↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal
7 декабря 2023
Aa Aa
СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ #3

Да уж, дали мне задачку на этот раз :)
Сегодня разбираем структуру работы Не сотвори себе женщину автора Viara species.

В конце будет мини соцопрос по формату этой движухи — буду рада обратной связи ;)

Традиционный дисклеймер:
Я не профессионал, просто очень интересующийся. Стараюсь развиваться и углублять свои знания, но они имеют свои лимиты, и субъективный взгляд никто не отменял. Поэтому всех приглашаю к дискуссии!
Цель разборов — изучать вместе построение сюжета истории на живых примерах. Все докапывания и раскореживания совершаются исключительно в образовательных целях, они не обязательно делают работу плохой. А идеальных историй не существует (я сама такие еще не написала :) ).

Пожалуйста, если вы прочитали разбор — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень замотивирует продолжать.

(Кстати, если вдруг кто спросит почему взяла работу в 52 кб, то там большая часть текста - сноски).

Эта история произвела на меня впечатление еще на конкурсе. Она не очень простая для восприятия, но безумно интересная для подобного разбора. Она как готический собор: чем больше смотришь, тем больше видишь.

А еще это крутой пример не совсем сюжетной истории, где автор справился с переплетениями нитей смыслов и развитием конфликта. Поехали.

Глава 1
Венчание


Начнем с эпиграфа.
Всем учёным посвящается.
Нас сразу настраивают на нужную волну. Мне вообще кажется, этот текст — слаженный механизм: здесь все для чего-то нужно.

Но автор сразу заявляет читателю, что не будет с ним сюсюкаться :) Я всегда дотошно разбираю самое начало, и здесь в нас с порога бросают цитаты на латыни :D и историческую сводку. Это необязательно плохо! Просто знайте, такое начало встречает неприветливо.

История начинается с рукоположения — обряда, при котором присваивают духовный сан. Мне нравится контраст, когда сначала называют имя Жака де Бюлле:
Молодой мужчина сжал сухую руку сидевшего рядом отца и, оправив подрясник, медленно подошел к епископу.
А затем главного героя, Клода Фролло:
Четким, неестественно — будто юноша удерживал себя от бега — размеренным шагом он подошел к кафедре. Ему не было нужды медлить — его некому было проводить.
Яркий пример экспозиции персонажа, причем в действии, контексте.

Происходит обряд, молодые люди вступают в Орден Священства.
свидетельствую: они достойны
Знаете, что здесь начинается, а? А? А конфликт начинается :D Очень ненавязчиво нам обозначили тему, с которой будет связано противоборство линий.
— Решитесь ли вы, с помощью Святого Духа…
— Да.
— Решитесь ли вы…
— Да.
Классный прием. Я в нем вижу монотонность и будничность одной стороны и непоколебимую уверенность другой.
В таком случае во власти старого Гильома
Кстати, тоже неплохой прием: мы только только познакомились с героями, возможно их еще не запомнили, но “старый” упрощает нам задачу.
…но Парижской епархии недоставало хороших священников — красноречивых, убедительных и не сующих нос не в свое дело. В конце концов, так ли важно, сколько юбок задерет в своей келье священник, если говорить он будет о благочестии?
Хочу упомянуть обилие сносок. Все относятся к ним по-разному: кому-то ок, кого-то бесят. Поделюсь мнением с позиции структурного разбора: я считаю, что такой объем — это плохо для восприятия. Если вы делаете сноску, значит вы впихнули в работу информацию без экспозиции и намеренно заставляете читателя вникать в то, что скорее всего он не знает, да еще заставляете отвлекаться от сюжета на сухой текст. Я понимаю, что в каких-то моментах без них никак, я не категорически против… но советую добавлять их с умом, а если вам деталь кажется важной — лучше вписать ее в текст.

К истории. Двое молодых людей приносят обет: первый уже подумывает о забавах с женщинами, а про второго шепчут: “Да он фанатик…”:
Страшная мысль пронзила старого епископа. Возможно ли требовать отречения от мира от того, кто воистину отречется? Возможно ли запирать того, кто скорее проглотит ключ, чем отворит дверь?
И тут читатель может уже понять, что название “Не сотвори себе женщину” выбрано ох как неспроста. И да, опять контраст для экспозиции персонажа — классный прием, забирайте :) И выполнен он тут филигранно.
Клоду Фролло представлялось, что он на венчании. Да разве не так оно и было? Ведь принимая сан, человек венчался с самой Церковью.
Далее повествуется, что Фроло с детства шел к исполнению своего предназначения — стать священнослужителем. Довольно элегантно, надо признать, скачки по времени иногда выбивают, но здесь хорошо.
К Церкви — своей возлюбленной невесте. Он уже и сам бы не вспомнил, когда впервые подумал о ней так и почему. Может, потому, что было в этой мысли что-то запретное. Ему не суждено было жениться, жить во грехе, как жили другие школяры, он не хотел и не мог. Но и у него была она — женщина.
Нам дают понять, как велика страсть Фроло, и он нашел выход своим порывам:
Страсть Клода Фролло нужно было удовлетворить, чтобы он не отказался от нее.
…то Наука призвана была дать Фролло то, что ему не могла дать Церковь. Знание.
Днем Клод Фролло учился смирению и прощению. Ночью он выворачивал себе руки, стремясь найти венечный отросток локтевой кости.
И тут мы понимаем, что история с женщиной еще более неоднозначная:
Церковь и Наука сопровождали его повсюду — всегда неразлучны, всегда вместе. Шорох рясы, шелест страниц. Иногда Клоду Фролло казалось даже, что Церковь и Наука — два лика одной женщины.
Нам уже дали задел для конфликта: а предан ли он? Что-то тут не чисто… обычно мы имеем образ “женщины” как противопоставление церкви, нам даже ввернули такой пример с другим священником. А тут оказывается, что и сама церковь может таковой воплотиться…

Только мы насторожились: а не с перебором ли Фроло предан? Автор ведет нас к первому поворотному событию: у него есть еще одна женщина — наука.
В шорохе ее платья Клоду Фролло все еще слышался тихий шелест страниц, и он не заметил, что у его невесты был лишь один лик.
Глава 2
Двуликий Янус

Прохладный апрельский ветер хлестал Сену по заплаканным щекам, и та вымещала обиду на набережных. Черный лик Мадонны, застывшей у стены собора Богоматери, казался еще мрачнее.
Во-первых, это очень образно и красиво. Во-вторых, прекрасное соприкосновение с черным ликом, который уже был в прошлой главе. ОЧЕНЬ хорошо, когда элементы истории перекликаются, да еще не просто так. И добавляем “черный”, “застывший” — очень много можно прочесть между строк.

Нам представляют встречу Фроло и Квазимодо:
— Несчастное... дитя, — пробормотал Клод Фролло, наклоняясь и подхватывая маленького уродца на руки.

— Я возьму его, — решил Фролло.
Нам еще больше раскрывают характер Фроло: он с одной стороны видит перед собой уродливое создание, но с другой находит внутри сострадание. Вновь контраст, вновь противоречие.
И если ему удастся спасти эту убогую душу, вернуть ее свету... Может, своей заботой он искупит все будущие прегрешения маленького негодника, любимого Жеана.
Раскрываесь мотивацию Фроло приютить Квазимодо — возвращаемся к переплетениям нитей: части работают друг с другом. Мы уже знаем к этому моменту, что под опекой у Фроло есть младший брат, нас заочно знакомят и с этим героем.

Следующая часть начинается с того, что Фроло лечит зуб у очень консервативного доктора :D
Еще Плиний Старший писал — чтобы зубная хворь обошла стороной, следует раз в две недели обедать жареной мышью. Вы же ученый человек, отец архидиакон, сами должны уметь…
Фроло и лекарь не договорились:
— Да подите же вы прочь наконец! Убирайтесь вон!
— Отец архидиакон!..
— Прокляну, — прошипел Фролло
Сюжетно эта часть важна вот почему: мы видим, что Фроло действительно ученый, он не будет слепо следовать протухшим манускриптам, он опирается на вещественные доказательства.
Он срывается на доктора, которого явно считает некомпетентным, а затем просит прощения у Святой Девы.

Следующая часть начинается с исповеди юноши: он кается, что спал со шлюхой, хоть и женат.
Из исповедальни Фролло выходил почти вслепую: перед глазами стояла красная пелена, сквозь которую вдруг проступало то молочно-белое бедро, то мягкая грудь. Снова. И схватиться за свитки... Но разве осталось что-то в этих свитках?
И тут мы понимаем, что герой в кризисе: то таинство, что не могла ему предложить церковь, он больше и в науке не находил.

Не хочу копировать весь текст, но он невероятно образный — идите читайте, если вдруг еще нет ;)
Но не прикасался больше к жареным мышам, брезгливо отворачивался от лекарей, а иногда, выглядывая ночью из кельи, поднимал голову к звездам и устало смотрел на них снизу вверх. Если бы мог, он возненавидел бы их — за то, что они были такими простыми, за то, что их было так мало.
…Он чувствовал себя человеком, познавшим всю суть Бытия, однако это не приносило ему удовлетворения.
…— Астрономия мертва. Все познано!
Кризис в душе героя разрастается.

Следующая часть переносит нас вместе с Фроло на улицу Глатиньи — сосредоточение проституции средневекового Парижа. Сразу интрига: что же наш Святой отец там забыл?
Он устроил перепалку со старым евреем старьевщиком, что раскрывает для нас Фроло с неприятной стороны: он груб и предвзят. Но дальше мы понимаем, откуда росло его напряжение: он раздобыл запретную книгу по алхимии. Это следующее поворотное событие.
Вмиг преобразившаяся Наука — черноокая красавица с синими губами — ласково улыбнулась ему и загадочно сверкнула глазами. Клод Фролло снова был в ее власти.
Перемещаемся с Фроло в его комнату. Он мучается страшными болями, вследствие своих экспериментов со ртутью.

Маленький пример раскрытия персонажа и обстановки в действии, а не описании:
Тщетно унимая дрожь в руках, чтобы не разбить ни одну из драгоценных склянок, он рылся в жидкостях и порошках.
Мы понимаем, что у него есть дорогие ему запасы, предполагаем, что для алхимии, и получаем деталь об обстановке.
— Ты убиваешь меня, — горько вздыхал он, обращаясь то ли к глухому металлу, то ли к Науке, своей единственной музе, то ли к Церкви с лицом Божьей Матери, хранящей оскорбленное молчание.
Его занятия алхимией преподносятся как восстание против Церкви, как измену, причем словно любовную.
Наука, обиженная им когда-то женщина, молчала.
Далее мы понимаем, что про Фроло в городе пошли разговоры: его называют чернокнижником и колдуном. Даже Епископ Парижской Епархии пытается наставить его на истинный путь, и тонко намекает на костер инквизиции :) И тут же просит припарки от мигрени, так как почитает Фроло как ученого: какой восхитительный контраст, так здорово раскрывает лицемерность его отношения.

Следующая ступень к кризису:
И чем больше Фролло учил, тем больше разночтений находил. Чем больше разночтений находил, тем меньше верил в непреложность истин. Но тем больше верили ему самому: тем легче было выбирать слова, умалчивать, подправлять, самому разделять Слово Божие на важное и неважное.
Люди напечатают Библию? Переведут ее на сотни языков? Дадут каждому трактовать ее по-своему?
Этого он боялся больше всего, ведь он сам умел трактовать ее по-разному.
Кстати, явно слова автора по теме :) Тут говорит не Фроло ;) И очень изящно!

Глава 3
Цыганка


Сцена начинается с пляски Эсмеральды:
Для нее не существовало ни сурового лика Церкви, ни загадочной улыбки Науки. Испанские, французские, итальянские слова беспечными птицами вылетали из ее веселых, безбожно коверкающих прекрасные языки губ.
Эти две фразы — мощнейшее противопоставление Фроло. Она про жизнь, красоту момента, радость бытия. Она танцует, Фроло завороженно наблюдает. Толпа кайфует :D

В этот момент к Фроло подходит его брал Жеан. История уже нас с ним знакомила: мы знаем, что Фроло стал опекуном брата, когда они оба осиротели. Автор сразу мастерски в коротком диалоге дает понять, какие у них отношения:
— Ты еще помнишь имя своего несчастного брата! — умиленно вздохнул Жеан. — А я уж думал, что сами Небеса отвернулись от меня!
— Не клевещи.
А-ха-ха, про Небеса — это классный подкол.
А отношения не очень: Жеан заискивает, Фроло колюч, холоден, *не одобряет*. Сразу в лоб спрашивает, сколько денег нужно Жеану.
Здорово, что на нас не вываливают экспозицию, нам ПОКАЗЫВАЮТ в органичном и кратком диалоге всю суть их отношений. Дальше нам дополнили описанием, но оно очень мягко и ненавязчиво ложится сверху, не сбивает. Мы ж уже знаем, с кем имеем дело.

Фроло размышляет, какие ошибки допустил в воспитании брата, думает о том, что стал чуть ли не отцом для Квазимодо. Он одновременно как будто и оправдывает, и винит себя. Что здесь здорово: Квазимодо не играет в этой истории большой роли, но он несколько раз всплывал в истории после появления, так что читатель про него не забыл, и в этот более важный момент ничего не выбивается.
В целом, это, пожалуй, единственная часть, которая не то чтобы необходима истории, но она делает отсылки на оригинал и не выбивается, поэтому ненужной ее назвать нельзя. А еще она выполняет функцию затишья перед бурей.

Нам дали понять, что цыганка Фроло не интересует: он пребывает в объятьях иной.
— Ты ни в чем не ошибся, — томно прошептала ему на ухо Наука. — Ошибка в них, в трактатах. Была бы я так желанна тебе, если бы уже отдалась кому-то другому?
Запретный плод сладок, чем бы он ни был: юбкой или таинством бытия. Фроло занимается алхимией.

Про него продолжают судачить. Вновь обращается Жеан, но в этот раз Фроло непреклонен, он прогоняет брата не дав ни денье. Мне кажется, это круто показывает, что герой все больше погружается во внутренний кризис.
Клод Фролло не обернулся. Руки жгли заботливо собранные для Жеана денье.
Он на самом деле любит брата… и ненавидит. Только не понятно, его или себя. Его опять разрывает — пусть разрыв и “в другом сухожилии”.

Фроло вновь наблюдает танец Эсмеральды и рассуждает о женщинах и о грехе. (Ох Симоны де Бовуар на него не хватает).
Эсмеральда в своем грехе была восхитительна.
Его разъедает внутренний конфликт, а мы двигаемся к кульминации.

Эта часть, кстати, выглядит довольно сумбурно… но мне это нравится. Мы начали с красоты изящных линий готического собора, а пришли к безумию сознания, которое не ведает покоя, потому что не ведает.
— Распутная девка! — надрывалась Церковь.
— Необразованная цыганка, — насмехалась Наука.
Ох, Фроло, не суди, да не судимым будешь.
Он гневно бросается на девушку. Обвиняет толпу. Внутренний гнев прорывается наружу.

Терзания мучительны. Их порочный круг затягивает, и больше всего мы хотим из него вырваться… но вкус по-прежнему сладок.
Он желал свободы. Желал ветра.
А цыганка, у которой не было ни Церкви, ни науки, имела то, что он так хотел получить.

Брат, кстати, выполняет в работе очень важную задачу, он в прошлой ссоре ввернул:
Как ты распорядился бы своим бессмертием, если совсем не знаешь жизни?
Он даже начал воображать, что завладеет цыганкой, ее телом… и эти фантазии походят на бред. Он винит в этом девушку.
Зачем ему женщина, зачем алхимия, когда есть свобода...
Разорвать. Библию, алхимические трактаты — все! Перебить склянки, оставить собор, уйти в никуда, обратиться никем!..
Церковь. Наука. Цыганка. Свобода. Нет, Фроло, ты все еще там… Ты не выбрался из круга… Да и новый порыв быстро поутих. Его “свобода” — такая же иллюзия, такая же страсть, поэтому он так и остался заперт.

Фроло возвращается к познанию. Но считает, что постиг знание. Я думаю, что внутренний конфликт затих лишь на время, а контраст со всплеском радости жизни, свидетелем которого он стал, лишь показал, что он просто не может по-другому.

Буря затихла. Но она еще нагрянет. Перезвоном колоколов.

Если честно, я без понятия, насколько точно и глубоко я поняла эту историю. Она как микросхема: крутая и сложная.

И она работает. Почти у всего есть подводное течение, текст можно разгадывать, как головоломку. Да, такая концентрация усложняет восприятие… Я лично как автор, намерено делаю свои истории относительно простыми, распределяю смыслы менее концентрированно, потому что моя цель: чтобы читатель “скользил” по тексту. Но как читателю, мне очень нравится погружаться в сложные концепты и конструкты :) И перед нами пример автора, которому это удалось.

Мне нечего предложить по сюжетным изменениям, да и действенного сюжета тут почти нет. ОДНАКО! Вы почувствовали, насколько у работы классная динамика? Снаружи мало что происходит, но эти бусины нанизаны на нить очень круто выстроенного внутреннего конфликта!

Наверное, меня по-прежнему смущает, что я не все поняла… но почему-то не хочется предъявлять это истории. Хочется копаться дальше ;) Почему так? Все очень круто работает друг с другом: здесь есть цельность, все на своем месте. Ощущение единого продуманного полотна. Ну и не без вкусовщины: я лично люблю многослойность.

С таким играть крайне непросто, а здесь еще и текст на высшем уровне. Viara species, снимаю берет ;) Очень крутая работа, я немного сошла с ума, но было супер интересно! Спасибо за доверие!

Следующий пошел!
Мряу Пушистая и ее Звезда на земле.
Приглашаю прочитать заранее и причинить автору добро отзывом, пока я до него не добралась! :D

А теперь соцопрос!
Я бы очень хотела, чтобы к нашим дискуссиям присоединялись классные люди, а авторов, которые мужественно доверяли мне свои творения читали и поддерживали в отзывах. Ну кто из вас не будет такому рад? :)
Если у вас есть пожелания-предложения по поводу формата — буду рада узнать! Мне важно, чтобы это было интересно и полезно не только автору (ему как раз я могу сделать немного больно…), но и читающим.
По поводу частоты: пока план выкладывать раз в 3-4 дня.
7 декабря 2023
14 комментариев
Тест-драйв подписки :)
M J Jason, Кэй Трин, EnniNova, Roxanne01, Chiarra, Яросса
Pauli Bal
Подписка работает, но приду уже завтра читать)
Яросса Онлайн
Pauli Bal
Туточки я)
Пока чисто стилистически уцепилась за первую фразу, где парентеза сбивает (лично для меня) ритм того самого "удачного представления", вот это "будто он удерживал себя от бега" меня подсознательно тут раздражает, так как разделяет определительный оборот совсем неоправданно, на мою имху:
Четким, неестественно — будто юноша удерживал себя от бега — размеренным шагом он подошел к кафедре. Ему не было нужды медлить — его некому было проводить.

Но для общего всего историю читать надо, конечно, а не цепляться за детали) сюжет не из таких мелочей строится же. Поэтому приду смотреть-читать-думать, но завтра.
Я тоже читаю разборы)

Разбор шикарен, как и сам текст. Прямо подписываюсь под каждым словом. И мотаю на ус))
мисс Элинор
И мотаю на ус))
Я тоже)) Спасибо вам за поддержку!
Кэй Трин
Да, понимаю, но я лично не споткнулась. И в разборе лингвистические обороты почти не рассматриваю - не мое поле :) Стилистика тем более... Я со смысловой и сюжетной стороны.
(Это не значит, что вам про то нельзя говорить, наоборот, просто беру самоотвод ;) )
И спасибо вам тоже за то, что читаете! Я очень это ценю :)
Pauli Bal
не-не, я помню, что мы про сюжет, а я уже сплю, и вот цепанулась в полусне) может, просто придралась хоть к чему-то для гармонии)
Кэй Трин
А меня тоже это место из раза в раз чуть цепляет, просто я до сих пор не поняла, чем именно и надо ли что с этим делать :)

Читать обзор буду завтра, сейчас мне страшно :D
Viara species
страшно мне 😂 что я чёт не то накопала… а претензий к работе у меня можно сказать нет:)) там все очень круто
Viara species
не бойтесь, в обзоре все очень славно-славно)

там просто убрать тире, поставить будто после "шагом" - но это на мою имху. Тогда тире будет меньше, они не будут тут текст грузить и паузы делать, потому что тире само по себе пауза длинная, за счет этого оборот разрывается, а в следующем предложении еще тире. Но это имхо, тире я сама люблюнимагу)
Работает! :)

А мне кстати нравятся сноски. Я их редко читаю, но нравятся :))
Даже так.
Для меня лучше, если не совсем понятное вставляют без сносок. Сразу такое ощущение другого мира как будто.
Странно только когда объясняют очевидное. Как недавно в каком то историческом дневнике было: «мы пропили лошадь» — сноска: «они продали лошадь и на те деньги купили пива» — ??.
Но это прям вообще вкусовщина моя, конечно.
M J Jason
«мы пропили лошадь» — сноска: «они продали лошадь и на те деньги купили пива» —
Ахахаха, ору :D
Да, я понимаю, что кому-то сноски норм. Я не отношусь к ним категорично, но считаю, что если сноски можно избежать - лучше так и сделать. И мне тоже нравится, когда информация вплетена в текст.
Спасибо большое, что заглянули! :) Очень ценно!
Pauli Bal
Ага ага :)

Не, это точно. В художественном тексте они сильно могут сильно выдергивать из потока — зависит от предпочтений.

Ахах, ну что вы!
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть