↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!

Мифология Северного Кавказа

По мифологической системе народов Северного Кавказа

Мифология Северного Кавказа

По мифологической системе народов Северного Кавказа

МСК: Вайнахи (прочие существа)


Всего персонажей - 43

Алла-Белла

0 0 0

Горный дух.

Алмас (Хьун-саг)

0 0 0

Бывают обоих полов. Мужчины — обросшие шерстью, существа с топором в груди. Злобные и коварные. Женщины отличаются красотой. По некоторым преданиям, их можно встретить в темное время суток на могилах или глухих местах. Они просят путников потанцевать с ними и при этом за отказ они наказывают. Также алмас предвещает смерть человека заунывным пением, при этом произнося его имя.

Амгали-ерда

0 0 0

Крылатый дух. Брат Тамыж-ерда. Обитает на горе Будур-лам в селе Хули.

Бельлас

0 0 0

Главный вещий из числа горных духов.

Бийдолг-Бяре (Пхьагал-Бяре)

0 0 0

В сказаниях и сказках предстаёт врагом, крадущим чужих жён и т. д. Одолеть его можно лишь с помощью какой-либо хитрости. Иногда он совершает положительные поступки.

Боткий Ширтка (Боткий Ширткъа)

0 0 0

В языческой религии ингушей и чеченцев — шаман, обладающий способностью физически перемещаться между мирами. Провидец и знахарь, ведущий аскетический образ жизни, трикстер. Также персонаж нартского эпоса, не является нартом.

Бятар (Баьтар)

0 0 0

Молодой человек, живший со своей матерью. Не участвовал в военных походах, но при надобности мог применить оружие в бою. Занимался пахотой и пас скот. Играл на пандуре. Пользовался уважением у народа. Между ним и Солсой возник спор о том, кто из них сильнее и мужественнее. Этот спор разрешил Эштр (бог мертвых), в пользу Бятара. Солса заключил с Бятаром дружбу и выдал за него свою дочь[6]. В сказании "Бятар и девушка", говорится о том, что Бятар встретил ночью на кладбище красивую девушку. Как он выяснил, она была пленницей князя. Тот заставлял ее каждую ночь ходить на кладбище и возвращаться с новостями от погибшего брата, которые девушке передавала большая птица, прилетающая на могилу. Бятар убил птицу и князя, а девушку забрал с собой. Но девушка, увидев убитую птицу, умерла. За селом Сурхахи, за речкой Кен есть курган, под которым лежит похороненная Бятаром девушка. В сказании "Бятар и вампал", он обманом заставляет вампала отрубить голову, положить на колени и побрить ее, объясняя тем, что Сеска Солса делает также. Бятар знал, что если лишить вампала головы, она сможет снова прирасти к шее, и поэтому, когда вампал снял свою голову и положил на колени, он посыпал ее золой. Из-за этого голова вампала не прижилась и он умер.

Вампал

0 0 0

Великан. Бывают одноглазыми. Обладают большой силой, но по природе своей глупы. Часто встречаются в сказаниях о нарт-орстхойцах.

Вочаби

0 0 0

Имеет образ горного козла, но чаще всего люди не могут его видеть, и лишь слышат его голоса. Наказывает охотников, которые могли убить их животных. После этого охотник терпел неудачи, или не осмеливался больше охотиться.

Гам-саг

0 0 0

Имеет способность превращаться в животных. При превращении, душа покидает тело и вселяется в любое животное. Если в этот момент перевернуть оставленное тело, то гам-саг умрет. По одному из преданий, записанному Б.К Далгатом со слов жреца Ганыжа, ночью они собирались вместе и кидали жребий. Тот кому выпадал жребий, должен был убить человека.

Гарбаж

0 0 0

Горбож, Гарбаш — буквально означает "рабыня". Она сродни русской "Баба-яге". Живет в избушке в лесу. Предлагает путникам ночлег, а ночью убивает. У неё есть волшебный камень, которым она может оживить мёртвого. В сказании "Орстхойцы и Боткий Ширткъа", у людоедки Гарбаж есть сыновья.

Германч

0 0 0

Нарт, живший в долине Гарма (ингуш. гарман аре — равнина, чеч. германие арие, междуречье Терека и ГIалми), на кургане Германч. Враждовал с нартом Козашем, убил всю его семью, но одна из его снох в это время гостила у родственников. Она была беременна и через какое-то время родила мальчика. Внук Козаша отомстил за деда и уничтожил Германча и весь его род.

Джантельг (Джаьнтельг)

0 0 0

Нарт, странствовавший с двумя своими друзьями. В сказании "Джантельг", они попали в мир мертвых и встретили там чудовище ешап. Ешап показала им головы 63 воинов, которые пытались ее убить. Но Джантельг заверил ешап, что они не хотят ее убивать и со своими друзьями остался на ночлег. Ночью, ешап хотела убить их, но Джантельг обхитрил ее и бросил в кипящий котел. Кровью чудовища он окропил головы убитых. 63 воина ожили и присоединились к Джантельгу.

Ешап

0 0 0

Антропоморфное существо женского пола. Охраняет мир мёртвых — Эл. Часто фигурирует в Нартском эпосе.

Жер-баба

0 0 0

С ингуш. — престарелая вдова. Мудрая женщина, которая дает советы нартам. У нее есть волшебная чаша, еда из которой не иссякает. В большинстве сказаний, она готовит для остановившихся на ночлег нартов большое количество хлеба и галушек из щепотки муки, оставшейся с благодатных времен. Когда нарты, удивленные тому как ей это удается, узнают от жер-бабы что благодать закончилась с их приходом, то решаются на суицид и выпивают расплавленную медь.

Зиракъ

0 0 0

Знахарь или предсказатель, не относящийся к сословию жрецов. Как говорил жрец Ганыж «они были наставниками народа и, как боги, верно давали толкование сновидениям и объясняли болезни» . Обычно гадание производили под новый год (Наджой). Предсказатель проводил в храме ночь, а утром рассказывал свой сон людям. Слова предсказателя воспринимали как волю богов.

Кинди

0 0 0

Жил со своим сыном Шоа, недалеко от Эгикала, в местности называемой «Киндий эмараш (ингуш.КIиндий Iимараш — надмогильные стеллы Кинди)». К этому сказанию Д. Мальсагов сделал следующее примечание: «У Гана (мифический первопредок ингушей.— И. Д.) был сын Га, у Га был сын Галга, у Галгая был сын Кинда, у Кинды был сын Шоа. Шоа, сын Кинды, жил в селении Эмашка».

Киндий Шоа (КIинди Шоа)

0 0 0

Герой Нартского эпоса ингушей и чеченцев.

Козаш (Къозаш)

0 0 0

Гордый и сильный нарт. У него была бурка из бород и усов неизвестных мужчин,которую он надевал, отправляясь на войну. Ему принадлежала вся долина Гарма (ингуш. гарман аре — равнина, чеч. германие арие, междуречье Терека и ГIалми). Жил он в Къозашке. Козаш враждовал с Германчем и был убит им. За его смерть отомстил внук. В другом сказании, он был убит нартом Нясаром, который пришел в долину Гарма и не считаясь с Козашем, построил укрепление у истоков реки Нясар. Стоит заметить, что Нясар не собирался убивать Козаша и хотел мирно обсудить ситуацию с землей, но Козаш был настроен категорично. В итоге, спрдвижники Козаша бежали, а Германч и Ачамза, жившие в долине Гарма, вскоре покинули ее, не желая быть убитыми Нясаром.Нясар со своими людьми обоснавался в Гарме.

Лорса

0 0 0

Брат Сеска Солсы по отцу.

Моказ (Моакхаз)

0 0 0

Нарт, сын Малха Азы и нарта Тоха. По сказанию, Тох расстался с Малха Азой по причине того, что она вмешалась в бой с его врагом Инкаром. Когда он понял, что без ее помощи никогда бы не одолел врага, то послал за ней людей. Она отказалась возвращаться и ушла на небо к солнцу. Но перед этим, Малха Аза разрезала свой живот и вытащила из него мальчика, красивого как солнце. Его назвали Моакхаз (кремень). Раз в год ему было позволено взбираться на небо и навещать свою мать. По совету матери, он пролежал один день и одну ночь на углях от костра из 60 чинар, а затем три дня и три ночи просидел в бочке с молоком горных барсов. Это закалило его тело, он стал булатным. Все его тело было неуязвимо, кроме глаз, т.к он лежал на углях с закрытыми глазами. После этого он вызвал на поединок престарелого Няртби — главу нартов. Победив его, он стал новым предводителем. Погиб Моказ от стрелы, которая попала ему в глаза.

Морской вампал

0 0 0

Его также называют Морским Царем. Существо, обитающее в море. Он управляет им, в его подчинении находятся морские обитатели.

Нясар (Наьсар)

0 0 0

Также встречается вариант имени Наьсарг.

Сын нарта ЦIока. В сказании "Нарт Цок, его сын Нясар, Мехка-нана и Хи-нана", говорится что свое имя он получил в честь реки Нясар. До 14 лет воспитывался у кабардинского князя, в 15 лет был отправлен домой.

Оршамара Арш (Аьрш)

0 0 0

Также у ингушей встречается вариант Эрш. Сын нарта Оршмы.

Оршма

0 0 0

Отец нарта Арша.

Охкар Кант (Охкар КIант)

0 0 0

Нарт-орстхоец, бывший в числе 60 воинов Сеска Солсы, его верный друг. Проживал в местечке Охкаре. У него была невеста Альбика.

Пал хьакхан ламройн зудриш

0 0 0

Чеченская колдунья. К ним водили больных людей.

Пхенер хьажер

0 0 0

Гадальщица, которая гадает на баранье кости (лопатке). К ним обращались перед каким-то важным событием или чтобы узнать о своем будущем.

Пхьармат (Куркъо)

0 0 0

В чеченской мифологии — нарт, укравший у бога Стелы огонь. В ингушской мифологии он известен как Куркъо (Курюко).

Сармак

0 0 0

Дракон, змей. Персонаж вайнахской мифологии.

Селий Пиръа

0 0 0

«Пиръа» — так ингуши называли фараона (влияние христианства). В записанном сказании Селий Пиръа предстает положительным героем (принес людям водяную мельницу). Не исключено, что Пиръа — это искаженное (или неправильно воспринятое) Ширтка.

Сятал (Саьтал)

0 0 0

Нарт, прославившийся тем, что по совету мудрой Жер-бабы убил лесного вепря. У него был говорящий конь Дурс. Конь был высотой в три чинары, под ним дрожала земля, из его глаз сыпались искры, а из ноздрей клубился туман.

Тох (ТIох)

0 0 0

Нарт, муж Малха Азы.

Убур

0 0 0

Злой дух, вошедший в какое-либо животное; это вампир, пьющий кровь у человека.

Фарг

0 0 0

Отец Хамчи, дедушка Хамчий Патрижа.

Хамчи

0 0 0

Отец Хамчий Патрижа.

Хамчий Патриж

0 0 0

Герой Нартского эпоса ингушей и чеченцев.

Хьунан ЙоI

0 0 0

Лесная дева, у нее длинные серебристо-золотистые волосы, и она необычайно красива. Мужчина, который имел с ней связь, никогда не знал неудач в охоте. Но если он рассказывал кому-либо о ней, то утром его находили мёртвым.

ЦIайн-саг

0 0 0

Жрец. Самым точным среди предсказателей считались жрецы. У них был особый способ гадания, называемый качъ тохъ.

Цок (ЦIокъ)

0 0 0

Горный барс — такое имя ему дали потому, что он, при желании мог питаться молоком горного барса. Жил в местности, где ныне расположено село Гамурзиево и был вождем нартов. Отец нарта Нясара. Был убит напавшими на село ногайцами. Его сын Нясар, к тому времени прибывший из Кабарды, отомстил за смерть отца и уничтожил оставшихся в живых врагов.

Чопа

0 0 0

Сын Барата. Был женат на лесной женщине (ингуш. хьунан кхалсаг, алмас). От нее у него было двое дочерей и сын. Чопа убил брата лесной женщины. Однажды Чопа встретил на дороге своего сына. Тот ограбил и сильно ранил его в отмщение за дядю. Перед смертью Чопа завещал, чтобы никто не заходил в его комнату. Но одна женщина осталась, и увидела как в полночь явилась лесная женщина с дочерьми, чтобы оплакать Чопу. Лесная женщина почувствовала что в комнате есть человек и прокляла женщину. «Кто слышит наш разговор, да не удовлетворятся души его потомства!» (ингуш. «Тха къамаьл хозаш волчун тIехье хийла цхьаккхача хIаман сатем боацаш») — сказала она. От этой женщины произошли карабулаки (орстхойцы). Они самый беспокойный народ и ничем не удовлетворяются.

Чухи (Чухьи)

0 0 0

Предводитель банды нарт-орстхойцев из семи человек. Чухиева шайка (ингуш. Чухьий гIар) украла мальчика одного богатого человека и требовала выкуп. Когда отец собрал выкуп, мальчик умер из-за отсутствия за ним ухода. Им объявили кровную месть, но даже побег не помог избежать наказания. Даьла обрек их на вечный голод. Странствуя, они набрели на жилище Жербабы и похитили волшебную чашу (ингуш. гуй), еда из которой не иссякает. Но бог не оставил этот поступок безнаказанным. Подул сильный ветер, и все разбойники, кроме Цазика, вместе с волшебной чашей поднялись в небо. Они превратились в звезды. Разбойники кружат вокруг чаши и хотят до нее дотянуться. Бог подарил Жербабе новую чашу и собаку, чтобы охраняла ее от разбойников. Созвездие Малая медведица называется "Чухиевой шайкой" (ингуш. Чухий гIар), а полярная звезда "посудиной" (ингуш. гуй).

Эшк

0 0 0

Жил в Эгикале. Украл дочь Сеска Солсы, Солса не смог ее вернуть, потому что мать Эшка, обладающая небывалой силой,едва лишь дотронувшись до плеча, сломала ему кость.



ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть