Коллекции загружаются
#обмен_рецензиями
Текст поста удален по просьбе автора рецензируемого произведения 15.04.16. А потом втихую возвращен мной. Нуачо? Блог-то домашний. Benefit of Doubt - Кредит доверия Altra Realta Ахтунг! На момент написания первой части рецензии прочитана только половина текста. Человек – мера всех вещей или Гулливер в стране мамы Ро Перед нами повесть автора, однажды внезапно пришедшего в фандом ГП. Это сейчас кажется, что всем известный редактор фанфикса здесь искони бе, но тогда, в 2014, все произошло довольно быстро. Пришел, увидел, сотворил. И об этой внезапности стоит помнить, потому что автор не ждал годами проды, не пытался предсказать сюжет, не обламывался в своих ожиданиях… Короче, не испытывает ни малейшего фанатского пиетета перед миром Роулинг, хотя и является по собственному утверждению "канонодрочером". Сотворил автор детектив. Во всяком случае, на первый взгляд. Имеется завязка, персонаж, настроенный эту загадку-завязку разгадать, метод расследования (о нем позже), и сюжет, который развивается в русле расследования. Детектив не простой, а социальный. Во всяком случае, широкая панорама панического ожидания инспектора Лэйнор банковскими служащими в первой главе настраивает нас именно на мотив грядущего анализа слоев общества и вскрытия его язв. И таки да, детектив быстро отъезжает в сторону, обнажая социально-психологический подтекст, в котором и предстоит копаться главной героине. Переплетение магловского и магического миров предлагает нам особый сорт попаданца – маггл в магическом мире. Хотя, ничто не ново под луной. Во времена моего далекого детства попадал уже и Вовка в Тридевятое царство, и Маша с Витей спасали Деда Мороза… И Мария–Мирабелла… Впрочем, я отвлеклась. Но в любых сказках на новый лад история оставалась сказкой и попаданцы принимали ее законы. Здесь же автор подчеркивает: волшебства не будет. Рулят лишь логика и разум. И вот эта парочка принимается безжалостно препарировать, измерять и взвешивать чуждый мир магии и его обитателей. Собственно говоря, именно этим автор и занимается большую часть повести. Да, ее инструмент (именно инструмент, скальпель, если хотите) – Лэйнор ведет расследование, в нужные моменты злится, удивляется, восхищается, бледнеет, плачет, угрожает пистолетом, незаметно для окружающих «до спазма напрягает мышцы левой руки» (это как, кстати?), но все это без отрыва от главного своего дела: вскрывать язвы и пороки, инвентаризировать канонных персонажей и под шумок дать возможность автору штопать дыры в мироздании, оставленные нерадивой создательницей мира. Получается очень лихо. Читать интересно. Сюжет не провисает. Лакуны мира закрываются достойно и ненавязчиво. Про соответствие описанных фактов реальности я повторять не буду))) Автор не отвлекается на мелочи, вроде подробных описаний ради излишних описаний и «глубокого внутреннего мира» героев. И сам подход «взгляда со стороны» очень приятен и чешет центры удовольствия читателя, предоставляя ему возможность вдоволь пошутерить от первого лица в знакомых локациях и таймлайне. Правда, вселяться приходится в слегка Мери-Сьюшную героиню. Судите сами: – в мгновение ока она незаметно насаживает жучок на лацкан пиджака бедняге волшебнику; – за пару минут поверхностного знакомства дает характеристику, после которой все влюбленные в персонажа юные особы должны прозреть и срочно исправиться, перестать читать гет и заняться общественно полезным трудом. Не могу сдержаться, цитирую: У нее мелькнула мысль, что люди типа Снейпа создают иногда ложное впечатление собственной значимости, глубоких тайных знаний и очень притягательной для экзальтированных особ небрежности ко всему земному. В Снейпе при желании можно быть рассмотреть воплощенную мечту о герое романа, хоть любовного, хоть авантюрного. Оценили?И чтобы окончательно всем все разъяснить: Землистое, желчное лицо, висящие сосульками волосы и длинный нос вызывали у нужной аудитории требуемый экстаз, чем беззастенчиво пользовались ушлые режиссеры низкобюджетных фильмов. Продолжаем… – от ее постоянных замечаний, порожденных глубоким знанием разных разделов психологии, почти все мужчины сразу превращаются в Уотсонов и ошарашенно восклицают: «Холмс (зачеркнуто), как вы догадались?» Даже тогда, когда упоминание когнитивной психологии было лишним, имхо. — В ту ночь, — медленно начал он и прошелся по комнате, — я решил посмотреть, как там Петтигрю. Он скрывался, как и все мы[…] Я отправился к нему в убежище, но там его не нашел. И я не знаю почему, но мне стало страшно. Позже я думал об этом тысячу раз, но так и не понял, как я догадался тогда, что случилось непоправимое. — Нетипичное поведение, — объяснила Лэйнор. — Понятно, что вы отметили это, но сами не отдали себе в этом отчет. Вы хорошо знали привычки Петтигрю, и предполагаю, для него было слишком невероятным покинуть свою нору именно в это время. Блэк изумленно повернулся к ней. — Вы все, что угодно, можете объяснить так легко и просто? — с подозрением спросил он. — Когнитивная психология, — Лэйнор в очередной раз подметила ограниченность магов во всем, что касалось привычных для нее знаний. Ой, все. Труса не оказалось в убежище, чего же Блэк всполошился? Без магловских знаний это никак не объяснить. Напоминает классическое: – Уотсон, у вас пиджак наизнанку! – Невероятно, Холмс, как вы догадались? То есть мужики таки падают от ГГ штабелями, но не от фиалковых глаз и роскошного бюста (Мерлин упаси от пошлости, этожальтра!), а от ее потрясающе обустроенного мозга. Но Лэйнор – наш Гулливер в стране магии, ей можно. Другой вопрос, что сопереживать такой героине не очень хочется (хотя автор предоставляет довольно много шансов) хотя бы потому что с избытком отвесив мозга ГГ, она не спешит наделять этим мозгом других. Вот, скажем, первый попавшийся нам волшебник объясняет свой просчет: Вы заметили аппарацию. Это способ перемещения в пространстве, не слишком приятный, правда, но быстрый. Ею пользуются все маги, считается, что в вашем мире можно особенно не церемониться. Но кто знал, что у вас везде камеры. Как вы меня смогли вычислить? Да-да. Он работает в банке, но не знает о камерах. Хотя чуть позже рассуждает о террористах, а также проводит уместные параллели между Волдемортом и Сауроном. Кстати, возможность работы этого канонного персонажа в банковской сфере вызывает у меня такое же читательское доверие, как Дадличек, пишущий книги по психологии. Собственно, мозг достается всем, кто поддерживает и разделяет (хотя бы частично) мысли и цели героини. Жаль, только, что вместе с мозгом у них в голове иногда появляется голос автора, превращающий персонажа в робота: Маги отважны своими возможностями[…] Вы по сравнению с нами беспомощны, но смелы потому, что чувствуете за собой правду. Вы очертя голову полезли в приветливо распахнутую пасть господина директора, но как же это вас украшает[…] .Он одаренный маг, но его одаренность сродни одержимости. Великие планы — великое зло. Думаете, что великие злодеи творят только черные дела? Слишком просто. Великий злодей таится в улыбке и воле, сопротивляться которой почти ни у кого не хватает сил Эту пафосную речь произносит Аберфорт. Хитрый, изворотливый трактирщик, с крепкой смекалкой, но простой и по канону почти неграмотный. Еще о персонажах. Очень узнаваемый канонный Люпин, довольно шаржированный Снейп (видела только одну сцену, может дальше лучше пойдет), с неожиданной симпатией выписанный Блэк и редкостная сволочь Дамблдор. Честно скажу, что сцена ухода героини из школы (подробнее написать не могу во избежание спойлеров) стала бы для меня последней, если бы не рецензия. Но это всего лишь несовпадение авторского видения и читательских вкусов, так что неважно. О стиле. Читается легко и приятно. Правда. Если бы не нарочитые напоминания автора о знаниях героини, вообще было бы идеально. Лэйнор, оглядевшись, стащила с дивана подушку и бросила ее на пол. Она прекрасно понимала, как важно сейчас находиться ни в коем случае не выше, чем собеседник, давая ему понять, что инициатива и ситуация в его руках. Мне как читателю хотелось бы видеть только первую часть этого абзаца и самостоятельно догадаться о причинах поступка. Но автор стремится дать ответы и характеристики раньше, чем возникнут вопросы у читателя. И еще одна мелочная придирка. Сравните: — Я и так почти на том свете, — неожиданно тихо ответил Блэк. или — Я и так почти на том свете, — неожиданно тихо ответил Блэк с какой-то фатальной обреченностью. Может быть я не права, но постоянные дожевывающие за читателя ремарки кажутся мне избыточными. Но есть Достоевский, и есть Толстой. У каждого своя манера. Зато, какая красота кроется в таких вот деталях: Переместившись в Литтл-Уингинг, он, в довершение означенным делам, постоянно прослушивал разговоры Дурсли. Через неделю он поймал себя на мысли, что был о людях лучшего мнения. За все время слежки Дурсли не сказали ничего, что могло бы заинтересовать Лэйнор, зато Хэллет выучил всех персонажей сериалов, мультфильмов, реалити-шоу и компьютерных игр, в которые сам никогда не играл, а также стал разбираться в личной жизни звезд, высшего общества Британии и многочисленных соседей Дурсли. По ночам ему снились кошмары в виде прайс-листов на дрели. Это очень вкусно и неожиданно! Тем более неожиданно, что текст выходит очень личный, в смысле, раскрывающий нам очень многое об авторе. Начиная с габаритных огней автомобиля, которые исчезают где-то там, заканчивая манифестными характеристиками персонажей. И такие вот внезапные вкрапления мягкого юмора, о наличии которого я не подозревала у автора, заставили меня удивиться и прямо таки его (автора) полюбить. А в следующей части разбора мы поговорим о методах главной героини и о мальчике, которого нет в повествовании. 25 февраля 2016
14 |