↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Сюжетостроение для начинающих и продолжающих (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 25 970 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Статья про сюжет и про то, что с ним может пойти не так. Расскажу:
- Что такое сюжет и почему над ним нужно работать?
- Как выстроить сюжет и ничего не упустить?
- Какие ошибки совершают авторы чаще всего?

Я не эксперт в вопросе, но, во-первых, сама много пишу, во-вторых, регулярно учусь и читаю книги умудренных опытом мужей, а в-третьих, активно задействую теорию литературы, экзамен по которой я когда-то весьма успешно сдала))
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Часть 2. Практика

Существует очень много методов создания сюжета, но я поделюсь тем, которым пользуюсь сама — считайте, что это исправленный и дополненный метод «Снежинки», совмещенный с большим количеством графиков и таблиц.

Отступление: если вы пишете рассказ или повесть с одной сюжетной линией, то вполне можете обойтись шагам №1, 2, 3 и 8. Но если у вас макси на +100 страниц — советую не пропускать ни один из описанных дальше шагов. В противном случае вас с большой вероятностью ждет то, с чем я столкнулась на «Сферах влияния» — переписывание уже готовых глав, ощущение потери ориентации в сюжете, паника, творческий кризис, снова переписывание глав. А в итоге — возврат все к тем же шагам, но уже с несколько расшатанной нервной системой.

Шаг 1

В начале было… вдохновение. Или идея. Чем идея отличается от мысли: «Хм, какой прикольный персонаж, что бы мне с ним сделать?» — я подробнее расскажу в третьей части. Здесь только отмечу, что для начала работы над сюжетом нужно что-то вроде: «Это будет история о том, как девочка понесла бабушке пирожки, но что-то в итоге пошло не так, а потом… ну, не знаю, наверное, там в конце будет хэппи-энд».

Вам кажется, что в этой идее слишком мало подробностей? Не страшно. Здесь есть главное: вы знаете, с чего все начинается, этого сейчас достаточно.

Шаг 2

Теперь начинаем работать с идеей, а заодно и с персонажами. Это место для буйства вдохновения. На этом этапе я лично ничего на записываю — просто думаю, фантазирую, что за герои у меня, что с ними происходит, к чему все в итоге приходит. Это достаточно долгий этап — на придумывание истории широкими мазками может уйти как три дня, так и три месяца. Но если вы не коммерческий автор, то, наверное, вы никуда не спешите? На этом этапе можно делать и наброски, и зарисовки — но во благо разума своих читателей я лично стараюсь ничего из этих набросков никуда не выкладывать.

Шаг 3

Наступило время поработать. На этом этапе я начинаю прорабатывать сюжет по методу «Снежинки». Для начала нужно сформулировать свою задумку в одном-двух предложениях. Помните, как звучала начальная идея? Я уверена, после продолжительных раздумий она претерпела некоторые изменения, обросла подробностями. Теперь пора отбросить подробности и вытащить из сюжета самое-самое важное, стержень. «Девочка понесла бабушке пирожки, но бабушку съел волк, притворился бабушкой, чтобы съесть и девочку. Спасли всех охотники».

Или, к примеру: «Мальчик убил величайшего темного волшебника, будучи младенцем. Волшебник возродился и попытался убить мальчика, но тот все равно выжил и победил».

Шаг 4

Снова метод «Снежинки» — представьте, что сюжет нарастает на этот костяк, расширяет его. От центра снежинки расходятся лучи.

Теперь можно расширять записанную идею. Вместо одного-двух предложений у вас должно получиться два-три абзаца. Вы удивитесь, но на эту, казалось бы, простую задачу может уйти несколько дней.

Шаг 5

Из двух трех абзацев дальше я предлагаю расширить историю до двух-трех страниц. Не удивляйтесь, если заметите, что при превращении ваших мыслей в слова сюжет поменяется. Это естественно.

Шаг 6

Дальше метод «Снежинки» предлагает расписывать и конкретизировать сюжет все больше, от идеи длиной в предложение до подробного плана по главам. Но мне кажется, что это скучно и подходит только в том случае, если писать романы по две штуки в год — ваша работа.

Вместо этого предлагаю, опираясь на написанный сюжет, нарисовать таймлайн. Обычно я беру лист бумаги и от руки составляю таймлайн, на котором будут указаны отдельно события в хронологическом порядке, а отдельно — для каждой сюжетной линии. Это очень удобная шпаргалка, поэтому я прописываю даже мелочи, отмечаю цветами, где что происходит, в какие моменты сюжетные линии пересекаются. Если вы не любитель бумаги, неплохо подойдет таблица в экселе.

Шаг 7

Его хочется пропустить. Но если вы пишете не фанфик, то делать этого нельзя ни в коем случае. На этом этапе очень важно создать картотеку персонажей. Пишите хотя бы по несколько предложений о каждом, и не забывайте о мелочах: внешность, одежда. Если вы пишете фанфик, то вместо картотеки персонажей подойдет «Фандомная Вики», тематические сайты.

Зачем составлять карточки? Зачем, что иначе вы рискуете обнаружить, что ваш рыжий веснушчатый главный герой превратился в брюнета, а его возлюбленная маленького роста без труда дотягивается до книг на верхней полке.

Шаг 8

Он вам понравится, я знаю. Этот шаг заключается в том, чтобы наконец сесть и начать писать.

Отступление: на самом деле, где-то между шагами № 7 и 8 есть еще один. Он подразумевает проработку сеттинга. Если вы пишете о реальном мире, то собирайте информацию о тех местах. где происходит действие. Например, при работе над фанфиками по «Шерлоку» я обязательно делаю таблицу, в которую заношу примерное время действия в истории и соотношу его с реальными политическими и экономическими событиями. В «Не любви» этого немного, в «Сферах» — тоже совсем чуть-чуть. Зато во «Взгляде» по упомянутым событиям вы можете определить время действия в каждой главе с точностью до пары дней.

Отступление второе: если вы пишете о нереальном мире, то на этом моменте надо начинать прорабатывать его. Увы, пока у меня нет статьи о создании своей вселенной, но я уже набила в этом вопросе руку (зачеркнуто) очень много шишек, так что обязательно потом поделюсь с вами тем, что узнала.

Вы заметили, что творчество присутствует, по сути, только в двух этапах? Пусть в трех — еще на этапе придумывания персонажей. К сожалению или к счастью, длинная история — это немного вдохновения и очень много работы.

Глава опубликована: 23.07.2020
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
11 комментариев
Спасибо за статью!

Уважаемый автор, вот тут опечатка вкралась: "Да, в моем примере разница невелика, но автору важно понимать хронологию событий, чтобы пошлое могло оказывать влияние на настоящее." - прошлое, наверное)
Avada_36автор
Iguanidae
Вы категорически правы, сейчас поправлю! Спасибо)
Спасибо большое
Очень правильно подмечено, что если герой не изменяется от начала к концу, то эту историю можно было и не писать :). 100%.
Но! А не отвлекаетесь ли вы, дорогая Авада, от вашей основной работы? Продолжений давно уже нет, сюжет застыл... Непорядок!
Avada_36автор
HallowKey
по секрету, это я не отвлекалась, это я с фикбука перетащила наконец-то коллекцию статей. Они по большей части старые)

А так, у Авады переезд, сравнимый с пожаром и апокалипсисом в отдельно взятой квартире) С воскресенья снова будет продолжение... Как только отмоюсь сама и отмою квартиру от строительной пыли)))
О, переезд - это серьёзно! Обожаю переезды. За первые 10 лет семейной жизни мы переезжали 7 раз и ничто так не помогало избавится от ненужного барахла. Кроме того, переезд - это повод создать вокруг себя новую обстановку и получить новый заряд вдохновения. На этой положительной ноте...
Avada_36автор
HallowKey
Короче, надеюсь на вдохновение))
Что-то захотелось почитать что-нибудь на 200+ страниц по этому поводу.
Как-то оно и всё предельно ясно с методом снежинки, а вот не стыкуется никак с процессами.
Начинаешь писать и с первых же абзацев понимаешь, что всё надо переделывать. На кончиках пальцев оно совершенно по-другому всё ощущается.
Avada_36автор
lrkis
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу.
Avada_36
Я всегда рекомендую «Историю на миллион долларов» на эту тему. 200р страниц, очень даже по делу.
Спасибо :)
Avada_36
«История на миллион долларов»
Лол, забавно, что в английской версии название просто "История". И одно из открывающих предложений:
All notions of paradigms and foolproof story models for commercial success are nonsense.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх