0 0 0
Собирательное божество из 7 общих (Аларды, Уацилла и др.) и местных божеств. Может показываться в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. Покровительствуют урожаю, домашним животным, здоровью людей.
0 0 0
Властелин оспы. Согласно мифам, Аларды живёт на небе, откуда
спускается по золотой лестнице. Он изображается красным или светлым крылатым чудовищем, Чтобы умилостивить, его называли "золотым" и т.п. прозвищами, приносили жертвы.
0 0 0
В осетинской мифологии— злой дух. Согласно мифу, Артавыз был сотворён богом, чтобы принести людям добро, но стал учить их противоположному. Тогда бог велел богу-громовнику Уацилле втащить Артавызы к себе. Уацилла навёл на небо тучу, ударил цепью и поднял Артавызы наверх. Здесь Артавыз был пригвождён внутрь луны и находился под охраной часовых.
0 0 0
В осетинской мифологии — божество, насылающее накожные болезни. Но Архурон может просить верховное божество о ниспослании людям богатства и всякого благополучия.
0 0 0
Божество урожая, в частности обильных трав и полевых работ. Перед началом сенокоса в честь А. устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд
0 0 0
Божество диких зверей, покровитель охотников. В качестве жертвы ему охотники брали с собой три пирога в лес, а в случае удачной охоты делали благодарственный шашлык.
0 0 0
Покровитель жилищ. Бынаты Хицау живёт в кладовой и часто изображается в виде старухи. Может напускать болезни на жителей дома и домашних животных.
0 0 0
В осетинской мифологии — один из чудовищных семиглавых великанов, грубых и сильных идолоа, обитающих в пещерах и неприступных крепостях.
0 0 0
В осетинской мифологии — ужасное чудовище, обитающее на склоне Белой горы над аулом Ход.
0 0 0
Божество, которое исцеляет душевнобольных.
Считалось, что Джеры дзуар обитает на горе возле селения Джер в Южной Осетии. Для исцеления от имени больного жертвовали мясо, а его самого подвешивали на веревке над пропастью, угрожая сбросить, если он не назовет вселившихся в него злых духов. Названные имена записывали и сжигали.
0 0 0
В осетинском нартском эпосе — повелитель воды, морской стихии. Донбеттыр считался покровителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные обряды (подобно тому, как было с Афсати). У Донбеттыра много дочерей (соответствующих русским русалкам), обитающих в речках и озёрах, они распоряжаются питьевой водой.
0 0 0
В осетинской мифологии и нартском эпосе — мифологическое существо, которое изображается в виде змеи.
0 0 0
Огромное семиглавое чудовище с двумя иногда отделяющимися от него крыльями, на которых оно носится над морем и сушей в поисках добычи.
0 0 0
Божество покровитель кузнецов. К нему обращаются с просьбой сделать подковы для лошади умершего, чтобы он мог путешествовать в стране мёртвых.
0 0 0
Божество плодородия, одно из трёх, кроме Реком и Таранджелоз, осетинских святилищ.К Мыгалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада и избавить людей от бед и болезней.
0 0 0
В осетинской мифологии — божество урожая, один из самых влиятельных и благожелательных к людям небожителей. Имя этого божества произошло от имени христианского святого Николая Чудотворца.
0 0 0
Божество плодородия. К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил.
0 0 0
В осетинском нартовском эпосе — мифическое чудовище, слепое от рождения, но способное стать зрячим и тогда, увеличившись до неимоверных размеров, уничтожит всех людей.
0 0 0
Дух, которого просили послать дождь, тепло, урожай хлебов, уберечь людей и скот от болезней.
0 0 0
Покровитель разбойников. Обитает в пещере и едет на вороном коне впереди воров и грабителей.
0 0 0
Создатель и покровитель надочажной цепи, мог наслать кожные болезни, если трогать цепь грязными руками. Сафу призывали во время грозы, а также его имя входило в текст клятвы.
0 0 0
Хозяин волков. Разгневавшись на волков, Тутыр затыкает им глотки каменьями и таким образом морит их голодом.
0 0 0
Осетинском фольклоре — великан, которые были одними из первых разумных существ, сотворенных Богом.
0 0 0
Покровитель мужчин, путников и воинов, враг мошенников, воров и клятвопреступников. Соответствует святому Георгию. Изображался на белом коне, в белой бурке. Интересуется тем, помогают ли люди друг другу в нужде. Может появляться в облике нищего. В празднествах в честь Уастырджи не могли участвовать женщины.
0 0 0
Покровитель мелкого рогатого скота; изображался без левого глаза, т.к. считалось что Тутыр в мирной беседе с Фалварой. выбил ему глаз, чтобы дать возможность своим волкам подкрадываться к стадам с левой стороны.
0 0 0
Покровитель гор, также посылает урожай хлебных злаков, охраняет домашних животных от болезней, насылает непогоду.
0 0 0
Единый великий бог, творец земли, мать земли, небожитель, невидимое божество которое всё видит, всё замечает, всё знает о происходящем на земле. О нуждах и заботах людей ему доносят зэды, дауаги, Уацилла и особенно часто наиболее любимый им Уастырджи.