↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Akana
4 сентября 2019
Aa Aa
#мастер_класс_от_профи

Подробно и доходчиво о том, что такое темпоритм в тексте и какой он (темпоритм) бывает. Лично мне очень помогает в написании. Предупрежу на всякий случай: это совет от Г.Л. Олди (ибо я олдеманка,если кто еще не в курсе :))
Отсюда: https://author.today/post/49831


Темп – это динамика развития и напряжённость внутреннего действия. Ритм – динамика развития и напряжённость внешнего действия. Их сочетание даёт темпоритм соответствующего эпизода.

Существуют четыре основных темпоритма (сочетания темпа и ритма) художественного текста:

1. Сильный темп и сильный ритм (напряжённое внутреннее и внешнее действие). Это, как правило, самые "ударные" эпизоды, особо рекомендуются в кульминации.

2. Сильный темп и слабый ритм (внутреннее действие -- напряжённое, внешнее -- вялое). Т. е., никто никуда не бежит и ни с кем не дерётся, но противостояние / конфликт на внутреннем уровне весьма мощный(ое). К примеру, напряжённый диалог / спор, когда решается чья-то судьба.

3. Слабый темп и сильный ритм (внутреннее действие -- слабое, внешнее -- напряжённое). Наиболее типичные примеры -- погони, драки, перестрелки. Задачи героев не меняются: выжить, победить, убежать, догнать, кого-то спасти, перебить всех врагов -- т. е., на внутреннем уровне особой динамики нет, а вот внешнего действия -- хоть отбавляй.

4. Слабый темп и слабый ритм (и внутреннего, и внешнего действия толком нет). Это, как правило, пейзажи, лирические отступления, лёгкие ироничные диалоги без особого конфликта, "настроенческие" куски, ретроспекции, которые не слишком влияют на сюжет, но дают нужную информацию из прошлого и т. д. Такие эпизоды должны быть относительно небольшими, и стоит выписывать их очень тщательно -- чтобы качество проработки, эстетика, язык, настроение компенсировали отсутствие внешней и внутренней динамики. И, конечно же, такими эпизодами не стоит злоупотреблять.

Основной принцип: эпизоды с разным темпоритмом должны чередоваться в тексте. Больше двух эпизодов подряд в одном (или близком) темпоритме лучше не ставить. Да и по два сходных по темпоритму эпизода лучше ставить рядом как можно реже. Иначе -- привыкание, монотонность повествования, притупление ощущений и восприятия у читателя.

Ну и, конечно же, надо смотреть, какой темпоритм какому эпизоду лучше подходит, не заваливать, к примеру, ритм в боевых эпизодах -- и не задирать тот же ритм в философско-психологических фрагментах.

Основной рецепт, если какой-то эпизод провисает / затянут: обострять конфликт! Помогает почти всегда. Проверено.
4 сентября 2019
1 комментариев из 2
Перефразируя известное изречение, учение Олди не догма, а руководство к действию :)
Тем более, что все их теоретические выкладки блестяще подтверждаются их же книгами.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть