↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Кьювентри
7 июня 2022
Aa Aa
#упрт #бессмыслица #абсурдизм

    На экране устройства медленно возникали странные символы. Символы, значения коих никто из политиков и военных, присутствующих в главном зале, не понимал до конца.
    Окоззи Бланко прикусил щёку. Его бил липкий ужас, переходящий стремительно в пароксизм паники. Почему именно он приподнял тот проклятый источник ультракоротких волн в предыдущую пятницу? Он мог, вполне мог ведь остаться дома в тот день и играть сам с собою в стрип-покер.
    Это было не единственным мучающим его вопросом.
    Почему буквы, которые мы используем, именно такие, какими мы используем их? Мы привыкли к ним как к спущенной сверху данности, а чуть отличающиеся буквы по типу греческих уже кажутся современному европейцу аномалией — Зловещей Долиной. Но не значит ли это, что если бы Эллада победила Рим в стратегической перспективе, то сейчас нам казалось бы наоборот? Или есть всё-таки объективные законы эргономичности букв, по которым литеры греков — слишком «длинны» и обречены были на поражение?
    «Но где гарантия, что используемые нами ныне буквы — верх эргономики? — думал отчаянно Окоззи, в ледяном поту наблюдая, как на красном табло сменяются одна другой цифры. — Пробовал ли кто-то — на компьютере или как-то ещё — рассчитать более эргономичную модель?»
    Сочетания линий и углов, которые будут быстрее распознаваться и которые будет легче выводить. Которые будут не так зависеть от почерка. Эволюция мемов уже сделала всё возможное здесь — или путь только начинается?
    Главное препятствие здесь, как осознавал Бланко, вовсе не в технических мощностях компьютеров. Главное препятствие — человеческая инертность.
    Мы не можем подстроить календарь и часы под более удобную десятичную систему — хотя способы давно разработаны, но слишком много документов пришлось бы переписывать и слишком много умов переучивать. Мы не можем переучить всех с естественных человеческих языков на какой-нибудь эсперанто — хотя выгоды очевидны, но языковый барьер пересечь не легче, чем географический.
    Подумав об эсперанто, Окоззи недовольно поморщился. «Крышечки над буквами я бы всё же убрал».
    Буквы.
    Они часть нашего сознания и подсознания. Часть нашей прошивки. Можно ли думать, что кто-то осмелится подменить сам базис нашего естества?
    Кто знает, не состоим ли мы сами из них.
    Одна из не дающих покоя философам уже сотню лет древних загадок — это загадка квалиа, загадка природы ощущений.
    Собственную глазную сетчатку ты никогда не увидишь — хотя некоторые скажут, что, наоборот, мы всю жизнь видим лишь только её. Если твоё ощущение красного цвета — это на самом деле «энтрадиолус», «нисходящая астральная эманация божественного абсолюта» или «F-образная комбинация нейронов», тебе в глубине души это ничего не скажет.
    Потому что ты познаёшь ощущения с помощью ощущений. Потому что когда энтрадиолус смотрит на энтрадиолус — или когда нейроны смотрят на нейроны — твой взгляд на нить нейронов рождает лишь ещё одну нить нейронов.
    Ты можешь просто постулировать «нейроны такой-то формы тождественны чувству кислого». Прыжок веры своего рода. Но чтобы доказать это — обосновать — требуется некий выход за рамки системы.
    И тут возникает проблема.
    «Хорошо, хорошо, допустим, наши ощущения — нейронные связи определённой формы. Вернее — не будем углеродно-водными шовинистами — причинно-следственные связи определённой топологической конфигурации. Но почему они, их чувственная суть для себя, их душа, если угодно, так чётко синхронизирована с тем, что они фактически делают?»
    Ну, то есть — почему мы не можем себя ощущать четырёхмерным китом, плавающим по аммиачному океану? Будучи при этом вполне обычными людьми, уплетающими жареную картошку.
    Потому что эволюция отбраковала носителей ложных квалиа?
    Но здесь-то и возникает страшный мистический нюанс. Эволюция не знает ничего о Правде — она отбраковывает лишь отстающее в размножении. Из всех систем квалиа эволюция должна была поощрить наиболее способные к размножению — но не наиболее истинные.
    «В чём проблема? — спросит человек с улицы. — Если ощущения практически нам помогают в результате по жизни, то не всё ли равно?»
    Окоззи Бланко не знал, как это сформулировать.
    Тут надо быть фантастом.
    Обычный человек с улицы не может себе представить, как ощущения могут помогать нам в биологических целях и в то же время обманывать — и чтобы это было впридачу ещё и страшно. Самое большее, что может вообразить себе человек в плане подобной подмены, — это «замену красного цвета на синий, а синего обратно на красный», которая реально на деле ничего бы не изменила и в философском плане была бы бессмысленна.
    Но что, если за пределами твоих лично ощущений, мой друг, твоего узенького кружочка квалиа, на самом деле находятся ангелы, черти и Ктулху с Ньярлатотепом? А всё известное тебе о Земле, человечестве и даже его предыстории — просто «эволюционно отобранная схема квалиа»?
    Отобранная лично для тебя, заметим. Другие же — включая и твоего соседа за стенкой! — могут не знать ничего о Земле, Бритни Спирс и даже вкусе сахара.
    Развитие мозга во многом индивидуально. Если верить нейрофизиологам, то при созревании мозга младенца там ведутся чуть ли не звёздные войны меж клетками. С чего же мы взяли тогда, интересно, что эволюция выдаёт нам всем одинаковые шаблоны квалиа?
    Конечно, здесь есть замкнутый круг в рассуждениях.
    Ссылаясь на нейрофизиологов, я ссылаюсь на ту же картину реальности, на тот пакет квалиа, что пребывает предположительно в твоём, приятель, мозгу. Получается, я всё же верю в тождество пакетов квалиа у разных людей — как минимум хотя бы у нас двоих — или в их достаточную структурную близость?
    Странно было бы, ведь подумай, если бы ты в своей квалиа-иллюзорности читал «Томиннокеров» Кинга, а для самого Кинга в его квалиа-мире этот роман назывался бы «Спиритус ваукти» и был бы вообще не роман, а виноградная статуэтка. Ещё более странно было бы, если бы ты, обмениваясь комментариями о «Томминокерах» с другим читателем, для которого «Томминокеры» выглядят как изумрудный лифт, воспринимал его комментарии об отделке изумрудов лифта как литературные замечания об эпилоге, а он в свою очередь воспринимал бы твой отзыв о привычках героев как замечание о трещине на полу лифта, но при этом вы оба считали бы, что ведёте вполне осмысленный диалог.
    Так что же получается — наши квалиасхемы всё же почти идентичны? По крайней мере, на достаточно высоком иерархическом уровне рассмотрения? Ну, как идентичны могут быть две буквы «А», из которых одна сплетена из сосисок, а другая начерчена углем на песке?
    Не обязательно.
    Есть один феноменальный процесс, по ходу которого человек точно так же способен вложить смысл в бессмысленный шум и превратить хаос в осмысленный диалог.
    Нет, речь не о гадании, не о религии и даже не о политике.
    О сне.
    Процессы в мозгу во время сна определённо более или менее хаотичны, но мы систематически лепим из них нечто осмысленное при восприятии сновидений. В нашем мозгу есть призма, превращающая Хаос в Порядок. Откуда она возникла и кто её в нас поставил, не совсем ясно, но кто сказал, что она не работает наяву?
    Вполне может быть, например, что все мы литературные персонажи.
    Как злосчастный Окоззи Бланко, придуманный только что кем-то, кого обуял ни с того ни с сего странный приступ графомании и абсурдизма.
    Красные цифры на индикаторах табло мигнули. Все в главном зале невольно расслабились, на некоторых лицах появились неуверенные улыбки.
    Пицца была готова.
7 июня 2022
9 комментариев
> чуть отличающиеся буквы по типу греческих уже кажутся
> современному европейцу аномалией — Зловещей Долиной.

1) нет, не кажутся. если он изучал математику и физику хотя бы полным курсом средней школы.
2) метафора "Зловещей Долины" переоценена.
ivan_erohin
1) почему человек не может проходить их и на каждом уроке думать «опять эти дурацкие закорючки, лучше бы человеческие "a" и "b" вместо крякозябровых альф-бет поставили»?
2) думаю, большинство широко распиаренных психологических экспериментов, вроде опыта со схематически нарисованным лицом над пачкой печенья, частично отражают истину, даже если при их постановке нарушилась научная методология. Журналисты пиарят обычно эксперименты, вызывающие у большинства эмоцию «Да, точно, я сам всю жизнь именно это смутно подозревал».
Моссск узбагойся
Фу, брось бяку. Не перечитывай. Не пытайся вникнуть. Плохой Моссск!
Кьювентри
> 1) почему человек не может проходить их и на каждом уроке думать

потому что человек в том возрасте - дурачок, жрет чего дают.
почему гравитационная постоянная - G, а длина волны - "лямбда" ?
потому что так в учебнике, будешь вводить нестандартные обозначения - получишь "2"
и люди не поймут
> Но не значит ли это, что если бы Эллада победила Рим в стратегической перспективе, то сейчас нам казалось бы наоборот? Или есть всё-таки объективные законы эргономичности букв, по которым литеры греков — слишком «длинны» и обречены были на поражение?

в научпопе одном (дома книжка валяется, потом скажу автора и название) оно выводилось от обезьяньей способности разбирать сплетения веток, и приводилась большая и нудная таблица со всякими геометрическими параметрами алфавитов.

Там была довольно специфическая методология (по идее, надо сравнивать не разные письменности, а разные начертания, причем, в идеале, модерна и современности, когда шрифты оторвались от затрат на воспроизведение и стали ориентироваться на читаемость), но вообще идея хороша.

(да, я понимаю, что текст не об этом, просто зацепило)

насчет того же, о чем текст

> Из всех систем квалиа эволюция должна была поощрить наиболее способные к размножению — но не наиболее истинные.
> С чего же мы взяли тогда, интересно, что эволюция выдаёт нам всем одинаковые шаблоны квалиа?

вообще я очень люблю концепции про "один человек видит стол, а другой кенгуру", но тут же все гораздо проще
эволюция выбраковала тех, кто вместо скалы видел облако, а вместо обрыва - реку, и (относительное) единство квалиа и даже общие в нем ошибки обеспечиваются скучным единством физического мира. Квалиа должны быть ему адекватны, передаем привет Вэнсовскому "Возвращению людей".

Но то природа первая, а вот со второй "Футурологический конгресс" можно и попробовать построить.
Показать полностью
Вопрос не только в этом. Да, эволюция должна заставлять нас действовать так, чтобы мы выживали и могли сотрудничать. Но почему наши действия синхронны, чуть ли не тождественны нашим квалиа? Почему нельзя... ну... поступать правильно, а переживать что-то совсем другое?
Что-то вроде «Образы, с которыми мы работаем, не столько элементарные квалиа, сколько структуры из них, а каждое из них по отдельности создаётся внешним раздражителем, так что структура порождает структуру — и есть какая-то инвариантность»?
Может, и так.
Но здесь мне становится интересным уже другой вопрос. Почему так трудно об этом думать? Многие философы, от Пратчетта до Деннетта, при затрагивании таких вопросов начинают шутливо говорить, что-де «обезьяний язык не предназначен», бла-бла, и глаза их закатываются. Но ведь парой абзацев выше мне всё же удалось сформулировать кое-как мысль. И «обезьяний язык» не послужил препятствием. Откуда же ощущение... барьера? При попытках думать на некоторые темы, вроде квалиа или причинности? Как бывший (внештатный) сотрудник SCP-фонда я подозреваю здесь антимеметичность. Возможно, какой-то Зелёный Скульптор наложил психотронные чары, или что-то вроде того.
Но почему наши действия синхронны, чуть ли не тождественны нашим квалиа? Почему нельзя... ну... поступать правильно, а переживать что-то совсем другое?
потому что слишком сложный цирк для этого шапито, эволюции оно просто не нужно (да, зрение нам часто врет, но оно врет либо в целях приспособления выживания, либо из-за побочных эффектов)

ну и скажем так, избыточная активность мозга - а она нужна для того, чтобы постоянно преобразовывать реальный мир в совершенно иррелевантные квалиа - будет видна тупо физически. Даже идеальный обработчик информации будет греться из-за принципа Ландауэра, а уж нейроны-то совершенно точно не термодинамически идеальны. Это как мы судим о устройстве зрения и о том, что часть образов обрабатывает еще до мозга тупо по тому, что оптический нерв слишком сложный и толстый, даже не зная о его конкретных функциях

нет, теоретически можно предположить, что наши квалиа скрывают от нас соответствующие отделы мозга и все их следствия - но это предположение аналогично тому, что наш мир сотворен зловредным Локи, и все может быть ложью.

Почему так трудно об этом думать?
Ээ, а сложно?

P.S. Упомянутая книга - Марк Чангизи, "Революция в зрении"
Показать полностью
Facensearo
Читаю.
Уже на первой трети неумолимые сомнения имени Окоззи Бланко начинают снова терзать мою бессмертную душу...
Кто-то, возможно, возразит, что зеленый это и есть желто-синий, ведь всем известно, что если смешать желтый с синим, получится зеленый. Это так: если физически добавить желтую краску к синей, цвет получившейся смеси с большой вероятностью будет близок к тому, что мы называем зеленым. Но, видя чистый зеленый тон, мы не можем сказать, будто он нам кажется смесью желтого с синим.
Да?..
*вспоминает чтение «Голубой Стрелы» Родари в раннем детстве, того эпизода, где Зелёный Карандаш называет себя кузеном Синего и Жёлтого, и как этот эпизод сразу же стал детскому взгляду без объяснений интуитивно понятен*
Ну да, ну да, пойду я нафиг.
Мне вообще-то зелёный цвет всегда виделся композитным. Ну да, имеющим своё особое эмоциональное воздействие, не сводящееся к смеси воздействий синего и жёлтого, и что с того? Фиолетовый цвет тоже имеет своё уникальное эмоциональное воздействие, но не перестаёт быть смесью красного и синего (ладно, не фиолетовый, а purple, но субъективно это всё равно).
И для меня было шоком в своё время узнать, что для офтальмологии три основных цвета — красный, синий и зелёный. Сразу две эмоции — «А жёлтый куда дели?!» и «А зелёному-то за что такая честь?».
Показать полностью
Другой проблемный момент — книга слишком быстро заканчивается.
Но интересная.
Ответила на много вопросов, которые меня волновали... довольно давно.
Надо будет, пожалуй, покрасить автомобиль в телесный цвет. Может, тогда его будут меньше замечать гаишники.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть