Коллекции загружаются
#атака_титанов #финал #манга #аниме #спойлеры #колоссально-много-букв
Ну что ж, я дочитала мангу. А перед этим в 3ий раз пересмотрела Атаку целиком, выслеживая все предпосылки к такому развитию характера котенка-Эрена. В итоге начала писать простыни под видео-обзорами финала, и одна из них оказалась такой масштабной, что превратилась в этот пост. Встречайте мою трактовку финала и характера Эрена Йегера. Будут спойлеры и картинки. Приветствуются ваши мнения, тк я вполне могла упустить что-то или даже погнать. Твой зеленоглазый котенок по природе массовый убийца Спор под видосом Посмотрев несколько видео, где блогеры бомбили, что Хадзимэ не стрельнул развешанными ружьями и вообще все прохлебал, я наткнулась на одно, где на серьезных щах говорилось так: Эрен все-таки герой. Далее мой ответ на эту пургу. Вы не учли тяжесть преступлений, совершенных Эреном. А именно убийство собственной матери, отца, некоторых друзей, затем 80% населения планеты. Вы делаете вывод, что так Эрен принес в жертву себя, стал главным антагонистом, но все-таки героем и сделал это ради того, чтобы: 1) позволить друзьям на его фоне стать героями; 2) придать смысла всем жертвам разведкорпуса; 3) доказать наглядно всему миру, что это не Элдийцы были дьяволами, а дьяволами были титаны; 4) покончить и с титанами, и с ненавистью; 5) помочь своим друзьям освободиться и жить долго и счастливо; Увы, многое из этого обесценивается в финальных фреймах. Там показано, что после смерти Эрена спустя время в Элдию снова пришла война, и Сиган-сину, его родной город, сровняли с землей. Дерево, где покоится голова убитого Эрена, изображено так, что напоминает дерево, под корни которого свалилась прародительница Имир и встретила паразита-многоножку, причину “инфекции Титанов”. Итог: 1) ненависть не истреблена; 2) титаны могут появиться вновь; 3) друзья Эрена вряд ли стали “свободным и счастливым” с учетом пережитого террора и того военного режима, который установился в Элдии после финальной заварушки. Каких же целей добился Эрен? Остается то, что на короткий период его друзья и разведкорпус обрели мировую геройскую славу. Нам много раз повторяли в Атаке фразу "чтобы что-то изменить, необходимо многим пожертвовать". Эрвин жертвовал солдатами в огромных количествах, а Эрен и вовсе совершил массовый геноцид. Эрвин, допустим, еще изменил что-то на своем небольшом уровне, но Эрен задрал себе планку до небес и не изменил там ничего. Получается, что совершенное им зло многократно перевешивает достигнутые результаты. Или мы определили не все результаты, к которым стремился Эрен? Вспоминается фраза Леви "Невозможно предсказать, к каким последствиям приведет сделанный тобой выбор". Но тут промашечка, Эрен способен видеть будущее и даже влиять на прошлое, а значит предсказывать последствия. Ну что, Эрен (Хадзимэ), скажи нам честно, тебе просто нравилось рисовать мертвых людей? Упивающиеся смертью? (хаха) Нет, погодите, Пожиратели-то еще лучше подходят Об этом есть в финальных главах (и не только, но об этом ниже), Армин (тоже тот еще котенок и, как по мне, главный идеолог превращения Эрена в монстра) спрашивает, неужели Эрену нравится весь этот ад. Да, дорогие, Эрену и Хадзимэ это нравится. А писать любовные линии не нравится, потому арка с Микасой в конце выглядит как махровое фан-обслуживание, а не великий вывод о разрушительной силе любви и способности освободиться от нее. Допускаю, что виновата слишком поспешная проработка финала: не хватило еще пары глав, чтобы уравновесить махину, написанную до. Создается ощущение, что вся манга в томе 17 выхолащивается, теряя великое, и это плохо. Но это так если все еще придерживаться тех выводов, которые сделаны в видео. А что, если сделать другие выводы и иначе трактовать финал? Главный прием Хадзимэ Хадзимэ много раз по разному использовал в атаке такой прием — нагнать нереального пафоса, а затем метко "надрезать" персонажа и показать, что за громкими лозунгами вроде "Спасти человечество" скрывается своя индивидуальная маленькая причина. У Эрвина, например, это детская мечта разгадать загадку и самому залезть в треклятый подвал Гриши Йегера. Кенни, помирая, говорит “Каждому из нас надо за что-то цепляться, чтобы продолжать жить. Я цеплялся за силу”. Иначе говоря, за что-то свое, личное, маленькое. Что же у Эрена? Позади больших идей общей свободы, спасения человечества и даже Армина с Микасой (вспоминаем слова Эрена Крюгера), у Эрена Йегера стоит такая маленькая любовь к насилию самому по себе. Мальчик с окровавленным ножиком В отличие от всех остальных, он реально тащился от убийств. С каким кайфом 9-летний ребеночек Эрен режет похитителей Микасы, приговаривая “вот и не вставай”, с каким рвением крушит титанов в свой первый раз обращения в Атакующего. У него меняется лицо, оно еще в первых сезонах уже напоминало лицо его гиганта, когда Эрен преисполнялся желания убивать. А потом он и вовсе оброс длинными волосами, став еще больше похожим на Атакующего. Он и сам признается в своей маленькой слабости по ходу истории: 1) когда его вынули из титана, а он с улыбкой повторял "убью, убью"; 2) когда валялся в кроватке после стычки с Энни и говорил Микасе "мне было приятно огрести по полной программе, я даже был готов умереть". У него 15-летнего еще присутствуют тормоза, ведь он не смог сожрать Энни, когда увидел ее в образе человека. Но эти тормоза только для тех, кого он лично знает, остальные — это нелюди, все как он говорил еще в 9-летнем возрасте “они лишь казались людьми”. Забегая вперед, потом Эрен достигает свободы от своих тормозов. 3) После битвы со Звероподобным, когда хотел, чтобы инъекцию сделали Армину, он кричал “я живу лишь ненавистью, а он, он мечтает”. 4) абсолютно одинаковый восторг от самостоятельного убийства своего первого титана у Эрена и его подружки Хистории, которая сказала как-то “люди меня достали! я хочу их всех уничтожить!” А Эрен ей потом вкрадчиво припоминал, заглядывая в глазки, “Ты вообще хотела всех людей уничтожить, помнишь”. А она ему “Меня просто занесло”. А он потом к ней пришел и говорит “ А я вот решил всех людей убить.” Но это я отвлеклась, просто, очень забавная схожесть в этом вопросе у этих героев. Вернемся к Эрену. Какова мечта Эрена? Между прочим, Эрен снова признается в любви к насилию в 131 главе (начало финального тома), специально для тех, кто забыл, говоря “узнав, что в мире за стенами живут люди, я был страшно разочарован, тогда-то я и возжелал стереть с лица земли все живое”. А потом нам показывают фрейм с маленьким Эреном в чистом поле без стен и с надписью “свобода”. Неплохой контраст, на первый взгляд, но почему Эрен там один? Настоящая мечта Эрена, как и говорил его отец Гриша второму сыну Зику (думаете, он зря это говорил? он ведь тоже в будущее умел смотреть), она исполнится и она исполнилась: Эрен в поле, набитом убийцами, совершающий вместе с ними массовое уничтожение. Эрен: “Поодиночке даже Леви с Микасой могут не многое” Снова вспомним, как Армин спрашивает “тебе нравится этот ад?”. Ответ Эрена - да. Микаса спрашивает “это в твоем понимании и есть свобода?”