0 0 0
Лесной человек в абхазской мифологии, огромное мохнатое чудовище с торчащим из груди топором, отличающееся необычайной физической силой и свирепостью.
0 0 0
Героический персонаж эпоса, рожденный от непорочной девы. Уничтожал растения препятствующие земледелию. Состязался с верховным богом Анцва, который в итоге заточил его в пещеру.
0 0 0
Собирательное божество из 7 общих (Аларды, Уацилла и др.) и местных божеств. Может показываться в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. Покровительствуют урожаю, домашним животным, здоровью людей.
0 0 0
В абхазском нартском эпосе дракон, завладевший водными источниками и за разрешение пользоваться водой требующий в виде дани красивую девушку.
0 0 0
В Нарстком эпосе дракон, захвативший источники и требующий в качестве платы за пользование ими девушку. С ним борется Сасрыква, который побеждает дракона после того как присыпает золой место отрезанной головы.
0 0 0
Один из оборотней, которые бывают среди жителей почти каждого села и могут превращаться в животных или передвигать на них по ночам, вредя соседям.
0 0 0
Дьявол, источник несчастий людей. Его преследует бог Афы (в процессе появляются гром и молния). Аджныш прячется под деревьями, в домах, на животных и людях. Однако Афы не может убить Аджныша, так как тот его племянник.
0 0 0
Божество охоты и покровитель диких животных. Дочери или другие родственники Ажвейпша могут заманивать охотников, обернувшись косулями или оленями.
1 0 0
Мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца. Жила на земле в высокой башне, а осенью на землю спускалась золотая лестница и она возвращалась на небо к солнцу. В одном из сказаний она является женой нарта Тоха (инг. ТIох), от которого родила сына Моказа (ингуш. Моакхаз), а в другом женой Хамчий Патрижа, который спас от проглотившего ее отца (солнце) дракона (ингуш. сармака).
0 0 0
Божество плодородия, покровительствующее домашним животным. Имеет семь обликов (Джабран, Жвабран, Ачышашана, Алышкентыр, Анапа-Нага, Амра, Амза).
0 0 0
Властелин оспы. Согласно мифам, Аларды живёт на небе, откуда
спускается по золотой лестнице. Он изображается красным или светлым крылатым чудовищем, Чтобы умилостивить, его называли "золотым" и т.п. прозвищами, приносили жертвы.
0 0 0
Бывают обоих полов. Мужчины — обросшие шерстью, существа с топором в груди. Злобные и коварные. Женщины отличаются красотой. По некоторым преданиям, их можно встретить в темное время суток на могилах или глухих местах. Они просят путников потанцевать с ними и при этом за отказ они наказывают. Также алмас предвещает смерть человека заунывным пением, при этом произнося его имя.
0 0 0
Женский демонический персонаж. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями. Иногда образ алмасты дополнял третий глаз и длинные когти.
Алмасты истребляет маленьких детей. Она поджидает, пока ребёнка оставят одного, и если дождётся, кормит его своей грудью, и ребёнок умирает. Чтобы алмасты не навредила, в изголовье кровати, в которой спит ребёнок, кладут нож или иной металлический предмет; иногда прикалывают иголку.
Также алмасты приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.
Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась алмасты и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Всё его тело было в синяках.
0 0 0
В лакской мифологии — герой героического эпоса.
Амир родился от связи охотника с алмас хатун (ал паб). Был он огромного роста и обладал сверхъестественной силой — поднимал на дороге огромные валуны и сбрасывал их в пропасть, отчего происходили землетрясения. На охоте ему помогали солнце и луна.
Амир был богоборцем. Он похитил (ради замерзавших в горах девушек) огонь у бога Зала. Разгневанный бог приковал Амира к скале железными цепями. От его слёз цепи ржавеют, становятся тоньше, но кузнецы ударами молота по наковальне снова их утолщают. Лишь один орёл знает, где прикован Амир.
0 0 0
Также известна, как Aнана-Гунда, Анан — богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительница деторождения.
0 0 0
Божество урожая, Имеет мужской пол, но судя по имени первоначально было женским божеством.
0 0 0
Верховный бог, бог-творец. Находится на небе, его схождение с небес сопровождается громом, поднятие на небо — молнией. Часто отождествляется с Афы.
0 0 0
Покровитель диких животных и охоты.
Апсаты был заботливым хозяином всех диких животных, которых он пасёт, как пастух своё стадо. Он сам выделяет животных в добычу охотникам, без его соизволения никто не может сделать меткий выстрел.
0 0 0
В нартском эпосе — крылатый конь, на котором герой передвигается и под землей, и на небесах.
0 0 0
В осетинской мифологии— злой дух. Согласно мифу, Артавыз был сотворён богом, чтобы принести людям добро, но стал учить их противоположному. Тогда бог велел богу-громовнику Уацилле втащить Артавызы к себе. Уацилла навёл на небо тучу, ударил цепью и поднял Артавызы наверх. Здесь Артавыз был пригвождён внутрь луны и находился под охраной часовых.
0 0 0
Старуха-колдунья и людоедка. Превращает людей в животных и камни с помощью волшебной плети. Однако если герой прикладывается к ее груди, становится ему "молочной материю и помощнице".
0 0 0
В осетинской мифологии — божество, насылающее накожные болезни. Но Архурон может просить верховное божество о ниспослании людям богатства и всякого благополучия.
0 0 0
В мифологии лакцев — божество грома и молнии.
Асс живёт на небесах, ездит в фаэтоне. Его постоянная дорога — Млечный путь ("дорога Асса" на языке лакцев). Колёса фаэтона и подковы коней при езде по ухабистым дорогам стучат, грохочут, отсюда — гром. Молнии — это искры из-под колёс.
0 0 0
Божество урожая, в частности обильных трав и полевых работ. Перед началом сенокоса в честь А. устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд
0 0 0
Божество диких зверей, покровитель охотников. В качестве жертвы ему охотники брали с собой три пирога в лес, а в случае удачной охоты делали благодарственный шашлык.
0 0 0
Бог покровитель рогатого скота. В известное время приводят в заповедную рощу корову и привязывают там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова, Ахин и Чеме тлерекуо.
0 0 0
Нарт, архетипичный культурный герой адыгской Нартиады, часто именуются «одинокий герой», вероятно является самым древним (архаичным) героем эпоса, через него передаются наиболее значимые сакральные истины.