Страшная сказка - в некотором роде о предопределенности.
Показать полностью
Традиционное аграрное общество. Полузакрытая деревня, мир за пределами которой чужд и страшен. В этой деревне живут люди, поколения сменяют поколения, но ничего не меняется: как жили прадеды, так и продолжают жить их правнуки и будут жить прапраправнуки - и так еще долгие века. Был ли у парня, главного героя, выбор, когда его отрядили идти к ведьме? Думаю, вряд ли: ведь его воспитывали в почтении к старшим, к тому, что мнение окружающих важно - то самое: "а что же люди скажут?" Опять же, мужчина обязательно должен быть храбрым и сильным - иначе какой же он мужчина. Пойти против коллективной воли односельчан в то время значило обречь себя на своего рода гражданскую казнь или изгнание. Да и мало кто вообще решался даже думать об этом. Но вот дальше... начинаются развилки. Что случилось бы, брось парень монетку в колодец, когда та стала нагреваться? Или когда он решил довести дело до конца и занести-таки монетку кузнецу, что им двигало больше: воспитание честного человека, понуждавшее доводить каждое начатое дело до конца, или страх проклятия от ведьмы? Но что настораживает еще больше - односельчане и кувшины на дне колодца. Ведь явно это был не первый раз, когда к ведьме обращались за изведением неугодных. И селяне - особенно старшее поколение - наверняка догадывались, что не за просто так. Какие-нибудь слухи-легенды наверняка ходили. И вот думается: это не просто парень руками ведьмы убил гончара - но селяне выбрали его козлом отпущения, тем, на кого неизбежно падет часть проклятия из убийства? И не был ли сгинувший сварливый гончар аналогичным козлом отпущения в прошлом? 2 |
Лиза Пинская
Прежний же гончар... Возможно, когда-то и был таким же парнишкой, ведьмы ведь живут долго, да и кувшинчики колдунья наверняка собирает не зря Я подумала еще в процессе написания прошлого комментария, что не на пустом месте так у старого гончара мог испортиться характер. И он ведь не просто отличался сварливым нравом и постоянно ругал молодежь - в подобное с возрастом каждый из нас может скатиться - но и будто бы по мелочи делал гадости односельчанам. Да и по главному герою уже видно, что поход к ведьме и смерть старого гончара не прошли для него бесследно, он уже, как минимум, в себе замкнулся, что в его среде уже тянет за собой недоверие, отчужденность и подозрительность. 1 |
Лиза Пинская
Получается жутковатый такой обычай передачи ремесла из поколения в поколение Не знаю, насколько правда, но слышала, что в старину на селе некоторые профессии, не связанные напрямую с земледелием, могли наделяться суеверным страхом в глазах односельчан. Это и кузнец, который имел дело с металлом и огнем и потому нередко почитался за колдуна. И всякие травницы-знахарки, которые разбирались в травах и болезнях, умели готовить лекарства - т.е. тоже не занимались земледелием, но обладали знанием, недоступным прочим, и потому почитались за ведьм и жили на отшибе. Эти же травницы были нередко и повитухами, а сам процесс беременности и родов считался пограничным между жизнью и смертью, т.к. находящийся в утробе матери ребенок считался находившимся как бы в мире мертвых, пока не родится, и потому беременные женщины исключались из ряда социальных ритуалов и, в частности, процесса приготовления пищи вовсе не для того, чтобы облегчить течение беременности, но чтобы не накликать беду и проклятие на остальных. 3 |
i623533
С одной стороны, да. А с другой, сколько в реальной жизни людей, которые раз за разом наступают на одни и те же грабли? И если рассматривать-таки вариант с проклятием, то кто знает: может, старый гончар думал, что, взяв золотой, умрет и освободится, не подозревая, что его дух навеки окажется заперт в кувшине на дне тухлого колодца? Или, может быть, от собственного разума и воли там вообще мало что осталось? Вон, главный герой, будучи еще молодым, уже начал крышей ехать, причем еще когда не довел порученное ему черное дело до конца. 1 |