↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Я не мастер построения сюжета (увы, еще нет). Но я занимаюсь этим постоянно, читаю советы более опытных авторов, регулярно спотыкаюсь на разбросанные на этом поле грабли, набиваю себе шишки и, по возможности, совершенствуюсь. И уже довольно давно планирую собрать все рекомендации по сюжетостроению воедино: и для себя самой, и для тех, кто тоже пишет или планирует писать истории.
В этой статье будет три части. В первой расскажу, что такое сюжет, каким он бывает и из чего состоит. Во второй — как облегчить себе работу по его созданию. А в третьей затрону темы недописанных историй, поиска вдохновения и самой частой проблемы: что делать, если есть прекрасные герои и чудесный мир, но история никак не пишется.
Итак, поехали.
Разберемся с основами
Приводить вам определение понятия «сюжет» из литературного словаря я не буду. Если захотите — посмотрите сами в гугле. Скажу главное: сюжет — это костяк произведения, цепь событий, расположенных в повествовательном порядке (это важно, почему — скажу потом) и приводящих историю из начальной точки в конечную.
В принципе, есть произведения бессюжетные: в лирике любого рода, в классической поэзии или в стихах в прозе сюжета может не быть вовсе. Но в эпическим и драматическим произведении, то есть в романе, повести, рассказе, комедии, трагедии, драме сюжет — самое важное.
«Так, стоп. А как насчет сюрреалистических драм типа «В ожидании Годо?» Где вы там сюжет увидели, Авада?» — спросит внимательный читатель — и услышит от меня нижайшую просьбу забыть на время об антисюжете, модернистских и постмодернистских экспериментах. Потому что экспериментировать можно, только разобравшись в основах. О них сейчас и идет речь.
«А у меня тоже вопрос. Я тут не повесть, я драббл пишу, это считается?» — спросит читатель, привыкший к терминологии Фикбука. В принципе, драббл может быть как рассказом, так и стихом в прозе. Как отличить одно от другого? Все просто. На что больше похож ваш драббл?
1. Герой А встречает Героя Б, что-то происходит, в итоге любовь (ну, или все умерли).
2. Его ресницы трепещут, отбрасывая тени на бледную кожу. Это последний день в его жизни. Кажется, он ничего не успел. В общем, все умерли (или нет, но почему — не суть важно).
Если ваша история ближе к первой — то вы пишете рассказ. Если ко второй — вас занесло в лирику.
Теперь к делу, но тоже с основами
Классический сюжет в основе своей имеет пять элементов, давайте их разберем на примере «Курочки Рябы».
Экспозиция: что было до того, как все началось. Экспозиция может быть короткой или длинной, но ее задача — ввести читателей в курс дела, показать им обстоятельства, в которых живут герои, дать понимание контекста. «Жили были дед и баба, и была у них курочка Ряба». Как вы понимаете, в этот момент повествование оборвать нельзя, даже если житие и бытие деда, бабы и их курочки будет растянуто на 300 страниц. Ничего не произошло.
Завязка: ключевое событие, без которого не начался бы сюжет. Это может быть одно короткое событие или целая их череда, но обязательно завязка меняет ситуацию, показанную в экспозиции. «Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». «Ого! — сказал здесь читатель, — Так вот про что я читаю». В детективе завязка — убийство, в любовном романе — встреч героев. Нет, без завязки нельзя.
Развитие и сюжетные перипетии: действие или бездействие героев в новых обстоятельствах. «Баба била-била — не разбила. Дед бил-бил — не разбил». Читатель напряженно следит за результатом, сопереживает героям, болеет за них (или ненавидит их и болеет за злодея, но это второй уровень сложности).
Кульминация: наивысшая точка сюжета, максимальное нарастание напряжения, самое важное событие, разрешающее те проблемы, которые появились в завязке. «Мышка бежала, хвостиком махнула, яйцо упало и разбилось. Плачет баба, плачет дед». Адреналин у читателя зашкалил, сердце бьется, эмоции хлещут через край. Смерть героини в трагедии — это кульминация. Поимка преступника и торжественная речь обвинителя — тоже кульминация.
