Цикл фантастических повестей, объединённых общей картиной метавселенной, имеющей форму кристалла, каждая грань которого является отдельной вселенной, и частично перекликающимися сюжетами. Ведущую роль в произведениях цикла играют дети, имеющие особые способности, позволяющие им, в частности, проникать в параллельные вселенные. Особая роль отводится некоему сообществу Хранителей — Командоров, призванному охранять таких детей.
Книги цикла описывают несколько узловых моментов в истории группы параллельных пространств, более или менее соответствующих миру, в котором живёт современное человечество. Все сюжеты цикла увязаны между собой перекрёстными ссылками, упоминаниями и замыкающимися в кольцо сюжетными линиями — так передается сложность и запутанность пространств и времен внутри Кристалла.
Выстрел с монитора (1988)
Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» — Павлик Находкин, школьник, возвращающийся на речном пароходе от родственницы, выслушивает от случайного пожилого попутчика историю о событиях, происходивших в местах, по которым сейчас проплывает пароход. О городе Реттерхальме, который стоял в этих местах, и о его жителе — мальчике Гальке (полное имя — Галиен Тукк), однажды спасшем город от бомбардировки вражеским монитором. Из рассказа Павлик узнаёт о Командорах — немногочисленных защитниках детей с особыми способностями.
Гуси-гуси, га-га-га (1989)
Действие книги происходит в Западной Федерации, благополучном мире будущего, в городе Реттерберге — первом после столицы. Каждому новорождённому гражданину страны прививается уникальный «биологический индекс» — источник специфического ненаправленного излучения. Индексы используются везде: от домашних компьютеров до банковской системы и полиции. От системы невозможно скрыться: уловители индекса покрывают территорию всей страны, а также и большинства соседних стран в регионе. Однако некоторые по каким-либо причинам не имеют индекса. Всех безындексных детей по негласному положению изымают из семей, и они воспитываются в тюремных интернатах.
Застава на Якорном поле (1989)
Полуостров, на котором находится гигантский мегаполис. Сирота Матвей Радомир по прозвищу «Ёжики» живёт в интернате особого Суперлицея. У мальчика лишь одно утешение — он часто ездит по кольцевой линии местного метро и слушает голос своей мамы, объявляющий станции. Однажды, когда Ёжики едет знакомым маршрутом, происходит странное: голос его давно погибшей матери объявляет станцию Якорное Поле, которой раньше не было на линии. Из любопытства Ёжики выходит и попадает на поле, усеянное якорями всех форм и размеров.
Крик петуха (1990)
Главный герой повести Витька Мохов проводит каникулы в засекреченной обсерватории «Сфера», занимающейся проблемой многомерных пространств, где работают его отец, находящийся в разводе с матерью, и дед (отец матери). Отец Витьки — Михаил — опередил коллег в эксперименте и проник в Западную Федерацию («Гуси, гуси, га-га-га…»), где остался жить. Витька, регулярно навещающий там отца, подружился с Цезарем Лотом.
Также рассказывается история Филиппа — мальчишки из мира, куда в «Заставе на Якорном поле» попал в итоге Матвей Радомир. Филипп знакомится с петухом Кригером, выброшенным из «Сферы» при неудачном эксперименте.
Белый шарик матроса Вильсона (1991)
Конец 1940-х годов, город Туре́нь. В повести описывается история преданной дружбы Стасика Скицына, которого за мечту стать моряком прозвали Матросом Вильсоном, и Белого Шарика — маленькой звезды, возникшей из запущенного Ёжики в космос кристаллика, которая научилась превращаться в мальчика Яшку.
Сказки о рыбаках и рыбках (Лунная рыбка; 1991)
Мультипликатор и художник Валентин Волынов из Восточной Федерации попадает в детский лагерь, возле которого происходят сверхъестественные события (вроде появления НЛО и высадки пришельцев). Одиннадцать детей из интерната, якобы контактировавших с инопланетянами, оставляют после окончания смены с Волыновым под предлогом нового контакта. Впоследствии однако выясняется, что никакой контакт не планировался, а опасных детей просто собираются уничтожить. Валентину приходится защищать мальчишек и девчонок от разных злых сил — не только земных, но и гнездящихся в параллельных мирах, он собирает детей и выводит их из лагеря. Таким образом художник Волынов становится одним из Командоров.
Лоцман (1991)
Главный герой повести — писатель Игорь Петрович Решилов. Случайная встреча в трамвае приводит к тому, что Игорь Петрович пускается в странствие по сопредельным пространствам в сопровождении мальчишки — лоцмана Сашки Крюка. В повести о путешествии Решилова и его юного проводника в таинственный мир Подгорья (где они случайно видят Яшку Скицына) поднимаются серьёзные этико-философские проблемы.