↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
5 августа 2018
Aa Aa
#литература #ex_libris #пиар
По следам недавнего поста Lasse Maja
Нобелевская премия по литературе чем дальше, тем больше стала съезжать в конъюнктуру *печаль*… Просто для самоутешения хочется помянуть кого-нибудь из писателей, которые оказались в нобелевском списке по заслугам, как ни посмотри.
1928 – Сигрид Унсет. С формулировкой: «за запоминающееся описание скандинавского средневековья».
Есть, конечно, и более близкие во времени достойные авторы. Но почему именно это – аж 90-летней давности – вспомнилось: часто приходит на ум по самым разным поводам (когда спрашивают люди, желающие почитать что-то «про историю», «про любовь» или просто «интересное») эпопея «Кристин, дочь Лавранса». В Международный год женщины она была издана во Франции в качестве «книги года».
Это норвежское средневековье, 1310-1349 гг. Сразу могу предупредить: книга однозначно не зайдет тем, у кого аллергия на многотомье (1100 страниц!) и кто не приемлет отсутствия классического хэппи-энда. Не потому, что героям не задалось счастье: там есть и счастье, и беды, и вообще все, что хотите; а просто потому, что «все огни в конце концов догорают…». В общем, это очень честная книга. (Помнится, В.Скотт в предисловии к «Айвенго» писал: опасно подсовывать читателям - особенно молодым - роковую доктрину, согласно которой чистота поведения и принципов неизменно награждается исполнением желаний.)
Героиня – сильная женщина, которая проходит несломленной свой нелегкий жизненный путь. Когда человек (даже такого типа) написан правдиво, он никогда не уложится в рамки шаблона, амплуа: короче, не станет Мери-Сью. Кристин совершенно непохожа на других «сильных» героинь мировой литературы (и все они тоже разные): Джейн Эйр, Консуэло, Наташа Ростова, Бекки Шарп, Аннета Ривьер, Скарлетт О’Хара…
В романе мощный, со знанием дела выписанный исторический фон: свары знатных родов, поединки, государственные заговоры, катастрофы, эпидемии; колоритнейший скандинавский быт «темных» веков и даже магия (ну, покушения на нее, во всяком случае)... Персонажи - не переряженные наши современники: они думают и действуют как люди средневековья. Но чувства их - то, что ведет их по жизни и составляет главное в ней, – это вечное; это то, что руководит людьми и сегодня, и всегда. Герои Унсет через всю жизнь проносят любовь-страсть – ту любовь, которая смешана с множеством других чувств (и среди них – глубоко тлеющая обида, временами близкая к ненависти). И (опять-таки вопреки романным шаблонам) законный брак здесь – это не конец, а начало главного.
Если я говорю про героиню, это не значит, будто герой здесь менее интересен и своеобразен (кто читал, помнит). Вдобавок, персонажи первого плана не заслоняют собой персонажей плана второго. Тут есть и драматический «треугольник», и горький вывод: «Можно отнять чужое добро, но доли чужой не отберешь»… И много других истин придется Кристин и Эрленду – как и всем людям – кристаллизовать из собственного опыта. У них будут друзья, будут и враги, - но все-таки (так ли уж неожиданно?) больше всего боли причинит любимый человек, а главное сражение каждому придется вести с самим собой…
Кстати, кому такой вариант ближе: у С.Унсет есть и эпопея, в центре которой – мужской персонаж: «Улав, сын Аудуна из Хествикена» и «Улав, сын Аудуна, и его дети». Она (на мой взгляд) ничуть не слабее и отличается теми же достоинствами.
А красоты ради – обложки норвежского издания:
5 августа 2018
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть