↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Pauli Bal

Автор, Переводчик, Редактор, Иллюстратор, Декламатор

Фанфики

16 произведений» 
Практически Ведьма
Джен, Миди, Закончен
1.8k 56 25 4
Отличительный фактор
Джен, Миди, Закончен
4.9k 39 177 3
Двери
Джен, Мини, Закончен
1.6k 53 64 3
Голос прикосновения
Джен, Мини, Закончен
867 45 62 7
Проклятие гостеприимства
Джен, Мини, Закончен
1k 38 57 8

Переводы

2 произведения» 
Проценты
Гет, Мини, Закончен
1.3k 17 99 2
Противостояние
Джен, Мини, Закончен
1.3k 20 75 1

Редактура

3 произведения» 
Аномалия
Джен, Мини, Закончен
1.1k 24 114 3
Plantago major
Джен, Мини, Закончен
1.1k 34 73 3
Эксперимент
Джен, Мини, Закончен
840 11 43 1

Аудиофанфики

4 произведения» 
Разные жизни
Джен, Мини, Закончен
1.9k 85 65 5
Отличительный фактор
Джен, Миди, Закончен
4.9k 39 177 3
Почему не гаснут звезды?
Джен, Мини, Закончен
2.5k 56 62 1
На бегу
Джен, Мини, Закончен
1.1k 14 50 1

Фанарт

2 работы» 

Подарки

4 подарка» 
ПодарокPlantago major
От Home Orchid
ПодарокПочему Аватару нельзя жениться
От Aangelburger
ПодарокКак в тумане
От Ellinor Jinn
ПодарокЗапомни этот день, дорогая
От Stasya R

Награды

44 награды» 
25 рекомендаций 25 рекомендаций
1 декабря 2024
Леденящие кровь Леденящие кровь
3 ноября 2024
Микроскоп 5 Микроскоп 5
15 июля 2024
50 рекомендаций 50 рекомендаций
15 июля 2024
8 лет на сайте 8 лет на сайте
14 апреля 2024
Былa на сайте сегодня в 03:32
Звание:Знаток волшебства
Пол:женский
Дата рождения:11 ноября
Откуда:Минск
Образование:Недо-культуролог
Род деятельности:Креативлю и обучаю
Зарегистрирован:13 апреля 2016
Рейтинг:2947

Фанфики

16 произведений» 
Практически Ведьма
Джен, Миди, Закончен
1.8k 56 25 4
Отличительный фактор
Джен, Миди, Закончен
4.9k 39 177 3
Двери
Джен, Мини, Закончен
1.6k 53 64 3
Голос прикосновения
Джен, Мини, Закончен
867 45 62 7
Проклятие гостеприимства
Джен, Мини, Закончен
1k 38 57 8

Блог


Сообщение закреплено
Здесь обсуждаем структуру сюжета!
Основы драматургии, архитектоника и прочие умные понятия простыми словами. Все истории работают примерно одинаково, и знания, как разрабатывать сюжет, могут очень пригодиться с построением действия и информацией в тексте.

НАВИГАЦИЯ ПО ПРОШЛЫМ ПОСТАМ
(будет пополняться):

Пожалуйста, если вы прочитали любой из постов и он был вам интересен/ценен/полезен, поставьте ему ми-ми-мишку :) Я увижу ее в уведомлениях и порадуюсь. А обратная связь меня очень мотивирует продолжать.

Трехактная структура: база, канон, основа основ
Чек-лист: составляющие классной работы
(на мой супермегагиперультрасубъективный взгляд)
Тема и идея: ось истории
Основная функция идеи
(и "миф" о том, что идея и мораль - одно и то же)
Как выстраивать элементы истории, чтобы не получался “Бог из машины”
Как уменьшить “водянистость” текста

Размышлизмы околопредментые:
Архитекторы vs. Садовники: планировать или импровизировать?
Писательские планки

Я не профи, я тоже учусь вместе с вами, поэтому приглашаю к дискуссии! :) Что есть — тем делюсь.

СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ
Вы можете прислать мне свою работу (до 50кб) на разбор сюжета: изучаем структуру вместе на живых примерах. Но я там ковыряю и расковыриваю как удачные моменты, так и не очень :)

Авторы будут очень рады, если ДО разбора вы заглянете к ним, и бесконечно благодарны, если оставите свое впечатление в комментариях! :)

Прошлые разборы:
(если вы НЕ хотите, чтобы ваш разбор фигурировал в общем списке — напишите)

1. Странная, автор Stasya R (Разбор)
2. Ворон и... ворон, автор Ellinor Jinn (Разбор)
3. Не сотвори себе женщину, автор Viara species (Разбор)
4. Звезда на земле, автор Мряу Пушистая (Разбор)
5. Почему Аватару нельзя жениться, автор Zara Aangelburg (Разбор)
6. Золотой волос, автор Wicked Pumpkin (Разбор)
7. Вино и официантки, автор Cabernet Sauvignon. (Разбор)
8. Нагини, автор Яросса. (Разбор)

Следующий разбор будет на работу (можно прочитать заранее и порадовать автора отзывом ;) ) Всё, что осталось, автора EnniNova.

Если вы на меня уже подписаны, есть предложение “подписки” на посты :) Могу вас отмечать в комменте, чтобы вам приходило уведомление: если кому-то надо — сообщите ;)

Формат всей этой движухи еще формируется — принимаю любые пожелания и предложения!
Особенно по разборам: я бы очень хотела, чтобы их было интересно читать :)
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 19 комментариев
С Днём рождения!
Счастья тебе, успехов и много-много вдохновения :)
Показать 1 комментарий
С Днём Рождения!
Пусть всё будет отлично и замечательно! Чудесного настроения, вдохновения, здоровья, счастья и радости!

Показать 1 комментарий
С днем рождения! Здоровья, счастья, вдохновения!

Показать 1 комментарий
От всей души поздравляю с Днем Рождения! Ты прекрасный светлый творческий человек! Удачи тебе во всем!
Показать 1 комментарий
Поздравляю с днем рожденья. Вдохновения, желания творить, любви и радости.

- Мы не дадим о нас забыть, милочка. Будьте любезны вновь взяться за перо, или чем вы там теперь пишете... Я всё сказала.
- Мам, она не обязана.
- Я знаю, детка. Но это не важно. Важно, что Паули пишет о нас. О нас, понимаешь? Это же так важно, чтобы все нами восхищались!
- Лучше бы нет.
- Не будь такой мрачной. Улыбнись, сегодня же день рождения!
- Хорошо, что не у меня. И что мы подарим Паули?
- О, не нужно ничего дарить. Мы давным давно сделали ей самый щедрый подарок. Мы подарили ей себя, свои образы, свою жизнь. Разве этого мало?
- Пожалуй, даже многовато.
- Ну всё, хватит болтать. Все ко мне. Делаем семейное фото для автора.
Показать 8 комментариев
Показать 1 комментарий
Поздравляю с днём рождения! ♥️
Показать 1 комментарий

От всей души поздравляю. Пусть твоё солнышко всегда освещает путь.
Показать 2 комментария
С днём рождения!
Счастья, здоровья, всех благ и всяческой радости!
Показать 1 комментарий
С днем рожденья! Счастья тебе, улыбок вагон, побед в жизни и на конкурсах и всего самого доброго и мурчащего!
Показать 1 комментарий
С Днем Рождения! Пусть сбываются мечты! Здоровья, интересной спокойной жизни и вдохновения! 🎆🎇🎁🎂🌺💮🌸🌼🪷🏵️🪻🌷🌹💐🍁🍁🍁
Показать 2 комментария
Показать 1 комментарий
#деанон #леденящие_кровь
Ввалиться с монстром по мелкофандому на конкурс? Подержите мою медовуху!

Неписун был долог, беспощаден и полон бескрайней печали: с прошлого Самайна из-под моей клавиатуры вылетел один малюсенький микроскопчик. А вот после зачесалось. Где именно — долго не могла понять (то есть идеи не ловились). Но мимо хэллоуинского шабаша я пройти не могла… Молча.

На помощь пришла свежеотчитанная трилогия про одну вредную рыжую ведьму О. Громыко, и хочу сказать ей спасибо за одну штуку. Как же мы, белорусы, не разбалованы репрезентацией в массовой культуре! А тут юморное современное фэнтези и прям ПРО НАС! Это офигенное чувство, которое для меня, увы, чуть ли не в новинку.

А вот за что спасибо многоуважаемой О. Громыко не скажу: мало!!! Или… то, что надо?:) Раз мне настолько не хватило истории, что я ВПЕРВЫЕ в жизни побежала писать вбоквел, потому что ну очень не хотелось отпускать героев. И каааак поперло!

Месяц я ежедневно работала над моей Практически Ведьмочкой. Очень старалась не ударить в грязь лицом по нескольким пунктам: во первых, сюжетность. Раз я периодически (пусть и редко) вещаю по теме, было бы обидно остаться без сапог. Ну и второе: какориджность, иначе гхыр бы меня вообще хоть кто-то читал :) Судя по отзывам — фуууух, вроде справилась. Из любителей канона до меня мало кто добрался (буду верить, что только пока :D ). А вот читателям не подкованным текст залетел. Ура!

Я боялась что-то недоглядеть, так как дописывала окончание в дедлайн и — УЖАСУЖАС — даже не успела перечитать работу целиком (сапоги у меня не заштопанные получились)… Но сильных проколов никто не спалил, ну и ладушки :D
Еще боялась отхватить за недостаток хоррора и приготовилась ловить тапки, начиненные помидорами… Но думаю, в тематику жути все же бочком втиснулась :)

Но больше всего я боялась, что я буду самая страшная и распугаю всех на стадии шапки размером и фандомом, и ко мне вообще никто не придет… Пожалуй, читателей добралось не так много, зато КАКИХ! :) Спасибо ВСЕМ огромное за добрые слова в отзывах и реках: Leesska, Home Orchid, Lizwen, Jinger Beer, а NAD и Яросса подарили мне отдельный сорт наслаждения :D Впервые меня комментрировали по главам! Это такой кайф, проживать с читателем историю, которую писал с большой любовью :) Спасибо от всего сердца!

Cпасибуще огромняшное бете Home Orchid за труд, поддержку и ФАНГЕРЛИНГ ПО ЛЕНУ! :D Кто хочет гет по этой парочке (настоящий, а не такой, как у меня) — у Орхидеи есть замечательные работы :)
И отдельное место в сердечке занимает арт-обложка от прекрасной Darvity. Ты мой ТАЛАНТИЩЕ!

И если кому вдруг захочется легкое приключенческого фэнтези с небольшой примесью жути и щепоткой романтики — буду очень рада, если заглянете! :) Я писала от души и с большим удовольствием, и буду просто счастлива если кто забежит на огонек. В прямом смысле — там история про мага огненной стихии ;)

А еще я написала свое самое большое на данный момент произведение (все еще не макси).
А ЕЩЕ я впервые попробовала в гет! Получился, конешнажэ, пре-гет, но уже что-то :)
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 10 комментариев
Просто осенний песик с:
Показать полностью 5
Показать 19 комментариев
СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ #8
Разбираем и обсуждаем построение сюжета
Нагини, автор Яросса.

Традиционный дисклеймер:
Я не профессионал, просто очень интересующийся. Стараюсь развиваться и углублять свои знания, но они имеют свои лимиты, и субъективный взгляд никто не отменял. Поэтому всех приглашаю к дискуссии!
Цель разборов — изучать вместе построение сюжета истории на живых примерах. Все докапывания и раскореживания совершаются исключительно в образовательных целях, они не обязательно делают работу плохой. А идеальных историй не существует (я таких еще не написала :) ).

Пожалуйста, если вы прочитали разбор — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень мотивирует продолжать.

Обычно я стараюсь найти в работе интересный аспект и уделить ему особое внимание. В этом разборе буду подчеркивать, как автор вписывает информацию в контекст. Легко кинуть в лоб читателю сухой фактик, окатить его ливнем чтогдекогда или влепить разъяснения черти где, потому что автор вдруг опомнился, что ну вот здесь же они нужны.
Но чтобы читатель воспринимал информацию без усилий и спотыканий, да еще с удовольствием, ее нужно органично вплести в действие, описание обстановки или диалоги. В этой работе много таких моментов, и те, что попали в разбор, буду отмечать пометкой “!инфа!”.

История встречает добротой и наблюдательностью ребенка:
Высматривая под листиками ряски золотых рыбок, Хао глядит в черную гладь пруда и улыбается. Когда-то она не могла понять, почему в пруду вода черная, а зачерпнешь ладошкой — светлая и прозрачная. Но она давно выросла и знает, что черной вода только кажется — из-за ила.
Сцена обволакивает спокойствием и погружением в момент. Однако здесь притаилась важная для сюжета метафора: истинная сущность, скрытая мглой.
— А-а-а! — выкрикивает Дэмин зловещим голосом. — Я-а-а демон засухи-и. Я высушу твой пруд, принцесса, и даже твоих рыбок, если не согласишься стать моей жено-ой!
А детская игра — вполне себе отсылка к будущим событиям. Подобные параллели всегда здорово настраивают мозг читателя на нужную волну, и не важно, осознает он это в моменте или нет.

Хао и Дэмин друзья, они резвятся и дурачатся. Уже в начале чувствуется легкий намек на их вероятную романтическую линию, но пока все мило и невинно.
Игра завершилась и через диалог ребят нас знакомят с их близкими: нянюшка Хао против их совместных игр, да и отец Дэмина не в восторге.
Вкраплениями нам намекают, что Хао либо благородных кровей, либо из обеспеченной семьи !инфа!:
Хао путается в длинных шелковых юбках.
И по обращению нянюшки:
— Ни к чему вашей дочери такая дружба, неужели вы не понимаете, госпожа?
А Дэмин, вероятно, из другого сословия !инфа!:
А мне тоже домой надо — отцу помогать.
Мне нравится, что первой возникает мысль: эти дети из разных слоев общества, поэтому взрослые против их дружбы. Но чувствуется, что этим не ограничится (мы ж мире ГП), что подогревает интерес.

И да, все не так просто: вскоре мы узнаем, что Хао из волшебной семьи, причем через действие !инфа!.
Мама кивает ей и взмахивает рукавами-крыльями.
И в конце первой части заявляется тема работы:
Ей не верится в слова нянюшки, что люди злы и жестоки к тем, кто на них не похож.
В ночь накануне своего десятилетия Хао не спит:
Вот уже и нянюшка тяжело прошлепала по тропинке к пруду. А она ходит купаться и ловить рыбу только глубокой ночью, чтобы никто не увидел ее в духовном облике.
И нянюшка, как оказалось, не проста !инфа!.
Интересный момент:
Хао не боится темноты и загадочных шорохов, что в ней оживают.
Вдруг из главного зала слышится необычный, скребущий шорох и моментально сгоняет Хао с постели.
Милое противопоставление, которое одновременно показывает и ощущения ребенка, и обозначает присутствие автора, который ласково над ней подтрунивает.

Приоткрыв дверь, Хао увидела, что в дом пробралась огромная устрашающая змея, но мама уже встала на ее защиту. Мама узнала гостью, которая обернулась женщиной, но “старой подруге” она вовсе не рада.
— О, конечно, наша двоевидящая птичка видит насквозь и думает, что сумеет помешать мне забрать то, что принадлежит по праву.
Не знаю, насколько здесь подразумевался поворот, но я сразу подумала про ребенка. Мысли первым делом обратились к архетипичной истории: родители задолжали демонам в обмен на дитя. Но все обернется не так прямолинейно… Мне нравится, когда берется понятная история, но потом неожиданно обыгрывается. Может, здесь автор это сделал ненамеренно, но для читателя получилось хорошо: есть и эффект узнавания, и эффект неожиданности.

Мама и ведьма вступают в настоящую битву, и, на мой взгляд, эта сцена наименее удачная в работе. Она не плоха, но битва показалась очень стремительной, я не успевала следить за деталями. Вот пример, когда “инфа” не работает так, как в остальном тексте:
— Ты забыла, что обманом соблазнила Фанга, притворившись мной? — мама тоже устала. — А о том, что он погиб, пытаясь спасти тебя и вашего ребенка, которого ты пообещала духам в жертву?
Сцена получилась перенасыщенной, и она не работает как вотэтоповорот, так как к ней не было никакой затравки. Эти факты звучат, будто они должны быть разгадкой загадки, плюс они преподнесены в напряженный момент, а по факту являются экспозицией.
Не скажу, что как есть — плохо, скорее не хватает сцены до, после которой откровения матери Хао были бы желанными.
А еще потеря матери пусть и травматична в любом случае, но дополнительная сцена могла бы больше показать, что значила потеря для Хао. Читатель же теряет то, что не успел в должной мере оценить. Сложно не сопереживать Хао, не желать отчаянно, чтобы мать одержала победу над ведьмой. Но эти эмоции могли бы быть мощнее.

Вот появление нянюшки, выглядит как поворот и читается здорово :) Потому что была затравка на духовный облик, и вот он !инфа!:
Фучун заходится смехом, но радость ее длится недолго. Ей на спину вскакивает огромная жаба и отрыгивает едкий зеленый яд. Нянюшка успела в самый нужный момент.
Если бы автор написал раньше про нянюшку так: а она ходит купаться и ловить рыбу только глубокой ночью, чтобы никто не увидел ее в духовном облике — образе огромной жабы, — “инфы” бы не было :)

Вернемся к истории: ведьма одержала победу, мама девочки погибает, а Хао постигает проклятье:
У Хао лихорадка. Она мечется и бредит. Тело скручивает, выворачивает, завязывает узлами. /… / Но ноги превратились в жуткий змеиный хвост.
И это !инфа!. Можно было бы перподнести этот факт через слова нянюшки или умирающей матери — и было бы не то.

Заходит в гости Дэмин:
— Нет, нянюшка, не прогоняй Дэмина, — жалобно просит Хао. — Сегодня ночью на нас напала ведьма, — силуэт друга расплывается перед глазами. — Она убила маму, а меня… Ты теперь будешь меня бояться?
А тут очень уж быстро Дэмин узнает столь важную и страшную информацию… Мне не хватило в этой сцене диалога.

Подводя итог этой части, мне кажется, работе не хватает сцены между началом и битвой. Например, это мог бы быть диалог Хао с мамой, где бы раскрывались их отношения и был бы подогрев к информации о прошлом. Еще Хао могла бы убеждать маму, что Дэмину можно довериться, потому что он не боится демонов и сверхъестественных созданий, раз они так весело в них играют. Тогда тот факт, что он принял Хао в новом обличье, лег бы лучше. Хотя к нему подводили игры, что здорово.
— Хм… Смотрите-ка, он не боится, — сварливо зыркает нянюшка. — Тогда помогай, что стал столбом? А то сожру!
Зэ бэст :)
— Почему мы всем сказали, что с мамой произошел несчастный случай? — Хао смотрит на обложенную цветами могилку.
— Потому что, если бы они узнали о ведьме и проклятии, нам пришлось бы скрываться. Люди боятся, не любят таких как мы. И то, что мальчишка этот знает, плохо. Давай лучше я его съем?
— Нет, нянюшка. Если ты так сделаешь, я всем про себя расскажу и покажу.
— Эх, госпожа, — ворчит нянюшка. — Слишком вы добрая. А обращаться вам вообще нельзя! Чем больше времени будете змеей, тем скорее оживет проклятие и превратит вас в нее навсегда.
Я обычно обхожусь цитатами, но эта сцена очень наполненная — сплошная !инфа!. Через органичный диалог мы узнаем: маму похоронили, соседям наврали по таким-то причинам, Хао превращается в змею. Плюс раскрывается отношение героем к ситуации и друг к другу. Еще интересно, что для Хао новостей нет, наверняка нянюшка ей все уши прожужжала о том, что можно, а что нельзя. А вот для нас информация важна, этим создается контраст эмоций героев и читателя.

Нас переносят на семь лет вперед. Уже и нянюшки нет в живых — у Хао есть только Дэмин. Хао больше не так обеспечена, она перебивается ткачеством, шитьем и изготовлением снадобий.

Дэмин предлагает Хао руку и сердце. Развитие отношений не берется из ниоткуда, что здорово. Но они бедны, и он переживает, что не принес к помолвке подарка: Хао бы разбранила за лишние траты, а смастерить он ничего не успел.

Хао не спешит принимать предложение, так как считает, что проклятая жена Дэмину ни к чему. И он предлагает отправиться в Шанхай: по слухам там живет колдунья, и возможно, она снимет проклятье.

Они отправляются в путь. Хао переживает за их ограниченные финансы, но Дэмин беспечен:
На рынке в одном из встречных городков он куда-то ненадолго исчезает, заставляя Хао растерянно оглядываться, а потом появляется с маленьким хрустальным шариком в руках и счастливым блеском в черных глазах.
Шарик — волшебный, он способен ответить на любой, но лишь один вопрос. Дэмин дарит его в качестве подарке к предложению.
Читатель догадывается, что шарик сыграет еще свою роль — он закидывает наживку вниманию и подогревает интерес. Еще здорово, что появление шарика было замотивировано: Дэмин хотел преподнести подарок.

На подходе к Шанхаю дорога стала шире, людей все больше, виднеются представители высших сословий и те, кто говорит на других языках. Смотрят богачи на путников с презрением:
Правильно нянюшка говорила: плохо относились к обычным людям при императорах, и без императоров лучше не стало.
А это !инфа! и пример вплетения исторического контекста: действие происходит в первой половине ХХ века, так как династия Китайских императоров прекратила существование в 1912 г. (Я не умная, я погуглила).
В Шанхае все еще хуже. Толчея, грязь, зловоние. Липкие улыбки, злые глаза. Обрывки фраз вперемежку с лязганьем металлических колес и шорканьем деревянных сандалий.
Автор обращается к разным органам чувств, погружая в обстановку.
Хао в Шанхае не нравится, она хочет вернуться домой, но Дэмин не теряет надежду найти способ ей помочь. В городе сложно, тошно, небезопасно, но они добираются до обиталища колдуньи.
— Я знаю, чего вы хотели, — перебивает ведьма. — Ничего не выйдет. Проклятия не снять, но в девчонке есть сила. Иди ко мне в служанки, маленькая змейка, я научу тебя магии.
Они хотят уйти, но колдунья их не пускает. Она предрекает Хао:
Так вот, глупая девчонка, если откажешься, то станешь рабыней Даошо. Трое мужчин будет в твоей жизни: первый умрет из-за тебя, второй будет проклят, за третьего умрешь сама, и ни одному ты не дашь счастья.
По названию текста мы знаем, о ком эта история, и, в отличие от Хао, можем увидеть далекое и печальное будущее и догадаться о ближайших событиях. Интересный прием: читатель понимаем больше, чем герои, и складывает свой пазл.

Но пока еще ничего не произошло, и сюжет держит в напряжении. Не знаю, как у вас, но у меня часто в такие моменты включается наивная надежда: вдруг обойдется? Понятно, что нет, но эмоциональный фон становится многоцветным.
Случается поворот (но не совсем):
— Это та ведьма! Та самая ведьма!
Хао узнает убийцу своей матери, но, думаю, читатель как минимум подозревал, кто перед путниками. Они делают отчаянную попытку бегства, и случается поворотное событие:
Неожиданно перед ведьмой из окрестных домишек высыпает толпа вооруженных мужчин.
Ведьма погибает от рук охотников:
— Отличная шкурка, — говорит охотник, осматривая добычу.
— Эта тоже неплохая. — Хао не сразу понимает, что это про нее.
Охотники засматриваются на Хао, Дэмин пытается ее защитить и откупиться, но они лишь смеются над предложенными грошами. Они говорят ему убираться и обсуждают, как продадут Хао, но Дэмин готов стоять до конца. И Хао тоже:
Да, на ее глазах только что убили гораздо более умелую и сильную ведьму, но, может быть, выручит эффект неожиданности? Перекинувшись крупной анакондой, Хао бросается в битву.
Но охотник Вэй оказывается более ловким. Он убивает Дэмина, тем самым отвлекая Хао и она попадается в его сети.
Эта сцена быстрая, резкая, но на мой вкус она прописана удачнее, чем битва в начале. Присутствует недосказанность — мы не сразу понимаем, что Дэмин мертв — это создает жестокую интригу.
Создается ощущение, что герои из своего простого и бедного, но все же рая, попали в настоящий ад реальности.
Комната медленно качается из стороны в сторону и скрипит, иногда коротко, другой раз длинно, протяжно, с перекатом. /…/
Держась руками за прутья, чтобы не упасть от постоянной качки, Хао идет вдоль решетки. Вскоре видит перегородку — поворачивает. Еще одна. И еще.
Очень хорошо нас погружают в состояние героини: вновь подключаются разные органы чувств, я даже ощутила корабельную качку и легкий приступ клаустрофобии.
Вместе с Хао мы медленно приходим в себя и осознаем ужас случившегося: Дэмин мертв, она в плену — предсказание сбывается.
Хао будто раздваивается. Одна ее часть обливается невидимыми слезами, тоскуя по другу, которого она так и не назвала любимым. Другая Хао эгоистично боится за себя. И она, кажется, побеждает. Холодная враждебная ци сворачивается в подреберье.
Это интересный момент, и, вчитавшись, мне даже не хватило этой темы еще в работе. Даешь разговор в начале с мамой о том, как циркулирует ци :D …не обязательно так, конечно. Но тема проскакивает мельком, а с подогревом читалась бы интереснее.

К Хао в клетку пришел незнакомец:
— Очухалась, значит? Это хорошо. — Незнакомец вытаскивает из темноты стул — странно, что Хао его не заметила — придвигает к себе и садится.
Мы догадываемся, что перед нами волшебник (!инфа!).
— Характер показывать не советую. Ты теперь моя собственность, — с абсолютной уверенностью в действенности своих слов говорит он. — Я владелец цирка Арканум, в котором ты станешь работать, как только прибудем в Нью-Йорк.
В нескольких предложениях из его уст ярко вырисовывается образ персонажа.
В Хао поднимается смутная ярость. Так хочется сорвать самоуверенность с лица этого Скендера. Анаконда кидается в атаку, но тут же оказывается прижата головой к отсыревшим доскам. В затылок впиваются мощные когти.
Нам уже не раз дали понять, что в Хао, не смотря на нежность и осторожность, живет нечто сильное и смелое.
— Ну, — берет он Хао за подбородок, поворачивает в одну сторону, в другую, — так-то лучше. Кстати, имя твое мне по хер. С этой минуты оно у тебя новое. На-ги-ни. Уяснила? Повтори.
С самого начала легко было догадаться, кто такая Хао, и здесь читатель получает подтверждение своим мыслям. Не смотря на то, что мы любим удивляться вотэтоповоротами и детективными разгадками, мы еще очень-очень любим быть правыми :D Так что подобные интриги держат внимание очень даже хорошо.

Хао, когда еще только очнулась, нашла в кармане шарик, подаренный Дэмином:
Как только Скендер исчезает за лязгнувшей дверью, Хао дрожащими руками достает шарик-советчик.
— Что мне делать! — давясь слезами, спрашивает она. — Как изменить судьбу?
«Закрыть своё сердце».
Слова расплываются и, поколебавшись, складываются в новые:
«Но ты не сможешь».
И к последним словам автор оставляет ссылку-пояснение, что Хао значит “любовь”.
Это трогательный момент: история названа именем, которое говорит о забытьи себя и своих корней, о трансформации, о подчинении. Но финальные строки повествуют, что свое истинное имя героиня позабыть не сможет. Мне нравится, как это закольцовано с метафорой в самом первом абзаце.

Текст довольно легкий и читается гладко, но он детально продуман. Разные линии переплетаются и работают друг с другом. И пусть дальнейшая судьба Нагини известна, окошко в ее прошлое завораживает нежностью и погружает в печаль. Рок судьбы - штука сложная, и можем ли мы ему противостоять?

И вот тут хочу отметить момент, который я не то чтобы отнесу к недостаткам… но он мог бы сделать работу чуть лучше и глубже: мне не хватило единства идейно тематического замысла. Даже прочитав работу много раз, у меня оставалось ощущение хождения туда-сюда. Из-за стройности сюжета текст все равно читается здорово, история интересная, но все же о чем она?
В начале и середине обозначается и развивается тема про чужаков, которые желают зла. И вроде события кульминации и финала с ней соотносятся… Но внутренний конфликт Хао получился самым эмоциональным штрихом истории и берет вес на себя. Финал говорит об истинной сути души, которую задушить невозможно, ну и тема неизбежности судьбы возникает, и прежняя нить замыливается. Не то чтобы все это совсем не связано, и я бы не советовала ничего из этих тем убирать… но до единства чуть-чуть не докручено.

Восприятие идей и посылов всегда субъективно, и ОБЪЕКТИВНО текст наполненный. Может, кто-то углядит больше или вообще что-то иное, я поделилась своими впечатлениями.

Еще я почти не говорила про стилистические качества текста, которые, на мой вкус, у автора всегда на высоте. Не смотря на отдельные моменты, которые критиковала, все же меня очень восхищает органичность описаний и диалогов: почти всегда это тонкие и четкие мазки, красивые и служащие своей задаче.

Меня история трогает за душу и наполняет печалью. Но все равно оставляет внутри свет, потому что любовь забыть невозможно.

Спасибо, Яросса, за доверие! Буду рада, если поддержите в комментах! с: И меня, и автора.
Следующий разбор будет на работу Всё, что осталось, автора EnniNova. Приходите к автору, он будет очень рад! ;)
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 33
СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ #7
Разбираем и обсуждаем построение сюжета
Вино и официантки, автор Cabernet Sauvignon.

Я не верю, но я вернулсо! Я не забыла и не забила, но вышло так. Может, когда-нибудь расскажу, но не сегодня. Продолжаю с твердым намерением КАК МИНИМУМ разобрать тех, кто на это решился (передумать можно), а там посмотрим.

Без дисклеймера совесть не пропускает:
Я не профессионал, просто очень интересующийся. Стараюсь развиваться и углублять свои знания, но они имеют свои лимиты, и субъективный взгляд никто не отменял. Поэтому всех приглашаю к дискуссии!
Цель разборов — изучать вместе построение сюжета истории на живых примерах. Все докапывания и раскореживания совершаются исключительно в образовательных целях, они не обязательно делают работу плохой. А идеальных историй не существует (я таких еще не написала :) ).
Пожалуйста, если вы прочитали разбор — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень мотивирует продолжать.

У работы есть предупреждения, о которых автор упоминает в шапке. Я бы даже сказала, что текст в некоторой степени провокационный. С каноном я почти не знакома, читала как оридж.

Из-за тяжести темы делать разбор было не просто, но работа интересная и написана отлично. Основной фокус не на динамичном сюжете, а на психологизме и погружении в персонажа. Наблюдая за героем, нас спиралью закручивает и опускает… вниз на самое дно — это самый интересный элемент структуры текста. Грамотное наслоение информации, правильные акценты и продуманное действие (пусть размеренное) играют в плюс любой работе любого жанра.

Первое предложение:
У Дазая есть фетиш.
Сразу в яблочко: эта история про одержимость. Пока что речь идет не о той одержимости, вокруг которой построится сюжет, но автор задает тон.

История начинается со сцены, как пьет Чуя, что сводит Дазая с ума, и мы видим, что влечение Дазая безответно. Описано сочно, правда динамика буксует. Думаю, здесь “будет хорошо” шипперам, а вот остальным может не хватить сюжетной зацепки. Но описания гипнотичны.

Интересно узнать ваше мнение: цепляют ли вас настолько чувственные описания, когда они в самом начале истории? (Если мы изначально не пришли в фик с целью пошипперить). Меня вот не очень: я еще не знаю персонажей, не прочувствовала химию между ними, не поверила в нее. Здесь для меня было слишком много и сразу, но хороший текст и психологичный подтекст не дали впечатлению испортиться. Но грань тонка :D

Еще сцена выполняет важную функцию: мы знакомимся с Дазаем — ступаем на первую ступень закручивающейся спирали.
Дазай крайне наблюдателен, но одержим.
Ненавидит Дазай только одно: момент, когда у Чуи в глазах появляется хищный, охотничий блеск. Это значит, что даже если они начинали пить где-то наедине, дальше Чуя идет по барам.
Начинается действие: Чуя клеит девушек в барах, Дазай следует за ним. Он еще больше раскрывается как наблюдатель, и автор вписывает интересный контраст:
Коротая время за столиком, Дазай вдумчиво и лениво препарирует жизнь соблазняемых Чуей девиц. /…/ Так же методично и бесстрастно, как складывал бы биолог в банку внутренности вскрытых им лягушек.
Когда Дазай наблюдал за Чуей, у него все “дымилось” :D А здесь холодный расчет. Мы спускаемся по спирали на следующую ступень.
Раз за разом он ловит себя на мысли, что подобное даже не жизнь, а скорее унылое, бесполезное существование.
Герой находится в экзистенциальном кризисе и, кажется, хочет окружающих повести за собой.
С той лишь разницей, что вместо юбки он предпочитает забираться в голову.
А еще ненавязчиво приправляет каждую утешающую реплику своими рассуждениями о том, почему дальше может быть только хуже.
Автор медленно погружает читателя во внутреннюю тьму героя. Хорошее поступательное раскрытие персонажа и подводка к первому ПОВОРОТНОМУ СОБЫТИЮ.
Дазай смотрит, как неуверенность и грусть на хорошеньком личике сменяются тоскливым отчаянием, и ему хорошо. Так безумно хорошо, что он сам подсказывает ей единственный возможный выход.
Когда пару дней спустя волны выносят на берег раздутое от воды тело, ему становится лучше вдвойне.
Герой сделал страшное, и получил от этого удовольствие — он психопат. Автор преподносит это событие буднично и прямо, без излишней драматизации, мы воспринимаем его как и Дазай, с той лишь разницей, что нам становится, мягко говоря, жутковато. Это следующая ступень спирали.
Он достаточно давно в мафии. Так что к крови на своих руках привык.
И только тут мы узнаем, что герой не обычный парень, а вполне себе преступник. Этот факт преподнесен удачно: работает наслоение информации.
Но никогда прежде ему не доводилось убивать людей обычными ласковыми словами.
Интересный ход: герой превращается в антигероя. Мне нравится, когда в процессе чтения сложно определиться, чего хочешь больше: чтобы у героя все получилось или чтобы он понес наказание за содеянное.

Дазай настолько впечатлен результатом, что и сам заходит в ледяную февральскую воду:
И как есть, в костюме и плаще, идет дальше до тех пор, пока волны не захлестывают его с головой.
Интересное противоречие: ожидание возмездия за преступление и напряжение “спасется ли герой” — да, его вытаскивают из воды:
Факт, что, в отличии от нее, его спасли, тоже добавляет плюс в копилку собственной значимости.
«Ты сам знаешь, что просто выбрал место, где много людей» , — ехидничает внутренний голос.
Нам до этого уже подкидывали дровишек про то, что он хочет ощущать себя значимым (для Чуи) — еще одно удачное наслоение информации.

Здесь автору удалось разработать важную составляющую сюжета: ОБОЗНАЧИТЬ СТАВКИ. Нам хочется читать дальше, чтобы узнать, будет ли нейтрализована опасность, в данном случае — главный герой.

Дазай и далее раскрывается как психопат:
Он растерянно хлопает глазами, на ходу сочиняя трогательную чушь для спасших его людей.
— Меня так потрясла эта трагедия… Я настолько сильно расстроился, что мне захотелось умереть следом. Чтобы ей было не так одиноко...
От него жутко:
Зубы стучат от холода, выбивая мелкую дробь, и, что крайне удачно, этим мешают ему смеяться.
Кстати, для меня лично автору удалось соблюсти баланс отвращения и притягательности героя. Хотя я могу понять, если он вызовет однозначное отторжение.

Дазай приходит на встречу к боссу и рассказывает о попытке самоубийства, но не получает никакой реакции. Мы уже знаем, что герой страстно желает ощутить себя значимым, и понимаем, что он воспринимает равнодушие травматично. Это подогревает жуткую интригу: а не захочет ли он попробовать еще раз? Не зайдет ли он дальше? И насколько далеко?
После мы видим реакцию Чуи, который в некоторой степени послужил для Дазая катализатором того страшного события. Чуя реагирует бурно, но герою именно эта подпитка и была нужна:
А еще на языке крутится злорадное, распирающее его изнутри: «Но теперь я тоже буду с ними играть!»
Они ходят по тем же заведениям, и от развлечений Чуи Дазая все так же тошнит. Но теперь он знает прекрасный способ заглушить свою боль. И не только эту. Люблю боль вообще.
Следующая часть начинается с очередной посиделки в баре: Чуя испытывает азарт от “охоты” на девушек, а Дазай… в принципе от того же. Вот только его “охота” намного более жестока.
Симпатичное описание алкогольных предпочтений персонажей, которое, на самом деле, раскрывает их характеры:
Чуя выбирает вина придирчиво, тщательно, по множеству мелких деталей, на которые Дазай никогда бы не посмотрел.
Самому ему куда ближе и понятнее крепкие напитки, пьющиеся залпом и обжигающие горло. Он не чувствует оттенков вкуса.
И интересный переход от вина к людям:
Дазай знает множество признаков, позволяющих вычислить несчастную, потерянную душу, готовую шагнуть за край. Он ведет отбор девушек, подходящих под его увлечения, внимательно и скрупулезно. Так же, как Чуя выбирает вино.
Это кажется забавным, но Чуя, тот самый Чуя, которого Дазай отчаянно ревновал к девушкам, понимает в их чувствах не больше, чем он сам — в благородном дорогом алкоголе. Ему так же не интересно заглядывать дальше внешности, как Дазаю — разбирать вкус.
Дальше идет очередная сцена в баре. В ней немного раскрываются Чуя, и мы смотрим на “съем” девушки уже немного иначе, зная намерения Дазая.
Но здесь динамика вновь буксует. Нового мало, поворота нет. Зато есть классная метафора с бутылкой, не буду дублировать — ее читатель не пропустит.

Далее сцену словно просвечивает ультрафиолетом, раскрывая новый слой: нам представляют смерть — это привносит первую щепотку мистики.
Вместе с ним по полутемному залу идет смерть, направляя и управляя его выбором.
Ощущая единение с ней сейчас, Дазай думает, что это не зря. Его подношения приняты и оценены.
Эта мистическая составляющая даже немного оправдывает поступки героя. Нет, не с моральной стороны, а с мотивационной. Как будто он и не человек вовсе, а существо другого уровня, у которого иные законы. Это НЕ ТАК, но герой себя ТАК ощущает, и мы начинаем ощущать его вместе с ним — это привносит новый слой, и мы опускаемся на следующую ступень спирали.

В жанрах “мистика”, “фэнтези”, когда речь идет о других существах и законах, мы нередко допускаем то, что в “реализме” никак не прокатит. Взять тот же Хогвартс — самое милое и безопасное место для детишек :D А в контексте истории работает.
В этой работе автор не обратился к мистике напрямую, но смешение получилось интересное .
Под его руководством они двигаются к смерти. Неспешно, маленькими, незначительными шагами, и Дазай смакует этот процесс так же, как Чуя — свое вино.
Но дальше все становиться совсем жутко, прямо неадекватно. Будто человеческая сущность Дазая постепенно стирается, а остается… демоническая что ли.
Он не помнит их лица, но коллекционирует способы, которыми они себя убивали. Особенно удачные варианты даже советует потом другим. А что-то с удовольствием пробует на себе.
И вновь все холодно, без нерва, будто “биолог препарирует лягушку”.
Он планирует закончить свое исследование и опубликовать его под каким-нибудь непримечательным псевдонимом. Чтобы у людей, желающих покончить с собой, были более четкие инструкции.
Новая ступень спирали, которая меня лично заставила притормозить и осмыслить, насколько страшно то, что делает герой.
Дазай исследует эту тему в отрыве от чувств и эмоций, которые он тем не менее испытывает — глубоко, подавленно, исковерканно, отчаянно.
Кажется, однажды Чуя просто перестает эффектно пить.
Возможно, этот поворот как-то связан с каноном, но я его восприняла как полное отречение от того, что волновало героя раньше. Эта строка довольно мимолетная, почти невесомая, но она является маркером:
Постепенно эффект от игр со смертью тоже ослабевает. Дазай продолжает их. Просто потому, что не знает более надежного способа хоть на время заглушить разъедающую его изнутри пустоту.
Нас подвели к следующему ПОВОРОТНОМУ СОБЫТИЮ: одну официантку Дазай все же подпустил ближе. Он раскрылся ей, она ему. Ее жизнь тяжела:
— Можно уйти вместе, — тихо шепчет она, одновременно предлагая помощь и взывая о ней же.
Они делают это вместе, но Дазай выживает, и его “деятельность” приобретает новый смысл: впредь он хочет сопровождать своих жертв.
Он бы даже сказал, что они сами его находят. Те, кому в этом мире не место.
Ему нравится перекатывать в уме мысль, что он что-то вроде проводника в мир мертвых. Для хорошеньких девушек. Почему нет? Может же у них быть свой личный шинигами?
Дазай больше не состоит в мафии, он работает в детективном агенстве. Автор подкидывает информацию:
Детективу, расследующему череду самоубийств юных девушек в Йокогаме, Дазай посоветовал бы обратить особое внимание на тех, кому он ничего публично не предлагает.
Очень мимолетно, но мы узнаем, что внимание он к себе привлек. История написана со стороны Дазая, и он непоколебим в своей неуловимости. Но у читателя есть повод верить, что его найдут и он понесет наказание.
Он возвращается к жизни с новыми силами и знанием, что где-то его ждет очередная девушка.
Он делает это вместе с ними, доходя до черты невозврата и поворачивает назад.
Последствия его смертельных ритуалов испещряют тело снаружи и внутри, буквально крича всем, что именно он делает. … Но никто, даже лучшие детективы не замечают скрывающиеся за рубцами мертвые тела.
Это странно. Было бы странно, будь он обычным человеком. Но шинигами — незримые посланцы смерти.
Кажется, герой обрел желаемое переживание значимости.

Мы приближаемся к последней ступени спирали:
В кафе на первом этаже здания, где расположено их агентство, на удивление многолюдно. <…> Атмосфера баров, кафе и ресторанов ему близка, как... собственные охотничьи угодья.
Дазай сидит в кафе с коллегами. Сделав заказ, Дазай узнает официантку:
Желание есть испарилось без следа, уступив место совсем иному голоду.
Люси Мод Монтгомери. Одаренная из распавшейся Гильдии.
/…/
Он привык воспринимать одаренных как оружие или инструмент.
Не как девушек.
Не как официанток!
От открывшихся перспектив перехватывает горло, и потеют ладони.
Мне все же не хватило понимания, что за одаренные такие. В целом, из контекста можно представить, так что это не создает проблему в тексте. Но небольшое объяснение бы украсило читательский опыт тем, кто не знает канон.
То есть Дазай все это время совершал то, что совершал благодаря сверхспособностям? Он тоже одаренный? Все-таки здесь присутствует мистика? Не совсем понятно.

Но главное понятно: герой словно перестает быть человеческим существом окончательно:
Это словно в компьютерной игре: раз — и над его головой загорается сияющая табличка, знаменующая переход на новый, более высокий уровень.
«ШИНИГАМИ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ» — значится на ней. Потому что в случае таких людей важен именно дар, а пол вторичен. Дазай поворачивается к беспечно болтающим за столиком коллегам и отчетливо видит, как его новый статус ложится на их лица уже знакомой ему печатью смерти.
Впредь не только случайные девушки в барах станут его жертвами.
Жизненный путь, что привел его в агентство, где работают только одаренные, и собственный дар, позволяющий обнулять чужие силы, приходят к одному общему знаменателю.
Этот момент является КУЛЬМИНАЦИЕЙ. Мы выходим на пик эмоционального накала. И дело не в том, что герой “прокачался” до нового уровня жертв, а в том, что нам ясно, НАСКОЛЬКО далеко он может зайти в своем безумии.
А ещё, впервые за долгое время, ему вспоминается Чуя. Дазай пьет свой кофе и, против обыкновения, не гонит воспоминания прочь. Потому что теперь они к месту.
Ведь когда он закончит со всеми здесь, он обязательно придет и за Чуей тоже.
Круг замкнулся. Дазай получит то, что хочет — Чую. Так, как он этого желает.

В этой истории нет жирной точки, нет заставленных полочек, нет ответов на вопросы, которые могут возникнуть при прочтении. Но она цельная, и в конце есть ощущение завершенности… а для героя как бы все только начинается. Почему так?

Потому что структура с внятным финалом не предполагает, что автор дает все ответы (мне приводили такой контраргумент, мол, “структура все испортит” :) ). Цельность — это не про очевидность каждого аспекта, а про их слаженность. В начале нам представили персонажа, нам провели его до финальной точки и прописали, что может пойти дальше. Завершенность заключается в том, КЕМ персонаж стал пройдя этот путь: “шинигами для одаренных” в своих глазах. ПОСЫЛ истории заключается не в НРАВОУЧЕНИИ, а в мыслях и ощущениях после прочтения. Они могут разниться, но вряд ли читатель останется без них.

Поэтому я считаю, что эта работа очень хороша.

(Кстати, советую после прочтения заглянуть в описание Дазая в шапке — интересно ложится на текст).

Наверное единственный структурный аспект, который можно покритиковать, — это не планомерная динамика. Но ее ломаность в целом не противоречит атмосфере работы, которая здесь важнее. Этот текст про погружение в состояния, которые будут и притягивать, и отвращать одновременно.

Самая сильная сторона: поступательное раскрытие персонажа. Я выбрала метафору про ступени спирали, потому что автор закручивал историю вокруг единого стержня. Нас не просто водили по дорожке туда-сюда, нам наслаивали бусины. Но поскольку шли мы на дно — “спираль закручивает вниз” :)

Я о многом поразмыслила в процессе этого обзора, спасибо Cabernet Sauvignon за доверие!
Скоро вернусь и обещаю не пропадать :) Буду рада, если поддержите в комментах!!! с: И меня, и автора.
Следующий разбор будет на работу Нагини, автора Яросса.
Приглашаю прочитать заранее и причинить автору добро комментарием, пока я до него не добралась! :D
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 47
#микроскоп_5 #деанон

Около года назад я посмотрела фильм “Сотворившая чудо” о невероятном и важном: маленькая девочка, потерявшая зрение и слух в младенчестве, научилась взаимодействовать с миром исключительно через прикосновения. До семи лет она существовала в темноте и тишине, ведя себя скорее как звереныш, чем человечек. Но благодаря заботе близких ей повстречалась та, кто смог обучить ее слышать, говорить и осознавать с помощью одного лишь осязания. Маленькая Хелен Келлер и ее наставница Энн Салливан прошли немалый путь: Хелен закончила университет, стала политической активисткой и писательницей. И произошло это в начале ХХ века (Хелен родилась в 1880 г.)

Ее история меня очень впечатлила, и я долго размышляла, пытаясь вообразить, как вообще возможно жить без звука и без света? Мне становилось страшно от таких мыслей: существование, как в вакууме, бесконечное пространство, в котором ты заперт. Но также я не могла забыть о том, чего смогла добиться Хелен, и решила, что хочу написать об историю и пошла читать-смотреть.

Честно, мне стыдно признаваться, насколько я удивилась, что слепоглухие люди могут быть… совсем как мы. Да, кое-что у них происходит по-другому, но все мы разные. И самое-самое впечатляющее для меня: человек, который познал мир лишь осязанием может быть невероятно красноречивым. Наш мозг удивительный! (Если вы владеете английским, советую посмотреть это видео: https://www.youtube.com/watch?v=ney1gZ1iN_k&list=PLZQfdwZREqbjVZWjS5T0KcndyjgThgC-5&index=3&ab_channel=AmericanMastersPBS).
И вот что вышло: я всегда ощущала ореол ужаса и трагедии вокруг этой темы, а оказалось, что в этом есть просто… нормальность. У жизни очень много граней, у слепоглухих людей однозначно очень много сложностей и тягот, с которыми приходится сталкиваться на протяжении всей жизни. Но они переживают не одни лишь страдания — об этом я и написала работу

Голос прикосновения.

В очередной раз я себе доказала, что могу писать только тогда, когда действительно хочется что-то сказать и о чем-то рассказать :) Так чесалось, что даже преодолела мою затяжную неписаку в девять месяцев.

Я была на миллиард процентов уверена, что неистовая борьба ведется за второе место, поэтому сильно удивилась результатам. (Честно, даже расстроилась…) Но вот забавно: мой путь в пейсательство начался с Микроскопа 2022 номинации “Реализм”. И мои работы “берут” ее третий год подряд :D Кажется, я нашла свою нишу… Но на самом деле спасибо большое всем, кто за меня голосовал, и всем, кто пришел поддержать добрым словом! Ценю бесконечно!

Спасибо за теплые комментарии:
Юда Хлебушак, DistantSong, NannyMEOW, Home Orchid, Габитус, Stasya R, Specialhero, Кэй Трин, Cabernet Sauvignon, De La Soul, Georgie Alisa, michalmil

Спасибо за чудесные обзоры:
Скарамар, Лиза Пинская, Агнета Блоссом, Katedemort Krit

Спасибо за замечательные рекомендации:
Мряу Пушистая, Просто Кристи, Ellinor Jinn, Агнета Блоссом, Katedemort Krit, мисс Элинор, Яросса

Спасибо бете Home Orchid за участие, поддержку и пини взяться за дело! :)

А хитренькие Мряу Пушистая и Viara species вскочили в последний вагон и угадали меня :D Признавайтесь, вы сговорились, м-м-м?
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 16 комментариев
Подарила фанфик:

В благодарность за совместное творчество) Пусть будет подорожником к душе и телу)

Plantago major
Показать 1 комментарий
КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧАЛСЯ "БОГ ИЗ МАШИНЫ"

Для меня сюжет красив и прекрасен, когда его наполняют взаимодействующие элементы: ружья, отсылки, переплетение нитей, игра со слоями восприятия. В этот раз хочу поговорить не про основное действие, а про важные для истории составляющие.

Есть довольно простая схема, которая поможет проследить, чтобы не вышло неудобоваримой каши из деталей, и подскажет, как подкрутить и смазать винтики, чтобы механизм работал.

Пожалуйста, если вы прочитали пост — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень мотивирует продолжать.

Не обойдемся без отсылки к главному киту — сути трехактной структуры, которая пропитывает сюжеты от и до. Напомню: сначала мы читателя с чем-то знакомим, потом оно раскрывается через действие/описания, в ответственный момент оно исполняет свое предназначение, после подводятся итоги.
(Завязка —> Основное действие —> Кульминация —> Развязка).

Я упоминала в посте по теме (тык), что эти этапы свойственны не только главной сюжетной линии, но и отдельным эпизодам/актам/сценам/частям/главам — как бы структура в структуре. Это правило можно применить и к другим элементам, которые появляются на короткий промежуток или периодически: артефактам, влияющим на сюжет, второстепенным и третьестепенным персонажам, законам или условностям мира — все что играет в истории важную роль. Обзовем эти штуки словом ШТУКА.

В истории важные ШТУКИ проходят известные нам этапы (и не спроста):

ЭКСПОЗИЦИЯ
Сначала читателя со ШТУКОЙ нужно познакомить — вводим информацию о важном элементе. В идеале, не вываливать на голову тридцать КБ сухих фактов и описаний. Когда в тексте мы встречаем что-то новое, мы это либо пропускаем мимо, либо спотыкаемся. Задача состоит в том, чтобы читатель не упустил ШТУКУ из внимания, и в то же время остановился и рассмотрел ее. Это как кочка: можно полететь носом вниз, а можно элегантно задержаться, аккуратно перешагнуть, попутно рассмотрев цветочек, растущий сверху. Конечно, порой не обойтись без изложения фактов, но очень круто, когда экспозиция преподносится в контексте (тема для отдельного поста).

РАЗВИТИЕ
Не всю информацию нужно подавать сразу, можно раскрывать ее постепенно. Здорово, когда инфа подается через действие, пусть в повествовании это и не обязательно. А если вы все же предлагаете читателю сухие факты, делайте этого осознанно и умеренно :)
Этап развития важен, чтобы читатель не забывал о нашей ШТУКЕ, особенно если между знакомством и ответственным моментом пройдет немало КБ. Желательно напоминать о ней, подкидывать дровишек, делать многозначительные кивки в сторону висящего ружья. Или просто ИСПОЛЬЗОВАТЬ (речь об органичном для истории применении, который раскрывает функции ШТУКИ, а не ответственном моменте, потому что он как раз идет следом).

КУЛЬМИНАЦИЯ
Как правило, предыдущая свистопляска необходима для кульминации: ответственный момент в истории, когда наша ШТУКА исполняет свое предназначение. И если она внезапно появляется лишь сейчас — получается “Бог из машины”. А если еще и приправлено информационной экспозиций — ой-ей.
В кульминации мы узнаем, зачем же ШТУКА была нужна, здесь случаются вотэтоповороты, или разряжается напряжение. Но оно получится, только если мы знали “зачем” и ждали “ну когда уже!..”

ИТОГ
Если ШТУКУ бросили в кульминации и читатель не понял как она повлияла на дальнейший сюжет — появляются вопросы. Поэтому важно, чтобы другие элементы истории были с ней связаны, ШТУКА должна их их изменить: подкинуть проблем или разрешить проблемы. Если она живет своей отдельной жизнью — она общему сюжету не нужна.

Что будет, если выкинуть один из этапов для ШТУКИ? Кривота.

1. Нет экспозиции: на голову читателя сваливается неведомая хрень, которая вдруг начинает играть важную роль в истории, исполнять только ей известные задачи. Читатель спотыкается, не понимая, что происходит.

2. Нет развития: мы не запоминаем ШТУКУ, не понимаем ее, не знаем функций, красок. Даже если мы запомнили ее наличие, за ШТУКОЙ может остаться пустота.

3. Нет кульминации: у ШТУКИ нет смысла или предназначения, она не играет никакой роли.

4. Нет развязки: не понятно, к чему была вся движуха, зачем ШТУКА остальной истории.

Должно ли оно накладываться на завязку и прочее основного действия и совпадать с его этапами? Может вообще не накладываться. Возможно, ШТУКА появится только в одной сцене и на том ее и помянем, а может, она выстрелит во втором поворотном событии, так что с основной линией оно так не связано.

Предвосхищаю вопрос (сообщите, если я ванга :D ):
Обязательно ли все-все подстраивать под линеечку?
Во-первых, я посты пишу довольно топорно, чтобы вывести под лупу суть, а нюансы в творчестве бесконечны. Так что релакс :)

Но как понять, когда обязательно, в когда нет? Когда элементу нужны все круги-этапы, а когда это нет? Думаю, и тут не провести однозначную черту, но я опираюсь примерно на следующее:
Играет ли эта ШТУКА в истории важную роль?
Если ответ — ДА, советую пройтись по задачам этапов и представить, как читатель будет воспринимать информацию, и нет ли значимого для него пробела. Будет ли ему понятно, не споткнется ли он, не забудет ли, не получилось ли слишком очевидно и не в лоб, есть ли в этом смысл, нужно ли это вообще ааааа жизнь-тлен… Прямого и четкого рецепта, чтобы все получилось идеально, у меня нет, да и ни у кого его нет :) Но схема может пригодится, чтобы подкрутить, сгладить или понять, чего не хватает.

Кстати, если вы читаете мои сюжетные разборки, думаю, вы вспомните, что я много внимания обращаю на важные ШТУКИ и их раскрытие. Если хочется больше живых примеров (как удачных, так и не очень) — велкам!

Но и этот пост без примеров не оставлю.

Пример ШТУКИ “Под светом софитов” (одна сцена со всеми этапами):
Появление Распределяющей шляпы в Гарри Поттере (седьмая глава первой книги). К слову, вся Поттериана очень хороша для изучения построения сюжета.

ЭКСПОЗИЦИЯ
Наших зеленых первокурсников привезли в Хогвартс, и почва для события уже прогрета: мы знаем о факультетах из предыдущих глав, знаем, что этот выбор важен, и наш герой о нем переживает. Также мы знаем, что первокурсники должны пройти неведомое испытание — для кирпичика готово тепленькое местечко:
Гарри уставился в пол, пытаясь набраться мужества и настроиться на предстоящее испытание. Ведь профессор МакГонагалл могла вернуться в любую секунду и повести его на страшный суд.
Первое появление, очень прямолинейное, внимание читателя направляют на ШУТКУ:
Гарри услышал какой-то звук и, опустив устремленный в потолок взгляд, увидел, что профессор МакГонагалл поставила перед шеренгой первокурсников самый обычный на вид табурет и положила на сиденье остроконечную Волшебную шляпу.
Читателя придержали за руку перед кочкой и все вниманием на главном.
”Интересно, зачем она здесь? — подумал Гарри…”
Внимание по-прежнему четко на ШТУКЕ, нам подкидывают варианты: что же с ней будут делать? Доставать кроликов? Читатель вместе с героем размышляет.

Далее происходит поворотное событие: Шляпа начинает петь. Она исполняет одну из своих функций: дает представление о факультетах, ну и разъясняет правила сортировки (каким бы оно ни было :D ). Происходит контраст ожиданий: только Гарри переживал, что ему придется демонстрировать неведомые магические способности перед всей школой, а тут оказывается, что придется всего лишь надеть шляпу.

РАЗВИТИЕ
Далее Шляпа исполняет свою функцию в действии и контексте, и создается нагнетание, ведущее к кульминации: Гарри переживает, что его распределение пойдет не по плану. Еще нам известны ставки: попадет ли он на Слизерин, как и Волдеморт — событие имеет значение для героя и истории.
Попутно отмечается интересная деталь: время на размышления Шляпы разнится для разных учеников. Плюс появляется еще одна интрига: как именно Шляпа распределяет учеников?

КУЛЬМИНАЦИЯ
Момент, когда Гарри надел шляпу:
Последнее, что увидел Гарри, прежде чем Шляпа упала ему на глаза, был огромный зал, заполненный людьми, каждый из которых подался вперед, чтобы получше разглядеть его. А затем перед глазами встала черная стена.
Мы хоть и понимаем, что дело все в том, что Шляпа большая, а голова у Гарри маленькая (ха-ха :D), но все равно метафорично Гарри как бы переносится в другое пространство.
Шляпа вдруг начинает говорить Гарри на ухо: это объясняет поставленные ранее вопросы и разрешает интриги (почему время для разных студентов отличается, как происходит отбор — пусть и не все карты раскрылись сразу).
Происходит момент распределения, который, как мы помним, важен для всей истории (“Гарри, мой мальчик, ты попал в Гриффиндор, потому что сам об этом попросил…” и т.д.). ШТУКА является значимым артефактом для общего сюжета и исполняет важную функцию.

ИТОГ
ГРИФФИНДОР!!!
Напряжение спало, Гарри ожидает на скамейке окончания распределения, к нему присоединятся Рон.
Профессор МакГонагалл скатала свой свиток и вынесла из зала Волшебную шляпу.
Фсе (до поры до времени ;) ).


Повешенное ружье ШТУКА калибра поменьше: Кровавый Барон (в первой книге).

ЭКСПОЗИЦИЯ
Гриффиндор никогда так долго не оставался без награды. Вот уже шесть лет подряд награда достается Слизерину. Кровавый Барон — это приведение подвалов Слизерина — стал почти невыносим.
Гарри посмотрел в сторону стола Слизерина и увидел жуткого вида приведение с выпученными глазами, вытянутыми костлявым лицом, и в одеждах, запачканной серебряной кровью.
Яркое представление, прекрасно вплетенное к контекст событий (мы уже знакомы с призраками, мы знаем, что они тусят в зале за столами факультетов и т.д.)

РАЗВИТИЕ
Наши первокурсники впервые сталкиваются с Пивзом (той еще ШТУЧКОЙ :D ), но здесь нам добавляют информации и функции о Бароне в диалоге:
— Иди отсюда, Пивз, иначе Барон об этом узнает, я не шучу! — резким тоном произнес Перси.
…единственный, кто может его контролировать — это Кровавый Барон…
Читателю аж дважды повторили в чем заключается функция ШТУКИ.
Еще есть упоминания ШТУКИ, чтобы читатель о нем не забыл:
— Не оставляйте меня! — завопил Невилл… — …пока я тут лежал, мимо меня дважды проплыл кровавый Барон.

КУЛЬМИНАЦИЯ
Гарри, Рон и Гермиона отправились за философским камнем, но не дойдя до запретного коридора им повстречался Пивз. Ставки для героев очень высоки — если их обнаружат будут неприятности: Волдеморт завладеет философским камнем или, что еще хуже, они вылетят из школы. Но у Гарри нашлось средство от Пивза:
— Пивз, — произнес он хриплым шепотом. — У Кровавого Барона есть свои причины на то, чтобы быть невидимым.
Наша ШТУКА выстрелила в неожиданный момент и исполнила свое предназначение.

ИТОГ
Наша ШТУКА (само того не зная) устранила препятствие и продвинула героев дальше по сюжету. Барон мог бы просто быть колоритным призраком Слизерина, но он в истории не для украшения, а для своей важной задачи.

Вот так вот! На сегодня все :)
Мне лично очень помогает держать в голове эту схему, чтобы детали истории работали сообща. Надеюсь, вам тоже оно было интересно/полезно ;)

Как всегда безумно интересно, что вы об этом всем думаете :D (И о чем еще хотели бы узнать/поговорить).
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 21
Счастливого всем Рождества!

Завтра возвращаюсь в блог :) То предпраздничная суета, то последпразничная хандра, поэтому взяла перерыв. Зато набралась сил, поэтому завтра планирую опубликовать что-нибудь как бы типа умное, и следующие сюжетные разборки будут на этой неделе. Все, кто ждет (если еще ждете), обязательно всех разберу и выпотрошу! :D Да, быстро не получается, но постепенно дойду до каждого с:
Показать 7 комментариев
Показать более ранние сообщения
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть