↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
flamarina
10 августа 2013
Aa Aa
Автор «Сумерек» болела шизофренией

Прочитать печально знаменитую «вампирскую сагу» Стефани Майерс меня побудила младшая сестра подруги. Эта замечательная девочка поступила на факультет психологии, а я, с лёгкой руки подруги, превратилась чуть ли не в фею-крёстную, тем паче, что девочка (как и я когда-то) увлекается готикой. Зачёты, эссе, рефераты… И вот оно – великое и ужасное задание на свободную тему: «проанализируйте своё любимое произведение и опишите хотя бы один характер с точки зрения клинической психологии». Правильно, писатели нормальными не бывают – их фантазии только с точки зрения клинической психологии и анализировать. Она выбрала «Сумерки», точнее всю «Сумеречную сагу» (девочке 17, так что всё пока поправимо), и, ничтоже сумняшися, пришла ко мне с призывом «помоги мне проанализировать, ну пожалуйста», а в ответ на мою попытку заявить, что я этого не читала, вывалила передо мною пять книжек в твёрдой (что парадоксально) обложке. Пришлось читать – сёстры подруг это святое… То, что я напишу дальше вообще не имеет отношения к художественной стороне прочитанного – всё только с точки зрения клинической психологии. Кто не согласен – может со мной спорить, но за текст я ручаюсь своим дипломом магистра психологии.

Итак. Если вкратце, то тетралогия Майерс – описание постепенно развивающегося шизофренического психоза со всеми его атрибутами. Главная героиня Белла Свон – больна шизофренией, обладает полным набором симптомов, признаков и соответствующими чертами личности. Как известно, шизофрении часто предшествует т.н. «шизоидный характер», т.е. определённый склад психики, который присутствует у человека, когда он ещё психически здоров, но находится в группе риска. Каковы признаки такого характера? Застенчивость, робость, отсутствие интереса к своему внешнему виду, повышенная мечтательность, узкий круг общения, связанный с прямым нежеланием общаться, в разговоре – занятие позиции наблюдателя. Низкий интерес к противоположному полу, позднее наступление пубертатного (подросткового) периода. Наблюдательность, постоянный «внутренний диалог», любовь к романтической литературе, сопровождающийся высокой степенью отождествления себя с персонажами. Жертвенность, способность – или даже потребность – пожертвовать своими интересами ради другого. Физически к этому добавляется ещё боязнь прикосновений, опасения перед «зрительным контактом» (часто отпускают длинные волосы, спадающие на лицо и позволяющие смотреть на других «сквозь занавес»), а также нелюбовь к спорту, разболтанность, «неуклюжесть» движений тела. Всё это в полной мере относится к главной героине «Сумерек»: Белла отзывается о матери, как об «очень общительной» женщине, подчёркивая, что она на неё не похожа. Более того, в первых страницах романа проскальзывает её главный комплимент отцу – он ненавязчив, позволяет жить своей жизнью, в отличие от матери, перед которой постоянно необходимо притворяться, чтобы та не почувствовала неладного – типичная шизоидная установка, когда родные воспринимаются, как очень любимые, но беспардонные существа, чуть что вторгающиеся во внутренний мир и устраивающие допрос, от которого шизоид страдает. Она досадует, что «её лицо, как открытая книга», где всё можно прочитать. Далее, Белла девственница и ни разу даже не влюблялась до встречи с Эдвардом: «так, пол-свидания – это не считается». Она не любит, когда кто-то к ней случайно прикасается, смотрит на окружающих из под распущенных волос, одевается в то, что нашла в шкафу, хотя, как мы понимаем впоследствии – вполне симпатична внешне. Белла патологически неуклюжа: до последнего момента я думала, что у неё вот-вот обнаружат какую-то болезнь мозга, объясняющую постоянные падения и плохую координацию – но «Сумерки» это не сериал «Доктор Хаус» и подвешенное ружьё телесной дезорганизации так и не выстрелило. А уж её патологическая жертвенность встречается на каждом шагу: она переезжает, чтобы не мешать матери путешествовать с новым мужем, не говорит отцу, что её избранник может быть опасен, чтобы в случае её исчезновения у Эдварда не начались проблемы, отправляется на верную смерть к вампиру, чтобы спасти мать, предположительно находящуюся у него, постоянно порывается поехать «на стрелку» к очередным вампирам, чтобы те удовлетворились её казнью и не трогали друзей, родственников и просто случайных людей, сохраняет беременность, которая убивает её… Список можно продолжать, я читала быстро и могла что-то пропустить...
До 17 лет девочка как-то держится в рамках психической нормы, хотя развод родителей, безответственное поведение матери и постоянная предоставленность самой себе сделали своё дело. Однако, с переездом в Форкс происходит то, что психиатры называют «первой манифестацией» шизофрении. Возможно, он был спровоцирован стрессом от переезда и повышенным вниманием к ней других людей (ещё больший стресс). В первый же день, в школьной столовой она замечает пятёрку странных людей, которые одновременно очень похожи между собой (красивые, бледные, с тёмными кругами под глазами, грациозные, молчаливые, источающие ощущение непонятной опасности) – и сильно отличаются от всех, кто её окружает, и от неё самой. Как хорошо описано в книге Б. О’Брайен «Путешествие в безумие», при остром приступе шизофрении подсознание заявляет о себе сразу же в виде ярких галлюцинаций, которые сознание воспринимает, как нечто само собой разумеющееся, несмотря на всю странность ситуации. Как правило, подсознание оформляется в один / несколько образов, чей внешний вид продиктован 1) тем, во что человек готов поверить (Жанна Д’Арк – голоса святых, советские граждане – агенты КГБ, американцы в 70х годах ХХ века – инопланетяне), 2) теми проблемами, из-за которых произошёл срыв, 3) качествами личности и привычками человека, взятыми с обратным знаком. Первый пункт понятен – допустим, 17-летняя американская школьница спокойно могла поверить в вампиров, почему нет? Два других пункта отталкиваются от её собственного образа. Она застенчива – они высокомерны и не обращают внимания на взгляды других, она добра и безобидна – они агрессивны (особенно при первой встрече), она неуклюжа – они неправдоподобно грациозны, она любит готовить – они ничего не едят (здесь можно вспомнить и саму Майерс, которая судя по комплекции очень привязана к пище), она одинока – они сплочены, она незаметна – они вызывающи, она «как открытая книга» - по их лицам ничего не прочитаешь. Одним словом, в них заключено всё то, чего ей не хватает. С другой стороны, их присутствие даёт ей иллюзорное разрешение проблем, которые у неё были до этого. Белла приобретает 1) любовь, 2) семью, где «братья», «сёстры», «отец» и особенно «мать» всегда полны внимания к ней, заботятся о ней, обеспечивают её безопасность, 3) защиту от вторжения в свои мысли и переживания (выясняется, что Белла «непроницаема» для способностей других вампиров, касающихся мыслей – её голова для них «непрозрачна»).
..
Сюжет знакомства с вампирами развивается по классическим законам шизофренического бреда. Таких законов несколько: 1) посвящение больного в «тайну» (в мире существуют вампиры и сейчас ты с ними разговариваешь), 2) упоминание о том, что разглашение тайны может закончится его смертью и смертью всех его близких, знакомых и т.п. (говорить смертным о существовании вампиров запрещено, те, кто рассказывает об этом, подлежат смерти), 3) тайна была раскрыта больному только потому, что сейчас его конкретной жизни угрожает опасность, с ним всё будет хорошо, если он будет слушаться рекомендаций «гостей с той стороны» (вампиры несколько раз спасают от разнообразных опасностей, каждый раз надо куда-то ехать с сумасшедшей скоростью и заметать следы), 4) больной обладает неким «особым свойством», из-за которого он был избран и из-за которого с ним будет проводится «эксперимент» (особое свойство – это, безусловно, аппетитный запах крови Беллы, что же касается «эксперимента», то, простите за аналогию, но это чувство Эдварда к Белле – полюбить человека, вместо того, чтобы его убить – чем не эксперимент?). В поведении Беллы происходят изменения, она всё больше замыкается в себе (т.е. «проводит время только с Эдвардом»), начинает заваливать учёбу, врёт отцу, внезапно уезжает в другой город, теряет сознание в балетном классе, разбив в нём все зеркала (по версии самой Беллы – после встречи с опасным вампиром-преследователем). Характерная для психоза привычка внезапно «включать» и «выключать» галлюцинации получает в книге объяснение – через сверхъестественно быструю скорость, с какой могут двигаться вампиры: вот его не было, а вот он уже здесь. Большая часть встреч между Беллой и Эдвардом происходит, кстати, наедине, свидетелей в виде «настоящих» людей мы видим не так уж часто… Спустя какое-то время приступ уходит, оставляя характерное ощущение «пустоты» (вампиры уезжают, девушка впадает в депрессию из-за разлуки с Эдвардом). У неё появляется ощущение, что из неё «ушла жизнь» - тоже характерный симптом шизофрении. Ощущение омертвение, кстати, объясняет выбор в качестве содержания бреда именно «вампирской» темы: нет пульса, сердце не бьётся, кожа холодная и «каменная», они могут оставаться неподвижными и не дышать – т.е. имеет место прямая проекция собственных ощущений шизофреника (недаром, говоря с вампирами Белла часто замечала, что «забывает дышать» или «сидела долгое время совершенно неподвижно»). Почти в финале второй книги мы видим наиболее откровенный симптом – появление «голосов», предостерегающих её в моменты совершения рискованных поступков (борьба суицидальных и анти-суицидальных тенденций подсознания). Вскоре после этого вампиры «возвращаются», а героиня снова сбегает из дома, не предупредив отца (в Италию, «спасать» Эдварда от самоубийства – которое является проекцией её собственных суицидальных желаний).

Характерно, что из всей семьи вампиров героини наиболее близки двое – собственно Эдвард и его сестра Элис (её «лучшая подруга»). Только эти двое наделены особыми «сверхспособностями» - Эдвард читает мысли, а Элис видит будущее. Они больше всего принимают участие в её судьбе, советуют, оберегают и направляют её поведение. Об Эдварде сказано уже достаточно. Что же касается Элис, то в ней также содержатся скрытые желания и вытесненные содержания подсознания Беллы. Элис любит праздники, яркие машины, она сильная и самостоятельная. Она сама «выбрала себе родителей» - пользуясь своими способностями нашла новую семью, где и осталась. Для Беллы, чей конфликт с родителями и желание семьи уже было показано выше, всё это – мечта, желанный идеал. Судьба Элис даёт подсказку к состоянию главной героини – в прошлой «человеческой» жизни Элис была неизлечимой пациенткой психиатрической клиники, поэтому она не помнит своей прошлой жизни.

События тетралогии, в которой героиня постепенно всё глубже и глубже переселяется в мир сверхъестественных существ (прежде всего, вампиров), а потом и становится вампиром сама – яркая иллюстрация к прогрессирующему психозу. Сама Стефани Майерс, по-видимому, как-то вышла из этой ситуации и где-то сделала другой выбор, чем её героиня. Но её мечта, воплощённая в «Сумерках» - это именно погружение в психоз. Поправьте меня, если ошибаюсь. Вот такая она, культовая книга американских подростков, где любовь может быть вечной, а неутомимое желание есть приносит не лишние килограммы, а красоту и вечную жизнь. Шизофреническая мечта. Такая же, как Аватар Дж.Камерона, только «вид сбоку» и по-девичьи.

#Статьи #про_литературу
10 августа 2013
2 комментариев из 14
Слава Аллаху, я бросил психологию.
вешняя Онлайн
Вот так взять все и опошлить: ))).Аплодирую стоя, разбор шикарный.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть