↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

О расширенной вселенной «Доктора Кто» (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 533 035 знаков
Статус:
Заморожен
 
Проверено на грамотность
Обзоры на произведения расширенной вселенной по «Доктору Кто», преимущественно аудиопьесы Биг Финиш.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Вкратце о расширенной вселенной и её поклонниках

Знакомство с масштабными сериальными вселенными, к которым мы можем отнести и «Доктора Кто», можно сравнить с прохождением многоуровневой игры. Большинство современных зрителей начинает свою фандомную жизнь с ньюскула — самого доступного уровня, который проходит каждый хувиан, если не считать отдельную часть аудитории, выбирающую для знакомства определённый подуровень, или ньюскульную эпоху, а все остальные эры благополучно игнорирующую. Ко второму уровню я бы отнесла спин-оффы «Доктора Кто». В этом случае нужно учитывать, что всё, что прямо или косвенно связано с сериалом, интересует далеко не всех зрителей, благо нам дают возможность подбирать спин-оффы по своему вкусу. До третьего уровня — олдскула, доходят те поклонники, которые по-настоящему влюбляются в сериал и желают познакомиться с историей «Доктора Кто». Так как знакомство с классикой вызывает некоторые сложности, перед хувианом встаёт выбор, что же ему смотреть: условную «золотую эпоху» олдскула (Третьего, Четвёртого и Пятого Докторов), или «цветные» сезоны и фильм с Восьмым, который можно назвать промежуточным звеном между классикой и ньюскулом, а может, абсолютно весь олдскул, включая чёрно-белый сериал и реконструкции. Если третий уровень для молодых зрителей вполне себе доступен и всё-таки привлекает внимание современной аудитории, то до четвёртого уровня — расширенной вселенной, доходят единицы. Сами эти люди то ли в шутку, то ли всерьёз называют себя элитой фандома — вероятно, по той причине, что зачастую им приходится иметь дело с обвинениями в элитаризме. Я сама являюсь тем человеком, который не раз попрекал искушённых хувиан в своём высокомерии и неуважении к простым смертным, по тем или иным причинам не дошедшим до расширенной вселенной. Как это часто происходит с особо увлечёнными фанатами, кого-то они предметом своей любви и гордости заинтересовывают, а кого-то от расширенной вселенной отвращают. Жаль только, что активная часть русскоязычной элиты фандома этого не понимает и выбирает неправильные способы привлечения внимания хувиан к своему любимому Биг Финиш.

Впервые на Биг Финиш — одну из составляющих расширенной хувианской вселенной, я обратила внимание, когда начала знакомиться с олдскулом и заинтересовалась судьбой спутников Доктора. Примечательно, что несколько лет назад ни в одном хувианском пространстве я не встречала людей, заявляющих, что расширенная вселенная является стопроцентным каноном, с которой каждый хувиан обязан познакомиться. Многие поклонники классики, напротив, подчёркивали, что расширенная вселенная довольно сомнительна, а потому может не считаться продолжением сериала. Почему же дополнительные материалы о «Докторе Кто» можно игнорировать и не считать каноном? Потому что над ними работают люди, не имеющие никакого отношения к персонажам, за которых они берутся, и чужим эпохам. Кроме того, расширенная вселенная зачастую противоречит сериальному канону и самой себе, создаёт сюжетные дыры, переписывает таймлайны героев и не вписывается в оригинальную историю, хотя должна восприниматься нами так, словно мы знакомимся с неснятыми эпизодами «Доктора Кто». В худших случаях Доктора и его спутников без зазрения совести ООСят и прописывают совсем не так, как в сериале, да ещё и без учёта развития их сюжетных линий. Всё это, как по мне, вполне весомые причины для критики расширенной вселенной и нежелания воспринимать её в качестве канона. Так как среди читателей наверняка найдутся люди, считающие меня предвзятой хувианкой, относящейся к расширенной вселенной избирательно, я спешу сказать, что для меня не является каноном даже тот материал, который я, в силу своих предпочтений, вроде как должна превозносить и обожать. Так вот, точно так же, как для меня не являются каноном шипперские истории со всеми Докторами и Ривер, для меня не являются каноном и шипперские истории про Доктора и Роуз. Почему? Потому что они противоречат сериальному развитию и характеру отношений между Доктором и его романтическими интересами.

Скажу больше: точно так же, как для меня является весьма сомнительным каноном новеллизация юбилейного эпизода, написанная Стивеном Моффатом, для меня является сомнительным каноном и новеллизация серии Рассела Т. Дейвиса «Роуз». Если вы читали обе новеллизации и сравнивали их с эпизодами, то вы не могли не заметить, что многие из событий были значительно переписаны или иначе трактованы и оба шоураннера или добавили те сцены, которых в сериале не было, или, напротив, какие-то сцены убрали. Так почему же я должна считать каноном то, что противоречит самому сериалу? Потому что новеллизации были написаны лично Моффатом и РТД? Не меньше, чем противоречащие сериальному канону истории, меня раздражает одна вещь, и это смешение ньюскула и олдскула. В последнее время я невольно чувствую себя ярой олдскульщицей, которая дёргается из-за того, что кто-то смеет ставить святую классику рядом с ужасным ньюскулом, но я действительно не являюсь фанаткой совмещения несовместимых, по моему мнению, вещей. Стоит признать, что классика и ньюскул связаны чисто формально и совсем друг с другом не сочетаются. Может, я неправильная хувианка и не умею воспринимать сериал «как надо», но меня коробит от того, что эпохи шестидесятых — восьмидесятых в последние годы то и дело смешивают с ньюскульными элементами, а в эпохи классических Докторов вставляют ньюскульных спутников. С одной стороны, для любого писателя или сценариста должно быть интересным поиграть с героями, монстрами и Докторами из разных эпох. С другой, люди именно что играют с чужими эрами, и я нахожу это неуважением по отношению к эпохам как таковым — цельным сезонам со своими атмосферой, событиями, персонажами и отношениями, в которые не должны вмешиваться чужие люди. Для чего всё это делается, понять, конечно, просто. Сценаристам нужно привлекать к своим работам внимание, а помогают им в этом популярные ньюскульные персонажи. Отметим, что создатели расширенной вселенной не тратятся на декорации или спецэффекты и получают с аудиопьес и книг приличные деньги. Отсюда мы приходим к тому, что дополнительные материалы — это ещё и выгодные проекты.

Я ни в коем случае не хочу бросаться на сценаристов и писателей больше нужного и обесценивать их работу. Расширение сериальной вселенной — это очень даже благое дело, и изначально создатели дополнительных материалов были энтузиастами, любящими сериал, поддерживающими жизнь «Доктора Кто» после закрытия шоу и воплощающие безумно интересные и оригинальные идеи, которые могли бы превратиться в качественные эпизоды, но так и останутся развлечением для «избранных». И всё-таки спустя долгие годы успешной работы, как это часто происходит, некоторые проекты огламурились и начали писаться ради достижения коммерческих целей. В ином случае никто бы не стал смешивать несовместимое, пытаться угодить узкой аудитории и совсем не следить за тем, чтобы не противоречить сериалу, не создавать лишние сюжетные дыры и не рушить таймлайн Доктора. На заметку: все мои громкие возмущения из-за того, что создатели расширенной вселенной активно пейрингуют олдскульных Докторов с Ривер Сонг, а это одна из моих главных претензий к Биг Финиш, являются обычной реакцией на несправедливость. До того, как сценаристы сделали абсолютной нормой впихивание моффатских спутниц в весь таймлайн Доктора, возможные встречи олдскульных Докторов с моей любимой спутницей Роуз, являющейся точно таким же романтическим интересом Доктора, как и Ривер, воспринимались мной как несерьёзное шипперское развлечение и фанонные истории, которые я благополучно относила в раздел "guilty pleasure". Но если расширенная вселенная дошла до той стадии, что чисто фикрайтерские сюжеты начали подавать в качестве канона, то мне не совсем понятно, почему сценаристы работают на шипперов одного пейринга и в качестве своей аудитории выбирают любителей определённых ньюскульной эпохи и конкретного любовного интереса Доктора. Вероятно, по мнению сценаристов Биг Финиш, Ривер Сонг стоит дороже Роуз Тайлер, а потому единственная заслуживает большого внимания, хороших сценаристов, качественных историй и воплощения заветных желаний шипперов пейринга Доктор/Ривер?

Если возвращаться к русскоязычному хуфандому, то я не знаю, что вдруг произошло, но в какой-то момент расширенная вселенная внезапно перестала быть лакомым кусочком для малой части аудитории и превратилась едва ли не в самое важное блюдо, которое людям никак нельзя игнорировать и нужно воспринимать исключительно как канон. Некоторые хувианы настолько сильно увлекаются дополнительными материалами, что забывают о самом сериале, зато относятся всерьёз к таким мелочам, как рассказы, комиксы и компьютерные игры, что для меня является крайностью и фанатизмом. Сами поклонники расширенной вселенной, разумеется, фанатиками себя не находят, зато считают нормальным хвалиться безграничными знаниями сериальной вселенной, затыкать тех хувиан, которые не знакомы с дополнительными материалами и не учитывают их при анализе или обсуждении «Доктора Кто», а при малейшем споре с другими зрителями пихать всем в лицо бесчисленные аудиопьесы, романы, новеллы и прочие произведения, для того чтобы выгодно отличиться от менее эрудированных хувиан и оставить за собой последнее слово. При этом любителей расширенной вселенной не смущает то, что оппоненты, обладающие разными знаниями о хувианской вселенной, не смогут стать равными собеседниками и понять друг друга. Имея дело с такими товарищами, нужно учитывать и то, что пока вы не потратите целые годы своей жизни, чтобы наконец-то познакомиться со всем обилием дополнительных материалов, по их мнению, вы не будете считаться «настоящим» хувианом и не получите право высказываться. И люди, которые мыслят в подобном направлении, удивляются тому, что их обвиняют в элитаризме?

В то время как любители расширенной вселенной отнюдь меня ей не заинтересовали, а только отвратили от Биг Финиш, о том, чтобы всё-таки познакомиться с аудиопьесами, я задумалась после того, как посмотрела фильм с Восьмым и поняла, что один слабый и не самый интересный фильм с кучей сюжетных дыр и неоднозначных моментов, — это единственное, не считая жалкого специального выпуска, приуроченного к пятидесятилетнему юбилею, что я увижу с глубоко симпатичной мне инкарнацией и одним из любимых британских актёров. Соблазн узнать историю прекрасного, потенциально замечательного, загадочного и, увы, незнакомого для меня Доктора был силён настолько, что я неожиданно для себя начала захаживать в сообщества, помогающие хувианам ориентироваться в расширенной вселенной, и присматриваться к аудиопьесам с участием Пола МакГанна. Сначала меня остановило самое главное препятствие, не дающее огромной части русскоязычного фандома знакомиться с дополнительными материалами, и это языковой барьер. Какими бы просвещёнными знатоками английского языка некоторые хувианы ни были, многие из нас похвастаться таким же преимуществом не могут. Ну так зачем же пристыжать людей, не знающих английский как родной, или требовать от них взять да и выучить иностранный язык, чтобы познакомиться с какими-то там новеллами и пьесами? Не могу не сказать, что с дополнительными материалами фанатам приходится знакомиться через совсем иной формат, значительно отличающийся от сериала, и это также может стать для кого-то препятствием. С некоторыми крупицами расширенной вселенной — переведёнными книгами про ньюскульных Докторов и их спутников и рассказами с олдскульными Докторами — я начала знакомиться давным-давно. Может быть, я читала не самые интересные истории, или мне не повезло с переводами, или книги о приключениях Доктора и впрямь нельзя назвать шедеврами, но у меня, при всей любви к книгам и фанфикам, «Доктор Кто» в виде литературных произведений не пошёл совсем. Вроде бы я люблю и научную фантастику, и «Доктора Кто», но девяносто процентов прочитанных книг, а прочитала я их не так уж и мало, показались мне настолько нудными, неинтересными и слабо написанными, что я начала предвзято относиться к любым дополнительным материалам ещё в начале своего фанатства.

К аудиопьесам я относилась предвзято и настороженно ещё по одной причине: я плохо воспринимаю информацию на слух. Сказать, что такая проблема является редкой, было бы лукавством. Так уж люди, особенно люди двадцать первого века, устроены, что большинство из нас воспримет информацию гораздо лучше, если будет видеть перед собой картинку, а на слух информацию воспримет или плохо, или не сразу, или маленькими порциями. Стандартная аудиопьеса обычно длится около двух часов — больше ньюскульной истории, делящейся на два эпизода. Многие ли хувианы найдут время, чтобы засесть за знакомство с огромным количеством материалов, усидчивость и внимательность, чтобы прослушать истории, ни на что не отвлекаясь, не уходя в свои мысли и ничего не упуская, хотя бы малые познания английского языка, чтобы эти истории понять, способность к восприятию беглого британского английского, а также деньги, чтобы иметь возможность получить желаемый контент? Вскользь отмечу, что последний пункт не является большой проблемой, поэтому вы можете поступить нечестно и просто некрасиво и найти в Интернете практически всё, что вас заинтересует, не заплатив за полученные развлечения ни копейки. Что же до проблем с английским языком, то в фандоме есть добрые люди, которые облегчают другим хувианам жизнь и либо делятся текстами аудиопьес, что значительно упрощает их восприятие, либо выкладывают в социальных сетях переводы некоторых историй. И всё-таки я не могу сказать, что всё это может полностью решить те проблемы, с которыми обычно сталкиваются новички. Собственно, дело не в иностранном языке, или качестве историй, или времени, которое нужно на них потратить, и никто не должен оправдываться и объяснять, почему ему или ей сложно знакомиться с дополнительными материалами. В первую очередь важно искреннее желание человека познакомиться с расширенной вселенной, а она, будем честными, привлекает к себе далеко не всех хувиан и создаётся для ограниченного количества людей и узкой аудитории.

Имеет ли кто-то право кидаться на нелюбителей и критиков расширенной вселенной, людей, которые не хотят с ней знакомиться, и не давать людям возможности высказывать своё мнение о сериале — первичном каноне? Дополнительные материалы на то и называются дополнительными, что они не являются стопроцентным каноном, особенно если противоречат сериалу, не должны кому-либо навязываться и изначально создаются не для всех. Если уж на то пошло, дурным тоном должно быть навязывание каждому зрителю даже олдскула — всё-таки он идёт не у всех, не говоря уже об аудиопьесах. Знакомство с расширенной вселенной — не обязанность. Знакомство с расширенной вселенной — это привилегия, и вместо того, чтобы задирать нос, считать себя пупом фандома и давить на других хувиан, не имеющих возможности познакомиться со всеми книгами и аудиопьесами, счастливчики, которым повезло, должны ценить то, что у них такая возможность есть. Знакомство с расширенной вселенной — это ещё и личный выбор каждого человека, и при наличии денег, времени и знания английского языка люди могут игнорировать дополнительные материалы, если они по каким-то причинам не хотят с ними знакомиться. Хватит отбирать у людей их право высказываться и делить фандом на «правильных» и «неправильных» хувиан. Хватит навязывать поклонникам сериала расширенную вселенную как обязательную часть их знакомства с хувианской вселенной и неоспоримый канон. Как сказал один причастный к сериалу человек, Пол Корнелл (писатель, сценарист, автор эпизодов "Farher`s Day", "Human Nature" и "The Family of Blood"), у «Доктора Кто» в принципе нет никакого канона, ведь нам то и дело приходится иметь дело с альтернативными сюжетными линиями, причём внутри самого сериала, а при таком раскладе спорить, какие из событий являются канонными, а какие — нет, попросту бессмысленно [1].

Чтобы закончить эту главу на позитивной ноте и не пускаться в сторону Биг Финиш с одной критикой, как человек, который всё-таки взялся за аудиопьесы и неожиданно для себя нашёл их прослушивание интересным и просто замечательным фандомным занятием, я хочу сказать, что расширенная вселенная многогранна и не менее самобытна, чем сам сериал. Для теряющихся новичков обилие дополнительных материалов изначально может показаться минусом, но в какой-то момент минус обязательно превратится для вас в жирный плюс. Как только вы начнёте потихонечку осваиваться в новом для себя пространстве, так обязательно найдёте что-нибудь по вкусу и незаметно втянетесь в тот прекрасный мир, который подарил нам множество историй. Когда же вы познакомитесь с определённым количеством книг и пьес и начнёте разбираться в сборниках и авторах расширенной вселенной, тогда и решите сами для себя, что вам интересно, какие Доктора и спутники привлекают вас в аудиоформате больше других и что именно вы считаете каноном, а на что обращать своё внимание не хотите. Если вы несерьёзно относитесь к комиксам и рассказам, которых за долгие десятки лет накопились целые сотни, если не тысячи, — плюйте на комиксы и рассказы. Да, они легко воспринимаются, и вы можете найти в сборниках и журналах самые настоящие бриллианты, но никто не обязан тратить много времени на такие мелочи, ведь не все любят подобные жанры. Если вы их всё-таки любите, то можете начать с переводов, покопаться в сборниках и отыскать свои заветные маленькие сокровища [2]. Если вам интересны истории про ньюскульных Докторов, вы можете попробовать прочитать книги про ньюскульных Докторов и их спутников (некоторые из них были переведены [3]) или послушать аудиопьесы (пока из ньюскульных Докторов в записях поучаствовал лично Дэвид Теннант [4], но и про другие инкарнации вы тоже можете найти парочку пьес). Если вам нравится олдскул и вы хотите узнать о судьбе классических спутников и увеличить времяпрепровождение с классическими Докторами, специально для вас было записано много хороших историй, по качеству ничем не уступающих сериалу [5].

Мне стало понятно уже по нескольким прослушанным проектам, которые знатоки, возможно, могут считать не самыми сильными, по сравнению с другими, что аудиопьесы — это стоящие истории, которые нужно ценить, если у вас есть возможность с ними знакомиться. В аудиопьесах участвуют разные Доктора и спутники, и я рада, что могу отвлекаться от своих шипперских драм, игнорировать сборники про ньюскульных спутников — какие-то из-за слабых сценариев или исполнения, какие-то из-за нелюбимых героев, в них участвующих, а какие-то из-за переписывания всего, что только можно, и переиначивания сериала, и фокусироваться на полюбившихся классических героях. Пьесы не ограничиваются каким-то одним жанром, а события происходят в разных местах и временах, и я нахожу знакомство с пьесами действительно увлекательным. Так как роли озвучивают актёры, играющие Докторов и их спутников, вы сможете вернуться в атмосферу классических сезонов. Я проникаюсь пьесами так, что во время их прослушивания влюбляюсь в «Доктора Кто» и его персонажей снова и снова. Кроме того, благодаря пьесам я смогла изменить мнение об отдельных нелюбимых героях, которым не особенно повезло с прописыванием в самом сериале, потому что истории неплохо раскрывают их характеры, развивают героев и привносят в их сюжетные линии эмоциональность, а в самом сериале всего этого многим компаньонам не хватило. Сейчас мне довольно стыдно, что раньше я бросалась на Биг Финиш исключительно с критикой, возникающей из-за расширения ньюскула и неуместного влезания в классику и её переписывания, потому что аудиопьесы являются качественным контентом, а их создатели делают для хувиан невозможное. Так как Биг Финиш меня отвратил от себя не сам, пусть о некоторых сомнительных проектах я и сейчас не могу и не хочу говорить ничего хорошего, мне грустно, что я встретила не самых приятных людей нашего фандома, которые, может быть, и знают о сериале больше других и переводят дополнительные материалы, но своим поведением делают хуже. Отчасти из-за таких товарищей я долгие годы открещивалась от расширенной вселенной, и для меня до сих пор является загадкой, почему люди, вроде бы заинтересованные в том, чтобы делиться с остальными хувианами прекрасным, ведут себя агрессивно и не уважают поклонников, не разделяющих их интересов. Даже если кто-то называет себя особым фанатом, ни у кого нет права возвышать себя над другими поклонниками сериала. Удивительно, что именно фандом «Доктора Кто» является настолько недружелюбным и нетолерантным.

Примечания:

[1] https://vk.com/wall-5742320_9345.

[2] https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4563296 — здесь вы можете найти переводы романов и рассказов по олдскулу, написанных до 2013 г. (оригинал: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4168380), а здесь: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4358987 — комиксы и журналы, публикующиеся до 2014 года. Новые романы и журналы советую искать на пабликахВКонтакте, посвящённых классике и расширенной вселенной. Сайты откроются через браузер Tor.

[3] https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2984579 — здесь вы можете скачать переводы книг про ньюскульных Докторов, написанные до 2013 г. (https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3496239 — оригинал), а здесь переводы книг, написанных с 2014 по 2018 гг.: http://dec3.narutor.org/torrent/955835/seriya-knig-mezhavtorskiy-tsikl-doktor-kto-17-knig-2014-2018-fb2-rtf.

[4] https://vk.com/dt_asylum?w=page-64483458_46855112 — здесь можно скачать аудиопьесы с участием Дэвида (несколько переведены).

[5] http://garic-che.narod.ru — на этом сайте выложены аудиопьесы, записанные до 2015 года. Новые выпуски можно найти на этом паблике: https://vk.com/doctorwhoexterminate, или в хувианских сообществах. Переводы аудиопьес и комиксов можно поискать вот здесь: https://vk.com/evil_pineapple_pub, https://vk.com/tennant_in_a_tent, https://vk.com/whocorner, https://vk.com/dodowho, https://vk.com/dalek_in_k, https://vk.com/medikchto.

Глава опубликована: 18.01.2021
Отключить рекламу

Следующая глава
Автор ограничил возможность писать комментарии

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх