3 июня 2020
|
|
Lados
Ну разница между perfectus stoicus (при всей нагруженности слова perfectus) и означиванием Бога все же имеется. У Данте означивание как таковое: Марция -- человеческая душа, Катон -- Бог. Там пространный сюжет. В самом факте означивания от людей к высшему ничего странного нет, это вписывается в нормальную ср.-в. семиотику, а вот выбор персонажа... В принципе есть один похожий момент: Тацит где-то пишет, что Цицерон Катона caelo aequavit (имеется в виду утерянное laudatio после смерти Катона). Но вряд ли у Данте отсылка туда. У него не сравнение, а проработанный сюжет. Но с сутью вполне согласна. Цитаты и отсылки нередко преобразовывались непривычным для человека нашего времени образом, но у Данте -- непривычным и для человека его времени. Попалило ему бороду огнем (но в отличие от веронских дам, мне видится, что попалило не адским пламенем). И да, рвануло знатно. И красиво ведь. Одна "Генеалогия языческих богов" чего стоит. И мне кажется, итальянцы так и не отошли от этого всего до сих пор. И правда избранный народ, что уж тут -- так сложилось. |