↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
t.modestova
27 июля в 18:33
Aa Aa
Пишите про своё, с блэкджеком и завывающими девами.

#стихи #матчасть для самых маленьких
Сразу предупреждаю: не моя трава, мне бы про что полегче, ономастику, например.

В предыдущем посте https://fanfics.me/message679207 рассказали о преобладающей в русской литературе системе стихов -- силлабо-тонической. Преобладала она не всегда, были и другие. Две: силлабическая и тоническая, достоинства которых преобладающая и совместила.
Силлабическая, где учитывалось только число слогов в строке, без рисунка ударений (ритма), благополучно осталась в прошлом: русское произношение изменилось, и ударные гласные стали звучать отчетливее по сравнению с редуцированными безударными, стал слышаться разнобой ритма. (При этом на Русском Севере, где безударные гласные произносились так же ясно, как и ударные, силлабика существовала дольше.)
За два века -- XVIII и XIX -- в силлабо-тонических стихах испробовали все возможные варианты, стихотворные размеры обрели собственный "ореол" (напр., гекзаметр "сросся" с античностью настолько, что писать гекзаметром о современности -- шокирующий художественный вызов. Подробнее см. книгу Мих. Гаспарова "Метр и смысл"). Поэтому в Серебряном веке ради новизны и свежести стиха поэты обратились к древней, народной тонической системе стихосложения. Литераторы писали ею подражания народным песням и стихам
(Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне
),
в Серебряном веке сфера ее употребления расширилась.
(Вообще малую часть экспериментов Серебряного века с размерами можно найти в сборнике В. Я. Брюсова "Сны человечества", т. 2 Собр. соч.).

Суть тоники -- ритм стиха создается за счет упорядоченного появления ударных слогов среди безударных. При этом число слогов как в строке, так и между ударениями значения не имеет. Это, как вы понимаете, придает стиху свободу, разнообразие звучания и в конечном счете оригинальность.
Тонические размеры выросли из трехсложных размеров, что очень удобно для русского языка, где трехсложные и даже длиннее слова вполне нормальное явление.
1) Если в строке между ударными (сильными) слогами находится то один, то два слабых, безударных слога, такой размер называют дольником.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

(1 и 2-я строки -- нормальный анапест, 3 и 4-я -- дольники).

2) Когда слабых слогов от одного до трех, дольник именуют тактовиком.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня;
Я на башню всходил и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.


3) Если в строке между ударными слогами находится произвольное число безударных слогов и равномерно только количество ударений в стихе, такой вариант тонического размера называют акцентным.
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.


К концу XX века силлабо-тоническая и тоническая системы русского стихосложения практически равноправны и одинаково хорошо развиты.

Не забывайте, что в стихах может быть как внеметрическое (не свойственное размеру) ударение на слабых слогах, так и пропуск необходимых метрических ударений:
Там башни скупых очертаний,
Дворов и садов чертежи,
Параллелепипеды зданий,
Пакгаузы и гаражи.


Кроме того, есть еще варианты:
1) вольные стихи -- строки разной длины и с разным количеством ударных слогов чередуются бессистемно. См. басни дедушки Крылова;
2) белые стихи -- правильные стихи без рифмы (см. "Маленькие трагедии");
3) свободные стихи (верлибр) -- т.е. те, в которых принципиально нет никаких внешних, формальных признаков ни одной системы стихосложения (кроме, может, записи в столбик). Зато есть внутренний признак -- поэтические образы (см. много примеров современной английской и американской поэзии и немного -- русской):
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной
Болтовней.


Все это разнообразит поэзию почти до бесконечности.
Тогда появляется практический вопрос: что же считать поэзией, раз может вообще не быть формальных признаков?

ИМХО, 1) то, что назовет поэзией автор;
2) то, что содержит поэтические образы и создает дополнительную, не прямо заложенную в значении использованных слов информацию (скажем так, высекает эмоциональные искры):
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Не взрыв но всхлип


Бонус:
Пример современной поэзии: размера нет, ритма нет. Есть рифма и поэтические образы.

Маруся живёт на дамбе между раем и адом
у неё есть собака, птица в клетке и домик с садом
Маруся живёт спокойно у неё работа такая
караулить ад чтоб он не переливался на сторону рая

Ад ведёт себя хорошо он занят своими делами
мерно гудит и спокойно бурлит котлами
в раю тишина и покой как и велено свыше
рай сияет смеётся и тихо дышит

Иногда Маруся открывает маленький краник
набирает немножко ада чтобы полить герани
известно они от этого ярче ну и остатки
ада она выливает в кофе чтоб тот стал крепким и сладким

Однажды ночью собака лает чувствует странное нечто
Маруся выходит к дамбе и точно открылась течь там
ад струится мерцает переливается под ногами
ад расцветает под светом луны невиданными цветами

Ад звучит как оркестр и пахнет как сто магнолий
Маруся вдыхает ад и совершенно теряет волю
оставь аду течь и рай превратится в море
когда слишком много горя ты уже не чувствуешь горя

В опасности есть восторг в бою упоенье
в раю трепетанье крыл но только в аду движение
но Маруся бежит сама не своя в свой домик полураздета
ей всё-таки жалко рая покоя его и света

Хочется адского сада но жалко неба
Маруся скорей со стола хватает краюху хлеба
и залепляет мякишем всё откуда струится
дымится переливается то с чем хочется слиться

Как ни в чём ни бывало Маруся просыпается утром ранним
собака виляет хвостом в саду как всегда герани
но хлеба ни крошки в доме и Маруся сидит и плачет
а кофе кипит в кофейнике да птичка по жёрдочке в клетке скачет.
27 июля в 18:33
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть