↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
SweetGwendoline
7 февраля 2016
Aa Aa
#обмен_рецензиями

Отзыв на фанфик Армия Чародея, автор - Komisar.

«Не строй скромных планов — они не способны взволновать душу».

или
"У меня будет свой Хогвартс, с блэкджеком и... всем остальным! "

Дамблдор решает лично воспитать Поттера после смерти его родителей. Альбус Дамблдор и Гарри Поттер в одной лодке. Чему способен научить героя пророчества простой директор Хогвартса? И как сложится Большая Игра в этот раз?

Сразу предупреждаю — в обзоре отражено мое субъективное мнение, на истину в последней инстанции я ни в коем случае не претендую. Будучи дважды предвзятой, все же постараюсь рассуждать здраво. И внимание: Спойлеры!

Работа относится к серии «фанфов о волшебниках, которые пытаются построить магократию, прикрываясь идеалами или же ставящими их себе на службу. Политика, история и боевка с примесью романтической линии».

Что ж, заявка весьма серьезная и рассчитана на объемный макси, из которого на момент публикации отзыва написано 17 глав. По основным ее пунктам я и пройдусь.

Политика. Ее в фанфике много, о ней говорят практически на каждой странице, но так, что, в принципе, можно обойтись и без долгих экскурсов в прошлое, разъясняющих то или иное мнение/решение персонажей по этому вопросу.

Хотелось бы, правда, больше реальных политических ходов или хотя бы оформленных планов в самом начале повествования. Нам дается лишь одна основная затравка, — существование магического Евросоюза, способного нарушить суверенитет магБритании, — и несколько поменьше, вроде закулисных интриг старых аристократических семей. Но, опять-таки, все обозначено лишь несколькими штрихами. Вероятно, в последующих главах это будет обыграно, на данный момент судить сложно.

История. Она не уступает политической стороне фика, реалистично и очень жизненно вплетаясь в нее. И под историей я подразумеваю не только глобальное течение событий, но и более частные эпизоды, как например происхождение семьи Поттер, их взаимодействие с Малфоями и Николасом Фламелем; или же трагичные события в жизни самого Фламеля — обо всем этом интересно читать, ведь эти небольшие рассказы написаны к месту, живым языком, отнюдь не в сухой повествовательной форме.

Завораживающим получился эпизод, в котором Поттер повествует Астории о спящей в замке красавице, охраняемой драконом — в этой истории, как и часто во всем фанфике, все оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Также хочется выделить сцену, когда Поттер слушает мелодию в исполнении Перенель, и в его сознании музыка, ее ритм и переливы звуков сплетаются с событиями его раннего детства.

«Тихая, спокойна трель — Гарри видит себя, играющего с отцом в саду возле небольшого домика. Еще один нежный аккорд — мама купает карапуза в детской ванночке… Мелодия лилась и лилась, не останавливаясь, полностью захватив разум…»

Подобные эпизоды стали для меня неожиданным открытием в этом фанфике, своеобразной «шкатулкой в шкатулке». В такие моменты вся история, темп повествования словно сбавляет обороты, плавно перетекая в какую-то иную, более размеренную плоскость, и это — один из элементов многослойности данной работы, что является несомненным плюсом в моих глазах.

И все же для меня основной сильнейшей стороной текста стало мощное, уверенное описание боев. Будучи проработанными и довольно-таки красочными, они вполне подтверждают высказанную автором концепцию о том, что «боевка» — удел авторов-мужчин. Отдельное «спасибо» хочется сказать за использование ГГ холодного оружия — это встречается не так часто и намного интереснее простых взмахов волшебной палочкой или даже беспалочковой магии; надеюсь, автор будет развивать эту идею и в дальнейшем.

Вот я и подошла к романтической линии. Здесь, согласно тому же высказываю автора о гендерном разделении в написании фанфиков, автор-мужчина зачастую испытывает определенные трудности, и это заметно. Отношения между Поттером и его невестой, помолвка между которыми состоялась в детстве без их на то горячего согласия, описаны весьма неоднозначно.

Дафна Гринграсс возненавидела Поттера как «источник всех своих бед» и, на мой взгляд, ведет себя необоснованно и чрезмерно агрессивно по отношению к жениху, как, к примеру, в том эпизоде, когда он спас ее от нападения Упивающихся на Чемпионате мира по квиддичу. Думаю, чистокровной девочке должны были привить какие-то представления о том, как себя следует вести с будущим мужем, даже если она не воспылала к нему любовью, ну или хотя бы быть элементарно благодарной спасшему ее человеку. Но нет, Дафна вспыльчиво пускается в оскорбления, поминая нечистую кровь Поттера и высказывая претензию «не таскаться за ней и не навязывать свое мнение» (хотя предпосылок к этому и не было), в целом выглядя в этой сцене истеричкой. Такое чувство, что вот-вот заиграет резвая индийская музыка, во лбу у нее появится бинди, и она пустится в оживленный танец с обвиняющей песней, злобно стреляя глазами в ошалевшего жениха.

Впрочем, дальнейшие их отношения становятся весьма прохладными, Дафна посвящает все внимание своему настоящему возлюбленному, и до конца 17 главы мы более не увидим искр от столкновения помолвленной парочки. Впереди Святочный бал, на который по правилам приличия Поттер обязан ее пригласить, и лично мне интересно, как будет развиваться их «любовь не с первого взгляда», и придет ли она к ним вообще.

Здесь же хотелось бы поговорить и о других отношениях Гарри Поттера — со своим опекуном Альбусом Дамблдором, ибо они, на мой взгляд, довольно-таки странные. Директор взрастил мальчика как будущего героя, он проявляет уважение к его мнению, допускает к серьезным переговорам и позволяет ему много вольностей. К примеру, он спокойно относится к тому, что Гарри может изменить своей нареченной, даже шутит по этому поводу: «как будут звать Гринграсс, которую ты затащишь в постель после бала, меня не тревожит». Да, я напомню: речь идет о 14-летних детях, а эти слова произносит Альбус Дамблдор!

Поттер также показывает нетривиальное отношение к опекуну, называя его в своих мыслях «хитрым лисом», «старым пеликаном», и вообще не проявляет видимых признаков уважения к директору, не говоря уже об окружающих (Аластор, с которым он сражался плечом к плечу, для него вообще «старый мешок с дерьмом»). Можно было бы говорить о равноправии между ними, ведь Дамблдор позволял Гарри присутствовать на важных переговорах, прислушивался к его мнению; однако отсутствие уважения к авторитету — как мне кажется, это не та педагогическая ошибка, которую мог допустить умудренный опытом волшебник.

И все же самой спорной с этической точки зрения и вызвавшей во мне наибольший негатив стала, разумеется, сцена в Азкабане, куда Дамблдор приводит Поттера, чтобы обучить его использовать Непростительные заклинания на одном из заключенных. Это настолько противоречит образу директора Хогвартса, канонному ли, фанонному, что возникают мысли о нарочитости этой сцены, переигрывании автора в «жестокий реализм». Да, Альбус хочет научить Поттера защищать себя всеми возможными способами, но не знаем ли мы из канона, что Дамблдор считает: убийство человека приводит к необратимым повреждениям души. Быть может, в таком случае здесь следует дать какое-то объяснение, почему стоит идти на такой шаг? Или если директор полагает разрыв души неоправданным мифом, не нужно ли его здесь же опровергнуть?

Поттер, получив приказ мучить человека, с одной стороны, «ощущает себя странно», но не ставит под сомнение действия опекуна — и вот не здесь ли противоречие заявленному в самом начале положению, что Дамблдор не пытается манипулировать своим учеником, не оставляя ему выбора? «Пытай, либо я буду считать тебя слабаком/ буду разочарован в тебе» — это выглядит именно как манипуляция подростком.

Уже все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о, скажем так, нехарактерных чертах этих героев.

Дамблдор может легко бросить своим соратникам небрежное «Заткнитесь». Поттер ходит по борделям, играет в покер и наравне со взрослыми пьет огневиски. Он самоуверен гораздо больше, чем можно было бы объяснить банальным юношеским максимализмом, и даже больше, чем это естественно при учете его воспитания Дамблдором как будущего спасителя; он чуть что хватается за палочку, боясь показаться «слабаком» и одержим какой-то мутной, непонятной целью величия ради самого величия, что ясно из отражения, которое он видит в зеркале Еиналеж.

Автор утверждает, что не симпатизирует ГГ, показывая его обычным человеком со своими недостатками, однако, на мой взгляд, он лукавит. Да, в тексте присутствуют моменты, когда Поттер спотыкается от подножки или не знает правильных ответов на вопросы учителей, что, вроде бы, должно служить реалистичности, но вместе с этим обыгрывается множество «стильных» ситуаций, явно призванных служить «крутому» образу:

«Аккуратно поправляя галстук, Гарри на мгновение скрыл его руками от взоров слизеринцев. Когда Поттер убрал руки, тот был уже простого черного цвета. Смех и улыбки сошли с лиц [окружающих]».

После такого кажется, что Поттер повернется в кадр и, глядя нам в глаза, скажет: «Я так хорош, что сам себя боюсь!» И таких моментов намного больше, чем «подножек».

Вообще, по ходу чтения возникает стойкое чувство, что автор хочет устроить читателю тотальный «разрыв шаблона», показывая «светлых» волшебников с темной стороны, приписывая им гордыню, пренебрежение людьми во имя каких-то своих целей.

В то же время канонные «плохиши», как например, студенты-слизеринцы — больше не проблемные, одержимые лишь Темными искусствами подростки как минимум и воплощение зла всея Хогвартс как максимум. Они — подчеркнуто обычные (мило влюбляются, ходят попить сливочного пива в Хогсмид, пишут рассказы для публикации в газетах), а иногда даже противопоставлены канонным образам.

Мой личный тотальный разрыв шаблона (помимо Дамблдора, приказывающего Гарри заавадить заключенного) случился от фразы:

«-Вот только глупо из-за личной предрасположенности отказываться от непредвзятой оценки ситуации».

Да-да, это говорит тот самый Крэбб, который в каноне не мог связать и двух слов!

Могу привести и другой пример, хотя я не уверена, стремился ли автор к указанному эффекту, либо же это просто недочет в описании персонажа.

В одной из первых глав фанфика происходит встреча Волдеморта с министром магического Евросоюза, и Ужаснейший из Темнейших здесь — не тот, о ком бы мы подумали с начала.

Министр «иронично улыбается», «смотрит в глаза лорда», «кивает с легкой усмешкой», из описания и диалога в целом производя впечатление действительно всесильного и опасного волшебника.

Волдеморт же «выглядит озадаченным» и «осторожно подбирает слова», что, согласитесь, не вяжется с его лордовскими замашками.

Если уж говорить о диалогах, упомяну еще один, на мой взгляд, непродуманный эпизод:

«От созерцания лепреконов Поттера отвлек небольшой спор его спутников относительно перенимания иностранных практик управления и законодательства.

— Альбус, — говорил министр, — если подобный метод уже работает в Европе, что мешает внедрить его у нас? — похоже, они продолжали беседу об агитации молодежи для службы в министерстве. […]

— К сожалению, вынужден с вами согласиться, Корнелиус, — уступил Дамблдор, — в их случае свобода лишь формальность.

— Признаюсь вам, Альбус, меня смущают заявления некоторых официальных лиц с той стороны Ла-Манша, — интонация выдавала напряжение министра. — В последнее время все настойчивее звучат просьбы рассмотреть возможность вхождения Британии в Единую Европу.

— Я разделяю ваши опасения как гражданин старой доброй Англии и как верховный чародей Визенгамота, — поддержал министра Альбус,— Ни министерство в общем, ни Визингамот в частности не намерены сдавать суверенитета нашего государства».

Дамблдор «соглашается», «уступает», «поддерживает» министра, и этому можно найти множество объяснений, от нежелания портить отношения до простого «ну и черт с тобой, раз не понимаешь», однако о чем же, все-таки, был сам спор, каковы были позиция и аргументы директора? Этого в тексте не видно.

Тут я должна подчеркнуть — все указанные моменты носят скорее единичный характер и не отражаются на качестве текста в целом. Да и, скорее всего, автор найдет, что на них возразить, приведя свои логические доводы, как это бывало в наших спорах и ранее.

Также в этом отзыве я намеренно не придавала значения некоторым стилистическим ошибкам и неверно употребленным речевым оборотам, о которых упоминали другие рецензенты. Лично мне они перестали мешать воспринимать повествование практически в самом его начале.

Итог:

Фанфик, без единого сомнения, — сильный, продуманный и стоит в одном ряду со многими «монстрами» жанра. Его однозначно стоит читать каждому, кто интересуется развитием «сильного Гарри», тем, как он поведет себя, получив кардинально другое воспитание и магическое образование. В работе гармонично сплетены указанные автором составляющие: политическая, историческая, боевая и, с некоторыми оговорками, романтическая.
7 февраля 2016
20 комментариев из 32
Komisar
Значит, он знает, что убийством Гарри наносит себе непоправимый вред? Но тогда это и правда Дамбигад)
"Поттер, получив приказ мучить человека, с одной стороны, «ощущает себя странно», но не ставит под сомнение действия опекуна — и вот не здесь ли противоречие заявленному в самом начале положению, что Дамблдор не пытается манипулировать своим учеником, не оставляя ему выбора? «Пытай, либо я буду считать тебя слабаком/ буду разочарован в тебе» — это выглядит именно как манипуляция подростком."

Поттер и не мучил его, никто не просил его использовать Круцио, да он и не использовал. Просто постоял и посмотрел как оно получается у взрослых дядь.
SweetGwendoline
это можно трактовать по разному, но я нем могу спойлерить)
Komisar
И вообще, когда прода? ? Отпуск же
Что касается второстепенных персонажей, то я всем добавил мозгов. Как в случае с Кребом. Он не стал принцем на белом коне, но и пару слов теперь связать может) Это делается для компенсации Поттера как явления.
Komisar
А, значит я, находясь в шоке, додумала про круцио:D империл вроде аврор, это я помню
Komisar
Ты не добавил, ты как будто хотел подсолить, а вместо этого всю солонку рассыпал)) по крайней мере крэббу точно)
Спасибо за обзор. Как ты понимаешь я не согласен с определенными моментами, но это нормально) Где-то Поттер действительно вышел чуть более чем следовало бы.
Komisar
А что про Волди скажешь, который при министре так себя мило ведет? Министр и впрямь такой суровый дядька, что его заставил слова подбирать? )
SweetGwendoline
Это внешняя политика и Вольди на тот момент рассчитывал на забугровую поддержку. А потому отношения нужно вести осторожно. Но Лорд как Креб и все прочие тоже получил толику мозгов.
Komisar
Ты к ним очень добр) хотя наверное с мозгами они поинтересней будут)
я вообще добр)
Komisar
Ну в общем-то да, я уже кучу картинок с подписью "Я не обиделась." запостить приготовила, а тут и правда не обиделась, как-то даже неожиданно))
SweetGwendoline
Вот ты говоришь о непонимании причин ненависти Дафны к Поттеру.
-Ожерелье ошейник, надетое лично им.
-Пропажа на много лет.
-Нежеланный брак.
-Наличие других отношений.

Это все и порождает реакцию.
SweetGwendoline
"«Аккуратно поправляя галстук, Гарри на мгновение скрыл его руками от взоров слизеринцев. Когда Поттер убрал руки, тот был уже простого черного цвета. Смех и улыбки сошли с лиц [окружающих]».

Куда без этого, могу ответить встречной цитаткой об очищающем заклинании:)
Komisar
То была необходимость, а не игра на публику))
SweetGwendoline
Игра на читателя:) Галстук то тоже нужно было сменить:)))
Komisar
Но указанный эффект все же ощущается)
SweetGwendoline
бу бу бу:)
Надо почитать
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть