↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Весенний теплый ветер ласково веял над вечерней притихшей землей. Полог неба был чист, золотая георгина-солнце спряталась за его край, а алмазные булавки звёзд только лишь начинали проглядывать сквозь лазурную ткань, робко и осторожно, словно боясь уколоть и потревожить. Покой мягкой волной проливался с вышин.
Единственный миг! Неповторимое мгновение меж отгремевшим маршем дня и близящейся царственной симфонией ночи замерло, позволяя ощутить благодарно отдыхающему миру свою торжествующую мимолетность. Почувствовать совершенную целость мира, где небо и земля, подобно погруженным друг в друга влюблённым, сомкнулись в объятиях, где дороги минувшего и грядущего раскрылись в настоящем, а окна в иные вселенные обнаружились распахнутыми на расстоянии вытянутой руки.
Она дремала. Дремала и сквозь тяжелую металлическую негу чутко улавливала, как под затихающим ветром в вечернем воздухе вокруг неё время от времени проносятся тонкие колебания, не то от шёпота неслышных голосов, не то от трепетания невидимых крыльев. Эти колебания отвлекали от её настоящего бытия, от той вечной стоянки, к которой ныне было приковано всё её существование. Будили думы о иных временах и берегах. Думы... или воспоминания. Ведь ранее её тело знавало другие жизни.
Она родилась более века назад на другом конце мира. Она создавалась для войны, для великих сражений на море. Люди выковали части её могучего тела на своих предприятиях, собрали их вместе и облекли в доспех из крепкой брони. На место сердца ей вложили огромную машину, чтобы она могла легко рассекать волны. Наделили её и оружием, совершенном в своей способности причинять гибель и разрушения. Она явилась в мир поистине могучим великаном, одним из лучших и сильнейших в своём роде, и имя ей выбрали подстать — в честь горы одной далёкой и загадочной страны. Страны, что станет ей настоящим домом.
Та страна была честолюбива и воинственна — как и она сама. Страна готовилась к войне с сильным соседом, и броненосная воительница нетерпеливо предвкушала бой. И бой грянул.
Могучей и совершенной, ей отводилась в сражениях роль вожака. И она справлялась поистине блестяще! Среди огня, разящего металла и едкого порохового дыма, получая и раздавая удары, она приводила свой отряд к победам. Приводила даже тогда, когда управлявшие ею люди уже готовились отступать.
Жестокая война была выиграна и стальная великанша, гигантская и прекрасная "Микаса", стала одним из главных триумфаторов той победы. Но миг торжества в этом мире бывает краток, иной раз краток невероятно. Всего через пару недель после победы, когда она отдыхала на домашней базе, сокрушительный взрыв потряс её тело. Сотни находящихся на ней в тот момент людей погибли или были искалечены, а сама она погрузилась в осеннюю остывающую воду. Огромное изломанное тело успокоилось на дне базы. Так закончилась её первая жизнь.
Погибшая воительница была слишком важна для своей страны. Спустя некоторое время после катастрофы начались восстановительные работы. За несколько месяцев разрушенному телу вернули изначальный облик и былую мощь. Она вновь почувствовала жизнь и возвратилась в строй.
Новая жизнь оказалась длиннее, но какой-то тусклой. Значимым событиям, важным походам и решительным сражениям в ней места не нашлось. Серая военная рутина наполняла всё её существование. И вожаком она быть перестала — новые, более мощные и совершенные воители заняли её место. Время её, блестящая пора её славы осталась безвозвратно в прошлом, хотя существование и тянулось дальше. Самая сущность её стала как будто немного другой — она проявляла меньше стремления к решительным действиям, большие дела её уже не влекли, а в обычной службе удачливость покинула её. Всё чаще отдыхала она в какой-нибудь домашней гавани. По сути, её новая жизнь была старостью.
Когда в мире началась большая война, для броненосной воительницы не нашлось важной роли. Её определили к охране собственного побережья, и она добросовестно исполняла эту задачу. До самого конца войны ей так и не случилось встретиться с врагом и возможности для настоящей боевой работы так и не предоставилось. Позже она совершила пару походов к берегам давнего неприятеля — ещё того, из первой жизни — но ни новой славы там не снискала, ни большой пользы не принесла. И закончилось всё несчастливо: она наскочила на камни, получила тяжелые повреждения и была отведена к домашним берегам.
Спустя пару лет её признали окончательно негодной для дальнейшей военной службы. Она покинула боевой строй, но вскоре ей нашлось новое и довольно незаурядное занятие — броненосная воительница стала памятником. Памятником самой себе, монументом той славы, которую она стяжала в первой своей жизни. Славы, с которой её теперешняя душа не чувствовала вообще никакой связи. Словно и не с ней всё это было.
