↓
 ↑
Регистрация
Имя

Пароль

 
Войти при помощи
Была на сайте вчера в 14:58
Пол:женский
Зарегистрирован:16 июня 2018
Рейтинг:546

Фанфики

2 произведения» 
Последняя попытка
Джен, Макси, В процессе
19k 8 222
«Писателям вход воспрещён»
Джен, Мини, Закончен
219 0 0

Блог


Не веду блогов, редко пишу статьи, но почему-то в последние дни меня не покидает устойчивое желание поделиться своим опытом касаемо долгосрочных проектов (написания макси) и так называемых творческих кризисов (специфических и неспецифических), затяжных и мучительных - на психологическом уровне - перерывах. Вдруг кому-нибудь пригодится, или кто-то испытывал (испытывает) нечто похожее.

Лично я впервые столкнулась с понятием творческого кризиса еще до того, как начала писать, а был это 2012 год. Эта тема поднималась в компьютерной игре "Alan Wake", главный герой которой на протяжении долгого времени не мог писать вообще (назовем это неспецифическим кризисом - т.е. распространяющимся на абсолютно все произведения автора). Ранее успешный писатель детективов, из-под пера которого выходило очень много романов, внезапно перестает писать вообще: слова не собираются в предложения, он подолгу сидит над пустым листом, и ничего не выходит. И так со всем: ни романа, ни повести, ни рассказа - ничего. Человек как будто затухает, выключается: если раньше его голову населяли самые разнообразные идеи и метафоры, то сейчас он - тот, кто не может выдать ни строчки, тот, кто силится писать, но не может. К слову, в игре важный момент выхода из такого кризиса - переоценка ценностей, прощание со старым, нахождение новых путей, "отпускание" себя прошлого. Но сама игра, однако, не о том.

На собственном опыте с творческим кризисом я столкнулась во время написания "Последней попытки", которая, однако, все еще в процессе. Как это выглядело: в 2017 году родился прообраз идеи, костяк, который к 2018 трансформировался в нечто более четкое и структурированное, я отчетливо "увидела" финал, и только потом принялась за активное написание и публикацию. В планах было реализовать все достаточно быстро, до лета 2019 года уж точно, но что-то пошло не так, и к концу 2018 года начальный запал улетучился. Идея, кажется, была, никуда не пропала, в голове вспыхивали целые сцены того, что должно произойти с персонажами дальше, но на бумагу ничего не ложилось (назовем это специфическим кризисом, и дальше станет ясно, почему). В какой-то момент я подумала, что все кончено, работа так и не будет дописанной, и все останется в каких-то далеких смутных очертаниях. Не так давно эти мысли также возникали, но с недавнего времени - я надеюсь - их вообще не будет, потому что некоторые выводы я все же для себя сделала и поняла, как работает это привередливое вдохновение конкретно в моем случае. Ниже я попытаюсь привести причины, по которым возникает писательский блок, так ли он страшен, стоит ли его вообще бояться, и что делать, если ничего не пишется.

1. Все, что вы могли написать, вы уже написали
На первый взгляд звучит действительно очень страшно, но это правда. Писательство - это в первую очередь выражение тех идей, которые преследуют вас в повседневной жизни, тех образов, с которыми сталкиваетесь, и тех чувств, которые переживаете. Большой фанфик, роман, серия рассказов - это всегда динамика, события разворачиваются определенным образом, персонажи меняют свое отношение к тому, что происходит вокруг них, история плавно и синхронно движется к своему логическому завершению. Но динамика любой работы невозможна без динамики ее автора; иными словами, если у вас в жизни все статично, идеи никак не изменяются, все еще не изменились вы, либо вы стоите на пороге каких-то стремительных изменений, но ваша личность по-прежнему не трансформировалась, то слаженной работы механизма, скорее всего, не будет. Вы не можете пнуть тележку и, не сдвигаясь с места, оказаться в пункте ее назначения. Более того - вы не можете проследить за ее дальнейшей траекторией движения, если она уже скрылась из вашего вида. Для этого нужно обязательно последовать за ней, быть готовыми последовать за ней.

2. Критика, с которой вы сталкиваетесь, мешает писать вам дальше
Причем критика может быть как отрицательной, так и положительной. Деструктивное восприятие положительной критики - это когда вы читаете восторженные отзывы к своей работе, видите, насколько сильно читатели полагаются на вас и верят в точно такое же хорошее продолжение истории, что вы впадаете в ступор из-за страха не оправдать их ожидания, не выдержать ранее установленную планку. В этом случае писательский блок - это защитный механизм, попытка избежать "нежелательного конца". Деструктивное восприятие отрицательной критики - это когда вы верите абсолютно каждому слову, написанному в негативном отзыве, это заставляет вас чувствовать себя ничтожеством, и вы естественно бросаете начатую работу, переключаясь на что-то другое. Но вы должны знать следующее: любой негативный отзыв стоит проверять на наличие или отсутствие критической установки. Об этом писали еще такие психологи, как Томпсон и Линдсей в своей статье "Творческое и критическое мышление". Иногда читатель действительно хочет помочь сделать работу лучше, натолкнуть вас на закономерное развитие вашего писательского навыка (об этом будут свидетельствовать адекватное упоминание разных видов ошибок (орфографических, пунктуационных, логических), а также другие объективные подсказки). Но иногда встречаются и другие люди, которые как бы и критикуют вашу работу, но эта критика не зиждется на чем-то неоспоримом и общепринятом. Читая такие отзывы, вы постоянно чувствуете некую скрытую мысль, которую читатель не произносит, но тем не менее имеет, и эта мысль к самой вашей работе может не иметь никакого отношения. Классический пример: "Вы шипперите этих и этих персонажей, это так неканонично, мне это совсем не нравится!". Иногда под такими отзывами скрывается следующий посыл: "Вы пишите не так, как я, и не так, как мне бы того хотелось, и, соответственно, я очень недоволен". Ответьте сами себе на вопрос: стоит ли вам обращать внимание на подобные слова? Ваши ли это проблемы, что кому-то не нравится ваш любимый пейринг?

3. Вы пишите не для себя
Об этом говорилось уже тысячу раз в других постах и статьях. Возможно, что вы даже обсуждали это со своими друзьями в личной беседе.
Если автор постоянно нацелен на потребности аудитории и при этом упорно и долго игнорирует свои собственные, писательский блок станет естественной закономерностью. Вы даже можете удивиться, заметив, как много стали писать драбблов, мини либо даже макси (!) по другим фэндомам или для себя в стол, не имея сил написать хотя бы еще одну главу к произведению, которое у вас простаивает (это и есть специфический кризис, о котором я говорила: на данный момент у меня собралось уже очень много других "проектов", причем законченных).
Возможно, вы просто слишком долго шли у кого-то на поводу (если у вас есть слишком требовательные аудитория либо соавтор/бета/гамма).
Тут стоит пересмотреть свои ценности, понять, что важно в первую очередь для вас, и подумать, как бы вы могли выразить те идеи, которые для вас актуальны, в вашем незаконченном фанфике.

4. Вы сравниваете свою работу/работы с другими
Вот чего однозначно делать не стоит. Конечно, наставники в любом деле очень важны, и я думаю, что у вас, как у автора, который изначально восхищался чьим-то мастерством и с чего-то же решил также попробовать, они есть. Конечно, стремиться к улучшению своего слога и мастерства стоит, но на этом ни в коем случае нельзя зацикливаться. Если вы будете постоянно править текст, вам будет казаться, что он недостаточно выразителен, его не стоит публиковать, то вы никогда не сможете двигаться дальше. В данном случае нужно не просто пнуть тележку, а разгрузить ее: выбрать все ненужные камни, которые затруднят процесс ее передвижения, а то и вовсе остановят: как бы вы ее не пинали, она не поедет.
Главное помнить одну очень важную вещь: вы пишите не для того, чтобы блистать первоклассным слогом, а для того, чтобы выражать идеи, носителем которых вы являетесь. Каждому автору приходится выражать их подручными средствами, тем словарным запасом, который он имеет, и даже самый талантливый писатель (допустим, тот, у которого продалось много книг, либо на работы которого принято равняться) может попасть в ситуацию, когда идею выражать нужно, а слог находится "в кризисе", а словарный запас "заблокирован".
Не бойтесь этого. Это точно такой же период, как и все остальные. И он полезен.

5. Таков ваш индивидуальный темп
Просто, возможно, вы с ним еще не знакомы.
Этот пункт очень сильно перекликается с первым: что там, что здесь необходимо созревание идеи либо созревание вас для изложения этой идеи.
Возможно, вы пишите не так давно и совершенно не были к этому готовы, ведь до этого знали только продуктивный период, когда слова пулей вылетали из-под ручки и ровной линией ложились на бумагу.
Но в жизни любого автора должны быть передышки. Нельзя постоянно писать. Если вы чувствуете, что заставляете себя работать, и из этого ничего дельного не получается, хотя раньше все было иначе, отставьте бумагу/Word/пишущую машинку и займитесь чем-нибудь другим. Возможно, период отдыха и восстановления займет несколько месяцев, а то и несколько лет (что очень редко), но оно будет того стоить: вы снова вернетесь "свежими" к любимому делу.

6. Сама идея/сама работа требует более зрелого взгляда на себя либо ярко выраженной динамики
Ещё одно очень сильное перекликание с первым пунктом: работа не пишется, потому что "не должна быть пока написана". Возможно, подсознательно вы чувствуете, что каких-то пазлов не хватает, и нужно время, чтобы вы их собрали/раздобыли/украли. Последнее в прямом смысле крайне не рекомендую, но бытует точка зрения, что у любой идеи есть ее предшественник, и что ничто не рождается из ничего. Это может быть песня, которая пробудила какие-то образы, либо другая книга, которая заставила что-то переосмыслить.

Главный совет, помимо тех, что я уже так или иначе дала, - просто позволить себе жить, развиваться, читать много книг, которые нравятся, играть в игры (если нравятся), заниматься другими хобби. Очень скоро вы поймете, что это только обогащает вас и делает вас ближе к вашей заветной цели (дописать работу или написать что-то новое). Я вот, например, сейчас начала знакомиться с серией книг Джорджа Мартина, и это здорово "освежило" мой ум. Еще очень важно иметь какую-то другую работу, помимо писательства. Любую профессию, которая доставляет вам удовольствие, любое хобби. Это сможет уберечь вас от переживаний по поводу творческого кризиса и даст силы из него выйти, его пережить. Помните, творческий кризис - не совсем кризис, а уж тем более не конец света: это просто период, когда вам необходимо отвлечься на что-то еще.

И напоследок совет от фронтмена группы Poets of the Fall, который я себе когда-то сохраняла:
..все кажется неправильным и плохим, все идет наперекосяк, и ты не хочешь ничем заниматься. Потом настает момент, когда ты болтаешься в студии весь в депрессии, повторяя «это никогда не получится» и все такое. А затем ты преодолеваешь это. И тогда ты понимаешь, что это, в общем, временная штука, которая периодически случается с каждым. Как когда ты чувствуешь, что вы не совпадаете на химическом уровне. Тогда у тебя появляется ощущение, что ты неудачник, и ты хочешь сбежать далеко в горы, на Багамы... Не знаю. Но между тем, случаются моменты, когда проблема оказывается действительно велика настолько, что ты не знаешь, можешь ли ты справиться с ней. Вроде «что именно произошло?» Но все-таки ты хочешь продолжить и открыть следующую карту, даже если она сулит конец игры — ты все-таки хочешь узнать, что дальше, и игра не заканчивается. Я думаю, это заботит всех людей, независимо от профессии, просто иногда они переживают моменты, когда все не так, и они не знают, будет ли когда-то снова в порядке. Иногда причина внутри, иногда — в том, что ты сталкиваешься с тем, к чему не готов или твой партнерский шаблон полностью развалился и земля ушла у тебя из под ног из-за крупного длительного проекта. Такие вещи случаются, но вещи такого рода ты не будешь афишировать. То, что со стороны может показаться почти сказочной историей успеха, ты знаешь изнутри — и знаешь его горькую цену.
Бывают такие дни, когда мне кажется, что я не могу ничего сделать, ничего не получается, и что больше я вообще никогда ничего сделать не смогу. Это - просто проходящие фазы, и в другой день, или в другой ситуации, можешь почувствовать себя совершенно иначе. И из этого можно извлечь вот что: если ты начинаешь что-нибудь делать, но в какой-то момент чувствуешь оцепенение, или недостаток энергии на это "что-нибудь", - оно всё равно куда-нибудь ведёт, если просто продолжаешь идти.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 15 комментариев
Мне очень трудно найти работу по моему вкусу. Возможно, что я невнимательно ищу или же попросту ищу не там, где надо. Это большая редкость, если я нахожу нечто, что мне действительно нравится, что заинтересовывает меня и заставляет читать до самого конца. Сейчас глубины очень мало; возможно, что эта глубина просто у каждого своя...

Так вот: когда я нахожу эту прекрасную жемчужину, по-настоящему увлекаюсь ею и подписываюсь на автора, я автоматически становлюсь подписанной и на комментарии. Отзывы приходят разные. В основном положительные. Но каково же мое удивление, когда к практически идеальной работе приходят отзывы негативные, да еще и с какой яростной окраской! Сейчас я попробую объяснить, что же в них такого сомнительного.

Как всем заядлым читателям известно, существуют так называемые Йунные Авторы, только ступающие на дорогу писательства и делающие достаточно много ошибок. Но также не следует забывать и о Великих КрИтИкАх, считающих за должное доковыряться даже до самой идеальной работы и все-таки показать автору, что «вот вы не правы; все бы хорошо, но...»

В конструктивной критике ничего плохого нет, она даже в высшей степени полезна, но только с тем условием, если критик сам способен выдержать установленную им планку, если он дорос хотя бы до уровня того автора, о котором отзывается нелестно. Одно дело ─ когда ты помогаешь автору справиться с ошибками (любыми: логическими, орфографическими, пунктуационными), и совсем другое ─ когда ты целенаправленно втаптываешь его в грязь. Зачем ты это делаешь, Великий КрИтИк? Чтобы поднять свою самооценку за счет чужого провала? Чтобы пропиариться и собрать подписчиков? Или просто так, от нечего делать?

Набрела я недавно на несколько примеров вот такой вот критики. Первый безобидный по своей сути. Читатель говорит автору о своих впечатлениях от работы и признает, что написано на высшем уровне. Казалось бы, почему бы не остановиться? Но нет: надо в конце, как точку, написать, что «вот все хорошо, кроме одного: в каноне герой смеется дружелюбно, а у вас ─ истерически... А так все хорошо. Не было бы этого недочета ─ было бы все вообще идеально». :D

Ну, вот ты видишь, что человек талантлив. Сам писал отзыв неделю, придумывал, что бы такого написать: видно, что тебе несвойственно употребление тех слов, которые ты настрочил. Но надо же работу сделать неидеальной. Хоть с одним мелким недочетом, но сделать. Зачем это? Думаешь, ты один заметил, что герой смеется не так? Просто другие увидели, что «пролился соус», и смолчали. Потому что на фоне всего произведения эта оплошность выглядит крайне мизерной.

Негативный отзыв номер два. Такого вида: «Ужасное произведение. Написано отвратительно, клянусь Родиной! Не читайте!» P.S. Это я смягчила раза в три, если что.

Возможно, работа слабенькая. Человек не планирует становиться профессиональным писателем, он пишет временно, для себя, но от души. У него есть читатели (среди которых, ─ внимание! ─ критики хорошие, разумные, адекватные, которых боятся другие авторы и т.д.)

Заходим на страницу этого Умнейшего КрИтИкА. Хоп! А у него тоже есть свои работы. Хм, наверное, хорошего качества... И как вы думаете? Да по-моему, они еще хуже той работы, которая была полита грязью. Facepalm.

К чему были все эти старания, если твои собственные произведения не дотягивают до нормального уровня? Хочется показать себя человеком, который разбирается в литературных делах? Тогда бери книгу Достоевского в руки и читай, читай, читай... Улучшай свое мастерство. Зачем ты тратишь свое драгоценное время на недостойных, по твоему мнению, авторов? Не задерживайся на достигнутом, учись.

Не нравится ─ проходи мимо. Нравится ─ оцени, помоги автору исправить ошибки, помоги ему вырасти! Но, если твоя единственная цель ─ унизить другого, доказать, что он бездарный, полить грязью, задумайся: а может, ты выливаешь на него то недовольство, которое вынашиваешь к себе самому? Может, ты понимаешь, что твои работы не так хороши, как хотелось бы, вот и начинаешь доказывать самому себе, что есть похуже?

Остановись. Не порть другим людям настроение. Иначе будешь подходить под фразу: «Критик ─ это тот, кто указывает автору, как бы он поступил на его месте, если бы... МОГ».

#немного_о_Великих_КрИтИкАх
Свернуть сообщение
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть