↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lados
12 июля 2018
Aa Aa
#средневековье_вид_сбоку
Прокрастинируя вместо того, чтобы писать следующую часть серии, копался в теме Реформации вообще и в частности того, что она привнесла в европейский идеологический пейзаж (ответ: народную религию, и это было ужасно).

Но наткнулся на трогательный эпизод: в нескольких городах знатные мужи, в основном дворяне и гильдейская верхушка, активно схлёстывались с городскими и церковными советами ради сохранения монастырей.
Зачем?
Чтобы предоставить дочерям возможность выбора. Без монастырей им оставалось только замужество.
12 июля 2018
39 комментариев из 56
Читатель 1111 , то, что она была из дворян, оспаривается, как минимум тем, что бегинки в принципе недворянская община.

И почему дворянкам должно было быть плохо в монастыре?
Lados
Потому что дворяне живут лучше. им больше терять. Ну не совсем тот пример . Но армия. городскому мальчику из хорошей семьи там однозначно плохо будет. ну а пацану с райЕна может и неплохо... Да и просто из бедняков....
Читатель 1111 , но монахиня-дворянка и в монастыре будет со своим шелком, бархатом и дорогими книгами))
И потом, она приобретает больше, чем теряет.
Lados
а у дворянок в монастыре еще и возможность карьерного роста есть)
Hannanana , именно)
Lados
что например приобретает? Нет по ссылке выше это действительно Вера. тут понятно. но не все же такие? А что приобретает обычная среднестатистическая дворянка? Не сильно верующая. не больше чем ее не пошедшие в монастырь землячки?
Hannanana
Аббатиса одна)))
Lados
А можно заметку как жили монахини в средние века?
Читатель 1111
относительную свободу
опять же, все упирается не только в соц. положение, но и в связи и богатство
она может хоть книжки читать, хоть вино хлестать, хоть с мужиками вечерничать
хочет - может экономикой/ремеслами рулить, интриги и проч. прилагаются
ну, само собой, мужа официального и признанных детей у нее не будет, но оно в рамках средневековья какт окупается
Читатель 1111 , свободу самовыражения, возможность стать голосом, к которому прислушаются многие, толковать религиозные вопросы, учить людей и прочая. Например.
Плюс аббатиса одна, но монастырей-то много - и переходы из одного в другой с повышением были не редкость. А есть еще ключница, экономка, начальница писчей палаты...
Hannanana
Lados
ага...
Lados
еще иметь в виду, что в монастырях занимались всяким промыслом: шили, переписывали книги, делали масло/вино и т.д.
т.е. производство и торговля тож
Hannanana , да масса дел.
И причём монахини были более-менее свободны и независимы в своих решениях, что и как они делают.
В отличие от позднесредневекового/ранне-нововременного брака, где женщина фактически не имела вообще никаких реальных или хотя бы формальных прав на самостоятельность.
В таких ваших постах комментарии бывают интереснее самого поста. :) А каким образом эти борющиеся мужи сочетали монастыри с протестантизмом?
Incognito12 , подозреваю, они были не то, чтобы очень религиозными протестантами))
Это же Германия и принцип "чья власть, того и вера".
Incognito12
Погглил... есть монастыри в протестанстве. https://www.protestant.ru/news/church/ofchrist/article/1379647
Читатель 1111, а саму статью вы читали? Это не совсем монастырь.
Incognito12
Вы об этом?
Разница обетов в коммунитете в том, что они не обязательно вечные и человек может посвятить себя для служения на определенное время (месяцев, лет и т.д.), после чего вернуться к обычной жизни, или остаться в коммунитете.
ну так в буддизме тоже. В Тайланде например каждый мужчина должен побыть монахом. ( Хотя бы неделю)
Читатель 1111, да, я про это. А если погуглить ещё пять минут, то выяснится, что к практике типа монастырской стали возвращаться в 20 веке.
Ксения Шелкова
Очень интересная беседа, прочитала взахлеб!
Lados, спасибо, что делитесь своими знаниями.
> но монахиня-дворянка и в монастыре будет со своим шелком, бархатом и дорогими книгами))
Вот это поворот. До этого я полагал, что обет бедности таки работал в монастырях.
Хотя действительно, с чего бы?..

[inb4 меня просветят, что этот обет - очередной миф, хех =-) ]
StragaSevera , ну, как сказать...
Первый пункт - это, конечно, обеты обетами, а жизнь - жизнью. Так-то обет целомудрия тоже все давали, но это не мешало желающим задорно трахаться. Но эти случаи всё-таки преследовались по каноническому праву, просто... редко.

Второй - это то, что, на удивление, обета бедности не давали большинство католических монахинь. Они принимали обеты постоянства (не покидать монастырь без приказа свыше), послушания и отказа от мирской жизни. Последнее формально включало целомудрие и нестяжание, но многие считали, что это "несчитово". Обет бедности приносили только нищенствующие ордена.

Третий - это то, что даже при соблюдении обета, монахиня в богатом монастыре разделяет это богатство, оно никуда не девается, просто делится между участницами общины. Естественно, поскольку это не современность, делится не совсем поровну, а "по справедливости" (кто знатней - тому и тапки).
> Первый пункт - это, конечно, обеты обетами, а жизнь - жизнью.
Согласен, но я полагал, что во-первых, в монастырях контролировать проще, а во-вторых, прятать его нарушение сложнее, чем нарушение обета целомудрия.

Спасибо за объяснение =-)
StragaSevera , вопрос всегда был в том, заинтересовано ли было начальство в строгом соблюдении данного обета (как, впрочем, и обета целомудрия). Периодически монастыри организовывались как та ещё телемская обитель из Рабле - что он, в общем-то, и высмеял: уютно отгороженные от всего мира места, где приличные люди могут тихо жить в своё удовольствие, обслуживаемые неприличными людьми.

Нищенствующие ордена с их суровыми правилами не на пустом месте появились)
Lados
Гм. А ещё ходили слухи что в раннем средневековье были общие монастыри..
Читатель 1111 , что значит слухи? Это не слухи, это реальность.
У нас, например, эта практика оставалась гораздо дольше - вон, родители Сергия Радонежского именно в такой монастырь ушли.
Что интересно, как раз там обычно никакого разврата не творилось, потому что люди не для разврата туда уходили.
Lados
В таком монастыре и я б прожила: тихо, природа, вокруг приятные и богобоязненные люди, здоровое питание и хорошие погреба, много книг...
Чоб не жить...
Lados
Любопытно....
> Что интересно, как раз там обычно никакого разврата не творилось, потому что люди не для разврата туда уходили.
Э-м-м. Подразумевается, что развратники почему-то предпочитали монастыри сингл-гендерные? Как-то это не очень кореллирует с распространенностью гомосексуальности по популяции...
StragaSevera , вопрос не в этом, вопрос в мотивации.
В общие монастыри как правило отправлялись немолодые супруги, решившие остаток жизни провести в служении Богу, вдовы, вдовцы, очень редко юноши или девушки. И мотивация там была именно осознанно религиозная.
Монастырь же классический очень часто привлекал людей (и как правило - молодых людей) по далёким от религии причинам: карьера, свобода, самореализация, образование... это всё хорошие, достойные цели, но они никак не способствуют подавлению определённых желаний. Более того, если девушка хотела секса без обязательств и при этом без клейма гулящей, она тоже часто отправлялась в монастырь: слуг мужеска пола там хватало, а монашеское звание вроде как "защищало" от подозрений. (Ну, и ситуативный гомосексуализм никто не отменяет, судя по количеству разговоров о нём в монашеских наставлениях.)
> В общие монастыри как правило отправлялись немолодые супруги, решившие остаток жизни провести в служении Богу, вдовы, вдовцы, очень редко юноши или девушки.
А, собственно, почему именно так?
Lados
й. Более того, если девушка хотела секса без обязательств и при этом без клейма гулящей, она тоже часто отправлялась в монастырь: слуг мужеска пола там хватало, а монашеское звание вроде как "защищало" от подозрений.
О!!!
StragaSevera , потому что общие монастыри таким образом основывались: несколько семейных пар решало жить вместе по какому-нибудь монашескому уставу. Соответственно, новопришедших они принимали подходящих им по духу и способных вписаться в коллектив.
Lados
Любопытно, спасибо.
Lados
Хм. А монастыри.. В принципе они могли заменить дома престарелых?
Читатель 1111 , зачем?
О престарелых заботились в семье, она для того и существовала. А о тех, о ком некому было заботиться, заботились в специальных "домах призрения" для стариков и сирот.
В монастыре, как ни странно, надо очень много и постоянно работать.
Lados
Ясно... Но старики... они много не наработают при всем желании...
Читатель 1111 , именно.
Поэтому монастыри и не становились прибежищем для стариков. Некоторые богатые монастыри имели отдельно "дом престарелых" на своей территории, но это чисто благотворительность, потому что пользы от этих людей не было никакой.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть