↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Художка (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Общий
Размер:
Миди | 73 643 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
"Небо могло упасть на землю, пройти цунами, землетрясение, хляби небесные могли разверзнуться и геенна огненная возгореть, но в три часа дня я должна была быть в художке". Несколько историй про школу и детство.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

За городом

Двухэтажное деревянное здание под посёлком Ильинское, окружённое несколькими длинными бараками-сарайчиками. Крыльцо, заросшее лопухами; линия деревенских умывальников под деревянным навесом; облупившаяся краска веранды, на которой в один удивительно дождливый день мы писали натюрморт с кистью рябины… Заросли незнакомой, но чрезвычайно живописной травы вдоль забора. Ощущение ворвавшейся вдруг красоты жизни, дыхания её во всем, будь то ветер или старое обгорелое дерево над забором; лопух, растущий у помойки; бревенчатая покосившаяся изба; лохматая группа деревьев на поляне; грибы, лежащие в корзинке; ромашка, открывшая лепестки на солнце.

Вдруг оказалось, что всё вокруг тебя — прекрасная картина: каждая мелочь, каждая пылинка. Нужно только научиться всё это рисовать. Ощущение захватывающего великолепия уже сбивало с ног. Следовало только перевести дух и набраться терпения, чтобы через несовершенство своих жалких потуг хотя бы отдалённо передать свои впечатления от увиденного. И постепенно, шаг за шагом, выбраться к чему-то более или менее пристойному. У нас это называлось «расписаться».

Вечерами Владимир Иванович заходил к нам и, как полководец после боевого дня, устраивал быстрый смотр. Кто что добыл за сегодня, где что нашли? Много чего: старую корягу, воробья в пыли, кадку с водой у забора. Все рисунки, будь то быстрые наброски дрожащей рукой на обглоданном по краям листочке или большие картины акварелью — выкладывались прямо на пол. И снова шёл разбор и анализ, спокойное и взвешенное разъяснение — какие находки ценны, что забыли, где переврали, исказили натуру.

Раз в неделю или реже был большой просмотр на веранде. Пара работ от каждого лежала в развернутом виде. Остальные ютились скромной стопочкой, скрывая в себе ранние вставания, бессонные ночи, жаркие дни и холод предрассветных сумерек. Видя чужие работы, я понимала бездну собственного несовершенства и недосягаемые красоты естественных, самых обычных вещей.

Самое удивительное воспоминание — как мы рисовали восход. Наверное, тогда совпало несколько вещей. Подходящий возраст для рассветов и тёплое безоблачное лето; а может быть, в природе человека вообще изначально была заложена радость от встречи нового дня.

С вечера требовалось собрать вещи: покидать в сумку кисти, краски, бумагу, банку и складной стул. Положить поближе да побольше теплой одежды да наказать соседям зверски будить тебя с утра. Каждый раз пробуждение происходило неожиданно и не вовремя. Казалось, что ещё глубочайшая ночь. Вокруг темно, только твои сокурсники тихо поднимались и, не тратя лишних слов, быстро одевались. Жуткий холод не просто пробирал до костей: чувствовалось, что вообще, кроме кожи, на тебе ничего нет, и холод сжимал в тиски.

Рывок — и вот ты уже на крыльце, рядом с неунывающим и как всегда веселым Владимиром Ивановичем. Руки в ноги, и поскорее пошли: через спящий лагерь, мимо полуоткрытых железных ворот, по ухабистой дороге. К реке, а там — скорее расположиться, выслушать наставления. Не передать, как темно и дико, безумно холодно и как съедают тебя комары. А надо ещё заледеневшими пальцами набрать в банку воды, открыть краски и потом секунду подождать.

Вдруг хмурость и тишина серого неба прорывались как будто изнутри возникшим светом. Потом быстро-быстро, и теперь уже без остановки небо начинало светлеть. Надо было успеть схватить, заметить, зацепить краешком кисточки и вытащить на рисунок все эти розовые, оранжево-жёлтые, фиолетово-алые оттенки неба, леса и воды, не забывая: вода в два раза темнее неба; ещё темнее лес; чуть светлее его, но темнее воды — кромка берега. Причём ни лес, ни река, ни небо не должны быть одинакового размера. Лучше всего, чтобы они ложились не параллельно друг другу. Поэтому рисовали живой и красивый изгиб, ёлку или осину, случайно высунувшиеся и нарушающие монотонную линию.

А потом — как будто громкость включили, как будто избавился от глухоты — разом, со всей мочи тысячью ладов и оттенков — запели птицы. В одну секунду выкатился красный шар. Сначала он выглядел маленьким и сморщенным, а потом поднимался все выше и выше. И вот уже не было сил на него смотреть; птицы неистовствовали; засуетились букашки в траве; залетали стрекозы. Как будто все выдохнули.

Новый день всё-таки настал; можно осторожно складывать ещё полумокрые этюды и, несмотря на затёкшие ноги, слегка пошатываясь, брести отмывать кисти и задеревеневшие руки. О, этот вечный строгий наказ, вошедший в плоть и в кровь: ты сам можешь умирать от холода, жары или усталости, над тобой могут проливаться годовые запасы дождей, молнии будут норовить ударить в тебя, наконец, за тобой могут гнаться разъяренные волки — первым делом нужно вымыть кисточки. На рассвете же эта необходимая задача, в общем-то, была легко выполнима: река встречала ласково: вода в ней тёплая и нежная. Пальцы расправлялись, и даже ноги в резиновых сапогах начинали согреваться. Ночной холод прошёл.

Предрассветный пронизывающий холод, полчища комаров, тьма и неприветливость спящего еще мира — все это отступало в прошлое, солнце взошло и вокруг нас зашумела, заигрилась, засверкала наполненная теплым днём жизнь, и можно было спокойно выдохнуть. А выбравшись на сушу, с удивлением увидеть обточенные водой коряги у кромки волны, поросшие мхом камни, пологие берега и рыжий песок под ногами. Можно бродить с друзьями по этому песку и надеяться когда-нибудь нарисовать и эти коряги, и жуков, и птиц.

А потом можно потихоньку, свернув вещички и бережно придерживая этюды, брести на завтрак в столовую, куда уже подтягивались другие, не видевшие рассвета.

Пятнадцать девчонок, это почти весь наш курс, жили в одной большой комнате на втором этаже. Говорят, это Владимир Иванович настоял, чтобы нас поселили там и мы бы не мёрзли внизу. Мальчишки с нашего курса, как более стойкие, обитали где-то внизу, в дебрях первого этажа.

Спали мы на деревянных лежаках, поставленных почти вплотную друг к другу. Одежду и сумки вешали на вбитые в стену гвозди, рисунки запихивали под лежанки-кровати. Повсюду валялись грязные с утра сапоги, изрисованные палитры и сохнущие краски, рисунки, наброски, кисточки.

День наполнялся рисованием: до завтрака; после завтрака; выход на этюд перед обедом; послеобеденный натюрморт; подготовка к рисованию захода солнца и полной луны, вечерних сумерек и ночных теней в чёрном лесу. И странное чувство: ещё три дня назад ты не мог даже листик толком нарисовать, а сейчас получались и кусты, и сосны, и дальние деревья на косогоре зовали тебя, так и желая затанцевать на листе. И вечерние игры в мафию, и бесконечные разговоры, когда уже полузасыпаешь. Завтра опять приходилось вставать на восход, но столько всяких чувств рвалось из груди — и тебе, может быть, впервые в жизни было с кем поделиться.

Запомнились утренний холодок воды в уличном умывальнике, тёплые пушистые оладушки со сгущённым молоком, а главное — удивительная поездка на пароме по озеру: в соседнее село, в баню.

Круглые окна на палубе, белые чайки над водой, а мимо проплывала усадьба Строгановых, будто бы построенная самим Воронихиным, бывшим крепостным, так бережно выпестованным своим хозяином, что ходили даже слухи: уж не в родстве ли они.

Белые, классические спокойные колонны. Не из них ли потом вырос великодержавный и всё же узнаваемо родной Казанский собор в Петербурге, кажущемся отсюда бесконечно далеким? Полузаброшенный пруд возле барского дома, сваленные в кучу брёвна. Конечно, перед баней мы опять рисовали, нельзя же просто так тратить целый день. Да и сама баня для меня — целое приключение: круглые блестящие тазы, мыльная пена, длинные волосы пухлых местных тётушек. Плотный пар, постепенно взлетающий к узким окнам под потолком.

Мы ещё сходили в музей, и там было то, чего я никак не ожидала увидеть: программка домашнего спектакля в усадьбе Воронихиных. Пьеса на французском языке, поставленная в Париже и почти одновременно — в этой тихой, заросшей крапивой усадьбе на берегу мирно плещущегося озера… Так странно было после бани и пухлых тётушек, после пахучих деревенских магазинов увидеть эти слова на французском языке, представить себе здесь театр.

Из окон спальни мы видели деревянное крыльцо нашего временного дома, колодец в сараюшке и директора нашего пленэра и художки Георгия Петровича, каждый день гонявшего на мотоцикле в заозерное село за хлебом. Однажды у парома он попал в аварию и не погиб только потому, что у него в рюкзаке за спиной были спасительные буханки. А мы, дети, были переполнены счастьем. Только немного ворчали, что вкуснейшие рыбные консервы с картошкой нам клали в ту же самую тарелку, что и пушистые оладьи со сгущёнкой.

Глава опубликована: 05.07.2020
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
8 комментариев
Magla Онлайн
Спасибо вам за это ощущение счастья!
Почитала на одном дыхании. Живопись - волшебство, которое мне абсолютно неподвластно, но тем интереснее и ярче было читать и внезапно находить точки соприкосновения: пыльный и жаркий Питер (мои ассоциации с этим городом мало кто принимает, ведь Питер "мокрый и холодный" (с)) и голова Вольтера - старушки)) А детство, природа и время - они отзываются в душе, даже не умеющей толком держать карандаш.
А заодно я (непробужденная к рисованию мать) пометила себе на подкорку пару приемов как изучать с ребенком перспективу)
шамсенаавтор
Magla
Спасибо вам огромное за прочтение и за тепло! Да - счастья было так много - прям через край - что мне очень важно было поделиться. Приятно, что вы услышали и откликнулись!! Вы вообще удивительно благодарный и благодатный читатель!!
Всё влияло на всё. Не было ни одного предмета в мире, который был бы одинок, свободен от окружающей среды и в то же время и сам не влиял бы на неё.

Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

с помощью соотношения пропорций, мы ощущали вдруг волшебную силу передачи точки зрения.

Тут я поняла, что учиться писательству нужно в художественной школе!
Правда, это ведь непреложные правила и для литературного творчества.

шамсена, ваша "Художка" завораживает. Она словно нарисована: много-много картин сменяют одна другую, превращаясь в фильм. Читая, я даже слышала ваш голос, автор) Настоящее кино, где есть и действие, и ненавязчивая, но очень глубокая философия, где сменяются сезоны, и героиня взрослеет. Много деталей, тонкостей самого прцесса рисования, и как же они интересно описаны! Больше всего меня поразил момент, когда изучалась перспектива. Так и вижу огромное окно и полосы трамвайной линии на нем. И, да, стул, который кусачий трон, не идет из головы)
Я не умею рисовать, очень сожалею об этом, и я вам по хорошему завидую.
Спасибо, что написали "Художку". Очень своеобразное, эмоциональное, теплое и познавательное( для меня - точно) произведение. Давно ничего подобного не читала.
Показать полностью
шамсенаавтор
Парасон
Спасибо вам что осилили. Она получилась очень длинная. Эту историю я писала из чувства бесконечной благодарности. Она как бы не совсем моя, а принадлежит тому времени и моему учителю.
[ q]Спасибо вам что осилили.[/q]
Это не так!)
Вчера я хотела найти место про перспективу, опять увлеклась и прочитала во второй раз. И снова были открытия. У вас богатая во всех смыслах работа.
шамсенаавтор
Парасон
спасибо! рада, что вам все пригодилось. Это было волшебное место и время! мне очень хотелось поделиться этим абсолютным, бесконечным счастьем!
NAD Онлайн
Один читатель моего макси научил меня классной форме отзыва. Нужно всего лишь оставлять заметки на полях после каждой главы. Они самые искренние. А потом публиковать дневником.
Я начала читать миди и поняла, что эмоций тут под каждой строкой. И решила повторить опыт того читателя.

Над крышами

Я одновременно вспомнила, как я поступала в музыкалку и нашего тренера по лыжам Дмитрича. В музыкалке всё было просто. На вопрос повторить ноту – видимо спеть в её тональности – я уверенно брякнула: «До. Второй октавы». Меня взяли. В класс баяна, где руководителем был одноклассник моей мамы. Она виновато заглядывала ему в глаза, мол, ну, мол, может, не всё так безнадёжно, а я бегала из школы на уроки, веря, что это кому-то нужно.

А Дмитрич. О, он точно был похож внешне на Снейпа, только тогда ещё не вышла эпопея про Мальчика. Он гонял нас, не давал продышаться, но он сделал нас людьми. Я благодарна ему.

Первый курс

Нам повезло вдвойне ещё и потому, что именно при нас начали организовывать волшебные пленэры — выезды на летнюю базу за городом для рисования. И там наш Владимир Иванович таскал нас на этюды восходов, закатов, полной луны и облаков, уходящих в перспективу, деревенских домов и придорожных кустов.
Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

Шикарно. Желторотики учатся вставать на перо.

Второй курс

На человеческом языке это означало, что они были примерно цвета и фактуры половой тряпки с лёгким оттенком от жёлтого до фиолетового, никаких свежих ярких пятен. Ведь акварель не терпит грубой пошлой новизны, поэтому ткань должна быть слегка поношена и истёрта, и оставлять место для полёта воображения и творческой фантазии.
И всё же. А почему автор не попал на пленэр?

Если замереть на секундочку, остановить бег и посмотреть на потолок, высокий, освещённый длинными лампами дневного света, то увидишь: в нем отражаются и коричневые половицы крашеного деревянного пола; и твои детские мечты и надежды; крики радости и печали; прошедшее в этих стенах детство и наступившая юность. И так же, как прежде, переполняет сердце ощущение счастья и благодарности всему этому миру.

Ну вот а дальше я просто перестала следовать главам. Это совсем не тот случай.
Трудно пытаться собрать мысли в кучу. Эмоции, детские наивные надежды и мечты. Автору это удалось на все сто. Классно, что был такой Владимир Иванович. Классно, что автор, спустя годы, вспоминает об этих детских чистых ощущениях.
А написано-то как... "Превосходно".

Пожалуй, этот оридж-дневник посвящается всем творческим людям. Спасибо вам за то замершее счастье внутри, которое боязливо тронуть.
Показать полностью
Lizwen Онлайн
Спасибо, что поделились этими воспоминаниями. Счастливы те, кому довелось встретить настоящего Учителя, научившего Видеть!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх