↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Звезда пленительного счастья (гет)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Драма, Исторический, Романтика
Размер:
Мини | 15 Кб
Статус:
Закончен
Предупреждения:
ООС
 
Проверено на грамотность
Чацкий и Софья не знают своего будущего. Но сейчас над ними сияет звезда пленительного счастья.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

***

Петербург, 1824. Тысяча свечей озаряет бальную залу. Белые, нежно-розовые, небесно-голубые платья девушек. Красные, тёмно-зелёные, бордовые, почти чёрные наряды замужних дам. Фраки, сорочки, манишки. Мундиры, мундиры. Хранители самовластья.

Чацкий снова в России. Только что вернулся, буквально с корабля на бал. Он отлучался по поручению своего начальника и друга Волконского — единственного, кому он рад служить. И хорошо, что Петербург — это не закосневшая, душная (скорее, бездушная!) Москва… Но когда-нибудь и до этого медвежьего угла, пристанища предрассудков дойдёт звезда просвещения.

Чацкий полон идей. Его немецкий сильно улучшился за два года, он много читает, хотя его по-прежнему коробит, когда бездумно перенимают всё иностранное, и в итоге получается смесь минотавра со змеем горынычем. Новый царь вот-вот вступит на престол. Главный вопрос: Николай или Константин? Что они принесут многострадальной стране, неспособной даже в XIX веке победить рабство… Волконский высказывает интересные мысли и прозрачно намекает, что чему-то суждено свершиться вскоре… Может, осталось ждать перемен какой-нибудь год иль два. Привычное жаркое негодование готово излиться желчью слов. Но сегодня Чацкий лишь берёт бокал шампанского с подноса. Сегодня канун Рождества, и даже хочется немного затуманить мозг, вернуть ощущение праздника, которое кануло в Лету вместе с беззаботным детством.

Гостиная украшена, огонь свечей золотит старинные рамы и переливается в лучших фамильных драгоценностях дам, весь год хранимых в ларцах. Чацкий мимолётно дивится, что вдруг оказался в таком высоком обществе по меркам тех, для кого это важно. Но чего-то как будто не хватает, какого-то средоточия праздника, к которому устремились бы восхищённые взоры. Чацкий подносит бокал ко рту — прохладные пузырьки щекочут верхнюю губу. Взгляд скользит поверх голов гостей, среди которых Чацкий чувствует себя лишним. Он ждёт лишь возможности быть представленным в более узком кругу. Волконский ему обещал… И пусть они совсем не ровня по знатности, тот плюёт на эти изжившие себя условности, как и положено стороннику конституционной монархии и отмены крепостного права. Об этом пока не принято говорить в салонах, и гостиная полнится пустым гомоном. Но вскоре, быть может…

Чацкий с нетерпеливым равнодушием озирается. И вдруг взгляд останавливается на стройной, высокой темноволосой девушке. Она стоит спиной, её платье скромно по сравнению с другими, но точёный стан выделяется изяществом. И что-то непередаваемо знакомое есть в осанке, манере держать голову… Он понимает за миг до того, как она поворачивается, и знакомый профиль сияет в мягком свете, как камея.

Софья!

Вся горечь, досада и боль от событий двухлетней давности ядовито взметаются в душе. Но откуда она здесь?! Не в затхлой Москве старух и стариков, а в Петербурге?!

Вздох, миг — и Софья замечает его. На мгновенье распахиваются глаза, и снова взгляд долу, сжаты губы. Но не презрительно — скорбно.

Они не обменялись больше ни одним письмом, с тех пор как он кидал ей жестокие слова, обличая в своём злом прозрении её, её отца и всё московское общество. Признаться, Чацкий жалел порой о своей горячности, о скоропостижном и грубом отъезде… И совесть тревожила его иногда, лишь только он вспоминал, что обязан Фамусову воспитанием и образованием… И вина самой Софьи уж не казалась ему такой непростительной. Он же налетел на неё, как шквал, со своим внезапно вспыхнувшим чувством после трёхлетнего отсутствия… Но извиняться в письме виделось немыслимым, и Чацкий лелеял обиду.

И вот теперь она здесь! Неужто он не подойдёт, увидев знакомое лицо?

— Софья Павловна! — Он склоняет голову в вежливом поклоне. — Какая неожиданность встретить вас в этом кругу!

Она слегка улыбается — скорее, дань вежливости — и молящий взгляд проникает в душу.

— Александр Андреич… — тихо выговаривают её губы. — И для меня…

— Но как же вы здесь?! Где Павел Афанасьевич(1)? Или, виноват, Алексей Степаныч(2)?

Чацкий зорко оглядывается. Но весь её облик кричит о том, что она не замужем.

В зареве свечей не разглядишь, если бы она и покраснела.

— Княгиня Марья Алексеевна была очень сердита… тогда. А батюшка — вне себя от бед, свалившихся на него. Его здоровье сильно пошатнулось… Над нами потешалась вся Москва. Все эти пересуды и сплетни… — Софья горестно стискивает веер. Чацкий молча внимает. — Но, к счастью, княгиня — великодушная и отходчивая женщина. Когда всё немного улеглось, она приняла во мне участие и помогла приехать сюда. — Она обводит взглядом гостиную.

— А Молчалин? Или он не смог вновь заслужить ваше расположение и протекцию вашего отца? Уж кланяться-то он горазд, гляди лоб расшибёт! — Чацкий жадно хочет узнать, что́ он оставил по ту сторону двери, которой так яростно хлопнул. Так, что в груди щемит, а бокал в руке кажется слишком хрупким. Былая желчь, вспененная воспоминаниями, готова излиться на Софью. Но разбивается о ясный, всё понимающий взгляд её.

— Если вам интересно знать, то Алексей Степаныч тихонько покинул отца и нашёл себе нового покровителя. Уж два года как он служит секретарём у Скалозуба. Надеюсь, тот заставляет его маршировать день и ночь. — В глазах Софьи на миг мелькает прежний упрямый жар. Но так мимолётно, что Чацкий не уверен. Может, это сквозняк качнул пламя свечей.

— И вы не вышли за Скалозуба? — на тон ниже спрашивает он.

Она отвечает с невесёлой усмешкой:

— Я стала не той партией, которая составила бы его счастье.

— И здесь вы, конечно же, за этим? — пытает её Чацкий.

Зачем он так выспрашивает о том, о чём девушке и говорить неприлично? Мстит за былые обиды? За то, что насмешливо отвергла вспыхнувшее после долгой разлуки чувство, за пущенный слух о сумасшествии? Чацкому хочется так думать.

Она смотрит исподлобья, в лице — ни чёрточки былого высокомерия. Сломлена. Он сам сломал её.

— Отец, конечно, хотел бы найти здесь партию для меня, — отвечает она спокойно и безнадёжно. Безжизненно.

— А вы? — хватается за оговорку Чацкий.

Софья молчит.

— Мне было душно в Москве, — выговаривает она наконец — Здесь больше воздуха…

Как он это понимает!.. Оглядывается. Фамусов играет в вист со знатными тётушками. Он думает, что здесь радушно встретят его провинциальное обаяние и шутки прошлого века… Вот-вот начнутся танцы. И обоих их, Чацкого и Софью, это поставит в неловкое положение. Чацкий, как старый знакомый, обязан будет её пригласить по законам вежливости, она явно здесь мало кого знает. Она, конечно, согласится. А значит, брать её за руку, сближать лица, скользить рукой по атласной талии, ощущать её дыхание и даже, возможно, учащённое биение сердца… Он к этому не готов.

Музыканты настраивают инструменты. А Софья, словно поняв затруднение Чацкого, замечает:

— Думаю, московская манера танцев здесь придётся не ко двору. Я устала и с удовольствием бы присела вон у того окна. Вы меня не проводите? Я подожду отца там.

— Конечно! — наверное, со слишком явным облегчением говорит Чацкий.

Она невесомо, как старому другу, опускает ладонь на его локоть.

Путь до банкетки у окна короток. Но там, слава богу, тише. Все спешат на танцы или за карточные столы. Софья благодарно кивает и опускается на банкетку, разглаживая платье.

— Спасибо за беседу, — кивает она.

Но Чацкий медлит. Волконский ещё не появился, а в зале только шапочные знакомые. В нерешительности он возвышается над Софьей и — редкий случай — не знает, как начать разговор. А она будто и не замечает более его присутствия. Взгляд прикован к окну, за которым искристо кружатся крупные снежинки. Чацкий тоже смотрит. Иногда природа — воистину творец…

— Знаете, — прерывает молчание Софья. — Когда я ввечеру поднимаю голову и подставляю лицо снегу, иногда мне кажется, что я лечу ввысь, к звёздам… Зыбкое ощущение, но так хочется продлить его…

Чацкий молчит. Софья переводит на него взгляд.

— Вы думаете, это глупо?

— Нет, отчего же… — Вот это точно глупый ответ. Чацкий решительно говорит: — Вы изменились, Софья Павловна.

Она бледно улыбается. Тёплый отблеск свечей почти не проникает сюда, и лицо её кажется лунным.

— Сначала я на вас ещё очень гневалась. Даже ненавидела. И одновременно терзалась горьким стыдом… — тихо признаётся она. — Но теперь я даже благодарна вам за то, что открыли мне глаза. — Она склоняет голову, и тёмные витые локоны отделяются от причёски. — Во многом вы были правы…

Чацкий изумлённо качает головой. Неужели это та надменная, язвительная Софья, которая встретила его два года назад?

— Я сожалею… — вырывается у Чацкого совершенно искренне.

— Не стоит. И французские романы, из которых я составила свой идеал, я больше не читаю. Там всё враньё. — Досадливый взмах рукой. — Стала больше интересоваться нашей, российской литературой, историей… Стихами. Даже немного пишу сама… — Она смущённо вскидывает и отводит взгляд. Снова следит за обречёнными на безвестность снежинками.

Постылый этикет требует спросить, не прочтёт ли она свои стихи… Но мало ли, что пишут юные девы в своих альбомах. Чацкий немало видел в них глупостей, когда барышни подсовывали их ему и потом с обидой забирали незаполненными. Он не хочет разочароваться в Софье. Когда он успел стать ею очарован?..

— Можно сказать, я вспряла ото сна, — продолжает она задумчиво.

Разум цепляется за знакомую фразу. Но Софья не знает, не может знать запрещённого стихотворения, которое ходит по рукам лишь в списках. Ему лично показал Волконский до отъезда. Он даже сказал, что, если его обществу удастся добиться издания этого гимна свободы, это и будет им знаком…

— Может, расскажете о своих странствиях? — прерывает его размышления Софья.

И Чацкий рад и воодушевлён. Никогда, кажется, он не делился воспоминаниями с такой страстью. Он много где побывал… Пока она сидела дома и читала не самые лучшие книги. И под конец рассказа он вдруг понимает.

— Вот чего не хватает в этих пышных гостиных! Я видел такую традицию в Германии, но ведь и у нас при Петре I она была. Ёлка!

— Ёлка? — с недоумением спрашивает Софья.

— Ни слова больше! Нет, умоляю, скажите: вы встречаете Рождество дома? Я имею в виду здесь, где вы остановились?!

— Да… N-кая улица, дом…

— Так ждите же! — торжественно обещает Чацкий. — Теперь ваш батюшка будет доволен моей службой и чином, поэтому примет.


* * *


Временная гостиная Фамусовых украшена ёлкой. Квартирка достаточно скромная, но теперь она преображается. Смолистый аромат — глоток свежего воздуха по сравнению с душной залой средь амбре духов и пудры. Чацкий с надеждой смотрит на девственные свечи на ветвях и предвкушает реакцию Софьи. Если заимствовать, то символ праздника! Это не перевранные на тысячи ладов идеи.

Признаться, извозчик был в изрядном остолбенении, когда барин приказал гнать к лесу. И в ещё большем, когда барин самолично спрыгнул в сугроб, взял топор и спустя время вернулся, таща за ствол небольшую ёлочку. Ну у бар свои причуды…

И вот теперь, наспех украшенная с помощью служанки Лизы, всё ещё плачущая, она освещает одним своим присутствием комнату. Чацкий жадно ловит взгляд Софьи.

— Это… это… настоящее волшебство! — выдыхает она. — Но как вы?.. — Она прижимает руки к лицу. А потом вдруг выбегает из комнаты.

Чацкий в недоумении. Но вскоре она возвращается. В руках — звезда размером с ладонь из блестящей бумаги.

— Вот. Приложили к рождественскому выпуску журнала “Северная звезда”.

Софья хочет сама, но не хватает роста. Поэтому она протягивает звезду Чацкому.

— Пожалуйста, на верхушку.

Он исполняет просьбу, дивясь про себя, как сошлись звёзды.

Фамусов действительно проявил одобрение пути, выбранному Чацким. Конечно, он не знает всей правды. Но, посидев для приличия, он оставил, как он сказал “старых друзей детства”, под присмотром Лизаньки и ушёл спать. Видно, что оказия двухлетней давности пагубно на нём сказалась. А у Лизы масса дел на кухне…

Софья отступает на шаг, чтобы полюбоваться ёлкой, ожившая, разрумянившаяся.

— Теперь это настоящий праздник! Как переливается звезда! — Она смотрит на Чацкого, и глаза её сияют, сами как звёзды. Так смотрела она на него в далёкой и почти забытой юности… Как мог он подумать, что она сломлена? — Звезда пленительного счастья! — цитирует она явно не без умысла, склоняя головку набок.

Удар под дых.

— Но откуда вы знаете?!

Теперь нет никакого сомнения! Она читала!

— Это опубликовано в последнем номере “Северной звезды”. Я знала, что вы не останетесь равнодушным. Это очень по вашей природе.

Так вот, о чём хотел поговорить Волконский! Он так и не явился вчера. Чацкий не видел ещё номера, да и не ждал ничего под Рождество. Это знак! Знак, что пора действовать решительнее!

— И что вы думаете? — обращается он к Софье со всей прямотой.

— О чём? Я очень благодарна вам за ёлку и праздник! Я не могла и надеяться…

— Я не об этом. Что вы думаете о стихотворении? Об идее?

Он пристально вглядывается в её лицо, будто от её ответа зависит его судьба. Софья на секунду задумывается.

— Я думаю, написать такое — очень смелый поступок. — Взгляд её делается серьёзным. — Как и читать. Но мои чувства взлетают вместе с этими строфами… — заканчивает она тихо.

Да, это судьба свела их вчера и сегодня.

Часы бьют полночь. Приходит Лиза и, одну за одной, зажигает на ёлке свечи. Им гореть недолго. И Чацкий чувствует, что прежний жар разгорается и в его душе. Едва дождавшись ухода Лизы, он оборачивается к Софье.

— Софья Павловна. На этот раз я действительно спрошу согласия вашего батюшки, как того требуют традиции, которые я хоть и не принимаю, но хотел бы научиться уважать ради тех, кто мне небезразличен. Но скажите мне прямо сейчас…

Софья смотрит на него широко раскрытыми глазами. А он продолжает:

— Я был юн, слишком горяч и, возможно, излишне желчен тогда. Да и вы были другой. Два года разлуки пошли нам на пользу, залечили раны, остудили излишний пыл. Я простил вас. Простите и вы меня. — Он прижимает руку к груди. Получив торопливый кивок, набирает в грудь побольше воздуха. — Поэтому теперь я с полной уверенностью и чистым сердцем прошу вас: будьте женой и соратницей моей! Что скажете?

Тяжело тикают часы, слегка потрескивают свечи. Бьются в окно снежинки-звёздочки. По щекам Софьи катятся слёзы.

— О Господи… — шепчет она. — Да, да, да!

Как сладок этот первый поцелуй под рождественской ёлкой. Кажется, что волшебная ночь никогда не закончится. Наступает 1825 год. Волконский с радостью примет горячего сторонника в своё тайное общество. И Чацкий, едва обвенчавшись с Софьей, станет самым преданным его последователем. Восстание… Только чудом он избежит повешения — оборвётся верёвка, а второй раз не вешают. И ждёт его долгая дорога по большому сибирскому тракту…

Софья же станет одной из одиннадцати верных и в горе жён, откажется от прежней жизни, научится простой и грубой работе.

Много ещё испытаний их ждёт впереди… Но пока в гостиной тепло, смолист дух Рождества. Декабристы проиграют. Но вскоре залы дворца царя, против которого они выступали, украсят празднично наряженные ёлки.

Чацкий и Софья ещё не знают об этом. Но сейчас над ними сияет звезда пленительного счастья.


1) Фамусов

Вернуться к тексту


2) Молчалин

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 25.12.2023
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Чацкий и Софья

Автор: Ellinor Jinn
Фандом: Горе от ума
Фанфики в серии: авторские, все мини, все законченные, General+PG-13
Общий размер: 20 Кб
Отключить рекламу

20 комментариев из 63 (показать все)
Анонимный автор
Это да. Но на фоне этом черном особенно хрупко выглядят все эти поклоны, разговоры, мечты и прекраснодушие. Спасибо за пронзительную историю. И да, все-таки хорошо, что они встретились.
Ellinor Jinnавтор
шамсена
Я давно мечтала об их встрече! И была бы рада почитать более подробное описание их дальнейшей судьбы!
Я наконец-то к вам добежала. Уж принесла, что смогла. Если что, простите.
Первая работа, прочитанная на конкурсе и последний обзор, оставшийся мне в забеге.
Всегда с трепетом и недоверием открываю работы, написанные по классическим произведениям. Поражаюсь отваге авторов, готовых добавить что-то от себя в давно написанную, миллион раз выверенную до каждой запятой, изученную вдоль и поперек толпой исследователей, абсолютно самодостаточную работу.
Что можно добавить в звонкую и горькую историю Грибоедова, например? А можно, оказывается, написать продолжение. Пусть не в стихах, но автор рискнул и, как мне кажется, не опростоволосился.
Итак, 1824год. До восстания на сенатской площади ровно год. Чацкий в Петербурге на балу. Антураж, атмосфера выписаны очень красочно и кинематографично. Действительно, словно стоишь у какой-нибудь колонны, держишь в руках бокал, вдыхаешь аромат свечей, слышишь шуршание платьев. И вот среди толпы замечаешь знакомый силуэт. Миг узнавания, смешанные чувства. То ли ты рад, то ли неловко и страшно встретиться с той, кого два года тому обличал в таком, что и вспомнить стыдно. Однако и она заметила, теперь точно неловко не подойти и не заговорить. Узнаешь и не узнаешь. И оказывается, что жаль не только тебе, что изменился не только ты, но и она о многом размышляла, до много дошла. И общего у вас нашлось больше, чем ожидал, и ты внезапно вновь влюблен.
Гостиная, ёлка, звезда сияет, как ее глаза. Звезда пленительного счастья. Стихи, особенные и важные. Да, у тебя все всегда внезапно, как и тогда, так и теперь, ведь ты это ты, уж каков есть. Она согласна, и это счастье, которое готово затопить, захлестнуть с головой. И впереди целая жизнь рядом с ней, понимающей и близкой. Вот теперь ты это отчетливо понял и разглядел. И жизнь эта будет наполнена смыслом, будет полезна и правильна, будет счастливою рядом с ней, такой, как стала.
Мы-то знаем, что до восстания всего год, и что будет после для таких, как Чацкий. Но сейчас он верит и готов уверить её. Так пусть будут счастливы, сколько смогут.
Очень понравилась легкая, но такая милая стилизация под язык 19го века. Очень органично и наглядно. Автор просто молодец. Возможно, кто-то не увидит в его героях тех самых Софью и Чацкого. Но ведь и автор другой). И потом, прошло два года с тех событий, а порой чтобы измениться хватает всего одного мига прозрения.
Показать полностью
Ellinor Jinnавтор
EnniNova
Вы заставили сердце трепетать! Спасибо большое за такой чудесный обзор! Вы сделали мое первое утро конкурса счастливым!
Анонимный автор
EnniNova
Вы заставили сердце трепетать! Спасибо большое за такой чудесный обзор! Вы сделали мое первое утро конкурса счастливым!
Надеюсь и последний день тоже)) Лишь бы все начиналось и кончалось тобой, как говорится))
Очень рада, что отзыв вам понравился. Я очень долго с духом собиралась, почему-то. Проголосовала за вас не раздумывая, хотя в номинации и другие работы очень понравились.
Ellinor Jinnавтор
EnniNova
Конечно, понравился, о чём вы?? Я в восторге!!!
А мне почему-то не страшно браться за классику. Ну классика и классика) Огромное спасибо за голос!
Здравствуйте, уважаемый автор!
Раз я разрешила вам себя призвать, то призываюсь)
Прошу прощения за странный отзыв, я уже немного смутно помню сам канон, а ваша история заставляет прислушиваться больше не к памяти, а к ощущениям.
Начать хочу с небольшого не столько даже замечания, сколько предложения. Вы и правда в своей истории допускаете вольности: стихотворение "К Чаадаеву" у вас уже вышло. Эта вольность - очень к месту. Но вы упоминаете и казнь декабристов, говорите, что веревка Чацкого оборвалась, и так он спасся. Я понимаю, что это должно добавить пронзительности тому, что ждет Софью и Чацкого дальше, после этого волшебного Рождества.
Но я вот что подумала... Все мы знаем, кого вешали, и знаем, что оборванная веревка в тот раз никого не спасла. Значит, ваша придумка с казнью и оборванной веревкой сразу отдает слишком уж счастливой сказочностью, сразу делает все чуть менее настоящим. А если вместо оборванной веревки - отмена приговора в последний момент? Это те же страх и надежда, те же горе и счастье - и при этом не выбьется из исторической канвы.
Ну а теперь к самой истории.
Я люблю браться за классику и люблю смотреть, как это делают другие, если они делают это хорошо. И мне было очень интересно, как это сделаете вы.
"Горе от ума" Грибоедова - одно из немногих произведений в школьной программе, которое я даже из-под палки читала с большим удовольствием. Тонкая сатира, потрясающая ирония, острый язык - обожаю.
И потому начинала я читать вашу историю настороженно. Вместо стихов - проза, вместо сатиры - любовный роман, вместо Софьи и Чацкого...
Софья и Чацкий - на месте. Чацкий - все такой же порывистый и резкий на суждение и осуждение. И ему, в сущности, все равно, кого судить - пощады не будет ни обществу, ни Софье, ни себе самому.
Софья... повзрослела. Именно что повзрослела. Воздушные замки, подпитываемые французскими романами, осыпались. Опозоренная, никому, как оказалось, не нужная (Молчалин поступил так, как от него и ожидалось) - и наконец расцветшая. Какая она достойная в своем сожалении. Какая возвышенная в своем унижении. Какая прекрасная в своей серьезности.
Я не знаю, нужно ли заглядывать за занавес "Горя от ума". Я не уверена, что "Горе от ума" нуждается в продолжении. Не уверена я и в том, что Чацкий и Софья спустя несколько лет станут именно такими. И даже думаю, что сама бы я их встречу в будущем увидела совсем иначе. Затрудняюсь сказать, верю или не верю в такое развитие событий.
Но - оно возможно. И Чацкий и Софья могут такими стать. И, может быть, именно это меня в вашей истории и подкупает. Это не продолжение оригинала, это совсем другая история - в другом жанре и с другим смыслом. Но знание пьесы придает характерам и поступкам героев в этой истории особенные оттенки.
Верю, что Фамус оставляет Софью с Чацким наедине не просто так) У этого старика еще есть порох в пороховницах, хитрый он лис.
С удовольствием ловила мелкие детали в поведении Чацкого. Как в оригинале - Чацкий может ворваться в чью-то жизнь, перевернуть в ней все, пылкий и неучтивый, яростный и нечуткий, гордый и слепой - и дела ему нет до обычаев, которые он нарушает, и чхать он хотел на порядки, которые презирает... И все-таки посмотрите на него, посмотрите! Видит Софью - и мучается: подойти или не подойти? Если узнал ее, не подойти-то невежливо, не по порядкам... Или вот взять елку. Елка - нововведение западное, славянофилу противное. Но Чацкий находит себе оправдание: эту традицию привез с собой Петр Первый... И вот это меня и пьесе самой забавляло - что в гордом Чацком иногда в самом проскальзывала подвластность порядкам, которым он противится. И найти эту же иронию у вас было невыразимо приятно.
И все-таки эти маленькие уступки не смягчают его нрав. Он при этом все еще все-таки до дерзости честен и с самим собой, и с другими. Не просит Софью показать ему стихи, хоть так и положено, - потому что ему куда важнее в ней не разочароваться.
Он все еще желчный - и восторженный. Порывистый - и...
И снова вернусь к Софье. Пережитое ее не столько изменило, сколько придало чертам, которые у нее уже были, новую форму. Превратило в какую-то даже мудрость, чуткость. Противник правил Чацкий не может ее не пригласить на танец - но она может избавить его от следования правилам.
И вот я сказала, что Софья повзрослела... И все-таки и Чацкий, и Софья - все еще дети. У Чацкого в груди огонь и ветер в голове. А Софья и рада поверить в его речи, ведь он сам в них верит. И они уже вместе построят новый воздушный замок, красивую сказку, в которой народу принесут обещанную справедливость.
И эта сказка тоже рассыпется, оставив после себя только долгую дорогу в снежную Сибирь, страхи и надежды и... и уже настоящую, суровую, но прекрасную жизнь, которую можно с кем-то разделить.
А может, будет не так. Может, воздушный замок Софьи сейчас - то, что она верит Чайкому, то, что она верит, что сможет разделить с ним все тяготы, то, что она пойдет за ним в Сибирь. Может, у них так ничего в конце концов и не сложится. Может, в Сибири их брак развалится. Все-таки Чацкий - сложный человек, с ним будет ой как нелегко. Может, Софью ждет новое разочарование.
Все это неважно.
Потому что ваша история написана в духе истинного романтизма. И потому, что... Потому что нарушение исторических реалий стоило того: стихотворение "К Чаадаеву" должно было появиться и дать этой истории название. Ведь...
Им в это Рождество светит Звезда пленительного счастья. Непостоянная, обманчивая, яркая. И чем бы это счастье ни обернулось потом - обманется Чацкий, когда Восстание Декабристов провалится, может быть, обманется и Софья, - их недолговечное счастье, полное робости, страха, решимости и надежды, здесь.
Ваш слог - прекрасен. Воздушный, легкий, тонкий, как кружево. И напоенный еловым ароматом, пусть елки и не хватает в бальном зале.
Мне кажется, вы сами должны были наслаждаться рвущимся из-под пальцев текстом. Иначе таким легким бы он не был.
Очень красивая история, написанная в духе, может, не Грибоедова - но классической литературы.
Спасибо вам, автор. Это восхитительно.
Показать полностью
Сколько всего хочется сказать по поводу этого текста! И что стиль уносит мыслями в позапрошлый век, и что очень хороши детали быта и нравов того времени, и что расставание в каноне - не финал, что жизнь продолжается… И БЕГИ, СОНЯ, БЕГИ! По тексту ясно - не убежала. Просто Чацкий как был человеком-идеей, так им и остался. И жить Соне потом не с Александром Андреевичем, а с идеологией из его головы. И счастье строить с идеей - недолгое счастье, если оно вообще будет. И идти потом за идеей, а не за человеком… Хотя, быть может, идеи заразны и она сама станет такой же идейной? Проникнется духом, так сказать. И это будет союз идей, союз тех, кто смотрит в одну сторону - и было бы хорошо. Так что пожалуй я погорячилась. Соне не стоит бежать, Соне стоит подумать о том, кем и с кем она собирается быть.
Levana Онлайн
Пьесу очень люблю, с удовольствием цитирую (как и все мы), перечитываю, поэтому, честно скажу, в начале порывалась закрыть пару раз... но хорошо, что осталась.

По-моему, вот такое развитие событий хоть и маловероятно, а все ж возможно. Иногда - редко - люди все-таки взрослеют (в данном случае это касается обоих). И если предположить, что чувство все же было сильно и искренно, то почему бы ему не ожить в подходящих обстоятельствах?
Но особенно мне понравился финал. И своей трогательностью, красотой, и тем, как частная сцена оказывается вписана в масштабное историческое полотно. При этом ощущение тихой, светлой радости не уходит. Они словно бы находятся в сердце бури, время замирает, а за окном падает снег...
Ведь счастливые, как известно, часов не наблюдают)

И пусть акценты здесь смещены, пусть это немного другая история, это ничуть не мешает ею насладиться.
Смело, да...
Пришла по упоминанию в деанонном посте. И, наверное, я одна из немногих читателей, для кого Грибоедов - это не только школьная программа. Не то, чтобы я часто перечитывала эту историю после школы, но в свое время я была горько очарована всей этой связкой: Чацкий-Чаадаев-стихи-вальс-портрет (так странно похожий на Шерлока Холмса в исполнении Ливанова, который сыграл еще и Николая в "Звезде"))-Персия-смерть-короткое счастье, но вечная любовь юной Нино... И звезда пленительного счастья, и дорога в Сибирь... И вы, автор, как-то удивительно попали не в букву книги (сперва я тоже порывалась закрыть, и осталась усилием воли)), но в образ, который остался в душе.
Эта история вроде бы собрана из крупных знакомых кубиков, но собрана в хорошую устойчивую конструкцию, из которой прорастают сперва тонкие, но уверенные и сильные ростки новой, своей истории... И вот уже перед нами настоящее живое дерево. Все начинается с легкой отсылки к Онегину, но картонные фигурки на балу внезапно (и неожиданно для читателя)) оборачиваются живыми людьми, и уже наблюдаешь за ними с волнением, совершенно несвойственным искушенному читателю. Хотя ведь понятно, с первых строк понятно, куда все катится и чем закончится... (кстати, я бы оставила будущее без спойлеров, но это во мне тыжисторик пытается вопить))
Простите за сумбур. И спасибо за это горькое и короткое счастье героев.
Мне понравилось.
Показать полностью
Ellinor Jinnавтор
Мурkа
Какой эмоциональный отзыв! Да, но Соня, кажется, готова уже это принять (жить с человеком-идеей), она уже достаточно посмотрела на молчалиных-скалозубов... С другой стороны, по современным меркам она ещё достаточно молода, чтобы быть настолько глупой и верить в счастье))) И я верю вместе с ней, просто потому что хочу верить
Ellinor Jinnавтор
Levana
Спасибо большое, что зашли после деанона! Честно говоря, не думала, что у людей будет желание закрыть работу, боясь, что автор принес кринж... Поэтому и взялась, хорошо, что не зря!
Да, у меня получилось совсем другая история (с), но она закрыла все мои гештальты касательно пьесы. Сама перечитала прошлым летом и восхитились и слогом, и глубиной! И так стало горько от финала... Тогда и решила написать преканон, а после постканон. Откомфортить Софью, хотя такой финал - вопрос, комфорт ли это 😂 Но в моменте герои счастливы и точно, не наблюдают часов 😁
Levana Онлайн
Ellinor Jinn
Спасибо большое, что зашли после деанона
Я и не знала про конкурс) Захожу обычно с рек или при зацепившем описании/интересном каноне в подписках.
Ellinor Jinnавтор
Magla
Мне говорят "Смело", и меня обуревает запоздалый страх, что не стоило, слишком кощунственно браться за такую классику... Хорошо, что, берясь, я об этом не думала.
Признаюсь, я не смотрела "Звезду пленительного счастья". Хотя теперь захотелось. Но я помню, читала в какой-то старой книге биографию Грибоедова (ещё будучи в школе), и на меня произвела впечатление эта история любви. И Нину Чавчавадзе помню, и надпись, которую она сделала на надгробии Грибоедова. Очень грустно, но прямо как в романе.

Я не историк, я читала про декабристов и их жён на Дзене для этого фика. Руководствовалась исключительно своим чувством прекрасного. И знаю, что порвавшаяся веревка никого не спасла. Но мы же фанфики пишем, даже если по классике!

Спасибо вам за это серьезное и ёмкое "понравилось". Сохраню это в сердце! И спасибо, что пришли! Интересно, кто меня принял за вас?)
Ellinor Jinn
Шекспир тоже фанфики писал. Лихо и почти на коленке. И где бы была английская литература без его лихости?))
Я не столько о вольном переложении фактов, сколько о возможности читателю самому додумать непротиворечивый обоснуй на основе имеющихся у него фактов. Но это мое личное, я люблю отдавать на откуп умному читателю многое)

Может быть нам еще расскажут о своей логике те, кто играл в угадайку? Пока в пользу своего возможного авторства я вижу два признака: не притопала на классику в комментарии и дала героям второй шанс)))
Ellinor Jinnавтор
Viara species
Здравствуйте, уважаемый автор!
Раз я разрешила вам себя призвать, то призываюсь)
Прошу прощения за странный отзыв, я уже немного смутно помню сам канон, а ваша история заставляет прислушиваться больше не к памяти, а к ощущениям.
Прости, что так долго шла с ответов! Твой отзыв настолько крут, что ему нужно уделить достаточно времени.
Начать хочу с небольшого не столько даже замечания, сколько предложения. Вы и правда в своей истории допускаете вольности: стихотворение "К Чаадаеву" у вас уже вышло. Эта вольность - очень к месту. Но вы упоминаете и казнь декабристов, говорите, что веревка Чацкого оборвалась, и так он спасся. Я понимаю, что это должно добавить пронзительности тому, что ждет Софью и Чацкого дальше, после этого волшебного Рождества.
Но я вот что подумала... Все мы знаем, кого вешали, и знаем, что оборванная веревка в тот раз никого не спасла. Значит, ваша придумка с казнью и оборванной веревкой сразу отдает слишком уж счастливой сказочностью, сразу делает все чуть менее настоящим. А если вместо оборванной веревки - отмена приговора в последний момент? Это те же страх и надежда, те же горе и счастье - и при этом не выбьется из исторической канвы.
Мне кажется, что внезапная отмена приговора - это еще более сказочно, хотя хз. И одновременно как-то непоэтично. Я знаю, что, несмотря на оборванные веревки, главарей все равно перевешали. Ну что я могу сказать? Просто мне так захотелось) Ты права насчет желания пронзительности.

Ну а теперь к самой истории.
Я люблю браться за классику и люблю смотреть, как это делают другие, если они делают это хорошо. И мне было очень интересно, как это сделаете вы.
"Горе от ума" Грибоедова - одно из немногих произведений в школьной программе, которое я даже из-под палки читала с большим удовольствием. Тонкая сатира, потрясающая ирония, острый язык - обожаю.
А я оценила только во взрослом возрасте, вот такой я среднестатистический тугодум...

И потому начинала я читать вашу историю настороженно. Вместо стихов - проза, вместо сатиры - любовный роман, вместо Софьи и Чацкого...
Софья и Чацкий - на месте. Чацкий - все такой же порывистый и резкий на суждение и осуждение. И ему, в сущности, все равно, кого судить - пощады не будет ни обществу, ни Софье, ни себе самому.
Софья... повзрослела. Именно что повзрослела. Воздушные замки, подпитываемые французскими романами, осыпались. Опозоренная, никому, как оказалось, не нужная (Молчалин поступил так, как от него и ожидалось) - и наконец расцветшая. Какая она достойная в своем сожалении. Какая возвышенная в своем унижении. Какая прекрасная в своей серьезности.
Спасибо за то, что так написала про героев! Как мне это ценно! Потому что ООС я ставила ради очень уж мудрой Софьи, Чацкий всё тот же. А Софья... Стала наконец соответствовать своему имени, непонятно по какой причине данному.

Я не знаю, нужно ли заглядывать за занавес "Горя от ума". Я не уверена, что "Горе от ума" нуждается в продолжении. Не уверена я и в том, что Чацкий и Софья спустя несколько лет станут именно такими. И даже думаю, что сама бы я их встречу в будущем увидела совсем иначе. Затрудняюсь сказать, верю или не верю в такое развитие событий.
Но - оно возможно. И Чацкий и Софья могут такими стать. И, может быть, именно это меня в вашей истории и подкупает. Это не продолжение оригинала, это совсем другая история - в другом жанре и с другим смыслом. Но знание пьесы придает характерам и поступкам героев в этой истории особенные оттенки.
Спасибо! Я тоже осознаю, что моя история - лишь доля процента в параллельных мирах вероятностей... Но я хочу верить, поэтому написала так. Давно хотела...

Верю, что Фамус оставляет Софью с Чацким наедине не просто так) У этого старика еще есть порох в пороховницах, хитрый он лис.
Хех, жаль я его мотивацию позже увидела, спасибо читателям!

С удовольствием ловила мелкие детали в поведении Чацкого. Как в оригинале - Чацкий может ворваться в чью-то жизнь, перевернуть в ней все, пылкий и неучтивый, яростный и нечуткий, гордый и слепой - и дела ему нет до обычаев, которые он нарушает, и чхать он хотел на порядки, которые презирает... И все-таки посмотрите на него, посмотрите! Видит Софью - и мучается: подойти или не подойти? Если узнал ее, не подойти-то невежливо, не по порядкам... Или вот взять елку. Елка - нововведение западное, славянофилу противное. Но Чацкий находит себе оправдание: эту традицию привез с собой Петр Первый... И вот это меня и пьесе самой забавляло - что в гордом Чацком иногда в самом проскальзывала подвластность порядкам, которым он противится. И найти эту же иронию у вас было невыразимо приятно.
Ух ты! Это из разряда того, что написалось интуитивно (я вообще часто интуитивный автор), а вон оно как удачно! Ты вообще как будто часто вытаскиваешь идеи авторов из подсознательно заложенного в текст на свет божий. Восхищаюсь этим умением! Чацкий хоть и пытается быть выше системы... Но всё же не может оторваться от земли, на которой живет.

И все-таки эти маленькие уступки не смягчают его нрав. Он при этом все еще все-таки до дерзости честен и с самим собой, и с другими. Не просит Софью показать ему стихи, хоть так и положено, - потому что ему куда важнее в ней не разочароваться.
Он все еще желчный - и восторженный. Порывистый - и...
И снова вернусь к Софье. Пережитое ее не столько изменило, сколько придало чертам, которые у нее уже были, новую форму. Превратило в какую-то даже мудрость, чуткость. Противник правил Чацкий не может ее не пригласить на танец - но она может избавить его от следования правилам.
И вот я сказала, что Софья повзрослела... И все-таки и Чацкий, и Софья - все еще дети. У Чацкого в груди огонь и ветер в голове. А Софья и рада поверить в его речи, ведь он сам в них верит. И они уже вместе построят новый воздушный замок, красивую сказку, в которой народу принесут обещанную справедливость.
И эта сказка тоже рассыпется, оставив после себя только долгую дорогу в снежную Сибирь, страхи и надежды и... и уже настоящую, суровую, но прекрасную жизнь, которую можно с кем-то разделить.
Да, действительно строят, и море кажется по колено... Общая идея даже надежнее любви. Может, Софья и любит его сейчас за огонь в груди.

А может, будет не так. Может, воздушный замок Софьи сейчас - то, что она верит Чайкому, то, что она верит, что сможет разделить с ним все тяготы, то, что она пойдет за ним в Сибирь. Может, у них так ничего в конце концов и не сложится. Может, в Сибири их брак развалится. Все-таки Чацкий - сложный человек, с ним будет ой как нелегко. Может, Софью ждет новое разочарование.
Вопрос, насколько Софья дочь своего отца и общества, в котором выросла... Или она - дочь нового времени?
Все это неважно.
Потому что ваша история написана в духе истинного романтизма. И потому, что... Потому что нарушение исторических реалий стоило того: стихотворение "К Чаадаеву" должно было появиться и дать этой истории название. Ведь...
Им в это Рождество светит Звезда пленительного счастья. Непостоянная, обманчивая, яркая. И чем бы это счастье ни обернулось потом - обманется Чацкий, когда Восстание Декабристов провалится, может быть, обманется и Софья, - их недолговечное счастье, полное робости, страха, решимости и надежды, здесь.
Спасибо за романтизм и видение счастья в моменте! Да, именно так всё.

Ваш слог - прекрасен. Воздушный, легкий, тонкий, как кружево. И напоенный еловым ароматом, пусть елки и не хватает в бальном зале.
Мне кажется, вы сами должны были наслаждаться рвущимся из-под пальцев текстом. Иначе таким легким бы он не был.
Очень красивая история, написанная в духе, может, не Грибоедова - но классической литературы.
Спасибо вам, автор. Это восхитительно.
Спасибо тебе! Да, история писалась удивительно легко, буквально за 2 вечера + вычитка. Для меня это быстро. Я её очень люблю, как нечто волшебное и прекрасное, что надо беречь, любоваться этим и держать у сердца. Обнимаю!
Показать полностью
Классно написано. Прочитала давно, но до сих пор помню. Такой легкий, воздушный текст. И финал совершенно чудесный и трогательный.
Смелая задумка. Но я люблю смелых авторов. Взглянуть на классику немного другими глазами всегда интересно. Мне даже жаль, что я спокойно отношусь к Грибоедову. Иначе мой восторг был бы еще полнее.
Ellinor Jinnавтор
Stasya R
Спасибо большое, что написала после окончания конкурса! 🥰
Обратила внимание на твой комент под Фридой, ага) Я как-то не боюсь за классику браться)
Особенное спасибо за похвалу стилю! ❤️
Ellinor Jinn
Тогда неси Булгакова! ❤
Ellinor Jinnавтор
Stasya R
Когда-нибудь)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх