16 октября 2015
|
|
Пятница
Вот тут-то мы и натыкаемся на ваше бытовое понимание - читай "непонимание" - эгоизма. Почему человек бросает свои дела и мчится на помощь? Какие мотивы им движут? Все мы делаем то, что делаем, для своего удовольствия. Кто-то кромсает людей, а кто-то им помогает. Кто-то любит смотреть, как люди корчатся от боли, а кто-то любит делить с ними радость. Но и те, и другие люди делают это, потому что им это нравится. Если бы человек-герой не любил геройствовать, если бы то, ради чего он свершает свои великие подвиги, было ему неважно, стал бы он геройствовать? Ответка - это не только материальные блага или внешнее лицемерие. Ответка может содержаться вообще не во внешнем мире и получаться из самого человека, который сделал какое-то дело. Дядя видит на улице голодного ребенка. Дядя испытывает какие-то эмоции - сочувствие, жалость, желание помочь, например - и, как и все люди на планете, потакает своим желаниям. Дядя подходит к ребенку, берет его на руки и отводит в кафешку для кормления супом. Возможно, дяде нравится чувствовать себя великим помощником. Возможно, дядя хочет помочь ребенку и таким образом компенсировать то, чего у него не было, через проекцию на этого ребенка. Возможно, дядя все еще хочет утопии, хоть и понимает, что ее не будет, и этим поступком, как тот мальчик, бросающий морские звезды обратно в воду, пытается приблизиться к мечте. А может, дядя просто радуется, глядя на то, как невинные дети смеются, на то, как они, сытые, одетые и ухоженные, изучают все вокруг. В любом случае, что бы он ни испытывал, какой бы мотив им ни двигал, мотив есть, и он спрятан не в этих смешных правилах благородства, а в дядиных способах получать удовольствие от жизни. Есть человек. У человека есть то, от чего он получает удовольствие, и то, что называют общественными нормами, правилами и т.п. Подумайте, как эти правила возникли изначально. Человеку понравилось что-то, потом то же самое ему понравилось еще раз. Действительность, которую он принял, сформировала в его голове определенные критерии правильной действительности. И если человеку нравится видеть чужую радость, то и его правила будут содержать пункт "дарить радость". Если отнять у такого человека его правила, но оставить удовольствие от чужой радости, правила вновь возникнут, причем, те же самые. Если же сделать наоборот - отнять удовольствие (заменить на удовольствие от чего-то другого), но оставить правила - эти самые правила рухнут, причем, очень быстро, и на их место придут новые, совершенно другие. Благородство, героизм, самопожертвование, вежливость и куча других подобных вещей - это обычные правила. И сами по себе они ничего не значат, ни к чему не принуждают и не являются истинными. Они становятся таковыми, только если их соблюдение приносит человеку удовольствие, и именно поэтому они не могут быть ни основанием, ни доказательством чьей-либо не эгоистичности. Потому что сам факт существования подобных правил, сам факт их соблюдения уже говорит об эгоизме. Хотя, возможно, у нас вообще терминологический срач идет. Если под не-эгоизмом вы имеете ввиду получение удовольствия от чужого удовольствия (вследствие чего люди помогают друг другу), то да, не-эгоисты есть. p. s. то, что я сейчас расписал - это понимание изнутри. Сможете ответить в том же духе, а не в стиле "и все равно <повторение предыдущего тезиса>, я сама видела!" - продолжим разговор. Потому что Тезис не доказывает сам себя. |