. Ответ Эрена - да. И подкрепляет “вы вольны сделать свой выбор, а я волен продолжать начатое”. Ох, как хочется это оправдать большими целями Эрена, но не таков ход повествования Хадзимэ. Деконструкция ГЕРОЯ Автор всегда показывал, что за большими целями стоят маленькие и настоящие. Он развенчивал ложь и повторял губами многих персонажей “Что, добренькую из себя строишь? От твоего притворства тошно становилось. Нет ничего глупее, чем прожить жизнь под маской. Этот мир жесток и беспощаден.” И даже тот еще аморал Армин говорил “прав тот, кто до конца отстаивает свою правду”. Манга в 17 томе теряет пафос, как Эрвин потерял пафос, признавшись, что лгал разведчикам об общем благе и всегда сражался только за себя, и повествование окончательно обнажает характер Эрена Йегера. Другим героям для этого понадобилось пару строчек в диалогах, а вот для деконструкции главного героя, а через него вообще образа ГЕРОЯ, понадобилась целая манга длинной в 11 лет. Авторский прием с нагнетанием пафоса теперь выражен в образе Титана: огромная раскаленная глыба, которая почему-то так мало весит (спасибо Ханджи за исследования). И если эту глыбу или пафос или искусственный образ убить, то он превратится в пар, а наружу покажется маааленький человечек. В этом и есть,кмк, основное высказывание Хадзимэ. Героев-спасителей не существует. Не в этом мире, который “жесток и беспощаден”. Тот, кто рвется на передовую с громкими лозунгами скорее всего маньяк. Господин Суицидник, маньяк-суицидник — это прозвища Эрена в разведкорпусе. Энни говорила про него и подобных людей “Я уважаю тех, кто способен пойти против мнения толпы, для этого требуется большая смелость, но также это может говорить о том, что человек идиот”. Почему хотелось бы сравнить Эрена Йегера с Гарри Поттером? Эта мысль возникала у меня каждый раз, когда я смотрела 1-2 сезон. У них, да даже у их миров много общего. Хадзимэ подсунул очередную заманушку с пафосным становлением героя, который сначала ведом обстоятельствами, которые преодолевает, а затем сам ведет сюжет и побеждает. С Гарри так было, да? Роулинг тоже не обошлась без деконструкции, но у нее все куда нежнее, и в итоге Гарри все равно герой… Ладно, оставим эту тему до возможного поста про сравнение. Когда же приходит очередь Эрена вести сюжет, мы обкладываемся поп-корном и ждем, что сейчас он зрелищно раскидает. А что он делает? Он совершает глобальное преступление. И мы такие, эээ, Хадзимэ, подавай теперь обоснуй. Нелогично, некруто и нафига мы забыли Леви и полюбили этого нового крутого самостоятельного Эрена с мощным прессом, если на деле он все прохлебал? Мой личный вывод здесь — а почему бы и нет? Может быть и так. И что Хадзимэ не очень-то стремился выводить мораль (ему больше всего нравилось рисовать мертвых людей, помним), а больше показал, что его любимый зеленоглазый убийца убийцей и остался. Да и остальные геройские персонажи вовсе не так блестят, как хотелось бы. Кто бомбит от финала и чего там не хватило? Многие, как я посмотрела, вопят, что Хадзимэ слил финал. Я считаю, что ничего он в глобальном смысле не слил, идею он завершил именно так, как хотел. Слил он другое — методы, которыми показана эта идея в конце. Арочка с Микасой — жертва редакторов или Хадзимэ зассал? А, может, это была милосердная смерть истинной арочки с Микасой? Эрен должен был сожрать Микасу. Почему-то я уверена, что Хадзимэ хотел бы этого, возможно, на меня влияет то, что в каком-то интервью он вспоминал фильм “Мгла” и восхищался той концовкой. Так вот, я вижу это самым убедительным завершением арки маньяка-смертника или, если хотите, “ангела смерти” Эрена и его отношений с приемной сестренкой. Это место, эта картинка Прикиньте, я нашла ее, еще не читав финал, и думала, что это фанарт. Я очень офигела, когда увидела, что это реальный фрейм в манге. Итак, пишем стеклище уровня Атаки: Микаса запрыгивает в рот титана-Эрена, чтобы отрубить его настоящую голову, которая висит там внутри на скелете. Она все же решилась освободить любимого. Со слезами и судорогами, что тот, кого она оберегала с детства, ее птенчик должен и хочет умереть. Наносит удар, припадает с поцелуем, и в эту секундочку челюсти разжевывают ее до состояния кровавой каши. Так, чтобы ручки-ножки повыпадали вниз, и Армин, Жан и компания порвали себе лица от ужаса и горя. А тем временем останки Микасы мощным спазмом отправились бы по пищеводу в желудок Эрена. Вот такая любовь. Вот это было бы убедительно. Она и шарфик не сняла, как он просил, а раз не сняла, отправляйся, Микаса, вместе со мной в вечность. Арка про прощальные разговоры с друзьями Будь такая развязка с Микасой, потом уже отлично бы залетели эти сны-разговоры Эрена с Армином, что “вот я всего лишь человек, вообще я вас всех хотел спасти. Ну и суицидник не только я, но и Микаса тоже. Помните, как она искала смерти, когда я умер в 1ом сезоне?” Он еще говорил там в этих снах, что не хочет умирать, а хочет снова потусить с ребятами, только разве его можно простить. Ну что это, если не признание, что “я променял вас на свою мечту убить как можно больше, сорри” Арка с Хисторией. Секс был? Люди бомбят, что нет В конце на руках у Хистории показан ребенок, девочка, со слегка зверским лицом. Да, идет какой-то фермер к Хистории, типа партнер и отец ребенка, только где ваши доказательства. То есть у людей бомбануло, что Хадзимэ не сказал прямо, что Эрен с Хисторией был, и что это не имело влияния на сюжет. По мне все нормально вписывается, зачем говорить, что суицидник кого-то после себя оставил? Это герой бы сделал. А Эрен маньяк. Но все равно можно допустить. В поддержку этого довода то, что задолго до финала Эрен в камере после очередного титанского сна-воспоминания рассуждает, что если силу титана не удалось передать через пожирание, то она все равно проявится в детях. Тк весь народ Имир связан. Соответственно, мог и оставить потомка для подстраховки Элдийцев, а мог и не оставить, Эрен так-то по убийствам больше, секс не так увлекателен. Но все же, он Хисторию защищал, мог защитить и в долгосрочной перспективе ребенком с генами титана. Можно еще ввинтиться в символизм в этом вопросе, но здесь все размыто. “Эрен Йегер” как-то смутно переводится как либо титулованный охотник, либо и вовсе священный охотник, ну а Хистория переводится понятно - как История. И вот Охотник коснулся Истории, искра, буря. Оставил ли этот Охотник в Истории след? Поступлю как Хадзимэ и ответа не дам. ТАК ЧТО, ВООБЩЕ НИКАКОЙ НАДСТРОЙКИ НАД УБИЙЦЕЙ-ЭРЕНОМ? Кстати, о символизме Просто скажу, что его много. Птицы, цветы, отсылки к европейскому искусству. Возможно, Эрен немец, Микаса полуяпонка-полуеврейка с соответствующими отсылками. Сам Эрен помимо как на своего Титана еще похож на Иисуса (ой-ой-ой голосом Кенни). Нет, в этом болоте я тону, поэтому ограничусь пока лишь упомянутым образом Титана. По мне, это символ огромных часто ложных и гипертрофированных человеческих идей (нацизм, фашизм в том числе). Эрен говорил как-то “Я ненавидел титанов и хотел их истребить, но с легкостью принял то, что сам стал одним из них”. Возможно, для Эрена это и есть его истинный завершенный облик. А может… Ну об этом далее, сначала про одного с чистыми, голубыми глазками. Зубастый котенок Армин и его роль в судьбе Эрена "Чтобы что-то изменить, необходимо многим пожертвовать", — догадывается смышленый Армин, глядя на деяния Эрвина, а позже, глядя как Эрен не сожрал Энни продолжает, — “Многим пожертвовать, в том числе пожертвовать человечностью. Я думаю, Эрен смог бы.” Жан отвечает, “А будет ли это означать победу человечества, если мы выставим в войне монстра?” Армин замолкает, но он не смущен и в итоге говорит, — “Думаю, это будет сложно преодолеть.” Почему это важно: в 1-3 сезонах Эрен абсолютно безмозглый. Ничего, ему это и не нужно, у него сила воли заменяет все, ну и та маленькая слабость, которую мы уже разобрали. Потому все свои идейки он берет у Армина. Он сам это рассказывает, “Я просто сидел и смотрел на небо, а потом пришел Армин и рассказал мне про море. У меня не было ничего, а у него была мечта. После я думал, что если бы не титаны, мы могли бы увидеть море. И тогда я не смог их простить.” И про человечность и жертвы он тоже слышит от Армина. Армин рад стараться, выдавая один опасный лозунг за другим. Лишь однажды на вопрос командора Пиксиса Эрен выдает что-то свое, ранее не озвученное, когда тот рассказывает байку про объединение человечества перед лицом общей угрозы. Эрен отвечает, — “Довольно наивно. Сейчас у людей есть общая угроза в виде титанов, но я не вижу, чтобы они объединились”. Пиксис хохочет, — “О, да у тебя такой же извращенный ум, как и у меня”. Ну да, у Эрена его почти нет, но тот, что есть, извращенный. Потому и собранные им идеи у Армина и всех остальных, а потом и титанские воспоминания, и предсказание будущего, он извращает в сторону того, что случилось в финале. Иисус или не Иисус все-таки Хадзимэ — японец, но почти все персонажи его манги европейцы. Сетап тоже европейский. Одно яичко в корзинку заплета с Иисусом. Почему-то вспоминается мем с распятым на кресте Санта-Клаусом в каком-то азиатском магазине. Если сложить вместе этот мем и извращенный ум Эрена, мы получим такую возможную трактовку — Эрен взял на себя грехи друзей и всего человечества, вдарив им КОЛОССАЛЬНОЙ ненавистью и массовейшими убийствами. Все, какая такая ненависть, если я вам показал абсолютную ненависть. Какие титаны, если я стал самым огромным и мерзким из всех. Какие вы теперь преступники, дорогие друзья, когда я сделал вот так. Опять Армин наследил, он как-то сказал, убив похитителей Эрена, — “Мы теперь не герои, мы преступники”. Привожу даже вырванную из контекста справку с православного сайта: Искупление, или заместительная жертва, были ключевыми понятиями для людей библейского времени и культуры. Поэтому первоначально во многих религиях достойной расплатой за грехи перед Богом считалась человеческая жертва. Некогда, как предрекает Господь Его Раб совершит самое великое Жертвоприношение. Такое после которого все остальные потеряют смысл. Как-то так, получается, Хадзимэ мог отразить христианскую идею в своем произведении. Каких же целей добился Эрен 2.0. 1) Убил множество людей, как и хотел; 2) Освободил друзей от грехов, забрав их на себя; 3) Освободил друзей от себя. Тогда все встает на места, но возникает вопрос, ребята вы хотите довести все до того, чтобы вас освобождал Эрен Йегер? Может, не надо? Мне даже перестал казаться пейринг Эрен/Леви нелогичным. “Пинать тебя все еще приятно,” — говорил Леви, и хочется с ним согласиться, держать такую зверюгу он наверное смог бы. Вот как это должно было выглядеть: Еще в Атаке часто фигурирует тема памяти. Король Фриц стер воспоминания Элдийцев о войне, а Эрену достались воспоминания всех предшествующих ему титанов. Он сам озвучил фразу, "Человека формируют воспоминания". Исходя из этого, можно добавить к результатам еще один пункт: 4)"Подвиг" Эрена в том, чтобы в памяти выживших надолго осталась масштабная катастрофа, к которой привело многовековое противостояние Элдии и Марли. Огромная ненависть может породить колоссальную ненависть, такого монстра как Эрен, — это его урок. А чего-то конкретного он добиваться и не стремился, он ведь не очень умел в мыслительный вообще, либо его мыслительный был слишком-слишком глобален и к тому же извращен. Зато он обладал неудержимой волей. Флок, еще до того, как стал жестко фанатеть по Эрену, как-то спросил его "Ты никогда не сдавался, видимо, потому, что всегда был уверен, что ты прав?" А каких же целей добился Хадзимэ Исаяма-сенсей? 1) Завещал нам всем личную свободу как высшую ценность; 2) Предупредил, что если вы захотите достичь уровня свободы Эрена Йегера, то лучше поступайте как я — рисуйте мангу и пишите, на крайний случай, читайте; 3) Деконструировал сам себя, дав понять, что, конечно, в истории может быть какая-то мораль, может быть какая-то высшая мысль и истина, но вообще-то я, Хадзимэ, просто тащился 11 лет рисовать мертвых людей и писать, как они умирали. Поэтому я придумал Эрена Йегера. Ням-ням. 5 января 2023
|