Развязка: герои разбираются с последствиями, делают выводы. Чаще всего что-то меняется по сравнению с экспозицией. «А курочка Ряба говорит им: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!» Здесь делаются выводы, здесь герой и героиня идут под венец, а детектив садится перед камином с трубкой, вспоминает дело и вздыхает, потому что получил какой-то новый урок.
Основываясь на этой базе, уже можно садиться и писать первый рассказ. Но увы, главные проблемы еще впереди. Поэтому — пойдемте дальше.
Немного про порядок действий
Отступление: про концентрические и хроникальные сюжеты, а также прочие литературоведческие термины вы можете погуглить — в том же литературном словаре все прекрасно объясняется, поэтому я не буду останавливаться на академической стороне вопроса. Практика и только практика. И поменьше терминов.
Самый простой сюжет — линейный. События в нем выстроены в хронологическом порядке, от самого раннего к самомуу позднему. То, что он простой, кстати, не значит, что он плох или примитивен — наоборот, это самый популярный и классический тип сюжета. Что-то случилось, потом случилось что-то еще, а из этого вышло что-то третье. Это самый удобный вариант, если вы пишете рассказ с небольшим количеством героев.
Однако если героев много и они действуют не вместе., а каждый преследует собственные интересы, то сюжет получается многолинейным. И вот тут происходит то, на чем лично я спотыкалась неоднократно: сюжет перестает совпадать с фабулой.
Теперь внимание: второй самый важный термин на сегодня (после сюжета) — фабула, то есть события литературного произведения, выстроенные в хронологическом порядке.
Например, посмотрите:
Гости обедают в комнате.
Вдруг один из них оказывается мертвым.
Детектив проводит расследование.
Оказывается, что преступник отравил гостя, подсыпав яд в его бокал.
Преступник в тюрьме, справедливость торжествует.
Это сюжет.
А вот фабула:
Гости обедают в комнате.
Преступник подсыпает одному из них яд в бокал.
Один из гостей умирает.
Все остальные обнаруживают труп.
Детектив проводит расследование.
Оказывается, что преступник отравил гостя, подсыпав яд в его бокал.
Преступник в тюрьме, справедливость торжествует.
Да, в моем примере разница невелика, но автору важно понимать хронологию событий, чтобы прошлое могло оказывать влияние на настоящее. Понимаете, да? Если вы решите придумать способ убийства в конце, то вы случайно напишете, что у жертва вообще ничего не пьет за ужином.
Если же линий в истории много и они переплетаются, то фабула становится еще важнее. или если вы пишете циклический сюжет, то есть начинаете с конца, потом рассказываете, в чем же дело, и в итоге возвращаетесь на исходную точку.
Совет: если сюжет не развивается строго в хронологическом порядке, всегда отдельно прописывайте фабулу. Желательно заранее. Ну, хотя бы до того, как напишете слово «конец» под своей историей.
Еще сюжет может усложняться вставными историями. Самый банальный, но и самый удобный пример — «Мастер и Маргарита» Булгакова, где помимо основной истории есть вставная, про Понтия Пилата и Иешуа.
«Постойте-ка, а чем тогда отличается сюжет со вставной историей от многолинейного?» — спрашивает сейчас внимательный читатель. Для литературоведов отличий много, а для автора самое главное: в многолинейном сюжете линии так или иначе влияют друг на друга, рано или поздно они физически или эмоционально переплетаются. Вставная история может с основной не соприкоснуться вовсе — она может служить фоном, объяснением мотивации, дополнительным украшением. Но на реальность и на основной сюжет она не влияет. Хотя, если посмотреть, история Пилата даже Иванушку Бездомного слегка затронула, так что… сами понимаете, границы размыты.
Пара слов про героев
Почему пара? Потому что вот тут https://ficbook.net/readfic/7318027 и еще немного тут https://ficbook.net/readfic/7605199 я написала про героев все, что могла. Если вдруг вам нужно про них сказать что-то еще — спрашивайте.
Единственное, что добавлю сейчас про героев: в ходе сюжета главный герой (герои) должны измениться. Если вы закончили ровно тем, с чего начинали, историю можно было бы и не писать.
Поднимаемся на новый уровень сложности
Помните структуру сюжета? На самом деле, это очень упрощенная схема. Внутри каждого из элементов — множество событий, и их расположение — здоровенный такой камень преткновения для не очень опытных авторов.
Я вот не раз замечала, то иногда теряю динамику повествования. Интуитивно не всегда получается понять, где события должны идти валом одно за другим, а где стоит притормозить.
Если рисовать кривую сюжета, то получится синусоида, при это ползущая вверх до определенной точки, а после этого плавно опускающаяся вниз. Это, конечно, упрощенная схема — структура архисюжета, к примеру, значительно сложнее. Но для начала этого будет вполне достаточно.
Внутри сюжета постоянно происходят события, внешние (то есть происходящие в физическим мире) или внутренние (происходящие в эмоциональном и психологическом состоянии героев). Подъемы и спады. Успех в достижении цели и резкая неудача.
Теперь представьте, что на эту синусоиду накладывается вторая — еще одна сюжетная линия. И третья. И еще подсюжет. И внесюжетная история.
Если изобразить все это на бумаге, станет ясно, почему многогранный сложный сюжет вряд ли получится создать с наскока, просто повинуясь бурной фантазии и вдохновению.
Что может пойти не так
Собственно, это может быть тема для отдельной статьи, потому что «не так» в сюжетах идет что-то с завидной регулярностью. Тем не менее, вспоминая прочитанные книги и просмотренные фильмы, я могу выделить следующие ошибки:
«Откуда ни возьмись». Герои могут чудесным образом спасаться. Они могут и чудесным образом попадать в неприятности. Но эти чудеса должны быть заложены в логику вашего мира и вашей истории. А вот если в вашей научной фантастике вдруг внезапно всех спасает волшебная сила любви, то… Возможно (я ни на что не намекаю), у вас проблемы. Ладно, без намеков. В «Гарри Поттере» сила любви спасти всех может — она заложена в логику мира, она там существует. В «Интерстелларе» — не может, потому что там суровые ученые строят суровые космические корабли.
«А обратно на орлах». Помните в фильме «Властелин колец» хоббиты идут-идут, идут-идут, страдают-страдают… а обратно на орлах. Таким образом все пережитые ими трудности перечеркиваются. Ведь как минимум две трети пути можно было спокойно пролететь на орлах, а не пытаться погибнуть на протяжении трех фильмов. Примерно к тем же орлам можно отнести и маховики времени из «Гарри Поттера». Если в вашем сюжете к чудесному спасению героев приводит что-то невероятное, но что можно было бы использовать и раньше, ваш сюжет начинает самоуничтожаться.
«Рояль в кустах». «А это — известный советский пианист. Вот тут у нас случайно стоит в кустах рояль, он сейчас сядет и сыграет». Рояли ломают логику, приводят к внезапным спасениям и зачастую принижают способности героев. К роялям можно отнести, например, все сюжеты, где герой внезапно подслушивает разговор своих друзей, которые оказываются его врагами. Или случайно находит артефакт, на котором будет строиться вся история. При этом починить такой сюжет просто: дайте герою мотив искать этот рояль. Согласитесь, если герой подозревает лучших друзей в предательстве, он будет специально подслушивать их разговоры и тогда рано или поздно что-то услышит. Если герой будет гоняться за артефактом, то тогда не удивительно, что рано или поздно он его найдет.
«Кругом идиоты». Это важно. Если в вашей истории герой побеждает противников только потому что противники — клинические идиоты, то это… либо фильм «Идиократия» в жанре «жесткая сатира», либо плохая история.
«Раз плюнуть». Скучно наблюдать за героем, которому всегда все удается. Это превращает его в Мэри Сью, а сюжет, даже самый увлекательный по задумке, делает нудным.
Если у вас есть идеи, что я забыла — пишите в комментариях, добавлю!
Существует очень много методов создания сюжета, но я поделюсь тем, которым пользуюсь сама — считайте, что это исправленный и дополненный метод «Снежинки», совмещенный с большим количеством графиков и таблиц.
Отступление: если вы пишете рассказ или повесть с одной сюжетной линией, то вполне можете обойтись шагам №1, 2, 3 и 8. Но если у вас макси на +100 страниц — советую не пропускать ни один из описанных дальше шагов. В противном случае вас с большой вероятностью ждет то, с чем я столкнулась на «Сферах влияния» — переписывание уже готовых глав, ощущение потери ориентации в сюжете, паника, творческий кризис, снова переписывание глав. А в итоге — возврат все к тем же шагам, но уже с несколько расшатанной нервной системой.
Шаг 1
В начале было… вдохновение. Или идея. Чем идея отличается от мысли: «Хм, какой прикольный персонаж, что бы мне с ним сделать?» — я подробнее расскажу в третьей части. Здесь только отмечу, что для начала работы над сюжетом нужно что-то вроде: «Это будет история о том, как девочка понесла бабушке пирожки, но что-то в итоге пошло не так, а потом… ну, не знаю, наверное, там в конце будет хэппи-энд».
Вам кажется, что в этой идее слишком мало подробностей? Не страшно. Здесь есть главное: вы знаете, с чего все начинается, этого сейчас достаточно.
Шаг 2
Теперь начинаем работать с идеей, а заодно и с персонажами. Это место для буйства вдохновения. На этом этапе я лично ничего на записываю — просто думаю, фантазирую, что за герои у меня, что с ними происходит, к чему все в итоге приходит. Это достаточно долгий этап — на придумывание истории широкими мазками может уйти как три дня, так и три месяца. Но если вы не коммерческий автор, то, наверное, вы никуда не спешите? На этом этапе можно делать и наброски, и зарисовки — но во благо разума своих читателей я лично стараюсь ничего из этих набросков никуда не выкладывать.
Шаг 3
Наступило время поработать. На этом этапе я начинаю прорабатывать сюжет по методу «Снежинки». Для начала нужно сформулировать свою задумку в одном-двух предложениях. Помните, как звучала начальная идея? Я уверена, после продолжительных раздумий она претерпела некоторые изменения, обросла подробностями. Теперь пора отбросить подробности и вытащить из сюжета самое-самое важное, стержень. «Девочка понесла бабушке пирожки, но бабушку съел волк, притворился бабушкой, чтобы съесть и девочку. Спасли всех охотники».
Или, к примеру: «Мальчик убил величайшего темного волшебника, будучи младенцем. Волшебник возродился и попытался убить мальчика, но тот все равно выжил и победил».
Шаг 4
Снова метод «Снежинки» — представьте, что сюжет нарастает на этот костяк, расширяет его. От центра снежинки расходятся лучи.
Теперь можно расширять записанную идею. Вместо одного-двух предложений у вас должно получиться два-три абзаца. Вы удивитесь, но на эту, казалось бы, простую задачу может уйти несколько дней.
Шаг 5
Из двух трех абзацев дальше я предлагаю расширить историю до двух-трех страниц. Не удивляйтесь, если заметите, что при превращении ваших мыслей в слова сюжет поменяется. Это естественно.
Шаг 6
Дальше метод «Снежинки» предлагает расписывать и конкретизировать сюжет все больше, от идеи длиной в предложение до подробного плана по главам. Но мне кажется, что это скучно и подходит только в том случае, если писать романы по две штуки в год — ваша работа.
Вместо этого предлагаю, опираясь на написанный сюжет, нарисовать таймлайн. Обычно я беру лист бумаги и от руки составляю таймлайн, на котором будут указаны отдельно события в хронологическом порядке, а отдельно — для каждой сюжетной линии. Это очень удобная шпаргалка, поэтому я прописываю даже мелочи, отмечаю цветами, где что происходит, в какие моменты сюжетные линии пересекаются. Если вы не любитель бумаги, неплохо подойдет таблица в экселе.
Шаг 7
Его хочется пропустить. Но если вы пишете не фанфик, то делать этого нельзя ни в коем случае. На этом этапе очень важно создать картотеку персонажей. Пишите хотя бы по несколько предложений о каждом, и не забывайте о мелочах: внешность, одежда. Если вы пишете фанфик, то вместо картотеки персонажей подойдет «Фандомная Вики», тематические сайты.
Зачем составлять карточки? Зачем, что иначе вы рискуете обнаружить, что ваш рыжий веснушчатый главный герой превратился в брюнета, а его возлюбленная маленького роста без труда дотягивается до книг на верхней полке.
Шаг 8
Он вам понравится, я знаю. Этот шаг заключается в том, чтобы наконец сесть и начать писать.
Отступление: на самом деле, где-то между шагами № 7 и 8 есть еще один. Он подразумевает проработку сеттинга. Если вы пишете о реальном мире, то собирайте информацию о тех местах. где происходит действие. Например, при работе над фанфиками по «Шерлоку» я обязательно делаю таблицу, в которую заношу примерное время действия в истории и соотношу его с реальными политическими и экономическими событиями. В «Не любви» этого немного, в «Сферах» — тоже совсем чуть-чуть. Зато во «Взгляде» по упомянутым событиям вы можете определить время действия в каждой главе с точностью до пары дней.
Отступление второе: если вы пишете о нереальном мире, то на этом моменте надо начинать прорабатывать его. Увы, пока у меня нет статьи о создании своей вселенной, но я уже набила в этом вопросе руку (зачеркнуто) очень много шишек, так что обязательно потом поделюсь с вами тем, что узнала.
Вы заметили, что творчество присутствует, по сути, только в двух этапах? Пусть в трех — еще на этапе придумывания персонажей. К сожалению или к счастью, длинная история — это немного вдохновения и очень много работы.
Время от времени я обсуждаю процесс творчества с разными людьми, обладающими как бОльшим опытом, чем я, так и меньшим. И я заметила, что так или иначе в этих разговорах затрагивается несколько острых вопросов.
Есть мир, есть герой, а историю написать не могу, в чем дело?
Возможно, если вы внимательно читали предыдущие две части, то уже поняли, что не так. Дело в том, что герой и мир — это не история вообще. Вы можете написать многотомную энциклопедию о своем мире. Можете создать лирическую поэму, посвященную вашему герою и его страданиям. Но истории у вас не выйдет, потому что нет сюжета.
О личном. Когда мне было… кажется, десять, мы с младшей сестрой придумали мир. И придумывали его на протяжении нескольких лет. Он вышел настолько детально проработанным, что нравится мне до сих пор. В этом мире жили герои, и, честно говоря, я по-прежнему считаю их неплохими. Только когда я лет в четырнадцать села писать на основе этого мира книгу, вышла… кхм… редкостная ерунда. Я не сдалась, написала второй вариант. потом третий. Потом махнула рукой и убрала этот мир в дальний ящик. Сейчас я понимаю, что дело было даже не в возрасте и не в отсутствии опыта, а в том, что у меня не было сюжета. Я не знала, О ЧЕМ рассказывать, поэтому мои герои болтались в моем мире как известная субстанция в проруби. Если вдруг у вас похожая ситуация…
Совет: забудьте на время про мир. Придумайте историю. Кто, куда, почему, зачем, что из этого вышло. А потом уже помещайте историю в мир, а героя — в историю.
Я не знаю, о чем писать. Где взять идею?
Большая часть крутых идей окружает вас. Если вы не можете придумать историю, поищите ее.
Я люблю слушать рассказы других людей, обожаю исторические фильмы, хроники, книги (например, сюжет романа «Сколько стоит корона» я придумала, роясь в истории Войны Алой и Белой розы, а про «Изъян в сказке» подумала, когда случайно увидела пару знакомых кадров из «Трех мушкетеров»).
Неиссякаемый источник вдохновения — сообщества типа Reddit, «Пикабу», «Подслушано». Не кривитесь, там реальные люди рассказывают о том, что с ними произошло. Иногда какая-то фраза может дать толчок воображению. Хорошо помогает смотреть картины, арты, но не в поисках красивых лиц, а в поисках ответов на вопросы: «Что здесь происходит? Как герои здесь оказались? Что было раньше?»
Я стараюсь записывать идеи, даже бредовые, хотя бы парой фраз, и вам советую делать то же самое. У меня в телефоне уже целая копилка, как появляется время — постепенно расчехляю новую идею и начинаю с ней работать.
Даже сны могут помочь, главное (по секрету) НИКОГДА не выкладывайте сюжет, написанный на основе сна, в тот же день, как он вам приснился. Иначе потом есть шанс случайно разбить фейс палмом. Будет больно.
Совет: не держитесь за одну гениальную идею. Да, бывает, вы что-то придумали и вдруг встали в ступор. Вместо того, чтобы истерить по поводу своей бездарности, просто переключитесь на другую. Если первая — действительно та идея, которая вас может прославить, то позднее вы к ней вернетесь, ничего с ней за пару месяцев или лет не случится.
А если у меня не пишется история?
Такое тоже бывает, но здесь важно понять причину. Я выделяю несколько подвидов. Итак, не пишется, потому что…
… творческий кризис, вызванный внешними причинами. Если у вас пмс, стресс на работе, задерживают зарплату, вы простудились, расстались с любимым человеком (список можно продолжать и дальше), то было бы странно, если бы «писалось». В этой ситуации лучшее, что можно сделать — это позаботиться о себе, история подождет.
… творческий кризис длится третий год. А вот это уже (скорее всего) показатель того, что проблема именно в творчестве. Вам точно нравится ваша история? Может, стоит переключиться? Хорошо помогают конкурсы на заданную тему, марафоны, челленджи — форматы, которые заставят вас заняться написанием истории и отвлечься от страданий на тему того, что ваша гениальная задумка не пишется. Скорее всего, после того, как вы закончите другую историю, вас отпустит.
… история не идет. Я спотыкалась на этом неоднократно и поняла, что история не идет почти всегда потому что пропущены какие-то шаги построения сюжета. Если все ясно, продумано и прописано, не идти просто нечему. В этом случае моя рекомендация — прекратить страдать и вернуться к началу, к скелету истории.
… история надоела. Я с таким сталкивалась всего пару раз, это неприятно, но бывает. Вы придумали историю, все расписали, все круто, но… что-то произошло, и история перестала вас интересовать. У вас продуман сюжет, проработаны персонажи и мир, но проблематика вас больше не цепляет. Мой выход в этом случае — не терзать ни себя, ни читателей, и поставить статус «заморожено». Так произошло у меня с работой «Паззл. История продолжается». Она кажется мне детской и скучной, увы. И пока так случилось с «Вероятностью» — меня физически тошнит от сеттинга. Возможно, пройдет время, и я вернусь и к одной, и к другой истории, но для этого они снова должны меня заинтересовать.
… история слишком сложная. У меня сейчас таких две. С одной я знаю, как справиться — это «Победа в лабораторных условиях». Она очень масштабная и с геополитической, и с психологической точек зрения, там очень много сюжетных линий, сложнейший сеттинг и тьма героев. Но я знаю, что, стоит мне закончить «Изъян в сказке» и написать еще одну историю, которая связывает с точки зрения исторического контекста «Изъян» с «Победой» — и все встанет на свои места. А если мне повезет, то все наладится и раньше, после окончания «Изъяна». Вторая — труднее, это история кардинала Ришелье. Считайте, что это моя любимая «гениальная идея». Я к ней возвращаюсь раз в год, пишу главу, плачу в подушку — и откладываю обратно, потому что пока мне не хватает мастерства на такой масштаб и такой уровень исторической проработки, которые требуются. Со временем, когда приобрету побольше опыта, я однозначно эту историю продолжу. Но пока она лежит «в столе», а я набиваю руку на других работах.
… что-то поломалось. Да, такое бывает. Вы все придумали, вы пишете работу, и вдруг раз — и остановка. Затык. Скорее всего, что-то в вашей истории пошло не так, появилась фальшь, нелогичность, нестыковка. Так у меня было со «Сферами влияния», когда на середине третьей части я осознала, что к задуманному финалу просто не могу прийти с имеющимися данными. Мне тогда помог сторонний взгляд и подключение Гаммы. Вместе с человеком, ранее в историю никак не вовлеченным, я смогла понять, что же не так, и, немного пострадав, удалить пятнадцать глав. Вообще, мой совет — не стесняйтесь говорить о своих работах с другими людьми. Иногда это может быть больно и обидно, зато сильно помогает для избавления от таких ситуаций.
… меня раскритиковали, и у меня опустились руки. К счастью или к сожалению, мои литературные истории резко негативной критике ни разу не подвергались. Зато я прошла это как журналист — мой первый редактор обладала милейшей особенностью брать статью в одну руку, красную ручку в другую, и далее редактировать, вслух комментируя каждый пассаж. Эдакий профессор Снейп от мира журналистики, только в облике благообразной женщины восьмидесяти лет. Да и позднее я не раз работала с опытными редакторами с любовью к унижению людей. Так что я понимаю, как бывает больно и обидно. Причем обоснованная критика, что бы там ни говорили, ранит сильнее, чем придирки троллей. Ведь это больно — понимать, что работа, в которую вложено столько сил, на самом деле не стоит выеденного яйца. Выходов два. Можно гордо сказать, что, раз так, к тексту я больше не притронусь. А можно, слегка пострадав, все-таки сесть и разобрать каждую строку критики, каждый пункт, и понять, с чем вы согласны, а с чем нет. Только, пожалуйста, не бегите к подругам-друзьям за поддержкой, чтобы они сказали: «Да ладно, все отлично же!» Обратитесь, если сомневаетесь в объективности критики, к посторонним людям, отнесите историю на какой-нибудь обмен отзывами, а потом — садитесь за работу и редактируйте без жалости. Возможно, вас немного утешит, если я скажу, что одну из статей я переписывала семнадцать раз. Честно. А «Сколько стоит корона» даже без разгромной критики прошла у меня четыре этапа редактуры с переписыванием огромных кусков, глав и с вырезанием многих тысяч знаков текста.
Пожалуй, на этом я остановлюсь. Эта статья не претендует ни на полноту (про сюжеты пишут целые книги на 200 страниц), ни на истинность в последней инстанции. Тем не менее, я буду рада, если кому-то она поможет разобраться в создании сюжета. Если остались какие-то вопросы — пишите в комментариях или в личных сообщениях. Как знать, может, у этой статьи появится еще одна часть.
Iguanidae
Вы категорически правы, сейчас поправлю! Спасибо) |
Спасибо большое
1 |
HallowKey
Короче, надеюсь на вдохновение)) 2 |
lrkis Онлайн
|
|
Что-то захотелось почитать что-нибудь на 200+ страниц по этому поводу.
Как-то оно и всё предельно ясно с методом снежинки, а вот не стыкуется никак с процессами. Начинаешь писать и с первых же абзацев понимаешь, что всё надо переделывать. На кончиках пальцев оно совершенно по-другому всё ощущается. 1 |
lrkis
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу. 2 |
lrkis Онлайн
|
|
Avada_36
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу. Спасибо :)2 |
lrkis Онлайн
|
|
Avada_36
«История на миллион долларов» Лол, забавно, что в английской версии название просто "История". И одно из открывающих предложений:All notions of paradigms and foolproof story models for commercial success are nonsense. 2 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|