Её завели в яму на берегу и засыпали по пояс землёй. С тех пор она более не бывала в море, не чувствовала на себе его волн. Не знавала больше того волшебного ощущения, знакомого каждому кораблю, когда он взрезает своим форштевнем(1) морскую гладь.
Потекли странные дни и годы. На лишенный моря корабль стали приходить любопытные гражданские. Они приносили с собой отголоски иной, мирной жизни. Жизни, ранее вовсе неизвестной и непонятной.
Полтора десятилетия спустя всё закончилось. Для её страны началась новая война. Война, в которой постаревшая воительница уже ничем не могла помочь своим. Пребывание в стороне от боевых действий не спасло её от новых ран — несколько сброшенных с воздуха бомб нанесли ей повреждения.
Та война закончилась катастрофой — полной сдачей страны торжествующему врагу. У лишенной возможности ходить по морям великанши забрали её оружие и отняли статус мемориала. Срезали надстройки и боевые башни, а в корпусе устроили танцзал. Танцзал "Микаса" — таков оказался финал этого существования. Ни моря, ни оружия, ни славы, ни памяти. Под грохот чужестранной музыки вторая жизнь покинула одряхлевшее тело гиганта.
Спустя годы о ней вспомнили победители её страны. Теперь они чувствовали себя хозяевами на этих берегах и были заняты новым противостоянием. Поверженную державу, ставшую верной служанкой, было решено поддержать, укрепить дух её жителей напоминанием о давних победах над соперником, с чьими потомками ныне враждовали те победители. Стальную великаншу следовало восстановить в первоначальном облике.
Танцзал закрылся, а в старом корпусе начались восстановительные работы. На своих местах были воздвигнуты надстройки и боевые башни. На борту были установлены орудия, правда, не настоящие, а простенькие муляжи. В её конструкции вообще было столько заново изготовленного — и не всегда соответствующего исходному — что по сути это могло считаться новым созданием. Но внешний облик в целом напоминал былую воительницу, а доискиваться отличий от первоначального — удел зануд. Побеждённому народу вернули её героиню, а ей самой статус мемориала.
Возвращенный к существованию корабль начал улавливать происходящее вокруг, ощущать приходящих на него. Учился чувствовать и испытывать стремления. Возрождённая великанша не знала моря и битв, но чувствовала, что они были её смыслом. Когда-то... Так началась третья жизнь "Микасы".
Эта жизнь оказалась тихой и мирной. Слишком тихой и мирной для боевого корабля. Ни походов, ни учений, ни сражений. Что ей было делать? Она размышляла и ощущала, чутко прислушивалась к окружающему миру. Проходящие толпы туристов ей в этом не мешали — для стального гиганта, рождённого для бурь и сражений, их тела были незначительны, а мысли и желания мелки. Их присутствие не тяготило и почти не ощущалось. Но её навещали и другие посетители.
Они не оставляли следов, их шаги не издавали звуков. Их самих вовсе невозможно было увидеть. Но они были, они приходили сюда — или их приносил тёплый ласковый ветер? — и приносили с собой свои думы, свои желания. Свои воспоминания. Души тех, что жили, сражались и умирали на "Микасе". Они помнили её настоящую, первую жизнь. Помнили её бои и славу, помнили свои смерти за неё. Она была для них живой. Она чувствовала, она знала это. И теперь она жила для них.
Весенний ветер.
Отозвалась на чьи-то голоса
Гора Микаса.
1) Форштевень — балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса. Самая передняя часть носовой оконечности корабля.
WMRавтор
|
|
Кэй Трин
Пафосней, но я в такое вполне верю. И в то, что у душ есть крылья, тоже. Почему раньше не приходили тогда? Потому что она не могла и не хотела их вспоминать? *да, я серьезно спрашиваю* Раньше - это по ходу второй жизни? Вполне могли приходить. Но вот могла ли она их чувствовать? Тут нужно иметь в виду один момент: после взрыва "Микасу" восстановили и ввели в строй в 1906 году, а кораблем-музеем она стала в 1926. То есть для "второй" "Микасы" покой наступил после 20 лет службы. После 20 лет грохота машин и грома орудий (воевала она во второй жизни мало, но ведь были учения). Она уже просто не могла настолько тонко ощущать мир. Третья же жизнь "Микасы" с самого начала шла в формате вот такого корабля-музея, причем не плавучего. Ни грохота бури, ни машин, ни выстрелов она просто не знала. Только болтовню туристов, но те её не занимали. Вот она и смогла слышать приходивших, хотя и не сразу тому научилась.2 |
Это тот случай, когда работа понравилась, хочется написать боольшой такой отзыв, но... Я не знаю, что сказать, как правильнее выразить чувства, как передать затопившие меня эмоции...
Показать полностью
Про "Микасу" я впервые узнала, когда вдохновенно сочиняла на овер 100 страниц курсовую про флот в Русско-японской войне. А потом переделывала текст на статьи. Но там больше про российские корабли было. Про "Аврору", например. Забавно, что российские крейсера - сестрички "Авроры", были названы в честь богинь, а японские броненосцы - в честь гор. И вот эти две девы-воительницы - "Микаса" и "Аврора" (вроде они даже встречались в бою на Цусиме) остались в одиночестве. Они не просто "дожили" до нашего времени, но и продолжают жить. Каждая по своему. Пусть и в виде музеев. Так и видится этом какой-то символизм. Я хотела сначала голосовать в этой номинации за другую работу, теперь сомневаюсь. Здесь есть и прекрасный литературный язык, и необычная подача исторических событий с точки зрения стальной воительницы, и её личные впечатления, и философские размышления о судьбах страны и самосознании народа, которые воплотились в "возрождении" национальной героини... Здесь много всего в таком маленьком кусочке текста! По хорошему завидую авторам, которые так умеют. Тяжелее всего было читать про танцзал "Микаса". Серьёзно. Это реально страшно. От обиды за корабль хотелось плакать. Чем так унижать боевой крейсер, - лучше уж и вовсе затопить. Нельзя так неуважительно поступать с противником, пусть и проигравшим. Тот, кто достойно сражался, имеет полное право получить свою долю уважения. "Микаса" сражалась достойно. Столько, сколько могла. И хочется верить, что сейчас она не одинока. Спасибо за прекрасный текст))) 4 |
Мурkа Онлайн
|
|
Такие истории о сознании и разуме тех, кого мы обычно считаем неодушевленными, не могут не цеплять. Немного страшно - что может думать о песчинках-людях огромный, много всего повидавший корабль? И интересно, потому что ее точка зрения одновременно человечна и выше всех нас. Грустно, что первая жизнь была несравнимо ярче всех последующих, но больше радостно - она не забыта, она уважаема, и на самом деле никогда не умрет.
3 |
WMRавтор
|
|
Эс-Кей
Огромное спасибо за такой прочувствованный отзыв! Очень порадовало, что пришел читатель, знакомый с этой темой. И даже про имена японских броненосцев вы в курсе. Кстати, в британской традиции (а "Микаса" всё же продукт британского военпрома) боевой корабль - это всегда "она" (she), всегда женского рода. И горы у японцев рода женского ("госпожа Фудзи", "госпожа Микаса"). Так что да, стальная воительница тут у меня. Мурkа Спасибо! Здорово, что отметили человечность. |
WMRавтор
|
|
Slizerita
Какой замечательный обзор у вас получился. Продуманный, очень внимательный. Большое спасибо! |
Анонимный автор
ура))) значит, вы его все-таки увидели)) вы - мой выбор в этой номинации. за литературный подход и историю, которую хотелось разгадать) 1 |
Ну где же вы, автор?)
1 |
WMRавтор
|
|
Slizerita
Спасибо огромное! Мне очень приятно) Эс-Кей И вам спасибо! Вы всё-таки решились - и мой текст теперь среди победителей) Cute Demon Всё будет) Просто автор пока сидит и удивляется итогу. А надо ещё деанонный пост писать... 3 |
WMR
Поздравляю с победой! 1 |
WMRавтор
|
|
Cute Demon
Спасибо! 1 |
WMRавтор
|
|
мисс Элинор
Большое спасибо за такой душевный отзыв! Похоже, мне действительно удалось рассказать хорошую историю) А за концовку спасибо Басё :) 1 |
WMR, Басё тут очень к месту, но я говорила про последние два абзаца, где на броненосец приходят призраки) Хотя это слишком грубо звучит - "призраки". Тени... души... так лучше.
1 |
WMRавтор
|
|
мисс Элинор
Да, души. Живые души. И "Микаса" для них тоже живая. 1 |
WMR, именно! Вот это ощущение Вечности... просто дух захватывает.
1 |
WMRавтор
|
|
мисс Элинор
Мне думается, в Вечности все души живы. |
WMR, конечно! Это же и есть "бессмертие души". Просто в другой форме.
1 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|