↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Ormona
14 октября 2017
Aa Aa
#рецензия
Lawnmowerman vs Pinhead, или Любой ад за ваши деньги

(рецензия на оридж Кое-что очень задорого авторов Константин_НеЦиолковский и читатель 1111)

Благодаря масскульту при упоминании о виртуальной реальности наше сознание мгновенно рисует мемалистичные картинки из «Матрицы» и других голливудских блокбастеров (нужное дописать). Лично у меня со времен прорывного в этом смысле НФ-ужастика «The Lawnmower Man» сложилось впечатление, что человечество поделилось на две неравные части. Одна, меньшая — это творцы. Люди, открывающие новые горизонты сознания перед человечеством. Вторая — естественно, большая — это потребители. Им и хочется, и колется. Хочется, потому что и кошке любопытно. Колется — потому что все мы немного (а скорее много) ханжи и ксенофобы. Мы хотели бы, чтобы за нас вкалывали роботы, но при этом смертельно боимся восстания машин, бунта собственных творений, потому что у самих, как известно, рыльце в пушку. Что, конечно, тоже посеяно нескончаемым количеством киноподелок разной степени ценности и масштабов.

Но в данном случае речь не об этом. Будь этот рассказ очередной штамповкой на тему Киберфранкенштейна, я, скорее всего, не прочла бы его взахлеб, затянутая в сюжет буквально с первых абзацев, и уж точно отказалась бы от мысли написать на него рецензию. Поскольку мастерство тут видно, а значит, что и с другим сюжетом написано было бы не хуже, а вот критиковать содержание только на том основании, что оно не понравилось лично мне, я не считаю делом достойным. Во всяком случае, это чисто моя установка, не примите за навязывание — каждый решает это для себя.

В рассказе, о котором я хочу поговорить, речь идет как раз о людях. Об обычных, самых обычных людях без особенной привязки к локации и времени. По каким-то косвенным приметам мы можем лишь догадываться, что это, возможно, где-то в России или одной из стран бывшего СНГ. Хотя на самом деле оно и неважно. Время? Видимо, относительно недалекое будущее: бумажная литература еще существует, но технологии уже позволяют оцифровать сознание и переместить личность в общее информационное пространство посредством компьютерной программы под названием «Нейросеть». В первый момент я подумала, что речь идет об ИНС, и воображение сразу нарисовало картинку, обработанную такой программой — Сальвадор Дали плакал бы в сторонке. Но нет, это оказалась не ИНС, а именно подобие Матрицы — идеально проработанная искусственная параллельная реальность, куда клиент, заплатив определенную сумму, может интегрировать свою личность. Причем по выбору: это пробная версия, это на какое-то не слишком длительное время, это навсегда, до конца жизни, необратимо. Любопытно то, что это вовсе не «глюки сумасшедшего» и нисколько не напоминает наркоманию и прочие подобные способы ухода человека от реальности. Лично мне, в прошлом геймеру с небольшим опытом в онлайновых играх, «Нейросеть» больше всего напомнила многопользовательский проект, где ты можешь взаимодействовать с другими игроками, но при этом выбираешь некоторые базовые данные и саму игру, где будешь участвовать, по собственному вкусу. А возможности «Нейросети» почти безграничны: плати, и воздастся тебе.

Безусловно, в таких сетях зависают вне зависимости от физического состояния, но в рассказе авторы играют на хардкорном уровне. Их героиня — инвалид, ее увечье врожденное, и она настолько зациклена на нем и на своем внутреннем переживании, связанном с этим обстоятельством, что ни о чем больше не желает и думать.

Если вы думаете, что неполноценность (не психическая — физическая) героини будет использована в рассказе для того, чтобы заставить читателя посочувствовать героине и пожалеть ее, то ошибетесь снова. Нет, само собой, подключенный к повествованию, ты начинаешь ей сопереживать, и не потому что она вся такая бедная и несчастная, а потому что такое самоощущение вполне может быть и у физически здорового человека, который воспитывался в условиях «завышенного ожидания» со стороны родителей. Получалось так, что властный и целеустремленный отец никак не может смириться с «пятном в биографии», которое являет собой дочь-инвалид. То есть так это преподносится через фокус самой Элизы. Интересное, кстати, имя — думаю, авторы выбрали его неслучайно, хотя могу и ошибаться.

Элиза при своем непомерном ЧСВ, как мне кажется, вообще страдает комплексом «крошки Цахеса» — уродливого и вечно всех критикующего, завистливого и всем недовольного карлика, которому не помогло даже волшебство феи и благосклонность сильных мира сего. Она и мнит свое интеллектуальное превосходство над другими, и в то же время чувствует свою ущербность (но замечу сразу: ущербность эта отнюдь не физическая, и подсознательно, похоже, героиня это понимает). Безвольная, бесхарактерная Элиза завидует не только глупой соседке, побывавшей в «Нейросети», но и более успешной младшей сестре. Поэтому постепенно от сочувствия к героине не остается и следа: серия поступков, совершаемых ею — причем при полном материальном благополучии, которым она была окружена с детства и никогда ни в чем не нуждалась, — постепенно вызывает к ней неприязнь. И, читая, начинаешь думать: интересно, как же авторы, не погрешив против логики, сумеют привести ситуацию к катарсису, когда она «прозреет и исправится»? Ну-ну.

Несколько раз сюжетные развилки уводили меня как читателя в ловушку, и это было забавно. Например, намек на знаменитейшее клише «любовь всё исцелит» и «вместе весело шагать по просторам». И тут же как холодный душ: эта линия обрывается, толком и не начавшись.

Забегая вперед, признаюсь, что именно эта непредсказуемость мне больше всего и понравилась. Хотя нет, тут вообще сложно вычленить, что больше, а что меньше. Воплощение столь же мастерское, сколь и идея. Всё подано именно так, чтобы работать на образы и на сюжет, без размазывания мыслей по килобайтам. А самое главное — нет исчерпанности темы. Ты закрываешь рассказ и ловишь себя на том, что продолжаешь о нем думать. Что если на самом деле там было всё не так, а эдак? Что если Алекс был не тем, за кого себя выдавал? Ведь это можно развернуть и под другим углом, не так ли? Искусно созданная западня, искусно отыгранный сценарий. Как там в песенке Кота и Лисы из «Буратино»: «На дурака не нужен нож: ему с три короба наврешь — и делай с ним, что хошь». То, что он не сказал всего, также можно трактовать двояко, не правда ли? «Он не имел права разглашать» и «он имел другую цель и потому не собирался разглашать». Кто знает. Но лично меня этот вопрос очень сильно заинтриговал.

И в итоге что получается? Закон не нарушал никто. Мало ли сколько сварливых девиц втайне ненавидят окружающих? Кому, кроме себя, они вредят? Юридически — никому. Мало ли разных увеселений придумывают разработчики различных игр? Да несть числа. В случае чего всегда можно поставить возрастную метку, чтобы не лезли те, за чью глупость потом придется отвечать перед законом. А остальное, совершеннолетние ребята, это ваше личное дело. Всё, казалось бы, здесь происходит в рамках житейских будней, никакого криминала, мистики. Просто столкновение множества интересов. Социум такой социум. Вроде бы никто и не виноват. Вроде бы номинально соблюдены все правовые нормы. А результат?..

«Наверное, это и есть свобода — не думать о последствиях...»

Увы, но мы лишены именно этой свободы. В этой и в любой иной жизни, если таковые существуют.
14 октября 2017
7 комментариев
Ничего себе пост о творении сумрачного негения и нейросети Новосибирского государственного.
Пойду тоже почитаю!
Спасибо!
Это было великолепно!
Больше всяких ожиданий!
В последнее время нам с читателем 1111 везет на умных и думающих читателей.
А вы в вашей рецензии угадали все повороты авторской мысли, раскрыли все задумки, которые мы пытались реализовать, словно вместе с нами обсуждали сюжет. И это здорово))

"...речь идет как раз о людях. Об обычных, самых обычных людях без особенной привязки к локации и времени." - вот за это отдельное спасибо.
Да, люди остаются просто людьми вне зависимости от времени, в котором живут, и во все времена хотят чего-то большего, мечтают, ищут себя. Люди обыкновенные - не плохие и не хорошие. Просто люди. Лично я люблю писать именно про людей.
Еще раз спасибо!
Ormona
Джин Би
Приятного чтения!

Константин_НеЦиолковский
Я вообще люблю именно социальную фантастику. Не обязательно о том мире, который мне знаком, это было бы слишком ограниченно. Но, допустим, если выбирать между "Звездными войнами" и "Цивилизацией статуса", я выберу "Цивилизацию статуса". Хотя, в сущности, то и другое - фантастика о совершенно иных мирах. Только проблематика ЗВ слишком далека от меня в принципе, а вот произведение Шекли - как раз наоборот.
Ormona
ЗВ тоже можно напичкать решением социальных проблем))
я как раз пишу по ЗВ.
и для меня ситхи и джедаи прежде всего люди, способные на поступки, а уж потом ногебаторы))
Ormona
Константин_НеЦиолковский
Ну вот если прописать - другое дело. А то, как оно в каноне, я практически не воспринимаю. Просто, тупо, не понимаю - кто там куда, чего, как и зачем. Причем было много подходов, пыталась разобраться. Но бесполезно - не моя трава, наверное.
Ormona
может, и так))
на вкус и цвет, как говорится.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть