↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Серый Кот
1 июля 2016
Aa Aa
#размышлизмы #творчество

В очередной раз автором брошен фанфик, который я отслеживаю. Многий из многих, что заставляет задуматься, почему так? Почему, например, оригинальные произведения бросают реже? Расхожее мнение, что фанфики, как "несерьезные произведения" пишут "безответственные новички" - отметаем. По качеству, проработке, "вложению души" разницы между фанфиками и "ориджиналами" не замечаю.
Так в чем же дело? Почему столько фанфиков просто "замерзло"? Более ответственные авторы все же ставят точку, но в стиле "и тут на них упала бомба и они все умерли".
Что говорят сами авторы в комментариях? Чаще всего пеняют на отсутствие комментрариев, отзывов и поддержки от читателей. Но, на мой взгляд, это скорее повод, потому как некоторые фанфики пишутся даже в стол, а другие стопорятся и при куче комментариев. На мой взгляд, комментарии могут помочь, но не любые и не всегда - об этом потом отдельно.

Ниже идет сугубо мое личное мнение на причины замерзания фанфиков...
О чем для нас любое художественное произведение? Даже если оно об эльфах, кошках, роботах... Все равно оно, на самом деле, о людях. Даже более того - о нас. Об авторе и читателях. (Некоторые даже считают этот пункт определением "художественного произведения".)

Но тогда в нем есть как бы два сюжета. Один сюжет - "событийный" (о тех же роботах, например). Именно к нему относятся классические "завязки", "кульминации" и "развязки". А второй сюжет, куда менее заметный - "человеческий". О чем он? А он собственно говоря о том зеркале, в котором отражается то ли сам автор, то ли кто-то из его знакомых.

Первый этап "человеческого" сюжета, который есть всегда - "знакомство". Автор исследует появившегося в тексте персонажа, поворачивает его разными сторонами, ставит в разные ситуации и показывает читателю.

Этап "знакомства" заканчивается когда реакции персонажа становятся предсказуемы автору и читателям. И... часто на этом заканчивается весь "человеческий" сюжет. Причем "событийный" может во всю продолжаться. Герои могут "попадать" во все новые и новые ситуации и входить из них. Вот только такой текст становится пустым. При этом "событийный" сюжет вполне может развиваться (и может быть только подходить к кульминации), читатели могут радостно просить "проду" и следить за событийной линией. Но вот автору "вдруг" становится скучно. И это понятно - он-то событийный сюжет знает наперед - сам придумал, а герои ему уже ясны и предсказуемы.

Здесь проявляется отличие фанфика от оригинального текста, поскольку канон для фанфика, это огромный кусок "событийного сюжета". А если еще автор задумал сильное изменение канона, то сама логика текста подталкивают его довести события до конца. Вот только "человеческая" ветвь сюжета уже закончилась и скука спутник автора. ("Муза ушла." понятно куда и почему.)
Именно в этой ситуации могут немножко помочь комментарии читателей. И вовсе не в смысле мотивации. Крики "проду, проду" полностью бесполезны. Могут помочь вопросы про персонажей, показывая автору забытые темные углы. То есть то в персонажах, что еще "не доисследовано", тем самым помогая оживить человеческую ветвь сюжета. К сожалению, ненадолго.

Какие есть способы развивать человеческую ветвь сюжета дальше?
Например, "адаптация". Когда главный герой попадает в какие-то особые обстоятельства и вынужден меняться, приспосабливаясь к ним. Тогда у автора есть не один, а три этапа. Знакомство с первоначальным характером героя, этап "ломки", когда герой конфликтует и с обстоятельствами и с собой, и знакомство с тем, кто получился в итоге. Здесь уже куда больше простора, чем в произведении с неизменным героем. Но и этот сюжет тоже жестко конечен (а к тому же "старое состояние" зачастую автору и читателям не слишком интересно и пропускается).

Еще больше свободы в продлении человеческой ветви сюжета появляется в способе "развитие" (основе основ жанра роман). На героя действуют отдельные мелкие события и его характер медленно меняется на протяжении всего текста. Здесь казалось бы вообще никаких ограничений. Но это не совсем так. Во-первых главный герой не может быть психологически взрослее автора. Второстепенные - могут. Они пишутся "со стороны" (и можно взять за образец бабушку с дедушкой), а вот с главным - никак. Не потому ли мы в некоторых "канонах" наблюдаем деградацию героев вместо нормального взросления?

Но и это еще не все, есть еще во-вторых: для этого приема нужно не одно особое событие (как для "адаптации"), а много событий в "событийном сюжете", подталкивающих развитие и взросление героя. А вот их придумать уже сложнее, тем более так, чтобы они были естественными. Особенно, если взятый для фанфика канон, беднее в плане человеческой ветви сюжета. И кроме того, мелкие события слабее впечатляют читателя, чем всякие апокалипсисы рушащиеся на голову главного героя, а значит и событийный сюжет сплести под "развитие" куда сложнее.
1 июля 2016
8 комментариев из 25
StragaSevera
Ну нельзя же сделать из Гарри, к примеру, 6-курсника равенкло без обоснуя. Тут и о поезде, и о шляпе, и пара слов о сокурсниках, и об отношениях с другими факультетами нужно упомянуть. А иначе будет то самое "гарри изменился за лето".
Э-э... А вот тут я не понял. Зачем из Гарри "делать 6-курсника равенкло"? Когда можно просто взять Гарри-шестикурсника равенкло изначально (то есть фанф на 6-ю книгу с AU)? Ведь "6-курсник равенкло" это вообще не свойство личности персонажа. А для обоснования такой AU-шности достаточно одной фразы флешбэком "Когда-то, надевая шляпу, Гарии думал, что уж здесь его никто не станет бить за хорошие оценки."
Не, я не это имел в виду. Не надо смешивать изменение личности персонажа и сюжетный антураж.
Серый Кот
а после этого флэшблека перед читателем предстанет непойми кто с именем гарри поттер.
То есть дело таки не в том, чтобы он был с райвенкло, а чтобы он был другим? А иных способов сделать его другим нет? Раз уж этот способ оказывается слишком уж накладным по количеству "подготовительного" текста.
Серый Кот
согласитесь, канонно факультет оказывает влияние на становление характера.
чтобы сделать из гриффиндорцы циничную сволочь нужен железный обоснуй в десяток глав, а если распределяющая шляпа отправила гарри на слизерин проблем меньше.
утрирую, конечно, но.
В каноне "заявлено", что факультет оказывает влияние. Но вот "показано" несколько иное. Так что...
Придумать причину, чтобы Гарри изменил поведение? Да на шестом курсе, то есть в 16 лет? Легко. Хотя бы любовь (ну пусть влюбленность).
Надо сказать, что в каноне любви вообще нет (мне кажется, самой Ро не знакомо это чувство). Но в 16 у мальчиков... да его можно наизнанку вывернуть, не то что слегка сместить характер.
Серый Кот
Пути разные. либо развернутое вступление, либо после каждого упоминания ООСа давать пояснения. в любом случае, "вода" в начале текста имхо необходима.
Helen 13
Ну так я, собственно, и об этом =-)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть