Коллекции загружаются
#картинки_в_блогах #времена_года
Клод Желле / Лоррен (1600–1682). Отплытие царицы Савской Родился будущий художник в Шампани, во владениях герцога де Лоррен, — отсюда и прозвище, которое он использовал вместо подписи. В старинных книгах его иногда именуют Клаудиусом или Клавдием Желье. Но в итоге фамилия Желле проиграла и прозвищу, и имени. Континентальная Европа предпочла называть его Лорреном или де Лорреном (испанцы вообще пишут: Claudio de Lorena). А в англосаксонских энциклопедиях Лоррена нельзя найти под литерами "L" или "G" — исключительно под "С" (Клод), и даже его работы нередко именуются «клодами»: англичане и американцы превратили в фамилию имя художника. Эта своеобразная честь выпала на долю только величайшим живописцам, таким как Рафаэль, Микеланджело, Тициан или Рембрандт (фамилии их не все сразу и вспомнят). Биографическая легенда утверждает, будто в детстве Клод считался редким тупицей: с него не было толку в школе, а когда его отдали в ученики к повару, он и там блистательно провалился. Наконец его нанял художник Августин Тасси — для ухода за лошадьми, прислуживания за столом и растирания красок. И между делом дал ему несколько уроков рисования… Что, собственно, только лишний раз доказывает: нередко «никчемные» люди — это просто те, кто не отыскал свой путь. 13-ти лет от роду Лоррен уехал в Италию и остался там навсегда, за исключением двух лет, когда он — уже известный художник — вернулся на родину для работы над заказными фресками. Пейзаж в XVII веке еще только-только начинал завоевывать позиции в живописи. И как раз Лоррену суждено было стать первым прославленным пейзажистом, фаворитом заказчиков — королей, римских пап, кардиналов, аристократов и богатых патрициев. Он работал поэтапно: сначала писал множество эскизов на пленэре, после чего в мастерской комбинировал варианты, подстраиваясь под заказ и щедро приправляя результат собственным воображением. XVII столетие — век театра, и это чувствуется в пейзажах Лоррена. Передний план — сцена с актерами и боковыми кулисами: скалы, корабли, деревья, архитектурные строения или развалины. Номинально в центре лорреновских работ чаще всего женщины — героини античных мифов, святые, царицы: Диана и Каллисто, Магдалина и Урсула, Клеопатра и царица Савская… Картина выше использует библейский сюжет — отплытие царицы Савской к Соломону. Легендарное царство Сава предположительно находилось в Аравии, в районе современного Йемена. Нетрудно убедиться, что и на этом полотне, и в остальных работах Лоррена декорации и прочий антураж, включая одеяния персонажей, имеют к заявленной эпохе и местности довольно условное отношение: и театр, и живопись того времени очень мало притязали на историзм, тем более в деталях. («Заклепочников» в те времена просто бы не поняли!) В основном ауру волшебства создает свет. Лоррен пишет исключительно закаты и рассветы — в контражуре, против солнца. Холодная утренняя палитра тяготеет к желтым тонам, вечерняя — к розовым, и задние планы утопают в туманной дымке. С того времени как Лоррен стал вглядываться в закатно-рассветные туманы, живописный пейзаж необратимо изменился. От Лоррена берет начало германский романтизм во главе с Каспаром Давидом Фридрихом, французская плеяда— от Верне до Коро — и особенно британцы: Рейнольдс, Тёрнер, Констeбль… Марины Лоррена, его мифологические заливы и порты устойчиво ассоциируются с Золотым веком. Его называли «Рафаэлем пейзажа» — и наряду с Рафаэлем Лоррен был любимым художником Достоевского, тяготевшего к той «идеальности», которой был напрочь лишен его собственный мучительно искаженный мир. Герой романа «Подросток» рассказывает свой сон: В Дрездене, в галерее, есть картина Клода Лоррена, по каталогу — «Асис и Галатея»; я же называл ее всегда «Золотым веком», сам не знаю почему. Эта-то картина мне и приснилась, но не как картина, а как будто какая-то быль. Я, впрочем, не знаю, что мне именно снилось: точно так, как и в картине, — уголок Греческого архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце — словами не передашь. Здесь был земной рай человечества. Чудный сон! Все лорреновские «Порты» выдуманы, они пришли из грез, из тоски по Раю. Но в любом из них разыгрывается один и тот же спектакль сказочной цивилизации Средиземного моря.«Искусство обязано существовать, чтобы правда нас не убила», — говорил Ницше. И как не вспомнить «Властелина Колец»? Финальная сцена отплытия из Серебристой Гавани тоже навеяна ностальгическими «портами» Лоррена. 26 апреля 2024
17 |