↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
21 июня 2021
Aa Aa
Когда сумасшествие это слишком просто
Один из моих любимых фиков Медуза благодаря флэшмобу и Reyvien обзавёлся аудиоверсией. Что безумно прекрасно само по себе, спасибо флэшмобу и декламаторам.
А мне самое время обратиться к рубрике #песня_за_кадром и вспомнить, из чего родился этот странный психодел.
Признание первое: это должен был быть гет.
Признание второе: я собиралась писать на "I Believe" по заготовке.
Мне хотелось писать о Луне Лавгуд, шизофрении и любви, неотличимой от смерти. Так и родился первый монолог:

Ночь пахнет мокрым батистом, илом и шершавыми камнями. Я иду босиком, пытаясь замёрзнуть, но я забыл, на что похож воздух. Темнота хлюпает, заливает с головой, целует мокрыми губами лёгкие, и только высоко в небе рыхлая, творожистая луна, как медуза, медленно плывёт к северу.
Ты называешь меня сумасшедшим, но это слишком просто. Я видел, кто ты на самом деле. У тебя тридцать семь теней и миллионы рук. В одной ты держишь зеркало, в другой — веер, в третьей — нож, в четвёртой — зонтик от солнца, вытканный нитями слёз, спускающимися до земли, как вуаль. Остальные руки держат маски и на каждой, в самом центре лба, — поцелуй мертвеца. Скоро у тебя будет ещё одна маска. Я скребу лицо ногтями, но никак не могу её снять. Возможно, если бы я сумел отдать её тебе, ты бы оставила меня в живых, и я снова научился бы дышать ветром.
На деревьях вместо листьев — полосы водорослей. В облаках плавают перевёрнутые рыбы с глазами детей и преступников. Ты утопила солнце в воде, а из струй пара связала сеть, в которую поймала ветер. Теперь у нас всегда ночь. Нельзя разжимать губы, иначе воздух уйдет, и я не смогу всплыть. В траве сидят голые зелёные гадюки и держат меня за ноги. Я лёгкий и прозрачный, но я стою на дне, потому что их скользкие зелёные хвосты обвили мои лодыжки. Я кричу, не разжимая губ

Но на конкурсе оказалось, что единственным пейрингом с Луной в заявках был Луна / Джинни. "Ну что же, - подумала я, - при низком рейтинге разницы не будет". Сменила окончания мужского рода на женский и призадумалась. Меня очаровала их противоположность. Красное и белое, солнце и луна, огонь и вода. Любовь, больше похожая на войну, притяжение и отталкивание страшно непохожих и взаимосвязанных существ. Лето и зима.
Так и получилось, что мысленным саундтреком к этой работе стала "Земля" группы "Маша и Медведи". Кстати, когда они не пели про Любочку, то вполне хорошо смотрелись в качестве импортозамещения Garbage (да-да, рок-коллективы с женским вокалом того времени клянутся и божатся, что ориентировались на Guano Apes, но Ширли Мэнсон просвечивает из их постеров, стиля и текстов куда явственней).
"Земля" была эдакой мрачно-ласковой садомазохистской балладой немного в духе "Milk" (не кидайтесь тапками, немного в духе и по моей личной имхе) и особенно запомнилась мне рефреном "такая любовь убьёт мир".

Всё сошлось прекрасно. Ведь (и это отмечала ещё приснопамятная Шпильрейн) видение отношений шизофреником (а даже и шизоидом) именно таково: жертва. Гибель. Шаг с башни вниз.
NB: Шизоид - тип характера, в отличие от шизофрении - не болезнь. Никакого бреда, никаких галлюцинаций, критическое мышление сохранно и т.п. Шизофрения похожа на шизоидность, как гора на холм, можно условно сказать, что она эдакая доведённая до абсурда метафора шизоидности. Но некоторое сходство в видении мира между ними всё же имеется. Например, для шизоидов тоже характерна метафоричность и стихийная ассоциативность мышления, причём ассоциации нетипичные. Шизоиды испытывают повышенный интерес к мистике, религии и всему "за гранью", иногда склонны к конспирологии и "синдрому поиска глубокого смысла". Плюс, шизофреник до начала болезни довольно часто имеет именно шизоидный тип личности. Подробнее - в гугле, но главное не путайте )))
Шизоид - это история про границы. Между собой и миром, собой и другими, личным и общественным, между прошлым, настоящим и будущим, эмоциями и разумом... Шизоиды впечатлительны, поэтому очень легко утрачивают позицию наблюдателя, "растворяются" в явлении. А утратить позицию наблюдателя до конца = перестать быть собой, перестать ощущать и осознавать себя = как бы "умереть".
Поэтому шизоиды со временем учатся выстраивать границы, но всё равно подозревают, что те слишком хрупки и вот-вот разлетятся на осколки от малейшего прикосновения. Им всё слишком. Громко. Ярко. Сильно. Быстро. Это захватывает и даёт ощущение полноты жизни, но грозит утратой себя.
И как вступать в отношения при таких вводных? А эмоции у них есть. Ещё какие. Не каждый может в это вот так просто поверить: на вид шизоиды довольно нейтральные и отстранённые, - но это так.
Пойманные между боязнью одиночества и боязнью утраты себя, они воспринимают сближение с другим как своеобразное жертвоприношение. Которое, конечно, "стоит свеч", ежели любовь настоящая. Но только тогда. Романтично, правда? (спойлер: не очень). Есть ещё другой путь: в принципе вступать в отношения только когда спокойно и безопасно, когда сердце не дрогнет ("мне нравится, что вы больны не мной"). Но хочется-то другого...

Луна для меня как модель шизоидной личности значит очень много. И поэтому в фике появляется тема этого бегства от отношений, которые оказались "слишком", это ощущение тяжести вместо лёгкости, которое пригвождает к месту и лишает свободы. Казалось бы, в "Медузе" нормальность и ненормальность инвертированы: ведь с ума сходит Джинни, - но это как раз старое наблюдение психиатров. Шизофрения как бы "заразна", пообщавшийся с шизофреником может испытать схожие симптомы и даже сам сойти с ума.
Я постаралась пройти по грани недосказанности, какую увидела в каноне: нормальна ли Луна или нет? "Издевается" или "ей место в одной из соседних палат" - как сказано устами психиатра?

Одним из симптомов шизофрении может являться "дереализация": окружающий мир кажется искусственным, люди и животные напоминают марионетки. Всё видится и слышится "как сквозь воду" или "как из-за стекла". Интересно, что творчество шизоидов также часто вращается вокруг дилеммы искусственности / естественности (маски, куклы, театр, цирк), изобилуя "водными" и "стеклянными" метафорами (с переходной метафорой льда). Также во многих произведениях авторов-шизоидов есть напряжённая потребность "по настоящему жить", противопоставленная жизни как будто на автомате, "мимо жизни". Я собираю подобные примеры, поэтому успела накопить внушительную коллекцию, где и книги, и фильмы, и музыка.
Скажем, К.С.Сафон, с его зданиями "чем-то напоминающими затопленную теплицу" и историями про кукол и автоматы.
Или Борис Поплавский с снами о затонувших городах и стеклянных домах, с его завороженностью граммофонами и механическими пианино.
Текст песни группы "Пикник" под названием "Кукла с человеческим лицом", где есть и оживающий манекен, и стеклянная витрина, и стремление получить искру жизни.
- и таких произведений масса.
Одним словом, "Smoke and the mirrors", "Дым и зеркала", как говорят англичане.

Конечно, эту идею я тоже постаралась вписать в фик. Стекла там нет, льда тоже, зато подводного колорита хватает. А также парочка старых анекдотов, немного плагиата (с трёх авторов) и сплошная игра слов, без которой шизоид не шизоид.
Борис Поплавский устами своей героини как-то озвучил, что граммофонные вальсы - будто души ненаписанных симфоний, и потому они такие короткие, пронзительно-грустные и зовущие, что написавшие их композиторы понимают - симфонию они не сочинят.
В "Медузе" нашли приют строчки некоторых моих стихов, потому что приблизительно тогда я с ними (стихами) и завязала. Остались только неприкаянные метафоры:
"когда свечу ставят на зеркало и двойная трепещущая тень выводит из-за грани небытия то, что не должно быть сказано" - конечно, это просто оптика: тень от светящегося объекта на зеркале и правда будет двойная - объекта и его отражения. Но меня этот простой факт когда-то поразил.
Под спойлерами стихотворные версии, не любите стихи - пропускайте спойлер.
Кто-то помнит, почему свечу
Никогда на зеркало не ставят.
Потому что сердцем сердце плавит,
Стёкла распуская на парчу.

"Шёпот на изнанке слуха"
Слушай!
Это я шуршу над ухом
Твоим полусонным слухом

"И тогда душа возвращается по собственным следам, чтобы очутиться у себя за спиной"
Легко вернуться, стать собой,
Когда себя не знаешь сам.
Так день крадётся по следам
На мягкой кромке света с тьмой.

#статьи #про_фанфики #про_литературу #про_психологию
21 июня 2021
20 комментариев из 32
flamarina
Я в очередной раз всё перепутал...
WMR
Ну так что вы имели в виду под общим символом?
flamarina
В том моем комменте не было ни слова про общий символ ))
Я лишь упомянул, что всё это - звезды, башни, мосты, воду - можно свести в один общий образ. Литературный) Некое место действия, реальное или фантастическое.
Но да, теоретически и звезды, и башни, и мосты, и воду можно раскрыть также и с аллегорической стороны.
Звезды - высокое и далекое, сияет во тьме, иномирное в нашем мире, лучи-влияние в разные стороны, разум.
Башни - отделенность от окружающего мира, власть и гордость, стремление к небу, скелет.
Мосты - связь, встреча, тонкая грань над пропастью, рукотворное преодоление данного природой, нервы.
Вода - всеобъемлемость и изменчивость, источник жизни и потенциальной погибели, кровь.

Но я в этих вопрос Вам не помощник, ведь символист я откровенно слабый. Так что каких-то особых свежих идей от меня тут ждать не стоит. Я слишком простоват для всего этого ;-)
WMR
Да ладно, хватит скромничать =) Будем мериться "простоватостью"? Ох, я побью любую карту по этой части )))
Ну вот, а я уже понадеялась на некий общий символ =)
flamarina
Ну вот, а я уже понадеялась на некий общий символ =)
В качестве не совсем серьезного варианта могу предложить... взрыв водородной бомбы. Тут Вам и "мосты" (цепная реакция), и "башня" ("гриб" взрыва), и "вода" (дейтерий), и "звезда" (излучение). Только вряд ли этот "общий символ" кому-нибудь по душе придется...
Круто абстрагируете. Честно.
Я не настолько разрушительна ))) хотя кто-нибудь может со мной не согласиться, да...

Отвечая на ваш вопрос о людях и феях, люди умеют имитировать принадлежность. В отличие от фей, обречённых чтить законы.
Культура забавно переплетает колдовство - и религию, консерватизм - и страсть к перемене мест, сентиментальность - и жестокость.
Люди легко "change colours", а духи обязаны отвечать правду на любой вопрос, хоть и пытаются хитрить, но соврать не в силах.
Не разжигая, но... вот вы начали с религиозных служб. Ох как много странных групп людей используют религиозную символику... какая-нибудь часовня "от солнцевской братвы" это ведь не глупость, а реальность. И сколько мистиков и агностиков, которых в более пуристские времена признали бы еретиками, в наше время говорят о себе "крещёный". Феи так не умеют =)
flamarina
Что касается реальных людей, то тут да, я с Вами согласен. И соглашусь, что духи заведомой неправды не скажут. Что же до "обреченности чтить законы"... Здорово, если чтут) Только вот кто скажет, каковы они, эти законы? Очевидно, "Дамам" из Домреми их законы не запрещали ни селиться у источника проточной воды, ни спокойно переносить христианские ритуалы в своей близости. Кстати, если допустить правильность концепции (которую мы уже как-то обсуждали), что "мир в целом един", это не выглядит странным.
WMR
Значит они либо кто-то ещё, либо люди в той местности не верят до конца в символы и сами лишают их силы.

Вы мне напоминаете, что надо бы не болтать, а дописывать "Книгу в бутылке"... вот как раз о феях, воде, границах и законах.
И о "родственниках фей", душах без судьбы, которые не совсем на своём месте, потому что мир "не их".
flamarina
Значит они либо кто-то ещё, либо люди в той местности не верят до конца в символы и сами лишают их силы.
Или они тогда верили в другие символы и иную суть вещей. Не будем забывать, что "Светлые Дамы Домреми" - это XV век, тогда как большинство укоренившихся в нашей культуре представлений о феях/эльфах происходят из трудов фольклористов XIX-XX века. И здесь ещё неизвестно, у кого аутентичнее представления о феях: у лотарингской деревенской девушки XV века или у ученого мужа века XIX.

Удачи в дописывании! Если что, я уже подписан на эту вещь и жду продолжения)
WMR
flamarina
Как я погляжу, любите Вы это дело в своих текстах описывать...

Нет, всё-таки не могу успокоиться ))))
Чисто для протокола: я НЕ фанатею от огня.
У меня были знакомые, которые действительно с детства любили то тополиный пух поджечь, то сложить из прутиков избушку, а потом свечой туда накапать. Может так совпало, но людьми они были нехорошими.
Я от них отличаюсь. Да, я от природы чокнутая, безусловно. Но несколько в другом. В чём говорить не буду, т.к. личное.

А в "Цветах валерианы" образ использован исключительно как метафора прощания с прошлым и входа в новую жизнь без прежних "демонов", которые до этого заставляли человека бессмысленно слоняться по жизни и влипать в странные истории.
flamarina
Спасибо за объяснения. Приравнивать Вас к этим людям я не хотел. Просто я Вас слишком мало знаю (как человека), отсюда и некоторое недопонимание. Извините, если что.
WMR
Не надо извиняться =) м.б. есть и хорошие люди с такими привычками. Просто мне встретились... совсем другие. И как-то сильно запомнились.
flamarina
Ну, поджигание пуха - это довольно опасная забава. Кстати, там, где я рос, этим почему-то никто не занимался, хотя тополя имелись (немного, но пуха они давали достаточно). А зачем свечой капать на "избушку" из прутиков? Чтобы стояла крепче, когда воск застынет?
Да, привычки нехороших людей запоминаются. Вспомниться потом, что такой-то, к примеру, тоже любил вот такой суп - и сразу этого супа как-то и не хочется)
WMR
Нет, чтобы потом горела лучше, потому что прутики были сыроватые.

Ну, мой "родной" населённый пункт был весь засажен тополями, т.к, кроме тополей и полыни там ничего не выживало.
Но за попытку что-то поджечь очень хорошо бы врезали... степь, жара и дизельная котельная приучают к тому, чего нельзя делать никогда.

А вот потом доводилось встречать людей, которые от этого кайфовали. Аж огонёк в глазах (пардон за каламбур) разгорался...
flamarina
Нет, чтобы потом горела лучше, потому что прутики были сыроватые.
Эх, ничего-то я не смыслю в подобных забавах))

Возвращаясь к Вашему посту. Там интересно рассказано о шизоидах, их взгляде на мир (что он им кажется нереальным, искусственным). Вопрос: не свойственно ли им, случаем, видение окружающего как бы в двухмерном формате? Когда люди и вещи временами видятся как из бумаги вырезанными...
WMR
Как вариант, и такое бывает.
Но чаще именно ощущение кукольности / масочности / театральности / условности происходящего.
Есть такой автор, Игнатий Журавлёв. Он в книге с названием, которым можно пугать людей, дерзнувших спросить "А вы что читаете?"... – так вот, он в книге "Пролегомены к теории зонда" рассказывает, почему так.
Если вкратце, то это вопрос частоты обращений к картине мира.
Живое / неживое определяется микродвижениями. Если частота снижена, то объект воспринимается неподвижным дольше. А объект, не совершающий микроизмений с определённой периодичностью воспринимается как искусственный.
Как-то так =)
flamarina
Про микродвижения круто)
К слову, на тему кукольности. Вам знаком фильм "Господин оформитель"?
WMR
Как факт, знаком. Но смотреть я его не смотрела. Пометила себе прочесть книгу. Эдакая тёмная сторона мифа о Галатее?

Судя по тому, что вложено в сюжет, есть некая параллель с второй частью "Песочного человека" Гофмана. И очень, очень отдалённая с "Альрауне" Эверса, недаром имеющей подзаголовок "история одного СУЩЕСТВА", т.к. автор так и не отвечает на вопрос, можно ли назвать главную героиню человеком, или связанные с ней странности – всё же большее, чем совпадение...
flamarina
Пометила себе прочесть книгу.
Вы имеете в виду рассказ Грина "Серый автомобиль"? Если да, то нужно отметить, что с фильмом он имеет мало общего, хотя сам по себе весьма любопытен. В рассказе почти нет пигмалионовского мотива, зато есть рассуждения о механическом (герой даже себя начинает воспринимать как механизм) и о движении людей по диску-Времени к центру-Истине. А ещё там есть описание карточной игры, которое может особо зайти любителям карты Джокер :-)
В "Господине оформителе" мотив Пигмалиона силен. Более того, ГГ ощущает себя соперником Бога, пытаясь создать нечто лучшее, чем тот сотворил. Действие перенесено из гриновской вселенной в Петербург начала 20-го века. Отсюда общая эстетика декаданса. Вообще, в детстве и юности я нередко слышал об этом фильме, но вот посмотреть всё никак не удавалось (по TV редко показывали). Однажды удалось ухватить самую концовку со знаменитой музыкой. Запомнилось - и музыка, и концовка вообще) А полностью посмотрел фильм уже взрослым. В целом нравится :)
WMR
Жаль =) ох уж мне это режиссёрское "я ещё не видел сценария, который не требовал бы доработки..." (реплика персонажа из романа Ирвина Шоу "Две недели в другом городе").
Хотя я понимаю, что если сделать приписку "по мотивам..." и указать нечто классическое, то утвердят быстрее. "Сталкер" aka "Пикник на обочине" передаёт привет...

Я относительно редко смотрю фильмы, даже классику. Угадайте, когда посмотрела "Леон"? Два. Года. Назад.

Чтение как-то предпочтительнее, легче с чем-то совместить...

есть рассуждения о механическом (герой даже себя начинает воспринимать как механизм) и о движении людей по диску-Времени к центру-Истине. А ещё там есть описание карточной игры, которое может особо зайти любителям карты Джокер :-)

Ох, даже так? Ну что же, "надо брать" (с)

* * *
А вообще, кмк, история о Галатее и не могла закончиться хорошо =)

P.s. вчера зацепила на Яндекс дзене историю промо-мистификации с манекеном по имени Синтия. У которой рекламных контрактов было больше, чем у живых "звёзд"... Еще до разговора с вами. Забавно.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть