↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Серый Кот
1 июля 2016
Aa Aa
#размышлизмы #творчество

В очередной раз автором брошен фанфик, который я отслеживаю. Многий из многих, что заставляет задуматься, почему так? Почему, например, оригинальные произведения бросают реже? Расхожее мнение, что фанфики, как "несерьезные произведения" пишут "безответственные новички" - отметаем. По качеству, проработке, "вложению души" разницы между фанфиками и "ориджиналами" не замечаю.
Так в чем же дело? Почему столько фанфиков просто "замерзло"? Более ответственные авторы все же ставят точку, но в стиле "и тут на них упала бомба и они все умерли".
Что говорят сами авторы в комментариях? Чаще всего пеняют на отсутствие комментрариев, отзывов и поддержки от читателей. Но, на мой взгляд, это скорее повод, потому как некоторые фанфики пишутся даже в стол, а другие стопорятся и при куче комментариев. На мой взгляд, комментарии могут помочь, но не любые и не всегда - об этом потом отдельно.

Ниже идет сугубо мое личное мнение на причины замерзания фанфиков...
О чем для нас любое художественное произведение? Даже если оно об эльфах, кошках, роботах... Все равно оно, на самом деле, о людях. Даже более того - о нас. Об авторе и читателях. (Некоторые даже считают этот пункт определением "художественного произведения".)

Но тогда в нем есть как бы два сюжета. Один сюжет - "событийный" (о тех же роботах, например). Именно к нему относятся классические "завязки", "кульминации" и "развязки". А второй сюжет, куда менее заметный - "человеческий". О чем он? А он собственно говоря о том зеркале, в котором отражается то ли сам автор, то ли кто-то из его знакомых.

Первый этап "человеческого" сюжета, который есть всегда - "знакомство". Автор исследует появившегося в тексте персонажа, поворачивает его разными сторонами, ставит в разные ситуации и показывает читателю.

Этап "знакомства" заканчивается когда реакции персонажа становятся предсказуемы автору и читателям. И... часто на этом заканчивается весь "человеческий" сюжет. Причем "событийный" может во всю продолжаться. Герои могут "попадать" во все новые и новые ситуации и входить из них. Вот только такой текст становится пустым. При этом "событийный" сюжет вполне может развиваться (и может быть только подходить к кульминации), читатели могут радостно просить "проду" и следить за событийной линией. Но вот автору "вдруг" становится скучно. И это понятно - он-то событийный сюжет знает наперед - сам придумал, а герои ему уже ясны и предсказуемы.

Здесь проявляется отличие фанфика от оригинального текста, поскольку канон для фанфика, это огромный кусок "событийного сюжета". А если еще автор задумал сильное изменение канона, то сама логика текста подталкивают его довести события до конца. Вот только "человеческая" ветвь сюжета уже закончилась и скука спутник автора. ("Муза ушла." понятно куда и почему.)
Именно в этой ситуации могут немножко помочь комментарии читателей. И вовсе не в смысле мотивации. Крики "проду, проду" полностью бесполезны. Могут помочь вопросы про персонажей, показывая автору забытые темные углы. То есть то в персонажах, что еще "не доисследовано", тем самым помогая оживить человеческую ветвь сюжета. К сожалению, ненадолго.

Какие есть способы развивать человеческую ветвь сюжета дальше?
Например, "адаптация". Когда главный герой попадает в какие-то особые обстоятельства и вынужден меняться, приспосабливаясь к ним. Тогда у автора есть не один, а три этапа. Знакомство с первоначальным характером героя, этап "ломки", когда герой конфликтует и с обстоятельствами и с собой, и знакомство с тем, кто получился в итоге. Здесь уже куда больше простора, чем в произведении с неизменным героем. Но и этот сюжет тоже жестко конечен (а к тому же "старое состояние" зачастую автору и читателям не слишком интересно и пропускается).

Еще больше свободы в продлении человеческой ветви сюжета появляется в способе "развитие" (основе основ жанра роман). На героя действуют отдельные мелкие события и его характер медленно меняется на протяжении всего текста. Здесь казалось бы вообще никаких ограничений. Но это не совсем так. Во-первых главный герой не может быть психологически взрослее автора. Второстепенные - могут. Они пишутся "со стороны" (и можно взять за образец бабушку с дедушкой), а вот с главным - никак. Не потому ли мы в некоторых "канонах" наблюдаем деградацию героев вместо нормального взросления?

Но и это еще не все, есть еще во-вторых: для этого приема нужно не одно особое событие (как для "адаптации"), а много событий в "событийном сюжете", подталкивающих развитие и взросление героя. А вот их придумать уже сложнее, тем более так, чтобы они были естественными. Особенно, если взятый для фанфика канон, беднее в плане человеческой ветви сюжета. И кроме того, мелкие события слабее впечатляют читателя, чем всякие апокалипсисы рушащиеся на голову главного героя, а значит и событийный сюжет сплести под "развитие" куда сложнее.
1 июля 2016
4 комментариев из 25 (показать все)
Серый Кот
согласитесь, канонно факультет оказывает влияние на становление характера.
чтобы сделать из гриффиндорцы циничную сволочь нужен железный обоснуй в десяток глав, а если распределяющая шляпа отправила гарри на слизерин проблем меньше.
утрирую, конечно, но.
В каноне "заявлено", что факультет оказывает влияние. Но вот "показано" несколько иное. Так что...
Придумать причину, чтобы Гарри изменил поведение? Да на шестом курсе, то есть в 16 лет? Легко. Хотя бы любовь (ну пусть влюбленность).
Надо сказать, что в каноне любви вообще нет (мне кажется, самой Ро не знакомо это чувство). Но в 16 у мальчиков... да его можно наизнанку вывернуть, не то что слегка сместить характер.
Серый Кот
Пути разные. либо развернутое вступление, либо после каждого упоминания ООСа давать пояснения. в любом случае, "вода" в начале текста имхо необходима.
Helen 13
Ну так я, собственно, и об этом =-)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть