↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Сюжетостроение для начинающих и продолжающих (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 25 970 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Статья про сюжет и про то, что с ним может пойти не так. Расскажу:
- Что такое сюжет и почему над ним нужно работать?
- Как выстроить сюжет и ничего не упустить?
- Какие ошибки совершают авторы чаще всего?

Я не эксперт в вопросе, но, во-первых, сама много пишу, во-вторых, регулярно учусь и читаю книги умудренных опытом мужей, а в-третьих, активно задействую теорию литературы, экзамен по которой я когда-то весьма успешно сдала))
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Часть 1. Теория

Я не мастер построения сюжета (увы, еще нет). Но я занимаюсь этим постоянно, читаю советы более опытных авторов, регулярно спотыкаюсь на разбросанные на этом поле грабли, набиваю себе шишки и, по возможности, совершенствуюсь. И уже довольно давно планирую собрать все рекомендации по сюжетостроению воедино: и для себя самой, и для тех, кто тоже пишет или планирует писать истории.

В этой статье будет три части. В первой расскажу, что такое сюжет, каким он бывает и из чего состоит. Во второй — как облегчить себе работу по его созданию. А в третьей затрону темы недописанных историй, поиска вдохновения и самой частой проблемы: что делать, если есть прекрасные герои и чудесный мир, но история никак не пишется.

Итак, поехали.

Разберемся с основами

Приводить вам определение понятия «сюжет» из литературного словаря я не буду. Если захотите — посмотрите сами в гугле. Скажу главное: сюжет — это костяк произведения, цепь событий, расположенных в повествовательном порядке (это важно, почему — скажу потом) и приводящих историю из начальной точки в конечную.

В принципе, есть произведения бессюжетные: в лирике любого рода, в классической поэзии или в стихах в прозе сюжета может не быть вовсе. Но в эпическим и драматическим произведении, то есть в романе, повести, рассказе, комедии, трагедии, драме сюжет — самое важное.

«Так, стоп. А как насчет сюрреалистических драм типа «В ожидании Годо?» Где вы там сюжет увидели, Авада?» — спросит внимательный читатель — и услышит от меня нижайшую просьбу забыть на время об антисюжете, модернистских и постмодернистских экспериментах. Потому что экспериментировать можно, только разобравшись в основах. О них сейчас и идет речь.

«А у меня тоже вопрос. Я тут не повесть, я драббл пишу, это считается?» — спросит читатель, привыкший к терминологии Фикбука. В принципе, драббл может быть как рассказом, так и стихом в прозе. Как отличить одно от другого? Все просто. На что больше похож ваш драббл?

1. Герой А встречает Героя Б, что-то происходит, в итоге любовь (ну, или все умерли).

2. Его ресницы трепещут, отбрасывая тени на бледную кожу. Это последний день в его жизни. Кажется, он ничего не успел. В общем, все умерли (или нет, но почему — не суть важно).

Если ваша история ближе к первой — то вы пишете рассказ. Если ко второй — вас занесло в лирику.

Теперь к делу, но тоже с основами

Классический сюжет в основе своей имеет пять элементов, давайте их разберем на примере «Курочки Рябы».

Экспозиция: что было до того, как все началось. Экспозиция может быть короткой или длинной, но ее задача — ввести читателей в курс дела, показать им обстоятельства, в которых живут герои, дать понимание контекста. «Жили были дед и баба, и была у них курочка Ряба». Как вы понимаете, в этот момент повествование оборвать нельзя, даже если житие и бытие деда, бабы и их курочки будет растянуто на 300 страниц. Ничего не произошло.

Завязка: ключевое событие, без которого не начался бы сюжет. Это может быть одно короткое событие или целая их череда, но обязательно завязка меняет ситуацию, показанную в экспозиции. «Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». «Ого! — сказал здесь читатель, — Так вот про что я читаю». В детективе завязка — убийство, в любовном романе — встреч героев. Нет, без завязки нельзя.

Развитие и сюжетные перипетии: действие или бездействие героев в новых обстоятельствах. «Баба била-била — не разбила. Дед бил-бил — не разбил». Читатель напряженно следит за результатом, сопереживает героям, болеет за них (или ненавидит их и болеет за злодея, но это второй уровень сложности).

Кульминация: наивысшая точка сюжета, максимальное нарастание напряжения, самое важное событие, разрешающее те проблемы, которые появились в завязке. «Мышка бежала, хвостиком махнула, яйцо упало и разбилось. Плачет баба, плачет дед». Адреналин у читателя зашкалил, сердце бьется, эмоции хлещут через край. Смерть героини в трагедии — это кульминация. Поимка преступника и торжественная речь обвинителя — тоже кульминация.

Развязка: герои разбираются с последствиями, делают выводы. Чаще всего что-то меняется по сравнению с экспозицией. «А курочка Ряба говорит им: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!» Здесь делаются выводы, здесь герой и героиня идут под венец, а детектив садится перед камином с трубкой, вспоминает дело и вздыхает, потому что получил какой-то новый урок.

Основываясь на этой базе, уже можно садиться и писать первый рассказ. Но увы, главные проблемы еще впереди. Поэтому — пойдемте дальше.

Немного про порядок действий

Отступление: про концентрические и хроникальные сюжеты, а также прочие литературоведческие термины вы можете погуглить — в том же литературном словаре все прекрасно объясняется, поэтому я не буду останавливаться на академической стороне вопроса. Практика и только практика. И поменьше терминов.

Самый простой сюжет — линейный. События в нем выстроены в хронологическом порядке, от самого раннего к самомуу позднему. То, что он простой, кстати, не значит, что он плох или примитивен — наоборот, это самый популярный и классический тип сюжета. Что-то случилось, потом случилось что-то еще, а из этого вышло что-то третье. Это самый удобный вариант, если вы пишете рассказ с небольшим количеством героев.

Однако если героев много и они действуют не вместе., а каждый преследует собственные интересы, то сюжет получается многолинейным. И вот тут происходит то, на чем лично я спотыкалась неоднократно: сюжет перестает совпадать с фабулой.

Теперь внимание: второй самый важный термин на сегодня (после сюжета) — фабула, то есть события литературного произведения, выстроенные в хронологическом порядке.

Например, посмотрите:

Гости обедают в комнате.

Вдруг один из них оказывается мертвым.

Детектив проводит расследование.

Оказывается, что преступник отравил гостя, подсыпав яд в его бокал.

Преступник в тюрьме, справедливость торжествует.

Это сюжет.

А вот фабула:

Гости обедают в комнате.

Преступник подсыпает одному из них яд в бокал.

Один из гостей умирает.

Все остальные обнаруживают труп.

Детектив проводит расследование.

Оказывается, что преступник отравил гостя, подсыпав яд в его бокал.

Преступник в тюрьме, справедливость торжествует.

Да, в моем примере разница невелика, но автору важно понимать хронологию событий, чтобы прошлое могло оказывать влияние на настоящее. Понимаете, да? Если вы решите придумать способ убийства в конце, то вы случайно напишете, что у жертва вообще ничего не пьет за ужином.

Если же линий в истории много и они переплетаются, то фабула становится еще важнее. или если вы пишете циклический сюжет, то есть начинаете с конца, потом рассказываете, в чем же дело, и в итоге возвращаетесь на исходную точку.

Совет: если сюжет не развивается строго в хронологическом порядке, всегда отдельно прописывайте фабулу. Желательно заранее. Ну, хотя бы до того, как напишете слово «конец» под своей историей.

Еще сюжет может усложняться вставными историями. Самый банальный, но и самый удобный пример — «Мастер и Маргарита» Булгакова, где помимо основной истории есть вставная, про Понтия Пилата и Иешуа.

«Постойте-ка, а чем тогда отличается сюжет со вставной историей от многолинейного?» — спрашивает сейчас внимательный читатель. Для литературоведов отличий много, а для автора самое главное: в многолинейном сюжете линии так или иначе влияют друг на друга, рано или поздно они физически или эмоционально переплетаются. Вставная история может с основной не соприкоснуться вовсе — она может служить фоном, объяснением мотивации, дополнительным украшением. Но на реальность и на основной сюжет она не влияет. Хотя, если посмотреть, история Пилата даже Иванушку Бездомного слегка затронула, так что… сами понимаете, границы размыты.

Пара слов про героев

Почему пара? Потому что вот тут https://ficbook.net/readfic/7318027 и еще немного тут https://ficbook.net/readfic/7605199 я написала про героев все, что могла. Если вдруг вам нужно про них сказать что-то еще — спрашивайте.

Единственное, что добавлю сейчас про героев: в ходе сюжета главный герой (герои) должны измениться. Если вы закончили ровно тем, с чего начинали, историю можно было бы и не писать.

Поднимаемся на новый уровень сложности

Помните структуру сюжета? На самом деле, это очень упрощенная схема. Внутри каждого из элементов — множество событий, и их расположение — здоровенный такой камень преткновения для не очень опытных авторов.

Я вот не раз замечала, то иногда теряю динамику повествования. Интуитивно не всегда получается понять, где события должны идти валом одно за другим, а где стоит притормозить.

Если рисовать кривую сюжета, то получится синусоида, при это ползущая вверх до определенной точки, а после этого плавно опускающаяся вниз. Это, конечно, упрощенная схема — структура архисюжета, к примеру, значительно сложнее. Но для начала этого будет вполне достаточно.

Внутри сюжета постоянно происходят события, внешние (то есть происходящие в физическим мире) или внутренние (происходящие в эмоциональном и психологическом состоянии героев). Подъемы и спады. Успех в достижении цели и резкая неудача.

Теперь представьте, что на эту синусоиду накладывается вторая — еще одна сюжетная линия. И третья. И еще подсюжет. И внесюжетная история.

Если изобразить все это на бумаге, станет ясно, почему многогранный сложный сюжет вряд ли получится создать с наскока, просто повинуясь бурной фантазии и вдохновению.

Что может пойти не так

Собственно, это может быть тема для отдельной статьи, потому что «не так» в сюжетах идет что-то с завидной регулярностью. Тем не менее, вспоминая прочитанные книги и просмотренные фильмы, я могу выделить следующие ошибки:

«Откуда ни возьмись». Герои могут чудесным образом спасаться. Они могут и чудесным образом попадать в неприятности. Но эти чудеса должны быть заложены в логику вашего мира и вашей истории. А вот если в вашей научной фантастике вдруг внезапно всех спасает волшебная сила любви, то… Возможно (я ни на что не намекаю), у вас проблемы. Ладно, без намеков. В «Гарри Поттере» сила любви спасти всех может — она заложена в логику мира, она там существует. В «Интерстелларе» — не может, потому что там суровые ученые строят суровые космические корабли.

«А обратно на орлах». Помните в фильме «Властелин колец» хоббиты идут-идут, идут-идут, страдают-страдают… а обратно на орлах. Таким образом все пережитые ими трудности перечеркиваются. Ведь как минимум две трети пути можно было спокойно пролететь на орлах, а не пытаться погибнуть на протяжении трех фильмов. Примерно к тем же орлам можно отнести и маховики времени из «Гарри Поттера». Если в вашем сюжете к чудесному спасению героев приводит что-то невероятное, но что можно было бы использовать и раньше, ваш сюжет начинает самоуничтожаться.

«Рояль в кустах». «А это — известный советский пианист. Вот тут у нас случайно стоит в кустах рояль, он сейчас сядет и сыграет». Рояли ломают логику, приводят к внезапным спасениям и зачастую принижают способности героев. К роялям можно отнести, например, все сюжеты, где герой внезапно подслушивает разговор своих друзей, которые оказываются его врагами. Или случайно находит артефакт, на котором будет строиться вся история. При этом починить такой сюжет просто: дайте герою мотив искать этот рояль. Согласитесь, если герой подозревает лучших друзей в предательстве, он будет специально подслушивать их разговоры и тогда рано или поздно что-то услышит. Если герой будет гоняться за артефактом, то тогда не удивительно, что рано или поздно он его найдет.

«Кругом идиоты». Это важно. Если в вашей истории герой побеждает противников только потому что противники — клинические идиоты, то это… либо фильм «Идиократия» в жанре «жесткая сатира», либо плохая история.

«Раз плюнуть». Скучно наблюдать за героем, которому всегда все удается. Это превращает его в Мэри Сью, а сюжет, даже самый увлекательный по задумке, делает нудным.

Если у вас есть идеи, что я забыла — пишите в комментариях, добавлю!

Глава опубликована: 23.07.2020
Отключить рекламу

Следующая глава
11 комментариев
Спасибо за статью!

Уважаемый автор, вот тут опечатка вкралась: "Да, в моем примере разница невелика, но автору важно понимать хронологию событий, чтобы пошлое могло оказывать влияние на настоящее." - прошлое, наверное)
Avada_36автор
Iguanidae
Вы категорически правы, сейчас поправлю! Спасибо)
Спасибо большое
Очень правильно подмечено, что если герой не изменяется от начала к концу, то эту историю можно было и не писать :). 100%.
Но! А не отвлекаетесь ли вы, дорогая Авада, от вашей основной работы? Продолжений давно уже нет, сюжет застыл... Непорядок!
Avada_36автор
HallowKey
по секрету, это я не отвлекалась, это я с фикбука перетащила наконец-то коллекцию статей. Они по большей части старые)

А так, у Авады переезд, сравнимый с пожаром и апокалипсисом в отдельно взятой квартире) С воскресенья снова будет продолжение... Как только отмоюсь сама и отмою квартиру от строительной пыли)))
О, переезд - это серьёзно! Обожаю переезды. За первые 10 лет семейной жизни мы переезжали 7 раз и ничто так не помогало избавится от ненужного барахла. Кроме того, переезд - это повод создать вокруг себя новую обстановку и получить новый заряд вдохновения. На этой положительной ноте...
Avada_36автор
HallowKey
Короче, надеюсь на вдохновение))
Что-то захотелось почитать что-нибудь на 200+ страниц по этому поводу.
Как-то оно и всё предельно ясно с методом снежинки, а вот не стыкуется никак с процессами.
Начинаешь писать и с первых же абзацев понимаешь, что всё надо переделывать. На кончиках пальцев оно совершенно по-другому всё ощущается.
Avada_36автор
lrkis
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу.
Avada_36
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу.
Спасибо :)
Avada_36
«История на миллион долларов»
Лол, забавно, что в английской версии название просто "История". И одно из открывающих предложений:
All notions of paradigms and foolproof story models for commercial success are nonsense.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх