря уже о том, чтобы понять. По сути, Вильям простил Нуру лишь потому, что она всё-таки не переспала с Николаем, но, к сожалению, Нура не смогла наказать Николая, хотя у неё и появилась возможность на какое-то время запрятать мудака в тюрьму, что было выгодно и для Вильяма. В этом случае тоже осталась виновата Нура, потому что она дала слабину в самый ответственный момент и не смогла выступить с показаниями против Николая, после чего он сбежал от наказания. И плевать, что Вильям с головой ушёл в работу и даже не предложил Нуре поддержки и помощи, как будто не понимая, как ей было тяжело. В итоге Нура не выдержала напряжённой атмосферы, одиночества, холодности бойфренда и давящего чувства вины и вернулась домой.
У Вильяма и Нуры были настолько сложные отношения, что вместо того, чтобы выслушивать «любовь всей жизни», поддерживать её и спокойно говорить с ней о возникающих в отношениях проблемах, Вильям упрямился и игнорировал все собственно совершённые ошибки, а косячил Вильям постоянно. Дошло до того, что он больше полугода не пытался сделать ничего, чтобы вернуть Нуру, прекрасно зная о её чувствах и понимая, что ей без него плохо. За то время, что Нура и Вильям не разговаривали друг с другом, в очередной раз перессорившись из-за постороннего лица, и, как обиженные дети, ждали друг от друга проявления инициативы, Исаак и Эвен успели влюбиться друг в друга, пройти через все препятствия и не менее серьёзные проблемы, вставшие перед ними, принять друг друга со всеми недостатками, совместно измениться в лучшую сторону и съехаться. Небывалое развитие, если сравнивать Эвак и Нургельм. Почему же Вильям навязывался Нуре в то время, когда он ей не был нужен от слова совсем, но стал игнорировать девушку, всё-таки привязав её к себе? Неужели нужно было ждать восемь чёртовых месяцев, чтобы приехать к Нуре и сказать: «Я люблю тебя»? Выходит, что если бы не хитрости Саны, то Нура и Вильям и вовсе бы никогда не сошлись и страдали каждый в своём городе? Помимо психологического абьюза, я хотела бы выделить не совсем физическое насилие, но поведение, близкое к нему. Перед первой близостью с Нурой Вильям выкинул неуместную и неприятную фразу: «Я знаю, что должен спросить тебя, готова ли ты, но сейчас меня это не волнует», а Вильям, между прочим, знал о том, как была важна для Нуры близость с ним, учитывая её неудачный опыт с первым парнем и страх того, что ею снова воспользуются, после чего бросят.
Почему Вильям не заботился о состоянии и комфорте возлюбленной? Почему он не показывал ей того, что для него эта близость была так же важна, как для неё, и не старался сделать всё для того, чтобы Нура была расслаблена и спокойна и доверилась партнёру? Для чего Вильям прямо указал на то, что для него важны исключительно его желания, даже если они могли не совпадать с желаниями партнёрши? Из слов Вильде об их близости с Вильямом, если Вильде, конечно, не врала, выходит, что с плохо знакомыми и случайными партнёршами он обращался лучше, чем с собственной девушкой, хотя по Вильяму в любом случае создаётся впечатление, что этот человек всегда был эгоистичным и очень грубым не только в общении, но и в постели. Если смотреть на менее интимные сцены, можно отметить, что грубость Вильям проявлял достаточно часто: он хватал Нуру, настойчиво тянул её на себя, толкал её и совершал резкие движения. Кроме того, во время ссор с Нурой Вильям любил возвышаться над ней, пользуясь разницей в росте, и поддерживать длительный зрительный контакт (прекрасный способ показать свой гнев и напугать человека). Для сравнения я советую в очередной раз обратиться к Исааку и Эвену и посмотреть сцены взаимодействия с этими персонажами, а этот пейринг отличается трогательной нежностью, постоянным проявлением ласки, заботой партнёров друг о друге и здоровыми отношениями. В противоположность им выступают токсичные отношения неравных (и физически, и эмоционально) партнёров, которыми являются Нура и Вильям. Я в ужасе не столько от нездоровых отношений Нуры и Вильяма, сколько от того, что токсичные отношения романтизировали, показали в качестве нормы и подали подросткам как адекватный сценарий любовной истории.
В отношениях Вильяма и Нуры полно проблем, которые не стоит оправдывать и прикрывать и необходимо критиковать как можно чаще, но, разумеется, критиков у этой пары намного меньше, чем поклонников. Три сезона Нура только и делала, что днями и ночами думала о парне, страдала по парню, ждала, когда же парень вернётся к ней, и жила пустой жизнью, в которой не было места ничему, кроме Вильяма. Вот и мучилась, пока он работал, выстраивал отношения с семьёй и благополучно забивал на свою девушку. У него-то было в жизни что-то ещё, помимо Нуры, а вот у Нуры ничего и никого, кроме Вильяма, после переезда в Лондон не было. Хорошо хоть, что она вернулась домой и более-менее разнообразила будни, но плохо, что Нура в конечном итоге не отрефлексировала всё происходящее в её жизни, не проанализировала их с Вильямом отношения и не нашла себе кого-нибудь получше, — того, кто бы её уважал, ценил, выслушивал и боялся потерять. Имеет ли поведение Нуры хоть какую-то логику, учитывая, какой гордой, сильной, независимой и самодостаточной девушкой она была показана в первом сезоне? К сожалению, нет. Сведение интересного, самостоятельного, самобытного женского персонажа, заслуживающего большего, чем отношения с абьюзером, к роли «влюблённая дурочка» — проблема, которая свойственна большинству молодёжных сериалов, и она, к сожалению, не обошла стороной и Скам. В третьем сезоне героиня просто погасла — и внешне, и внутренне, и как человек, и как персонаж, и в буквальном смысле, и в переносном тоже. Посмотрите на Нуру, «бросившую» Вильяма и вернувшуюся домой. Вся роль Нуры в непростое для неё время свелась к тому, чтобы грустить, ночами разговаривать с подругами о любви, то и дело сетовать на неудавшееся «долго и счастливо» со своим ненаглядным Вильямом и сходить с ума от тоски (показательная сцена: драящая стены Нура и Эскиль, крутящий пальцем у виска за спиной у подруги).
Стоило же нашему крутому герою прикатить на чёрной крутой тачке после восьми месяцев молчания и игнора, как девочка тут же растаяла и засветилась от счастья. Ну а как же, ей снова было ради чего, а вернее, ради кого жить. Наконец-то они смогли нормально поговорить и понять друг друга. Аллилуйя! Точно так же, как Ева нашла себя, Нура себя потеряла. Вся её жизнь с появлением любовного интереса стала крутиться вокруг желаний Вильяма, мыслей Вильяма и отношений с Вильямом. Удивительно, что всё это относится к сериалу, который называют прогрессивным, поднимающим серьёзные проблемы и учащим подростков важным вещам. Как же так вышло, что второй сезон Скама не показал нам решения определённой проблемы, с которой сталкивается множество девушек во всём мире? Как вышло, что второй сезон сам по себе стал проблемой? Второй сезон Скама не учит девушек держаться подальше от заносчивых мудаков и уважать себя. Второй сезон не учит подростков отличать здоровые отношения от токсичных. Зато он учит парней добиваться внимания девушек манипуляциями и давлением. Учит пары игнорировать проблемы и ждать, пока они решатся сами собой, так как сценаристка даже не пыталась показать, как это важно, — всего лишь разговаривать друг с другом, делиться своими чувствами, пока не стало поздно, и стараться сохранить отношения, если они вам обоим нужны. Как это важно — признавать свою неправоту и ошибки и вместе меняться в лучшую сторону, а не поодиночке деградировать.
Подходя к очередным итогам не только второй главы, но и всей статьи, я могу сказать, что меня всегда будет удивлять то, что над вторым сезоном Скама работала та же женщина, которая трогательно прописала гомосексуальные отношения и небанально представила героиню-мусульманку. Вероятно, я никогда не устану поражаться тому, как создательница сериала опустила наикрутейшего женского персонажа и слила потенциальную сюжетную линию, а также стёрла весь смысл первого сезона дурацким финалом. Здесь я не могу не задать несколько волнующих меня вопросов. Почему Ева не осознала совершённых ею в первом сезоне ошибок и спустя какое-то время снова побежала наступать на те же грабли, которые уже причинили ей достаточно боли, да ещё и толком не подумала о том, хочет ли она возобновления отношений с Юнасом, не лучше ли им так и оставаться друзьями и смогут ли они построить на пепле что-то новое и крепкое? Почему Нура опустилась до уровня несчастной влюблённой, а её жизнь в конечном итоге свелась к мужчине, и для чего создательница Скама романтизировала героя-абьюзера? Как можно адекватно прописывать одни проблемы и помогать их разрешать правильным способом, но в то же время пропагандировать токсичные отношения? Ответить на эти вопросы я, увы, не могу, и хотя мне очень нравится третий сезон норвежского Скама и я, безусловно, не могла не оценить его самобытности и атмосферности, из-за безумно проблематичного второго сезона и развалившегося первого у меня остались от сериала противоречивые чувства, и я бы поспорила с теми, кто говорит, что Скам прогрессивное и важное для подростков шоу. Конечно, каждый зритель найдёт в нём что-то своё, но расхваливать сериал, продвигающий проблематичные взгляды на отношения, просто-напросто неправильно и по-своему аморально, ведь время меняется, и вместе с ним меняются взгляды людей, поэтому подростки должны получать от массовой культуры совсем не те токсичные советы, на которых воспитывались представители прошлых поколений.
Примечания к части:
[1] https://www.youtube.com/watch?v=qK0cpRv6x2M
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|