30 июля 2021
|
|
WMR
Наверное, я неверно выразилась. На мой взгляд, исторический фильм не обязательно должен быть иллюстрацией к учебнику или хронике. И домысливание, и даже искажение второстепенных фактов не всегда влияет. Важно, какие вопросы ставятся. История дружбы, а потом вражды царя и святого - вопрос взаимоотношений государства и Церкви, власти мирской и духовного авторитета (то есть не чина в церковной иерархии, а святости) - кто сильнее? И показано, как развращает абсолютная власть, как деградирует ее носитель (конечно, реальный Иоанн был совсем не таким, или не совсем таким, он творил "дела ужасные, но и великие тоже". Да и "ужасные" его дела по тем временам вполне укладываются в общие рамки (что касается жестоких казней - Европа отнюдь не отставала от России). Но напрасно Вы пишете, что Раскол к этому не имеет отношения. Нет, это все то же самое стремление мирской власти превратить власть духовную в свой инструмент. И сопротивление народа. Потом это дело довел до конца Петр Первый, когда упразднил патриаршество и учредил Синод, в чем его многие упрекают, хотя у него ведь тоже были свои резоны. С другой стороны, безграничная мирская власть в руках церковных - пожалуй, еще хуже. Строго говоря, тут не может быть положительного ответа в ту или в другую сторону. Знаете, наверное, про такую дилемму - цезарепапизм (Византия, а потом и Россия) или папоцезаризм (Европа)? |